Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Универсалистская ориентация в противовес партикуляристской



Значительная часть исследований этого измере­ния в области национально-культурных разли­чий проводилась в США; большое влияние на них оказали американские национально-культур­ные преференции. Исследователи все чаще схо­дятся во мнении, что универсализм — это свой­ство, вытекающее из модернизации, более слож­ных и развитых обществ, а партикуляризм свой­ствен небольшим по размеру, часто сельским сообществам, в которых люди знают друг друга лично. Вывод, который вытекает из всего этого: универсализм и высокотехнологичный бизнес идут рука об руку, и поэтому всем народам было бы лучше, если бы они напоминали в этом отно­шении Соединенные Штаты.

Мы не согласны с таким заключением. На­против, мы считаем, что межкультурные дилем­мы необходимо разрешать путем понимания и извлечения пользы из преимуществ подходов каждой из спорящих между собой культурных традиций. Преумножение богатства в мире и развитие производства должны быть эволюци­онным процессом, в ходе которого могут вы­явиться новые и более удачные универсальные принципы, подходящие ко все большему числу конкретных ситуаций и обстоятельств.

Следующее задание было придумано американ­цами Стоуффером и Тоби. Оно лежит в основе од­ного из многих упражнений для аудитории, ис­пользуемых нами на семинарах, и имеет форму


7^6__________________________ Национально-культурные различия. ..

дилеммы, которая позволяет оценить меру парти­куляризма и универсализма у отвечающего:

Вы едете в машине, которой управляет ваш близкий друг. Вы сбиваете пешехода. Вы зна­ете, что скорость машины в момент наезда была никак не меньше 35 миль* в час, а слу­чилось это в зоне городской застройки, где ограничение по скорости составляет 20 миль в час. Других свидетелей происшествия, кро­ме вас, нет. Адвокат друга говорит, что если вы заявите под присягой, что скорость дви­жения машины перед наездом на пешехода была не более 20 миль в час, это сможет убе­речь вашего друга от серьезных последствий.

Вправе ли ваш друг ожидать, что вы его спа­сете?

1а Как мой друг, он вправе ожидать от меня за­явления на суде, что скорость машины была ниже.

1 b Как мой друг, он в какой-то мере вправе ожи­дать от меня заявления на суде, что скорость машины была ниже.

1 с Как мой друг, он не вправе ожидать от меня заяв­ления на суде, что скорость машины была ниже.

Если бы вам как другу на суде нужно было дать ложные показания, как бы вы поступили?

1d Я заявлю на суде, что он ехал со скоростью 20 миль в час.

* 1 сухопутная миля = 1,609 км. — Прим. ред.


Глава 4. Отношения и правила_________________________________ 77

1 е Я не стану говорить в суде, что он ехал со ско­ростью 20 миль в час.

На рис. 4.1 показаны результаты опроса пред­ставителей разных национальностей. Цифра справа от каждой горизонтальной полосы соот­ветствует тем опрошенным, кто заявил, что друг не вправе или отчасти вправе ожидать, что его выручат, и поэтому они не станут давать лож­ные показания (с или b + e). По результатам опроса жители Северной Америки и Северной Европы в своем подходе к данной проблеме проявили себя как универсалисты. Процент уни­версалистов ниже 75 у французов и японцев, а в Венесуэле две трети респондентов солгали бы полиции, чтобы выручить друга.

Реакция универсалиста заключается в том, что чем серьезнее последствия происшедшего ДТП, тем в меньшей степени следует принимать во внимание моральные обязательства перед дру­гом. Его доводы таковы: «Нарушен закон, и то обстоятельство, что в результате серьезно по­страдал человек, лишний раз доказывает, что законы следует блюсти». Это подтверждает ту мысль, что универсалист использует партику­ляризм, строя моральное обоснование своей философии. Частные (партикулярные) послед­ствия служат нам напоминанием о необходимо­сти всеобщих (универсальных) законов.

Представители партикуляристской культуры, напротив, тем более склонны оказать помощь ДРУгу, чем серьезнее положение пострадавше­го. Зачастую они рассуждают: «Друг больше



Националыю-куяыгурные различия. ..

