Знак предупреждает водителей о приближении к участку дороги, выходящему на набережную или берег какого-либо водоема. Знак устанавливается независимо от того, есть ли там дорожное ограждение или его нет. На въездах на паромную переправу знак 1.8 устанавливается с табличкой 7.11 «Паромная переправа».
Подъезжая к такому участку, водитель должен уделить особое внимание выбору правильного направления движения и скорости, чтобы избе-
жать съезда транспортного средства в водоем. На дорогах вне населенных пунктов знак 1.8 повторяется. Первый знак устанавливается на расстоянии 150—300 м от опасного участка, второй — на расстоянии не менее 50 м.
1.9 «Тоннель». Приближение к сооружению, не имеющему искусствен ного освещения, обзорность въездного портала которого ограничена или на подъезде к нему сужена проезжая часть.
Знак устанавливается перед тоннелями, в которых нет искусственного освещения или если на подъезде к ним сужена проезжая часть, а также перед тоннелями, въездные порталы которых из-за рельефа местности видно с расстояния менее 150 м.
Если при въезде в тоннель не видно его противоположного конца, вместе со знаком 1.9 применяется табличка 7.2.1 «Зона действия».
Въезжая в тоннель, не имеющий освещения, водитель транспортного средства, согласно п. 9.8. «д» Правил, должен включить ближний свет фар независимо от времени суток.
1.10 «Неровная дорога». Участок дороги, имеющий неровности про езжей части — волнистости, наплывы, вспучивания.
Знак 1.10 устанавливается перед участками дорог, имеющими неровности проезжей части (волнистости), наплывы, вспучивания, величина которых превышает допустимые. Согласно ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию», предельная высота наплывов не должна превышать 2 см для дорог I—III категорий и групп А, Б населенных пунктов и 4 см — для остальных категорий и групп.
Знак 1.10 временный и устанавливается на период, необходимый для проведения соответствующих работ на дороге. Этот знак имеет желтый фон.
1.11 «Бугор». Участок дороги с буграми, наплывами или неплавным сопряжением конструкций мостов. Знак также может применяться перед искусственно создаваемыми буграми в местах, где необходимо принуди тельно ограничить скорость движения транспортных средств (опасные вы езды с примыкающих территорий, места с интенсивным движением детей через дорогу и т. п.).
Знак устанавливается на дорогах при наличии бугров, «горбатых» мостов или неплавных стыков мостов, а также перед искусственно создаваемыми повышениями проезжей части в местах, где необходимо принудительно снизить скорость.
Согласно Государственному стандарту «Безопасность дорожного движения. Элементы принудительного снижения скорости на улицах и дорогах. Общие требования. Правила применения», приспособления в виде настилов применяются для принудительного снижения скорости движения транспортных средств перед пешеходными переходами, возле детских, учебных и спортивных сооружений по согласованию с УГАИ ГУ-УМВД Украины в Крыму, областях, городах Киеве и Севастополе.
Указанным ДСТУ предусмотрено применение двух типов настилов на полосе движения:
— прямоугольной формы — высотой 100 мм, шириной в основании 1500 мм и с уклоном плоскости относительно основания 1:5;
— в форме полусферического бруса высотой 100 мм с основанием 2000 мм. Настилы должны применяться в количестве не менее 3 штук и распола гаться на расстоянии 5 - 6 м один от другого. Первый настил по ходу дви-
жения должен устанавливаться вне населенных пунктов на расстоянии 150 м, в населенных пунктах — на расстоянии 50 м от опасного участка. Для их зрительного восприятия, настилы должны быть окрашены в желтый цвет.
1.12 «Выбоина». Участок дороги с выбоинами или проседаниями до рожного покрытия на проезжей части.
Знак устанавливается при наличии на участках дорог выбоин, проседаний дорожного покрытия, величина которых превышает допустимые. Согласно ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию», предельная глубина отдельных просадок, выбоин не должна превышать 4 см для дорог I—III категорий и групп А, Б населенных пунктов и 6 см — для остальных категорий и групп.
Знак 1.12 временный и устанавливается на период, необходимый для проведения соответствующих работ на дороге. Этот знак имеет желтый фон.
1.13 «Скользкая дорога». Участок дороги с повышенной скользкос тью проезжей части.
Знак устанавливается перед участками дорог, на которых коэффициент сцепления шин с влажным покрытием проезжей части меньше допустимого. Согласно ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию», коэффициент сцепления колес автомобиля с влажным покрытием проезжей части и дорог должен соответствовать данным, приведенным в табл. 33. 2.
Таблица 33. 2
Характеристика участков дорог
Минимальное значение коэффициента сцепления
Участки прямые или на кривых радиусами 1000 м и более, горизонтальные или с продольными уклонами не более 30 %о, с укрепленными обочинами без пересечений и примыканий в одном уровне (легкие условия движения)
0,30
Участки на кривых в плане радиусами от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 %о до 60 %о, участки в зонах сужения проезжей части при реконструкции (затрудненные условия движения)
0,35
Участки с видимостью менее расчетной, подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные, зоны пересечений в одном уровне (опасные условия движения)
0,45
Перед въездом на участок дороги, обозначенный знаком 1.13, водителям рекомендуется снизить скорость и двигаться по этому участку с особой осторожностью. Снижение скорости на скользкой дороге следует производить плавным нажатием на педаль тормоза без выключения сцепления. Наиболее безопасным в этих условиях является снижение скорости транспортного средства торможением двигателем, для чего при въезде на опасный участок дороги следует включить пониженную передачу.
