Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нужен ли корпорациям индивидуализм?



В то время как французы скептически относят­ся к индивидуализму, более оптимистичные по своей природе немцы видят во всем, говоря сло­вами Зиммеля, «органическое единство инди­вида и общества». На США, с их огромными просторами — этакий настоящий рай для эми­гранта,— часто смотрят как на самого большо­го в мире апологета индивидуализма. Француз­ский историк Алексис де Токвиль, живший в девятнадцатом веке, описывал американцев сво­его времени как людей, которые демонстриру­ют «чрезвычайно большую уверенность в себе и способность рассчитывать на свою решитель­ность и возможности». Комиссия по нацио­нальным делам, докладывая президенту Эйзен­хауэру, заявляла, что возможности самовыра­жения для отдельно взятой личности являются важнейшей целью американской цивилизации. Однако мнения несогласных с целесообразно­стью индивидуализма слышны даже в США. Гарвардский социолог Дэниел Белл обвинил распространенный в США тип индивидуалис­та-потребителя, которого он считает явлением модернизма, в ослаблении производственной инфраструктуры Америки. По мере развития информационного общества люди с коллекти­вистским менталитетом имеют возможность эффективнее и шире распространять свои воз­зрения. Информация представляет собой пред­мет обмена, с которым традиционный товаро-


Глава 5. Коллектив и индивидуум________________________________ 1_23

обмен не идет ни в какое сравнение. Переход от «племенного братства» к «универсальной само­стоятельности» — вот что усматривают Белл и Нельсон в современной ситуации, где первое исключает индивидуализм, а второе, наоборот, включает, но при этом все же делает упор на высшие цели коллектива.

Поистине пророческими воспринимаются идеи об интеграции индивидуализма и коллективиз­ма, которые развивал французский социолог де­вятнадцатого века Эмиль Дуркхейм. Он воспри­нимал коллективизм как явление одновременно примитивное и прогрессивное. Обществу в его примитивной форме характерен коллективизм, обусловливающий «коллективную» совесть, ко­торой никто не смеет перечить. Сообщество до­минирует над индивидуумом. Дуркхейм назы­вает это «механической солидарностью людей» и полагает, не без оснований, что, как форма человеческих отношений, такая солидарность все больше теряет почву под ногами по причине того, что промышленность требует разделения труда, а именно к этому «механическая солидарность» очень плохо приспособлена. Это может служить одним из объяснений раннего экономического подъема «индивидуалистских» (в том числе про­тестантских) наций.

Однако Дуркхейм также видел и более зрелую, более сложную форму добровольного объедине­ния людей, которую он назвал «органической солидарностью». Дальнейшее разделение труда приведет к тому, что индивидуум будет иметь все меньше характеристик, роднящих его с дру-


124_________________________ Национально-культурные различия...

гими индивидуумами в пределах одного обще­ства, и со временем потребует новой формы со­циальной интеграции. Это подразумевает, среди прочего, интеграцию по биологическому типу, наблюдаемую у развивающихся организмов, ко­торым зачастую свойственны одновременно и дифференциация, и интеграция. В 1965 году Пол Лоуренс и Джей Лорш обнаружили, что высоко­производительные компании в сфере производ­ства пластмасс, прекрасно развивающиеся в са­мых турбулентных средах, проявляют призна­ки как высокой дифференциации, так и высо­чайшей интеграции. Этот факт служит объясне­нием модели органического роста и указывает на растущую необходимость синтеза индивидуа­лизма и коллективизма в контексте все более сложных, дифференцированных и взаимозави­симых обществ. Мы представляем эту проблему в виде цикла, как минимум, с двумя «отправ­ными точками» (см. рис. 5.4).

Мы все проходим через эти циклы, однако начинаем с разных «отправных точек» и воспри­нимаем их либо как средство, либо как цель. Индивидуалистская культура воспринимает че­ловека в качестве «цели» и смотрит на устрой­ство общества как на средство ее достижения. Коллективистская культура, наоборот, считает «целью» группу, а совершенствование индиви­дов, входящих в группу, «средством для дости­жения цели». Вместе с тем, если отношения но­сят циклический характер, в таком случае то, что одну вещь называют «целью», а другую «средством», или наоборот, является достаточно


Глава 5. Коллектив и индивидуум



произвольным. По определению, циклы никогда не кончаются. Иными словами, каждая «цель» является «средством» для какой-то другой «цели». Мы считаем, что индивидуализм обретает пол­ноту самовыражения, когда служит делу груп­пы, тогда как цели коллектива имеют ценность для индивидуумов только в том случае, если с ними советуются и дают им возможность уча­ствовать в процессе разработки этих целей.


