В то время как французы скептически относятся к индивидуализму, более оптимистичные по своей природе немцы видят во всем, говоря словами Зиммеля, «органическое единство индивида и общества». На США, с их огромными просторами — этакий настоящий рай для эмигранта,— часто смотрят как на самого большого в мире апологета индивидуализма. Французский историк Алексис де Токвиль, живший в девятнадцатом веке, описывал американцев своего времени как людей, которые демонстрируют «чрезвычайно большую уверенность в себе и способность рассчитывать на свою решительность и возможности». Комиссия по национальным делам, докладывая президенту Эйзенхауэру, заявляла, что возможности самовыражения для отдельно взятой личности являются важнейшей целью американской цивилизации. Однако мнения несогласных с целесообразностью индивидуализма слышны даже в США. Гарвардский социолог Дэниел Белл обвинил распространенный в США тип индивидуалиста-потребителя, которого он считает явлением модернизма, в ослаблении производственной инфраструктуры Америки. По мере развития информационного общества люди с коллективистским менталитетом имеют возможность эффективнее и шире распространять свои воззрения. Информация представляет собой предмет обмена, с которым традиционный товаро-
Глава 5. Коллектив и индивидуум________________________________ 1_23
обмен не идет ни в какое сравнение. Переход от «племенного братства» к «универсальной самостоятельности» — вот что усматривают Белл и Нельсон в современной ситуации, где первое исключает индивидуализм, а второе, наоборот, включает, но при этом все же делает упор на высшие цели коллектива.
Поистине пророческими воспринимаются идеи об интеграции индивидуализма и коллективизма, которые развивал французский социолог девятнадцатого века Эмиль Дуркхейм. Он воспринимал коллективизм как явление одновременно примитивное и прогрессивное. Обществу в его примитивной форме характерен коллективизм, обусловливающий «коллективную» совесть, которой никто не смеет перечить. Сообщество доминирует над индивидуумом. Дуркхейм называет это «механической солидарностью людей» и полагает, не без оснований, что, как форма человеческих отношений, такая солидарность все больше теряет почву под ногами по причине того, что промышленность требует разделения труда, а именно к этому «механическая солидарность» очень плохо приспособлена. Это может служить одним из объяснений раннего экономического подъема «индивидуалистских» (в том числе протестантских) наций.
Однако Дуркхейм также видел и более зрелую, более сложную форму добровольного объединения людей, которую он назвал «органической солидарностью». Дальнейшее разделение труда приведет к тому, что индивидуум будет иметь все меньше характеристик, роднящих его с дру-
гими индивидуумами в пределах одного общества, и со временем потребует новой формы социальной интеграции. Это подразумевает, среди прочего, интеграцию по биологическому типу, наблюдаемую у развивающихся организмов, которым зачастую свойственны одновременно и дифференциация, и интеграция. В 1965 году Пол Лоуренс и Джей Лорш обнаружили, что высокопроизводительные компании в сфере производства пластмасс, прекрасно развивающиеся в самых турбулентных средах, проявляют признаки как высокой дифференциации, так и высочайшей интеграции. Этот факт служит объяснением модели органического роста и указывает на растущую необходимость синтеза индивидуализма и коллективизма в контексте все более сложных, дифференцированных и взаимозависимых обществ. Мы представляем эту проблему в виде цикла, как минимум, с двумя «отправными точками» (см. рис. 5.4).
Мы все проходим через эти циклы, однако начинаем с разных «отправных точек» и воспринимаем их либо как средство, либо как цель. Индивидуалистская культура воспринимает человека в качестве «цели» и смотрит на устройство общества как на средство ее достижения. Коллективистская культура, наоборот, считает «целью» группу, а совершенствование индивидов, входящих в группу, «средством для достижения цели». Вместе с тем, если отношения носят циклический характер, в таком случае то, что одну вещь называют «целью», а другую «средством», или наоборот, является достаточно
Глава 5. Коллектив и индивидуум
произвольным. По определению, циклы никогда не кончаются. Иными словами, каждая «цель» является «средством» для какой-то другой «цели». Мы считаем, что индивидуализм обретает полноту самовыражения, когда служит делу группы, тогда как цели коллектива имеют ценность для индивидуумов только в том случае, если с ними советуются и дают им возможность участвовать в процессе разработки этих целей.
