Значительная часть исследований этого измерения в области национально-культурных различий проводилась в США; большое влияние на них оказали американские национально-культурные преференции. Исследователи все чаще сходятся во мнении, что универсализм — это свойство, вытекающее из модернизации, более сложных и развитых обществ, а партикуляризм свойствен небольшим по размеру, часто сельским сообществам, в которых люди знают друг друга лично. Вывод, который вытекает из всего этого: универсализм и высокотехнологичный бизнес идут рука об руку, и поэтому всем народам было бы лучше, если бы они напоминали в этом отношении Соединенные Штаты.
Мы не согласны с таким заключением. Напротив, мы считаем, что межкультурные дилеммы необходимо разрешать путем понимания и извлечения пользы из преимуществ подходов каждой из спорящих между собой культурных традиций. Преумножение богатства в мире и развитие производства должны быть эволюционным процессом, в ходе которого могут выявиться новые и более удачные универсальные принципы, подходящие ко все большему числу конкретных ситуаций и обстоятельств.
Следующее задание было придумано американцами Стоуффером и Тоби. Оно лежит в основе одного из многих упражнений для аудитории, используемых нами на семинарах, и имеет форму
дилеммы, которая позволяет оценить меру партикуляризма и универсализма у отвечающего:
Вы едете в машине, которой управляет ваш близкий друг. Вы сбиваете пешехода. Вы знаете, что скорость машины в момент наезда была никак не меньше 35 миль* в час, а случилось это в зоне городской застройки, где ограничение по скорости составляет 20 миль в час. Других свидетелей происшествия, кроме вас, нет. Адвокат друга говорит, что если вы заявите под присягой, что скорость движения машины перед наездом на пешехода была не более 20 миль в час, это сможет уберечь вашего друга от серьезных последствий.
Вправе ли ваш друг ожидать, что вы его спасете?
1а Как мой друг, он вправе ожидать от меня заявления на суде, что скорость машины была ниже.
1 b Как мой друг, он в какой-то мере вправе ожидать от меня заявления на суде, что скорость машины была ниже.
1 с Как мой друг, он не вправе ожидать от меня заявления на суде, что скорость машины была ниже.
Если бы вам как другу на суде нужно было дать ложные показания, как бы вы поступили?
1d Я заявлю на суде, что он ехал со скоростью 20 миль в час.
* 1 сухопутная миля = 1,609 км. — Прим. ред.
Глава 4. Отношения и правила_________________________________ 77
1 е Я не стану говорить в суде, что он ехал со скоростью 20 миль в час.
На рис. 4.1 показаны результаты опроса представителей разных национальностей. Цифра справа от каждой горизонтальной полосы соответствует тем опрошенным, кто заявил, что друг не вправе или отчасти вправе ожидать, что его выручат, и поэтому они не станут давать ложные показания (с или b + e). По результатам опроса жители Северной Америки и Северной Европы в своем подходе к данной проблеме проявили себя как универсалисты. Процент универсалистов ниже 75 у французов и японцев, а в Венесуэле две трети респондентов солгали бы полиции, чтобы выручить друга.
Реакция универсалиста заключается в том, что чем серьезнее последствия происшедшего ДТП, тем в меньшей степени следует принимать во внимание моральные обязательства перед другом. Его доводы таковы: «Нарушен закон, и то обстоятельство, что в результате серьезно пострадал человек, лишний раз доказывает, что законы следует блюсти». Это подтверждает ту мысль, что универсалист использует партикуляризм, строя моральное обоснование своей философии. Частные (партикулярные) последствия служат нам напоминанием о необходимости всеобщих (универсальных) законов.
Представители партикуляристской культуры, напротив, тем более склонны оказать помощь ДРУгу, чем серьезнее положение пострадавшего. Зачастую они рассуждают: «Друг больше
Националыю-куяыгурные различия. ..
