Поскольку водитель транспортного средства при выезде с примыкающей территории должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, то другие водители не должны создавать ему ограничения в обзорности проезжей части, на которую он выезжает, то есть создавать препятствия при выезде с примыкающей территории или въезде на нее.
15.10. Стоянка запрещается:
а) в местах, где запрещена остановка;
Поскольку стоянка транспортного средства является прекращением движения транспортного средства на время больше 5 минут, не связанным с посадкой (высадкой) пассажиров, погрузкой (разгрузкой) груза, то вполне объяснимо требование запрещения стоянки в местах, где запрещена и остановка, т.к. стоянка будет создавать еще большие неудобства для других участников дорожного движения, чем остановка.
б) на тротуарах (кроме мест, обозначенных соответствующими дорож ными знаками, установленными с табличками);
Стоянка на тротуарах легковых автомобилей и мотоциклов разрешается лишь в местах, обозначенных дорожными знаками 5.38, 5.39 с табличками 7.6.2, 7.6.3, 7.6.5. Другим транспортным средствам стоянка на тротуаре запрещена во всех местах независимо от наличия или отсутствия указанных дорожных знаков и табличек.
в) на тротуарах, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, которые могут быть поставлены на краю тротуаров, где для движения пешеходов остается по меньшей мере 2 м;
При отсутствии знаков, запрещающих остановку и стоянку на данном участке дороги, на тротуарах разрешается стоянка легковых автомобилей и мотоциклов при условии, что для движения пешеходов остается не менее 2-х метров тротуара. При этом указанные транспортные средства выставляются для стоянки способом частичного выезда на тротуар передней или боковой частью так, чтобы не создавать препятствий движению пешеходов. Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 11.13 Правил запрещается движение транспортных средств по тротуарам.
г) ближе 50 м от железнодорожных переездов;
Так как железнодорожный переезд является одним из наиболее опасных участков пересечения путей транспортных средств, необходимо, чтобы для водителя нерельсового транспортного средства обеспечивалась достаточная видимость приближающегося поезда, а также отсутствовали какие-либо другие препятствия на дороге. За железнодорожным переездом это требование также действует, даже если водитель нерельсового транспортного средства выполняет требования пунктов 15.2 и 15.3 Правил.
д) вне населенных пунктов в зоне опасных поворотов и выпуклых пере ломов продольного профиля дороги с видимостью или обзорностью менее 100 м хотя бы в одном направлении движения;
Предел видимости дороги в 100 м введен в требование пункта из расчета, что при скорости движения 90 км/ч водитель сможет своевременно заметить стоящее транспортное средство и принять правильное решение для безопасного маневра (рис. 15.20).
Рис. 15.20.Запрещение стоянки в зоне опасных поворотов.
ж) в местах, где стоящее транспортное средство сделает невозможным движение других транспортных средств или создаст препятствие для движения пешеходов.
Запрещается ставить транспортное средство на стоянку, если оно заблокирует движение других транспортных средств, заставит других водителей выезжать за пределы проезжей части или создаст препятствия для безопасного движения пешеходов.
15.11. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости сто янка вне населенных пунктов разрешается только на площадках для сто янки или за пределами дороги.
Специальные площадки для стоянки оборудуются во время строительства дорог I и II категорий через 15 — 20 км, III категории — 25 — 35 км, IV категории через 45 — 55 км и обозначаются дорожным знаком 5.38. С целью гарантирования безопасности дорожного движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости для стоянки необходимо использовать предназначенные для этого площадки, а если их нет — вывести транспортное средство за пределы дороги.
15.12. Водитель не должен оставлять транспортное средство, не приняв всех мер, чтобы не допустить его самопроизвольного движения, проникно вения в него и (или) незаконного завладения им.
С целью недопущения самопроизвольного движения транспортного средства, в том числе и на горизонтальных участках дороги, необходимо, прежде чем покинуть рабочее место водителя, включить пониженную передачу и стояночный тормоз (это особенно важно, если в автомобиле остаются дети).
Учитывая, что транспортное средство является источником повышенной опасности, а также объектом преступных посягательств, с целью недопущения проникновения в него, незаконного завладения им и использования его посторонними лицами, прежде чем покидать его даже на незначительное время, необходимо поднять все стекла дверей, забрать с собой ключи зажигания, закрыть все двери и принять все иные меры предосторожности.
15.13. Запрещается открывать двери транспортного средства, остав лять их открытыми и выходить из транспортного средства, если это угро жает безопасности и создает препятствия другим участникам дорожного движения.
Требование этого пункта Правил касается как водителей, так и пассажиров. После остановки транспортного средства следует воспользоваться зеркалом заднего вида, при необходимости посмотреть через стекла кузова и дверей назад, визуально оценить обстановку, и лишь убедившись в безопасности, открыть дверцу и выйти из транспортного средства.
15.14. В случае вынужденной остановки в месте, где остановка запрещена, водитель должен принять все меры, чтобы убрать транспортное средство, а при невозможности это сделать — действовать согласно требованиям пунктов 9.9 — 9.11 настоящих Правил.
Для предупреждения дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на вынужденно остановившееся транспортное средство, водителя (пассажиров), находящихся возле него, в месте, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры, чтобы убрать транспортное средство с этого места, а при невозможности этого — включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки согласно требованиям пунктов 9.9 — 9.11 Правил.
ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТКОВ
16.1. Перекресток, где очередность проезда определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. На таком перекрестке знаки приоритета не действуют.