Каждый родитель знает об этом. Воспитывая своего ребенка, вы стремитесь к тому, чтобы он к восемнадцати годам стал самостоятельным, или же пытаетесь сделать из него будущего хорошего семьянина? Безусловно, вы ответите «да» на оба вопроса. Родители во всем мире пытаются вырастить из своего ребенка личность, которая способна позаботиться о себе, но одновременно может стать полноправным членом своей будущей семьи. В этом примере мы видим суть примирения тезисов. Одна ценность повышает качество другой ценности, по всей видимости, противоположной.
Индивидуализм versus* коллективизма в международном бизнесе
Каковы практические вопросы, возникающие от различий в степени индивидуализма и коллективизма? Вернемся к мистеру Джонсону из МСС и трудностям, с которыми ему приходится иметь дело.
Во время совещания в Милане мистер Джонсон сообщил присутствующим менеджерам свои идеи по поводу внедрения схемы оплаты, которая предоставит дополнительные стимулы персоналу и обеспечит большую эффективность работы. Мистеру Джонсону уже давно не нравилось, как в их компании проводятся такие совещания, поэтому сегодня он решил поделиться своими идеями. Например, ему не нравилось, что представите-
* Versus (лат.) — против. — Прим. ред.
Глава 5. Коллектив и индивидуум_________________________ 1_27
ли из Сингапура и Африки всегда приезжали не в одиночку, а группой. «Я настоятельно прошу, —сказалон, — чтобы филиалы этих стран в будущем присылали для участия в совещании одного делегата, не более. И не мог бы мистер Син из Сингапура передать своему боссу, чтобы тот впредь присылал на встречу всегда одного и того же представителя, а не каждый раз разного?»
Многие менеджеры не поддержали предложение мистера Джонсона. Мистер Син, мистер Нуэре из Нигерии и месье Каламье из Франции поинтересовались, чем были вызваны подобного рода изменения. Мистер Син спросил, почему нельзя присылать на совещания представителя, сведущего в конкретных рассматриваемых вопросах, ведь повестка каждый раз разная. В ходе дискуссии мнения разделились, так что после почти целого часа споров мистер Джонсон предложил проголосовать. Он был уверен, что большинство коллег-европейцев поддержат его.
Но все оказалось не так просто. Месье Каламье взволнованным голосом сказал, что «он шокирован тем, что решение по такому важному и деликатному вопросу здесь пытаются навязать меньшинству». По его мнению, непременно требуется достигнуть консенсуса, даже если на это уйдет еще один час. Мистер Син поддержал эту точку зрения, заметив, что «голосование следует приберечь для более тривиальных вопросов». Тогда Джонсон обратился за поддержкой к немецкому и скандинавскому представителям, но, к его удивлению, они согласились с тем, что следует приложить больше усилий, чтобы достичь консенсуса. Мистера Джонсона это расстроило настолько, что он даже не нашел в себе силы возразить представителю из" Нидерландов, который предложил выяснить путем голосования, следует
ли им голосовать. Наконец, нигерийцы внесли предложение, чтобы дискуссия (и/или голосование) была отложена до следующего раза. «Как иначе, — задали они вопрос, — присутствующие собираются согласовать свои взгляды на вопрос с позицией руководителей из головного офиса?» Махнув на все рукой, Джонсон согласился. Обсуждение вопроса о внедрении новой системы оплаты также было отложено на некоторое время.
Представительность
Из вышеописанного случая очевидно, что коллективистские культуры предпочитают многочисленное представительство. Жители Сингапура, Нигерии и Франции отдают предпочтение группе, которая является микрокосмом интересов организации или сообщества, которые они представляют. Если в ходе переговоров возникает непредвиденная ситуация, «коллективисты» стремятся согласовать пути решения с теми, кто остался дома. Очень редко можно наблюдать ситуацию, когда японец участвует в важных переговорах в одиночку. В то же время для англосаксонской культуры представитель-одиночка, голосующий, как подсказывает ему (или ей) совесть, от имени тех, кого он уполномочен представлять, является краеугольным камнем парламентской демократии. Для более коллективистских культур те, кто присутствует на всякого рода совещаниях, разделяют мнения тех, кто их послал.