Рис. 4.1. Автомобиль и пешеход
Процентная доля респондентов, которые отдают предпочтение универсалистской системе ценностей в противовес партикуляристской (ответы с или Ь+е)
нуждается в моей помощи, когда у него серьезные трения с законом». Универсалисты назвали бы такое отношение порочным. Что, если все мы начнем лгать во имя спасения тех, кто нам близок? Общество развалится на части. Безусловно, в таком аргументе что-то есть. Од-
Глава 4. Отношения и правила____________ ■__________________ 79
нако не может ли партикуляризм, основанный на принципах человеческой дружбы, быть основной причиной, почему граждане страны в подавляющем большинстве случаев не нарушают законы? Вы любите своих детей или же пичкаете их цитатами из гражданского кодекса? А что, если закон станет оружием в руках коррумпированной элиты? Что считать порочным? Это еще, как говорится, вопрос.
На одном семинаре мы предложили участникам в качестве задания эту дилемму. В группе из Франции была одна англичанка по имени Фиона. Она начала с вопроса, насколько серьезным было состояние пешехода после наезда. Не имея этой информации, доказывала она, невозможно ответить на вопрос, поставленный в условии. Когда французы из группы спросили Фиону, почему она считает эту деталь важной, вдруг вмешалась в разговор Доминик, сотрудница французской авиакомпании: «Да потому, что если этот пешеход очень сильно пострадал или даже скончался, тогда друг абсолютно вправе ожидать от меня помощи. В другом случае я бы еще подумала». Фиона, слегка раздраженная тем, что ее прервали, заметила: «Удивительно. Для меня все обстояло бы как раз наоборот».
Данная иллюстрация показывает, что вероятный ответ на данную дилемму «замыкается» на одной из двух возможностей. Наверное, все нации согласились бы с тем, что в идеале эти два подхода следовало бы примирить, т. е. ко всем исключениям из правил нужно подходить
с более гуманных позиций. Что отличает нации в настоящее время, так это отправная точка на пути к примирению.
Как видно из рис. 4.1, универсализм более распространен в протестантских культурах, где общение паствы с Богом происходит через соблюдение Божьего закона. Институт людей — посредников между Богом и верующими отсутствует, никто не может принимать у другого исповедь или прощать ему грехи. Культуры католические, напротив, сохранили эти религиозные обряды и традиции, что придает католическому вероисповеданию более относительный и парти-куляристский характер. Даже нарушив Божью заповедь, человек все равно может рассчитывать на понимание, на то, что его обстоятельства примут во внимание. Бог у католиков почти всегда разделяет их точку зрения. Он, безусловно, простит вам ложь во имя друга; бедняге так не повезло, что глупый пешеход вдруг решил ни с того ни с сего сигануть под колеса.
Страны с сильной универсалистской культурой избрали суды в качестве основного средства разрешения конфликтов. Недавно в Америке была издана книга по страхованию в автомобильной сфере; она называется «Стукни меня — мне нужны деньги». Нашу мысль подтверждает тот факт, что в США, самой сутяжнической стране в мире, гораздо больше юристов на душу населения, чем в сравнительно партикуляристской Японии. Чем более универсалистской является страна, тем нужнее институт, отвечающий за охрану истины. (Однако любопытно, что имеет-
Глава 4. Отношения и правила_________________________________ 8j_
ся прямая зависимость между универсализмом и расходами на корм для животных. И дело совсем не в количестве животных на душу населения: в партикуляристской Франции больше собак, чем в универсалистской Германии, однако собаки во Франции воспринимаются как члены семьи и питаются объедками со стола.)
Вместе с тем страны могут проявлять меньший или больший универсализм в зависимости от того, о чем трактуют правила. Французские и итальянские менеджеры, проявившие себя как партикуляристы в случае с наездом на пешехода, считают, что, когда речь идет о публикации в прессе на такую важную тему, как пища, все обязаны говорить только правду и ничего, кроме правды. Рассмотрим случай, описанный Сто-уффером и Тоби.
