17.1. На дороге с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенной дорожным знаком 5.8 или 5.11, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.
Если полоса для движения маршрутных транспортных средств обозначена дорожным знаком 5.8 (рис. 17.1 а) или 5.11 (рис. 17.1 б) и отделена от остальной проезжей части сплошной широкой желтой линией дорожной разметки 1.2, на ней запрещены всякое движение и въезд для остановки, а также стоянки других транспортных средств. Если полоса для движения маршрутных транспортных средств обозначена знаком 5.8 и отделена от остальной проезжей части прерывистой широкой желтой линией разметки 1.2, на нее разрешается заезжать (пересекать) только для выполнения поворота (направо или налево в зависимости от направления, в котором разрешено движение) при выезде на эту дорогу с примыкающих улиц или территорий и выезда с этой дороги на примыкающие улицы (если въезд на них не запрещен).
Рис. 17.1.Порядок движения по специально выделенной полосе для движения маршрутных транспортных средств.
17.2. Водитель, который поворачивает направо на дороге с полосой для маршрутных транспортных средств, отделенной прерывистой линией дорожной разметки, может выполнять поворот с этой полосы. В таких местах разрешается также заезжать на нее при выезде на дорогу и для посадки либо высадки пассажиров у правого края проезжей части.
Для увеличения пропускной способности улиц и дорог полоса для движения маршрутных транспортных средств отделяется от остальной проезжей части прерывистой линией разметки.
Если полоса для движения маршрутных транспортных средств отделена от остальной проезжей части прерывистой широкой желтой линией, заезжать на нее разрешается только для остановки с целью посадки или высадки пассажиров (рис. 17.2 а), выполнения поворота направо при выезде на эту дорогу с примыкающих улиц (рис. 17.2 б). Въезд на такую полосу для погрузки и разгрузки груза запрещается.
Рис.17.2. Порядок движения по специально выделенной полосе для движения маршрутных транспортных средств.
17.3. Вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают полосу движения нерельсовых транспортных средств, преимущество предоставляется трамваю (кроме случаев выезда трамвая из депо).
Требование этого пункта Правил устанавливает преимущество трамваев в движении вне перекрестков при пересечении трамвайной линией дороги (рис. 17.3). Если такие пересечения трамвайной линией дороги имеют место на выезде из трамвайных депо, то трамваи не пользуются преимуществом в движении, так как они выезжают с примыкающей территории и еще не находятся на маршруте, а также не имеют жесткого графика движения и своей остановкой не будут создавать препятствий для движения нерельсовым транспортным средствам (рис. 17.4). Вне выездов из депо трамваи пользуются преимуществом перед нерельсовыми транспортными средствами, за исключением случаев, оговоренных Правилами (преимущество транспортных средств, движущихся со специальными сигналами; проезд перекрестков неравнозначных дорог; движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции вместе с красным или желтым сигналом основного светофора).
Рис.17.3. Преимущество трамвая в случае, если трамвайные пути пересекают полосу для движения нерельсовых транспортных средств.
Рис. 17.4.Порядок выезда и заезда трамвая в депо. 159
17.4. В населенных пунктах, приближаясь к автобусу, микроавтобусу или троллейбусу, начинающему движение от обозначенной остановки, расположенной в заездном «кармане», водители прочих транспортных средств обязаны уменьшить скорость, а при необходимости остановиться, чтобы дать возможность маршрутному транспортному средству начать движение.
С целью соблюдения графика движения, для создания удобств пассажирам и предоставления приоритета маршрутным транспортным средствам в населенных пунктах, в частности, для уменьшения времени на трогание с мест остановок и вливание в транспортный поток, введено исключение из общих требований начала движения, изложенных в пунктах 10.1, 10.3 Правил. Указанное преимущество предоставляется автобусам, микроавтобусам и троллейбусам, движущимся по установленным маршрутам и начинающим движение от остановки, расположенной в заездном «кармане» и обозначенной знаком 5.41 или 5.43. Это требование означает, что в случае приближения к автобусу, микроавтобусу или троллейбусу, начинающему движение от обозначенной остановки, расположенной в заездном «кармане», о чем он сигнализирует указателем левого поворота, водители других транспортных средств обязаны уменьшить скорость, а в случае необходимости остановиться, чтобы дать возможность маршрутному транспортному средству начать движение. При этом водитель автобуса (троллейбуса) также обязан убедиться в том, что у транспортного средства, приближающегося к остановке, имеется техническая возможность выполнить требования этого пункта, исходя из положения п. 17.5 Правил. Этим положением должны руководствоваться и водители других транспортных средств, т.е. если они не имеют возможности уступить дорогу маршрутному транспортному средству без применения экстренного торможения, то могут продолжать движение; не уступая дорогу маршрутному транспортному средству. Но оба водителя транспортных средств обязаны обеспечить безопасность дорожного движения. Кроме того, водитель маршрутного транспортного средства должен включать указатели левого поворота только после закрытия дверей и до вливания в транспортный поток, чтобы не создавать неудобств другим участникам дорожного движения.
На автомобили-такси (в том числе и маршрутные) требование этого пункта не распространяется, так как они движутся без соблюдения графика.
Рис.17.5. Преимущество маршрутных транспортных средств при начале движения от остановки в населенном пункте.
Водители автобусов, микроавтобусов и троллейбусов, подавшие сигнал о намерении начать движение от остановки, должны принять меры для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Требование пункта 17.4 не означает, что водители автобусов, микроавтобусов и троллейбусов, подавшие сигнал левого поворота, могут немедленно начинать движение от остановки, не убедившись в безопасности дорожного движения. После подачи предупреждающего сигнала о намерении начать движение они должны убедиться, что их маневр будет безопасным и не вынудит других водителей резко тормозить или изменять направление движения, и только после этого начинать движение (см. комментарий к п. 17.4).