Статус
Люди, у которых нет той или иной «свиты», воспринимаются как лица недостаточно высо-
Глава 5. Коллектив и индивидуум______________________________ \29_
кого статуса. Если у вас нет секретаря, делающего для вас записи, или человека, который несет ваш багаж, вы вряд ли человек высокого ранга. Например, если вы приедете без спутников в Таиланд, тамошняя публика может серьезно недооценить положение, которое вы имеете дома.
Переводчики
В ходе англосаксонских переговоров переводчику положено занимать нейтральную позицию, играя роль своего рода «черного ящика», в который «входят» слова на одном языке, а «выходят» — на другом. Переводчик в более коллективистских культурах обычно представляет интересы национальной группы, к которой приставлен, часто вступая с ней в пространные разговоры, а также стремясь быть посредником в разрешении недоразумений, равно как и интерпретатором смысла сказанного. Очень часто он непосредственно участвует в переговорах, отстаивая интересы своей стороны, и скорее разъясняет сказанное, нежели дословно его переводит.
Принятие решений
Принятие решений в коллективистской культуре обычно отнимает гораздо больше времени и требует больших усилий для того, чтобы убедить всех и каждого в правоте определенной точки зрения. Способ о держания победы над несогласными, а именно голосование, так часто практикуемый в англоязычных странах, здесь, как правило, неприемлем. В странах с коллек-
тивистской культурой предпочитают проводить длительные консультации и согласования со всеми сторонами, которых касается рассматриваемое решение, и ввиду того, что интересы коллектива часто не терпят отлагательства, консенсус рано или поздно будет достигнут. Если с какой-либо стороной или головным офисом в свое время как следует не согласовали какое-либо решение, предварительное «да» впоследствии может стать категорическим «нет». Множество мелких возражений, обычно возникающих в ходе согласования, носят скорее практический, нежели личный или принципиальный характер, и консенсус может быть достигнут множеством способов. Поскольку обе стороны обычно сами участвуют в проведении решения в жизнь, последний этап согласования протекает гладко. Время «потерянное» (с точки зрения индивидуалистов) возвращается, когда согласованные моменты не вызывают нареканий. Японский процесс ринги, когда согласуемое решение пускают по кругу и каждый участник должен поставить на нем свою визу, является ярким примером коллективистской традиции, однако он занимает достаточно длительное время.
Японская компания занималась строительством фабрики на юге Нидерландов. Как обычно, большое внимание уделялось любой мелочи. Однако на стадии проектирования допустили ошибку: не была соблюдена одна строительная норма. Нормы строительства в Нидерландах требовали, чтобы реальная высота крыши цеха была на 4 см выше спроектированной. На
Глава 5. Коллектив и индивидуум______________________________ 13^
утверждение нового проекта, согласование которого потребовало консультаций с большим числом людей в головном офисе, ушло, как оказалось, по одному месяцу на каждый сантиметр.
Американцы и северо-западные европейцы, проповедующие индивидуализм, как правило, насмехаются над такими «проволочками». Но оказывается, что наши процедуры грешат в противоположном направлении. Процесс принятия решений в индивидуалистской культуре обычно очень короток — так и возникает перед мысленным взором картина: одинокий индивидуалист, делающий выбор в течение нескольких судьбоносных мгновений. При этом времени действительно тратится меньше, и создается почва для «одноминутных менеджеров» и т. п., но месяцы спустя вдруг может выясниться, что организация на деле систематически игнорирует решения, принятые менеджерами, которые ей не по душе. Экономия времени в ходе принятия решения часто оборачивается значительными отсрочками в практическом исполнении этих решений.
Индивидуалистское общество, с господствующим в нем уважением к индивидуальному мнению, очень часто прибегает к голосованию, когда нужно «повернуть нос по ветру», дующему в определенном направлении. Приверженцы коллективизма в аналогичной ситуации скорее воздержатся от голосования, поскольку оно является проявлением неуважения к тем индивидуумам, которые не согласны с мнением большинства. Здесь предпочитают держать совет, пока
не будет найден консенсус. Поэтому окончательный результат требует больше времени, но может оказаться более стабильным. В индивидуалистских обществах зачастую наблюдается несоответствие между эффективностью принятия решения и эффективностью его исполнения.