Вы репортер газеты, которому поручено написать заметку о всех ресторанах, недавно открывшихся в городе. Ваша близкая подруга вложила все свои сбережения в новый ресторан. Вы его посетили, и у вас сложилось о нем неблагоприятное впечатление.
Вправе ли ваша подруга рассчитывать на то, что вы не станете в своей заметке критиковать ее ресторан?
1 а Как моя подруга, она вправе рассчитывать на то, что я не стану критиковать ее ресторан.
1b Как моя подруга, она лишь отчасти вправе рассчитывать на то, что я не стану критиковать ее ресторан.
1с Как моя подруга, она не вправе рассчитывать на то, что я не стану критиковать ее ресторан.
Будете ли вы критиковать в газете ресторан своей подруги, памятуя как о своем долге перед читателями, так и долге перед подругой?
Id Нет
Е Да
В данном случае универсалистским является мнение, что, как журналист, вы пишете для всех читателей без исключения, а не только для своей подруги. И поэтому обязаны быть правдивым и объективным. К тому же представителям некоторых культур кажется более важной борьба за то, чтобы хороший вкус, а не законы или правовые нормы стал достоянием всех людей. Для них легче оставить пешехода в беде, чем допустить, чтобы фальсифицировали качество еды (см. рис. 4.2).
Третья дилемма, которую мы использовали, изучая вопрос об универсалистском и партику-ляристском подходах в разных странах, касается конфиденциальности, когда речь идет о тайных намерениях в бизнесе.
Вы работаете на страховую компанию как врач. К вам на прием пришел близкий друг, которому нужна дополнительная страховка. В результате осмотра вы сделали вывод, что в целом он в хорошей форме, однако у вас есть некоторые сомнения по поводу одного-двух
Глава 4. Отношения и правила
Рис. 4.2. Посредственный ресторан
Процентная доля респондентов, которые не напишут фальшивой рецензии, отказывая подруге в праве надеяться на их помошь (ответы с или Ь+е)
моментов в отношении его здоровья, но при этом вы затрудняетесь поставить диагноз. Насколько вправе ваш друг рассчитывать на то, что вы, основываясь на своих сомнениях, составите медицинское заключение в его пользу?
1а Как мой друг, он вправе рассчитывать на то, что я составлю заключение в его пользу, основываясь на своих сомнениях.
1b Как мой друг, он лишь отчасти вправе рассчитывать на то, что я составлю заключение в его пользу, основываясь на своих сомнениях.
1с Как мой друг, он не вправе рассчитывать на то, что я составлю заключение в его пользу, основываясь на своих сомнениях.
Поможете ли вы другу, памятуя о своих обязательствах перед страховой компанией?
1d Aa. 1е Нет.
Наблюдаются любопытные различия между ответами на эту задачу и ответами на две предыдущие. Очевидно, что японцы и индонезийцы резко отошли от ситуационной этики, приверженность к которой демонстрировали ранее, и неожиданно стали на защиту универсалистской аксиомы о корпоративной конфиденциальности. Вполне возможно, это случилось потому, что ситуация требует большего, чем помощи другу: вопрос в том, что важнее — лояльность к своему коллективу (корпорации) или лояльность к индивидууму, не имеющему отношения к коллективу.
Эта дилемма может также затрагивать проблему противостояния коллективизма и индивидуализма, которая будет рассмотрена в главе 5. Поскольку все дилеммы, о которых идет
Глава 4. Отношения и правила
Рис. 4.3. Врач и страховая компания
Процентная доля респондентов, которые не дадут фальшивого медииинского заключения в ответ на просьбу друга (ответы с или Ь+е)
речь, взаимосвязаны друг с другом, и к тому же носят относительный характер, нам следует проявлять осторожность, интерпретируя смысл, который придают им представители разных национальных культур.