126__________________________ Национально-культурные различия. ..

Каждый родитель знает об этом. Воспитывая своего ребенка, вы стремитесь к тому, чтобы он к восемнадцати годам стал самостоятельным, или же пытаетесь сделать из него будущего хо­рошего семьянина? Безусловно, вы ответите «да» на оба вопроса. Родители во всем мире пытаются вырастить из своего ребенка личность, которая способна позаботиться о себе, но одно­временно может стать полноправным членом своей будущей семьи. В этом примере мы ви­дим суть примирения тезисов. Одна ценность повышает качество другой ценности, по всей видимости, противоположной.

Индивидуализм versus* коллективизма в международном бизнесе

Каковы практические вопросы, возникающие от различий в степени индивидуализма и коллекти­визма? Вернемся к мистеру Джонсону из МСС и трудностям, с которыми ему приходится иметь дело.

Во время совещания в Милане мистер Джонсон сооб­щил присутствующим менеджерам свои идеи по поводу внедрения схемы оплаты, которая предоставит допол­нительные стимулы персоналу и обеспечит большую эффективность работы. Мистеру Джонсону уже давно не нравилось, как в их компании проводятся такие со­вещания, поэтому сегодня он решил поделиться своими идеями. Например, ему не нравилось, что представите-

* Versus (лат.) — против. — Прим. ред.


Глава 5. Коллектив и индивидуум_________________________ 1_27

ли из Сингапура и Африки всегда приезжали не в оди­ночку, а группой. «Я настоятельно прошу, —сказалон, — чтобы филиалы этих стран в будущем присылали для участия в совещании одного делегата, не более. И не мог бы мистер Син из Сингапура передать своему бос­су, чтобы тот впредь присылал на встречу всегда одного и того же представителя, а не каждый раз разного?»

Многие менеджеры не поддержали предложение мистера Джонсона. Мистер Син, мистер Нуэре из Ни­герии и месье Каламье из Франции поинтересовались, чем были вызваны подобного рода изменения. Мистер Син спросил, почему нельзя присылать на совещания представителя, сведущего в конкретных рассматривае­мых вопросах, ведь повестка каждый раз разная. В ходе дискуссии мнения разделились, так что после почти целого часа споров мистер Джонсон предложил про­голосовать. Он был уверен, что большинство коллег-европейцев поддержат его.

Но все оказалось не так просто. Месье Каламье взвол­нованным голосом сказал, что «он шокирован тем, что решение по такому важному и деликатному вопросу здесь пытаются навязать меньшинству». По его мне­нию, непременно требуется достигнуть консенсуса, даже если на это уйдет еще один час. Мистер Син под­держал эту точку зрения, заметив, что «голосование следует приберечь для более тривиальных вопросов». Тогда Джонсон обратился за поддержкой к немецкому и скандинавскому представителям, но, к его удивлению, они согласились с тем, что следует приложить больше усилий, чтобы достичь консенсуса. Мистера Джонсона это расстроило настолько, что он даже не нашел в себе силы возразить представителю из" Нидерландов, кото­рый предложил выяснить путем голосования, следует


128__________________________ Национально-культурные различия. ..

ли им голосовать. Наконец, нигерийцы внесли предло­жение, чтобы дискуссия (и/или голосование) была от­ложена до следующего раза. «Как иначе, — задали они вопрос, — присутствующие собираются согласовать свои взгляды на вопрос с позицией руководителей из головного офиса?» Махнув на все рукой, Джонсон со­гласился. Обсуждение вопроса о внедрении новой си­стемы оплаты также было отложено на некоторое время.

Представительность

Из вышеописанного случая очевидно, что кол­лективистские культуры предпочитают много­численное представительство. Жители Сингапу­ра, Нигерии и Франции отдают предпочтение группе, которая является микрокосмом интере­сов организации или сообщества, которые они представляют. Если в ходе переговоров возника­ет непредвиденная ситуация, «коллективисты» стремятся согласовать пути решения с теми, кто остался дома. Очень редко можно наблюдать си­туацию, когда японец участвует в важных перего­ворах в одиночку. В то же время для англосак­сонской культуры представитель-одиночка, голо­сующий, как подсказывает ему (или ей) совесть, от имени тех, кого он уполномочен представлять, является краеугольным камнем парламентской демократии. Для более коллективистских куль­тур те, кто присутствует на всякого рода сове­щаниях, разделяют мнения тех, кто их послал.

