Ставить транспортные средства под углом к краю проезжей части разрешается в местах, где это не будет препятствовать движению других транспортных средств.
У тротуаров или иных мест с пешеходным движением ставить транспортные средства под углом разрешается только передней частью, а на подъемах — только задней частью.
Водитель должен сам определить, есть ли возможность и необходимость ставить транспортное средство под углом к краю проезжей части, исходя из требования не создавать препятствий для движения другим транспортным средствам и соблюдая требования безопасности.
С целью уменьшения вредного влияния отработавших газов на здоровье людей транспортные средства должны быть направлены к тротуару передней частью (рис. 15.5).
На подъемах с целью предупреждения скатывания (откатывания) автомобиля в сторону проезжей части разрешается отступать от этого правила и ставить автомобиль к тротуару задней частью.
Рис. 15.5. Постановка транспортных средств под углом к тротуару.
15.6. Стоянка всех транспортных средств в местах, обозначенных дорожными знаками 5.38, 5.39, установленными с табличкой 7.6.1, разрешается на проезжей части вдоль тротуара, а установленными с одной из табличек 7.6.2 — 7.6.5 — легковых автомобилей и мотоциклов только так, как показано на табличке.
В зависимости от конкретных условий движения расположение транспортных средств на специальных стоянках возле тротуара регламентируется с помощью дорожного знака 5.38, установленного с одной из табличек 7.6.1 — 7.6.5, расположенной под ним. Таблички 7.6.1 — 7.6.5 определяют способ постановки транспортного средства на стоянку. Стоянка транспортного средства в зоне действия такого знака должна выполняться так, как это показано на табличке.
Рис. 15.6.Постановка транспортного средства на стоянку.
В зоне действия знака 5.38 с табличкой 7.6.1 разрешается ставить на стоянку указанным на ней способом все транспортные средства, а с табличкой 7.6.2 — 7.6.5 — только легковые автомобили и мотоциклы (рис. 15.6).
15.7. На спусках и подъемах, где способ постановки не регламентируется средствами регулирования движения, транспортные средства необходимо ставить под углом к краю проезжей части так, чтобы не создавать препятствий, другим участникам дорожного движения и исключить возможность самопроизвольного движения этих средств.
На таких участках допускается ставить транспортное средство вдоль края проезжей части, повернув управляемые колеса таким образом, чтобы исключалась возможность самопроизвольного движения транспортного средства.
Согласно этому положению, остановленное или поставленное на стоянку под углом транспортное средство не должно создавать помех другим участникам дорожного движения, особенно при встречном разъезде транспортных средств. Для исключения возможности самопроизвольного движения и самозапуска транспортного средства на спусках и подъемах следует включать стояночный тормоз и первую передачу (на подъемах) или передачу заднего хода (на спусках). Дополнительно, в зависимости от конкретных условий стоянки, необходимо ставить транспортные средства под углом к краю проезжей части, но так, чтобы не создавать препятствий другим участникам дорожного движения: поворачивать колесо к бордюрному камню, ставить упоры под колеса и т.п.
Рис. 15.7. Остановка и стоянка на спусках (а) и подъемах (б) с использованием противооткатных упоров.
15.8. На трамвайном пути попутного направления, расположенном сле ва на одном уровне с проезжей частью для движения нерельсовых транс портных средств, разрешается остановка только для выполнения требова ний настоящих Правил, а на расположенных у правого края проезжей ча сти — только для посадки (высадки) пассажиров или выполнения требова ний настоящих Правил.
В этих случаях не должны создаваться препятствия для движения трамваев.
При расположении трамвайных путей посредине проезжей части остановка на них нерельсовых транспортных средств разрешается только для предоставления преимущественного проезда другим транспортным средствам. Если трамвайные пути расположены возле правого края проезжей части, водителям нерельсовых транспортных средств разрешается кратковременная остановка на них для высадки (посадки) пассажиров или при предоставлении преимущественного проезда другим транспортным средствам.
15.9. Остановка запрещается:
Кроме требований Правил, изложенных в этом пункте, остановка транспортных средств запрещается и в иных местах при помощи знака
3.34 и линии дорожной разметки 1.4 (см. комментарии к дорожному знаку и дорожной разметке).
а) на железнодорожных переездах;
Запрещена остановка всех транспортных средств от места установки знаков 1.29, 1.30 до железнодорожного переезда (и на нем в соответствии с требованиями этого подпункта Правил), поскольку этими знаками обозначаются границы переезда.
Рис. 15.8. Запрещение остановки и стоянки на железнодорожных переездах.
б) на трамвайных путях (кроме случаев, оговоренных пунктом 15.8 на стоящих Правил);
Исходя из требований пункта 15.8, остановка нерельсовых транспортных средств запрещена на трамвайных путях попутного направления, расположенных слева по ходу направления движения, кроме случаев, предусмотренных пунктом 11.8 Правил. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещено пунктом 11.9, т.е. даже с целью пропуска транспортных средств, имеющих преимущество в движении, остановка в этом случае на трамвайных путях встречного направления запрещена. На трамвайном пути, расположенном возле правого края проезжей части, разрешается кратковременная остановка для посадки (высадки) пассажиров. При этом не должны создаваться препятствия для движения трамвая.