В случае выключения светофора или его работы в режиме мигания сигнала желтого цвета и отсутствия регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.
В зависимости от характера организации дорожного движения на перекрестках они подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. Перекресток, порядок движения на котором определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым (рис. 16.1). На таком перекрестке водитель должен руководствоваться сигналами светофора или регулировщика, а не знаками приоритета. При этом в соответствии с п. 8.3 Правил сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофора, требованиями дорожных знаков и обязательны к выполнению. Если регулировщик находится на перекрестке, но не регулирует дорожное движение при помощи сигналов, предусмотренных пунктом 8.8 Правил, а осуществляет надзор за движением, то перекресток считается нерегулируемым. К нерегулируемым относятся также перекрестки, где отсутствуют какие-либо технические средства регулирования дорожного движения (рис. 16.2 а) или же порядок движения регулируется установленными знаками приоритета (рис. 16.2 б). К таким перекресткам относятся и те, на которых светофор работает в режиме мигания желтого сигнала (рис. 16.2 в) или выключен.
Рис. 16.1.Регулируемые перекрестки:
а) регулирование движения осуществляется регулировщиком; б) регулирование движения осуществляется светофором.
При работе светофора в режиме регулирования движения или при управлении движением регулировщиком водитель обязан руководствоваться пунктами 16.5 — 16.10 Правил, а при отсутствии светофоров или их работе в режиме мигания сигнала желтого цвета — пунктами 16.11 — 16.15 Правил.
Рис. 16.2. Нерегулируемые перекрестки:
а) без знаков, светофоров или регулировщика;
б) с установленными знаками приоритета; в) со светофорами, работающими в режиме мигания желтого сигнала.
16.2. На регулируемых и нерегулируемых перекрестках водитель, поворачивая направо или налево, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, движущимся прямо в попутном направлении.
Требование этого пункта устанавливает приоритетное право пешеходов на переход проезжей части (на регулируемых перекрестках только на сигнал светофора или регулировщика, разрешающий движение) относительно всех транспортных средств, выполняющих поворот направо или налево. Это требование установлено статьей 17 Закона Украины «О дорожном движении». Транспортные средства должны проезжать пешеходные переходы согласно требованиям раздела 18 Правил. Если у края проезжей части движутся прямо велосипедисты, то независимо от того, движутся они по велосипедной дорожке или нет, водители при совершении поворотов направо или налево должны уступать им дорогу (рис. 16.3).
Рис. 16.3.Порядок выполнения поворотов на перекрестке. 147
16.3. В случае необходимости предоставления преимущества в движении транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, водитель должен остановить транспортное средство перед дорожной разметкой 1.12 (стоп-линией) или 1.13, светофором так, чтобы видеть его сигналы, а если они отсутствуют — перед краем пересекаемой проезжей части, не создавая препятствий для движения пешеходов.
Исходя из значения термина «преимущество» как права на первоочередное движение по отношению к другим участникам дорожного движения, водитель, который не пользуется правом преимущества, должен в процессе движения предоставлять право проезда другим участникам дорожного движения путем остановки транспортного средства, которым он управляет, не создавая помех другим участникам дорожного движения и не ограничивая им обзорности.
Рис. 16.4. Место остановки транспортного средства для предоставления преимущества:
а) перед стоп-линией; б) перед разметкой 1.13; в) перед светофором; г) перед краем пересекаемой проезжей части.
16.4. Запрещается выезжать на любой перекресток, в том числе при сигнале светофора, разрешающем движение, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться на перекрестке, что создаст препятствие для движения других транспортных средств и пешеходов.
Под затором следует понимать скопление остановившихся транспортных средств, которое исключает возможность дальнейшего движения через перекресток или другой участок дороги. Кратковременный затор может иметь место вследствие возникшего препятствия в виде остановившегося впереди транспортного средства, из-за его технической неисправности, дорожно-транспортного происшествия, сужения дороги, вызванного проведением ремонтных работ, и т.п.
Для исключения помех транспортным средствам, движущимся с других направлений, Правила запрещают подъехавшим к перекрестку транспортным средствам, направление движения которых будет осуществляться в сторону затора, въезжать на перекресток (рис. 16.5 а) даже при включении сигнала светофора, разрешающего движение. Если же через перекресток возможно движение таким образом, чтобы транспортное средство не останавливалось на нем (например, затор исключает возможность движения в прямом направлении, а поворот направо, налево и разворот можно осуществить без помех), такое движение Правилами не запрещено (рис. 16.5 б).
Рис. 16.5. Порядок движения через перекресток, если за ним или на нем образовался затор.
РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИ
16.5. При подаче сигнала регулировщиком или включении сигнала светофора, разрешающего движение, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, а также пешеходам, заканчивающим переход.
Требование этого пункта направлено на предоставление возможности беспрепятственно завершить проезд перекрестка, независимо от направления дальнейшего движения, транспортным средствам, которые начали его на сигнал, разрешающий им движение (рис. 16.6 а). Пешеходы, находящиеся на пешеходных переходах, расположенных на пути движения транспортных средств, имеют приоритетное право на безопасное завершение перехода (рис. 16.6 б). Вместе с тем, пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части дороги в случае завершения действия разрешающего сигнала светофора. Об этом сигнализирует мигание зеленого сигнала светофора.
Рис. 16.6.Порядок движения при включении сигнала светофора, разрешающего движение.
16.6. Поворачивая налево или разворачиваясь при зеленом сигнале основного светофора, водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся во встречном направлении прямо или поворачивающим направо.