Статус

Люди, у которых нет той или иной «свиты», воспринимаются как лица недостаточно высо-


Глава 5. Коллектив и индивидуум______________________________ \29_

кого статуса. Если у вас нет секретаря, делаю­щего для вас записи, или человека, который несет ваш багаж, вы вряд ли человек высокого ранга. Например, если вы приедете без спутни­ков в Таиланд, тамошняя публика может серь­езно недооценить положение, которое вы имее­те дома.

Переводчики

В ходе англосаксонских переговоров перевод­чику положено занимать нейтральную позицию, играя роль своего рода «черного ящика», в ко­торый «входят» слова на одном языке, а «вы­ходят» — на другом. Переводчик в более кол­лективистских культурах обычно представляет интересы национальной группы, к которой при­ставлен, часто вступая с ней в пространные раз­говоры, а также стремясь быть посредником в разрешении недоразумений, равно как и интер­претатором смысла сказанного. Очень часто он непосредственно участвует в переговорах, отста­ивая интересы своей стороны, и скорее разъяс­няет сказанное, нежели дословно его переводит.

Принятие решений

Принятие решений в коллективистской куль­туре обычно отнимает гораздо больше времени и требует больших усилий для того, чтобы убе­дить всех и каждого в правоте определенной точки зрения. Способ о держания победы над не­согласными, а именно голосование, так часто практикуемый в англоязычных странах, здесь, как правило, неприемлем. В странах с коллек-

5 Зак. 2438


130_________________________ Национально-культурные различия...

тивистской культурой предпочитают проводить длительные консультации и согласования со всеми сторонами, которых касается рассматри­ваемое решение, и ввиду того, что интересы коллектива часто не терпят отлагательства, кон­сенсус рано или поздно будет достигнут. Если с какой-либо стороной или головным офисом в свое время как следует не согласовали какое-либо решение, предварительное «да» впослед­ствии может стать категорическим «нет». Мно­жество мелких возражений, обычно возникаю­щих в ходе согласования, носят скорее практи­ческий, нежели личный или принципиальный характер, и консенсус может быть достигнут множеством способов. Поскольку обе стороны обычно сами участвуют в проведении решения в жизнь, последний этап согласования протекает гладко. Время «потерянное» (с точки зрения ин­дивидуалистов) возвращается, когда согласован­ные моменты не вызывают нареканий. Япон­ский процесс ринги, когда согласуемое решение пускают по кругу и каждый участник должен поставить на нем свою визу, является ярким примером коллективистской традиции, однако он занимает достаточно длительное время.

Японская компания занималась строитель­ством фабрики на юге Нидерландов. Как обыч­но, большое внимание уделялось любой мело­чи. Однако на стадии проектирования допусти­ли ошибку: не была соблюдена одна строитель­ная норма. Нормы строительства в Нидерлан­дах требовали, чтобы реальная высота крыши цеха была на 4 см выше спроектированной. На


Глава 5. Коллектив и индивидуум______________________________ 13^

утверждение нового проекта, согласование ко­торого потребовало консультаций с большим числом людей в головном офисе, ушло, как ока­залось, по одному месяцу на каждый сантиметр.

Американцы и северо-западные европейцы, проповедующие индивидуализм, как правило, насмехаются над такими «проволочками». Но оказывается, что наши процедуры грешат в противоположном направлении. Процесс при­нятия решений в индивидуалистской культуре обычно очень короток — так и возникает перед мысленным взором картина: одинокий индиви­дуалист, делающий выбор в течение несколь­ких судьбоносных мгновений. При этом време­ни действительно тратится меньше, и создается почва для «одноминутных менеджеров» и т. п., но месяцы спустя вдруг может выясниться, что организация на деле систематически игнориру­ет решения, принятые менеджерами, которые ей не по душе. Экономия времени в ходе при­нятия решения часто оборачивается значитель­ными отсрочками в практическом исполнении этих решений.

Индивидуалистское общество, с господствую­щим в нем уважением к индивидуальному мне­нию, очень часто прибегает к голосованию, когда нужно «повернуть нос по ветру», дующему в определенном направлении. Приверженцы кол­лективизма в аналогичной ситуации скорее воз­держатся от голосования, поскольку оно явля­ется проявлением неуважения к тем индивиду­умам, которые не согласны с мнением большин­ства. Здесь предпочитают держать совет, пока


132__________________________ Национально-культурные различия...

не будет найден консенсус. Поэтому окончатель­ный результат требует больше времени, но мо­жет оказаться более стабильным. В индивидуа­листских обществах зачастую наблюдается не­соответствие между эффективностью принятия решения и эффективностью его исполнения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.