Рис. 4.1. Автомобиль и пешеход

Процентная доля респондентов, которые отдают предпочтение универсалистской системе ценностей в противовес партикуляристской (ответы с или Ь+е)

нуждается в моей помощи, когда у него серьез­ные трения с законом». Универсалисты назва­ли бы такое отношение порочным. Что, если все мы начнем лгать во имя спасения тех, кто нам близок? Общество развалится на части. Безусловно, в таком аргументе что-то есть. Од-


Глава 4. Отношения и правила____________ ■__________________ 79

нако не может ли партикуляризм, основанный на принципах человеческой дружбы, быть ос­новной причиной, почему граждане страны в подавляющем большинстве случаев не наруша­ют законы? Вы любите своих детей или же пич­каете их цитатами из гражданского кодекса? А что, если закон станет оружием в руках кор­румпированной элиты? Что считать порочным? Это еще, как говорится, вопрос.

На одном семинаре мы предложили участни­кам в качестве задания эту дилемму. В группе из Франции была одна англичанка по имени Фиона. Она начала с вопроса, насколько серь­езным было состояние пешехода после наезда. Не имея этой информации, доказывала она, невозможно ответить на вопрос, поставленный в условии. Когда французы из группы спроси­ли Фиону, почему она считает эту деталь важ­ной, вдруг вмешалась в разговор Доминик, со­трудница французской авиакомпании: «Да по­тому, что если этот пешеход очень сильно по­страдал или даже скончался, тогда друг абсо­лютно вправе ожидать от меня помощи. В дру­гом случае я бы еще подумала». Фиона, слегка раздраженная тем, что ее прервали, заметила: «Удивительно. Для меня все обстояло бы как раз наоборот».

Данная иллюстрация показывает, что веро­ятный ответ на данную дилемму «замыкается» на одной из двух возможностей. Наверное, все нации согласились бы с тем, что в идеале эти два подхода следовало бы примирить, т. е. ко всем исключениям из правил нужно подходить


80__________________________ Национально-культурные различия...

с более гуманных позиций. Что отличает нации в настоящее время, так это отправная точка на пути к примирению.

Как видно из рис. 4.1, универсализм более рас­пространен в протестантских культурах, где об­щение паствы с Богом происходит через соблю­дение Божьего закона. Институт людей — посред­ников между Богом и верующими отсутствует, никто не может принимать у другого исповедь или прощать ему грехи. Культуры католичес­кие, напротив, сохранили эти религиозные об­ряды и традиции, что придает католическому вероисповеданию более относительный и парти-куляристский характер. Даже нарушив Божью заповедь, человек все равно может рассчитывать на понимание, на то, что его обстоятельства при­мут во внимание. Бог у католиков почти всегда разделяет их точку зрения. Он, безусловно, про­стит вам ложь во имя друга; бедняге так не по­везло, что глупый пешеход вдруг решил ни с того ни с сего сигануть под колеса.

Страны с сильной универсалистской культу­рой избрали суды в качестве основного средства разрешения конфликтов. Недавно в Америке была издана книга по страхованию в автомобиль­ной сфере; она называется «Стукни меня — мне нужны деньги». Нашу мысль подтверждает тот факт, что в США, самой сутяжнической стране в мире, гораздо больше юристов на душу населе­ния, чем в сравнительно партикуляристской Японии. Чем более универсалистской является страна, тем нужнее институт, отвечающий за охрану истины. (Однако любопытно, что имеет-


Глава 4. Отношения и правила_________________________________ 8j_

ся прямая зависимость между универсализмом и расходами на корм для животных. И дело со­всем не в количестве животных на душу населе­ния: в партикуляристской Франции больше со­бак, чем в универсалистской Германии, однако собаки во Франции воспринимаются как члены семьи и питаются объедками со стола.)

Вместе с тем страны могут проявлять мень­ший или больший универсализм в зависимости от того, о чем трактуют правила. Французские и итальянские менеджеры, проявившие себя как партикуляристы в случае с наездом на пешехо­да, считают, что, когда речь идет о публикации в прессе на такую важную тему, как пища, все обязаны говорить только правду и ничего, кро­ме правды. Рассмотрим случай, описанный Сто-уффером и Тоби.