Знак применяется с табличкой 7.13 «Влажное покрытие», а на участках дорог с гололедом — с табличкой 7.12 « Гололед».
На дорогах вне населенных пунктов знак 1.13 повторяется. Первый знак устанавливается на расстоянии 150—300 м от опасного участка, второй — на расстоянии не менее 50 м.
1.14 «Выброс каменных материалов». Участок дороги, на котором воз можен выброс гравия, щебня и т. п. из-под колес транспортных средств.
Знак устанавливается перед участками дорог, на которых в период проведения ремонтных работ возможен выброс щебня, гравия и т.п. из-под колес транспортных средств.
Подъезжая к такому участку дороги, водитель должен снизить скорость, особенно во время встречного разъезда, а также правильно выбрать дистанцию и интервал, чтобы предупредить повреждение ветрового стекла автомобиля.
Для информирования водителей о длине опасного участка дороги знак может устанавливаться с табличкой 7.2.1 «Зона действия».
На дорогах вне населенных пунктов знак 1.13 повторяется. Первый знак устанавливается на расстоянии 150—300 м от опасного участка, второй — на расстоянии не менее 50 м.
Знак 1.14 временный, устанавливается на период, необходимый для выполнения соответствующих работ на дороге, и имеет желтый фон.
1.15 «Опасная обочина». Повышенная, заниженная, разрушенная обо чина или обочина, на которой выполняются ремонтные работы.
Знак устанавливается перед участками дороги, на которых вследствие дорожных работ или под воздействием природных явлений разрушена обочина.
Водителям транспортных средств, двигающимся в зоне действия этого знака, не следует останавливаться, выезжая на обочину, чтобы избежать заноса транспортного средства или съезда его в кювет и даже опрокидывания.
На дорогах вне населенных пунктов знак 1.15 повторяется. Первый знак устанавливается на расстоянии 150—300 м от опасного участка, второй — на расстоянии не менее 50 м.
Знак 1.15 временный, устанавливается на период, необходимый для выполнения соответствующих работ на дороге, и имеет желтый фон.
1.16 «Падение камней». Участок дороги, на котором могут быть паде ние камней, обвалы, оползни.
Знак устанавливается перед участками дороги, на которых возможны обвалы, сдвиги, снежные лавины и камнепады.
Водителям на таком участке дороги следует обратить особое внимание на характер опасности, которая может возникнуть, и учитывать это при управлении транспортным средством.
На дорогах вне населенных пунктов знак 1.16 повторяется. Первый знак устанавливается на расстоянии 150—300 м от опасного участка, второй — на расстоянии не менее 50 м.
1.17 «Боковой ветер». Участок дороги, на котором возможен сильный боковой ветер или его внезапные порывы.
Знак устанавливается перед участками дорог, проходящими по горным перевалам, высоким насыпям, мостам, путепроводам, вдоль ущелий, обрывов и рек, берега моря и т.п., на которых возможен сильный боковой ветер или его внезапные порывы. Такие участки дороги представляют большую опасность для транспортных средств, имеющих значительную боковую площадь (автобусы, рефрижераторы и т.п.), легковых автомобилей с прицепами и особенно для двухколесных транспортных средств. С этой позиции существенную опасность представляют разрывы в посадках зеле-
ных насаждений вдоль дорог, где создается мощный поток воздуха, сдерживаемый по бокам деревьями и кустарниками. Во время движения транспортного средства на большой скорости порывы бокового ветра могут привести к потере его управляемости.
На легковой автомобиль при скорости ветра 20 м/с действует дополнительная боковая сила, равная примерно 2,0—2,5 кН. Такая сила может существенно повлиять на прямолинейное движение автомобиля, особенно тогда, когда сцепление колес с покрытием дороги недостаточное (на больших скоростях или когда покрытие проезжей части мокрое). Поэтому водитель, подъезжая к такому участку дороги, должен снизить скорость и принять меры, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Для информирования водителей о длине опасного участка вместе со знаком может устанавливаться табличка 7.2.1 «Зона действия».
1.18 «Низколетящие самолеты». Участок дороги, проходящий вблизи аэродрома либо над которым самолеты или вертолеты пролетают на не большой высоте.
Знак устанавливается перед участками дорог, проходящими вблизи аэродромов, над которыми самолеты или вертолеты пролетают на небольшой высоте.
Установка этого знака вызвана тем, что водитель, не видя источника повышенного шума и стараясь определить его местоположение, может отвлечься от управления транспортным средством и при этом потерять из поля зрения дорогу, что может повлечь за собой выезд на полосу встречного движения, смежную полосу или на обочину, что при высокой скорости движения крайне опасно.