в) на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях;
С целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на стоящее транспортное средство, а также для увеличения пропускной способности дорог в местах, перечисленных в этом подпункте, запрещена всякая остановка или стоянка (рис. 15.9). Указанные места характеризуются, как правило, узкой проезжей частью, небольшими радиусами поворота, а тоннели, кроме того, — недостаточностью освещения.
Рис.15.9. Запрещение остановки и стоянки на мостах, эстакадах и под ними.
г) на пешеходных переходах и ближе 10 м от них с обеих сторон, кроме случаев предоставления преимущества в движении;
Рис. 15.10.Запрещение остановки на пешеходных переходах.
Запрещение остановки на пешеходных переходах и ближе 10 м от них связано с обеспечением видимости пешеходов, которые намереваются перейти проезжую часть дороги по пешеходному переходу, и гарантированием их безопасности, а также видимости пешеходами приближающихся транспортных средств. Запрет остановки распространяется только на наземные пешеходные переходы. Не является нарушением Правил остановка транспортного средства ближе 10 м от пешеходного перехода, связанная с предоставлением преимущества в движении другим транспортным средствам или пешеходам, а также в пределах подземного и надземного пешеходных переходов (при отсутствии там соответствующих запрещающих знаков или разметки) (рис. 15.10, 15.11).
Рис. 15.11.Остановка в пределах подземного и надземного пешеходных переходов.
г) на перекрестках и ближе 10 м от края пересекаемой проезжей части при отсутствии на них пешеходного перехода, за исключением остановки для предоставления преимущества в движении и остановки напротив бокового проезда на Т-образных перекрестках, где имеется сплошная линия разметки или разделительная полоса;
10-метровая зона запрещения остановки распространяется на обе стороны перекрестков (рис. 15.12) и выездов с примыкающих территорий (рис. 15.13). На Т-образных перекрестках разрешается остановка транспортных средств только напротив бокового проезда в случае, если он отделен сплошной линией разметки или разделительной полосой (рис. 15.14).
Рис. 15.12.Запрещение остановки ближе 10 м от перекрестка.
Рис. 15.13.Запрещение остановки ближе 10 м от выезда с примыкающих территорий.
Рис. 15.14.Остановка транспортных средств напротив бокового проезда Т-образного перекрестка с пешеходным переходом.
д) в местах, где расстояние между сплошной линией разметки, разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
Ширина полосы движения в 3 м является минимально необходимой для проезда транспортного средства с учетом безопасных интервалов, а если это расстояние будет меньше, то водители будут вынуждены пересекать сплошную линию разметки, что запрещено Правилами (рис. 15.15 а). При подъезде к перекрестку запрещено останавливаться в зоне от начала сплошной линии разметки 1.1 и до стоп-линий, которая наносится у места остановки перед светофором (рис. 15.15 б) или знаком приоритета, поскольку в случае остановки будут нарушены требования данного подпункта (расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 м). Согласно ДСТУ 2587-94 «Разметка дорожная. Технические условия. Методы контроля. Правила применения», длина сплошной линии разметки 1.1 до стоп-линий составляет 20 м.
Рис. 15.15.Запрещение остановки, если расстояние до сплошной линии разметки менее 3 м.
е) ближе 30 м от посадочных площадок для остановки маршрутных транспортных средств, а если их нет — ближе 30 м от дорожного знака такой остановки с обеих сторон;
Запрет остановки на остановочных площадках маршрутных транспортных средств и на расстоянии менее 30 м от них, а при их отсутствии — на том же расстоянии от указателя остановки, обозначенного дорожными знаками 5.41 — 5.44, введен для обеспечения ритмичного движения маршрутных транспортных средств по графику и создания пассажирскому транспорту безопасных условий для подъезда к остановке или отъезда от нее (рис. 15.16).
Рис. 15.16.Запрещение остановки ближе 30 м от остановок маршрутных транспортных средств.
ж) ближе 10 м от обозначенного места выполнения дорожных работ и в зоне их выполнения, где это создаст препятствия работающим технологическим транспортным средствам;
С целью недопущения создания препятствий технологическому транспорту при выполнении дорожных работ и случаев возможного повреждения ими остановившихся транспортных средств Правилами предусмотрено запрещение остановки в 10 метрах с обеих сторон от зоны проведения дорожных работ (рис. 15.17). Допускается кратковременная остановка для посадки (высадки) пассажиров, не создающая препятствий работающему технологическому транспорту и вероятности повреждения остановившегося транспортного средства.
Рис. 15.17. Остановка возле мест проведения дорожных работ.
ж) в местах, где будет невозможен встречный разъезд или объезд остановившегося транспортного средства;
Под невозможным встречным разъездом подразумевается ситуация, когда два автомобиля остановились у противоположных краев проезжей части дороги или если габариты одного стоящего транспортного средства делают невозможным движение других транспортных средств в обоих направлениях (рис. 15.18).
Рис. 15.18. Запрещение остановки транспортных средств в местах, где невозможен встречный разъезд.
з) в местах, где транспортное средство закрывает от других водителей сигналы светофора или дорожные знаки;
Рис. 15.19.Запрещение остановки транспортных средств в местах, где они закрывают дорожные знаки или светофоры.
Этот запрет введен с целью предупреждения дезинформации других участников дорожного движения, поэтому прежде чем выполнить остановку, водителю необходимо учесть габариты транспортного средства, с тем чтобы оно не закрывало видимости дорожных знаков или сигналов светофора другим участникам дорожного движения (рис. 15.19).