13.1. Водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обста новки, особенностей перевозимого груза и состояния транспортного сред ства должен соблюдать безопасную дистанцию и безопасный интервал.
На выбор безопасной дистанции влияют скорость движения транспортных средств, дорожные условия, состояние тормозной системы транспортного средства, износ шин и психофизиологические свойства водителя. Для обеспечения правильного выбора дистанции во время движения следует руководствоваться приблизительным расчетом: безопасная дистанция в метрах между однотипными транспортными средствами, двигающимися с одинаковой скоростью на сухом твердом дорожном покрытии, численно равна половине скорости движения в км/ч (например: если скорость движения автомобиля 60 км/ч, то дистанция должна быть не меньше 30 м). Во многих источниках встречается и другой расчет безопасной скорости, так называемое «правило двух секунд». Оно заключается в следующем: двигаясь за впереди идущим транспортным средством, следует выбрать сбоку от дороги какой-нибудь объект (знак, столб, дерево) и с момента, когда впереди идущее транспортное средство проедет мимо него, следует отсчитать две секунды (например, тысяча один, тысяча два). Если за это время вы не проехали отмеченный объект, дистанция безопасная. Вместе с тем, водитель обязан выбирать безопасную дистанцию, исходя из конкретной дорожно-транспортной и метеорологической (заснеженная, обледенелая дорога и т.п.) ситуации. При этом выбранная дистанция должна обеспечить возможность безопасной остановки транспортного средства в случае, если водитель впереди идущего транспортного средства применил экстренное торможение. Особо следует учитывать наличие на движущемся впереди транспортном средстве опознавательного знака «Шипы». В этом случае его тормозной путь будет меньше, чем у транспортного средства без шипов.
При выборе безопасного бокового интервала следует учитывать скорость движения, состояние проезжей части, кривизну участка дороги, тип транспортного средства. Для приблизительного ориентирования при выборе бокового интервала следует учитывать, что при встречном движении он должен составлять от 1 до 2 м (при скорости движения от 10 до 110 км/ч) и при попутном — от 0,8 до 1,8 м. Интервал менее 0,8 м и более 2,5 м является опасным для дорожного движения.
13.2. На дорогах вне населенных пунктов водители транспортных средств, скорость которых не превышает 40 км/ч, должны соблюдать та кую дистанцию, чтобы транспортные средства, осуществляющие обгон, имели возможность беспрепятственно вернуться на ранее занимаемую по лосу движения.
Это требование не действует, если водитель тихоходного транспортного средства подает предупреждающие сигналы о выполнении обгона или объезда.
Транспортные средства, скорость движения которых по определенным причинам не превышает 40 км/ч, на узких дорогах вне населенных пунктов могут стать препятствием в движении для других транспортных средств, которые движутся за ним, и при совершении обгона, выезжая на полосу встречного движения, не имеют возможности возвратиться на ранее занимаемую полосу, что может привести к ДТП с тяжкими последствиями, особенно при встречном столкновении. Поэтому подобные «тихоходные» транспортные средства должны выдерживать между собой такую дистан-
цию, которая при обгоне дала бы возможность другим транспортным средствам своевременно вернуться на полосу, с которой они начали обгон, и освободить полосу встречного движения, т.е. безопасную дистанцию увеличить не менее чем в два раза (рис. 13.1).
13.3. При обгоне, опережении, объезде препятствия или встречном разъезде необходимо соблюдать безопасный интервал, чтобы не создавать опасности для дорожного движения.
См. комментарий к п. 13.1 Правил.
13.4. Если встречный разъезд затруднен, водитель, на полосе движения которого имеется препятствие или габариты управляемого им транс портного средства мешают встречному движению, должен уступить доро гу. На участках дорог, обозначенных знаками 1.6 «Крутой подъем» и 1.7 «Крутой спуск», при наличии препятствия уступить дорогу должен води тель транспортного средства, движущегося на спуск.