Вы репортер газеты, которому поручено на­писать заметку о всех ресторанах, недавно от­крывшихся в городе. Ваша близкая подруга вложила все свои сбережения в новый ресто­ран. Вы его посетили, и у вас сложилось о нем неблагоприятное впечатление.

Вправе ли ваша подруга рассчитывать на то, что вы не станете в своей заметке критико­вать ее ресторан?

1 а Как моя подруга, она вправе рассчитывать на то, что я не стану критиковать ее ресторан.

1b Как моя подруга, она лишь отчасти вправе рассчитывать на то, что я не стану критико­вать ее ресторан.


82_________ ___________ Национально-культурные различия...

1с Как моя подруга, она не вправе рассчитывать на то, что я не стану критиковать ее ресторан.

Будете ли вы критиковать в газете ресторан своей подруги, памятуя как о своем долге пе­ред читателями, так и долге перед подругой?

Id Нет

Е Да

В данном случае универсалистским является мнение, что, как журналист, вы пишете для всех читателей без исключения, а не только для сво­ей подруги. И поэтому обязаны быть правди­вым и объективным. К тому же представите­лям некоторых культур кажется более важной борьба за то, чтобы хороший вкус, а не законы или правовые нормы стал достоянием всех лю­дей. Для них легче оставить пешехода в беде, чем допустить, чтобы фальсифицировали каче­ство еды (см. рис. 4.2).

Третья дилемма, которую мы использовали, изучая вопрос об универсалистском и партику-ляристском подходах в разных странах, каса­ется конфиденциальности, когда речь идет о тайных намерениях в бизнесе.

Вы работаете на страховую компанию как врач. К вам на прием пришел близкий друг, которому нужна дополнительная страховка. В результате осмотра вы сделали вывод, что в целом он в хорошей форме, однако у вас есть некоторые сомнения по поводу одного-двух


Глава 4. Отношения и правила

Рис. 4.2. Посредственный ресторан

Процентная доля респондентов, которые не напишут фальшивой рецензии, отказывая подруге в праве надеяться на их помошь (ответы с или Ь+е)

моментов в отношении его здоровья, но при этом вы затрудняетесь поставить диагноз. Насколько вправе ваш друг рассчитывать на то, что вы, основываясь на своих сомнениях, составите медицинское заключение в его пользу?


84__________________________ Национально-культурные различия...

1а Как мой друг, он вправе рассчитывать на то, что я составлю заключение в его пользу, ос­новываясь на своих сомнениях.

1b Как мой друг, он лишь отчасти вправе рас­считывать на то, что я составлю заключение в его пользу, основываясь на своих сомнениях.

1с Как мой друг, он не вправе рассчитывать на то, что я составлю заключение в его пользу, основываясь на своих сомнениях.

Поможете ли вы другу, памятуя о своих обя­зательствах перед страховой компанией?

1d Aa. 1е Нет.

Наблюдаются любопытные различия между ответами на эту задачу и ответами на две пре­дыдущие. Очевидно, что японцы и индонезий­цы резко отошли от ситуационной этики, при­верженность к которой демонстрировали ранее, и неожиданно стали на защиту универсалист­ской аксиомы о корпоративной конфиденциаль­ности. Вполне возможно, это случилось пото­му, что ситуация требует большего, чем помо­щи другу: вопрос в том, что важнее — лояль­ность к своему коллективу (корпорации) или лояльность к индивидууму, не имеющему от­ношения к коллективу.

Эта дилемма может также затрагивать про­блему противостояния коллективизма и инди­видуализма, которая будет рассмотрена в гла­ве 5. Поскольку все дилеммы, о которых идет


Глава 4. Отношения и правила

Рис. 4.3. Врач и страховая компания

Процентная доля респондентов, которые не дадут фальшивого медииинского заключения в ответ на просьбу друга (ответы с или Ь+е)

речь, взаимосвязаны друг с другом, и к тому же носят относительный характер, нам следует проявлять осторожность, интерпретируя смысл, который придают им представители разных национальных культур.


86__________________________ Национально-культурные различия...

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.