Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Означает ли модернизация общества рост индивидуализма?



То, что индивидуализм, или ориентация на са­мое себя, является ключевым элементом совре­менного общества, доказывал Фердинанд Тен-ниес. Он предположил, что в процессе модер­низации мы переходим из Gemeinschaft, осно­ванного на семейных отношениях тесного со­циального контекста, в котором личность чет­ко не определена, в Gesellschaft — рабочее мес­то с индивидуальными задачами и четко раз­граниченными обязанностями. Адам Смит так­же видел в разделении труда индивидуализа­цию человека. Макс Вебер различал сразу не­сколько аспектов индивидуализма: чувство соб­ственного достоинства, автономию (означающую самоуправление), частную жизнь и возможность для человека свободно развиваться.

Многие жители стран Запада думают, что это гении-одиночки развивают бизнес, разрабатыва­ют новые изделия, получают высокую зарплату и придумывают, каким быть нашему будущему. Но так ли это на самом деле? Как много сделано трудом одиночек? А сколько создано благодаря коллективам людей? Почему Нобелевская пре­мия за достижения в науке все реже присужда­ется отдельным лицам? Если творческий гений, совершая открытие, использует идеи, то откуда берутся эти идеи, если не из сообщества людей? Ответьте честно, создаете ли вы себя сами, или все-таки это делают родители, учителя, братья, сестры и ваши друзья?


Глава 5. Коллектив и индивидуум_______________________________ 1_Г7

Следующая дилемма, которая позволяет глуб­же заглянуть в отношения между индивидуа­лизмом и коллективизмом, демонстрирует, ка­ким образом различные культуры решают воп­рос о том, как человеку следует трудиться и зарабатывать.

Какой труд характерен для вашей организации?

А. Все работают сообща, и никого не оценивают по тому, сколько он сделал.

Б. Каждый имеет возможность трудиться само­стоятельно и получает зарплату в зависимос­ти от того, сколько сделал.

На рис. 5.2 показано, как распределились от­веты на этот вопрос. Нации сильно разделились в своем подходе к этой дилемме. Самый высо­кий процент выбора в пользу ответа Б составил 88 процентов. Вместе с тем весьма значителен диапазон разбежки по странам. Только 43 про­цента японцев полагают, что работа — это мес­то, где каждый трудится самостоятельно, тогда как в поддержку другой крайности выступают примерно 90 процентов чехов, поляков, болгар, венгров и россиян. Естественно, что это самым тесным образом связано с политической органи­зацией в данных странах в недавнем прошлом.

Какое сообщество?

Индивидуумы ориентированы либо на себя, либо на сообщество, к которому принадлежат, хотя


Национально-культурные различия. ..

Рис. 5.2. Оценка труда

Процентная доля респондентов, которые работают в организациях, где оцениваются преимущественно индивидуальные заслуги работников


Глава 5. Коллектив и индивидуум_____________________________________ П_9

мы должны быть осторожны, рассуждая о том, какому сообществу конкретные национальные культуры отдают предпочтение. Мы полагали, что высокая вариативность ответов в наших исследованиях связана с многочисленными ви­дами сообществ, с которыми разные культуры ассоциируют вопрос. Возьмем, к примеру, сле­дующую ситуацию:

Сломался станок. Поломка была вызвана не­брежностью одного из членов коллектива. Кто несет ответственность за эту оплошность?

А. Человек, допустивший неполадку, сам несет

ответственность. Б. Поскольку он (она) работает в коллективе,

ответственность должен нести весь коллектив.

Какой из этих двух вариантов наиболее ха­рактерен для вашей страны?

Ответы на данный вопрос в целом похожи на те, которые были получены в предыдущем за­дании, однако есть ряд особенностей. Это свя­зано с различной концепцией сообщества, или коллектива, в разных культурах. Для каждой конкретной национальной культуры необходи­мо определить то сообщество людей, с которым отождествляют себя носители культуры. Напри­мер, в одном случае сообществом являются профсоюз, семья, корпорация, братья и сестры по вероисповеданию, профессиональный коллек­тив, нация в целом или государство. Французы


120_________________________ Национально-культурные различия...

склонны отождествлять себя с la France, la famille, le cadre; японцы — со своей корпора­цией; нации бывшего «Восточного блока» — с коммунистической партией, а ирландцы — с римской католической церковью. Коллекти­вистские цели могут играть положительную или отрицательную роль для бизнеса, в зависимос­ти от того, интересы какого сообщества затра­гиваются, какое отношение оно, это сообщество, выражает и насколько упомянутые цели отве­чают интересам развития бизнеса.

Как видно из рис. 5.3, влияние коммунисти­ческой партии на российских и восточноевро­пейских менеджеров и управляющих оказалось чрезвычайно ограниченным. Эти нации лиди­руют среди тех, кто отдает предпочтение инди­видуальной ответственности. Американцы за­нимают положение чуть выше среднего — 54 процента, что ниже, чем данные ряда евро­пейских государств. Япония отдала 32 процента индивидуализму. Среди стран, предпочитающих коллективизм, лидирует Индонезия (16 процен­тов). Подход к ситуации, конечно, будет разли­чаться по отношению к третьим лицам. Когда на собрании начнут критиковать американский коллектив, очень вероятно, что Билл ткнет Питера локтем в бок и спросит у него, какой это идиот сломал станок и всех подставил. Очень вероятно, что итальянцы в такой ситуации вста­нут и все вместе отправятся восвояси, воспри­няв нарекания как оскорбление, тогда как на самом деле это Джорджио допустил оплошность, работая на станке.


Глава 5. Коллектив и индивидуум

Рис. 5.3. Чья ошибка?

Процентная доля респондентов, которые голосуют

за индивидуальное наказание виновного


122_________________________ Национально-культурные различия...

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.