Требования этого пункта Правил распространяются на случаи, когда затруднен встречный разъезд и отсутствуют знаки 2.5 «Преимущество встречного движения» и 2.6 «Преимущество перед встречным движением». На спусках и подъемах, обозначенных знаками 1.6 «Крутой подъем» и 1.7 «Крутой спуск», при наличии препятствия уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск (рис. 13.2). Требования относительно движения на крутых спусках и подъемах изложены в разделе 28 Правил.
Рис. 13.2. Порядок разъезда транспортных средств при наличии препятствия.
В том случае, если знаки 2.5 «Преимущество встречного движения» и 2.6 «Преимущество перед встречным движением» отсутствуют, но встречные потоки транспортных средств могут двигаться по суженному участку дороги одновременно, преимущество в движении может не предоставляться, независимо от наличия препятствия для какого-либо участника дорожного движения. Водители в этом случае должны определять количество полос и располагаться на проезжей части дороги в соответствии с п. 11.1 Правил.
ОБГОН
14.1. Осуществлять обгон нерельсовых транспортных средств разрешается только слева.
Согласно п. 1.10 Правил, обгон является опережением одного или нескольких транспортных средств, связанным с выездом на полосу встречного движения, поэтому выполнять его предписано только слева. Вместе с тем, даже если транспортное средство, движущееся впереди по дороге, которая имеет по одной полосе для каждого направления, движется ближе к середине проезжей части и оставляет справа место, выполнять обгон справа в оставшейся части полосы запрещается (рис. 14.1).
Рис. 14.1.Разрешенные и запрещенные методы выполнения обгона транспортным средством.
Опережение транспортного средства разрешается выполнять как с правой стороны, так и с левой.
Рис. 14.2. Опережение транспортного средства.
14.2. Перед началом обгона водитель должен убедиться в том, что: а) ни один из водителей транспортных средств, которые движутся за ним и которым может быть создано препятствие, не начал обгон;
Для обеспечения выполнения требований этого пункта необходимо убедиться, что позади нет транспортных средств, которые начали выполнять обгон. Сделать это следует, воспользовавшись зеркалами заднего вида, а также дополнительно повернув голову влево назад, чтобы визуально убедиться в отсутствии транспортных средств, движущихся параллельно и слева от управляемого транспортного средства. Это вызвано тем, что существует так называемая «слепая зона», когда водитель не может видеть в
зеркале заднего вида транспортные средства, движущиеся сзади и сбоку от него. Лишь после этого можно включать предупреждающий сигнал о намерении перестроения налево. Обзор дорожной ситуации с помощью зеркал заднего вида и визуальный обзор обстановки слева следует продолжать до завершения перестроения на полосу встречного движения. Кроме того, в момент подачи предупреждающего сигнала необходимо следить за маневрами впереди движущегося транспортного средства.
Рис. 14.3. Выполнение требования пропустить транспортные средства, выполняющие обгон.
б) водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, не подал сигнала о намерении поворота (перестроения) налево;
Если водитель транспортного средства, движущегося впереди, подал предупреждающий сигнал поворота налево (перестроения), то от выполнения обгона следует воздержаться (рис. 14.4).
Рис. 14.4. Запрет выполнения обгона транспортного средства, подавшего сигнал о перестроении.
в) полоса встречного движения, на которую он будет выезжать, свободна от транспортных средств на достаточном для обгона расстоянии;
Чтобы правильно оценить, насколько полоса, на которую будет выезжать транспортное средство для обгона, свободна от других транспортных средств, необходимо учесть, что:
— обгоняемое транспортное средство продолжает двигаться, и, следо вательно, расстояние, необходимое для его опережения, все время увели чивается;
— появление встречных транспортных средств уменьшает необходи мое для обгона расстояние (так как происходит сложение скоростей встреч ных транспортных средств);
— полоса, на которую выезжает обгоняющее транспортное средство, должна быть свободной от транспортных средств.
В качестве примера приводится таблица расстояния, необходимого для выполнения обгона одного транспортного средства другим.