Следует отметить, что приведенные данные являются ориентировочными, поскольку в расчетах не учтены состояние проезжей части, дорожные условия и другие параметры, влияющие на путь обгона.
В практике часто встречаются случаи, когда водитель движущегося впереди транспортного средства, видя, что полоса встречного движения не свободна, а водитель едущего сзади транспортного средства готовится приступить к обгону, включает левый поворот, сигнализируя этим водителю заднего транспортного средства, что от выполнения обгона следует отказаться.
г) после обгона сможет, не создавая препятствия обгоняемому им транспортному средству, вернуться на занимаемую полосу.
Рис. 14.5.Запрещение резкого перестроения после выполнения обгона.
Запрещается после опережения транспортного средства резко перестраиваться на ранее занимаемую полосу («подрезать угол»), создавая тем самым препятствия обгоняемому транспортному средству. То есть обгон считается выполненным правильно, если водитель обгоняемого транспортного средства во время такого маневра не будет вынужден снижать скорость движения, тормозить или маневрировать. Это значит, что между транспортным средством, осуществляющим обгон, и обгоняемым должна быть обеспечена безопасная дистанция, соблюдение которой в данном случае возлагается на водителя обгоняющего транспортного средства (рис. 14.5).
14.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону путем повышения скорости движения или иными действиями.
Хотя основная ответственность за безопасность дорожного движения во время выполнения обгона лежит на водителе, выполняющем маневр, определенные обязанности возлагаются и на водителей обгоняемых транспортных средств. Этим пунктом водителям запрещается препятствовать обгону управляемого ими транспортного средства путем повышения скорости (рис. 14.6) или иными действиями. Под иными действиями следует понимать подачу каких-либо сигналов, попытку выезда на полосу обгона и выполнения других маневров, затрудняющих выполнение обгона, и т.п.
Рис. 14.6.Запрещение создания препятствий обгоняемому транспортному средству во время выполнения обгона.
14.4. Если на дороге за пределами населенного пункта дорожная обста новка не позволяет осуществить обгон тихоходного или крупногабаритно го транспортного средства, его водитель должен двигаться как можно пра вее, а при необходимости — остановиться на обочине и пропустить транспортные средства, движущиеся за ним.
Требование этого пункта направлено на увеличение пропускной способности проезжей части дороги. Это значит, что когда тихоходное или крупногабаритное транспортное средство двигается со слишком малой скоростью, а дорожная обстановка не позволяет другим водителям произвести безопасный его обгон, то при интенсивном движении это приводит к скоплению транспортных средств сзади. В таком случае водителю тихоходного или крупногабаритного транспортного средства нужно подать предупреждающий световой сигнал правого поворота и принять как можно правее, чтобы пропустить транспортные средства, скопившиеся за ним, а если обгон произвести невозможно, то остановиться на обочине, чтобы дать им возможность опередить его.
14.5. Водитель транспортного средства, выполняющий обгон, может остаться на полосе встречного движения, если после возвращения на ранее занимаемую полосу ему придется снова начать обгон, при условии, что он не создаст опасности встречным транспортным средствам, а также не бу дет препятствовать транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.
Требование этого пункта не вступает в противоречие с требованием пункта 11.5, если со скоростью ниже допустимой двигаются один за другим несколько транспортных средств. В данном случае водителю, выполняю-
щему обгон, после завершения обгона первого транспортного средства пришлось бы уменьшать скорость, чтобы перестроиться на ранее занимаемую полосу, а потом снова повторять этот маневр. Поэтому Правила для увеличения пропускной способности позволяют выполнить обгон нескольких транспортных средств (рис. 14.7). Но как только дистанция между обгоняемыми транспортными средствами станет значительной, вступает в силу требование пункта 11.5, и после выполнения обгона такого транспортного средства (когда появляется возможность двигаться по ранее занимаемой полосе) необходимо перестроиться на правую полосу движения. Во время выполнения такого обгона запрещается двигаться постоянно по встречной полосе, если это будет создавать препятствия транспортным средствам, также выполняющим обгон и движущимся по ней позади обгоняющего автомобиля с большей скоростью.
Рис. 14.7. Порядок обгона нескольких транспортных средств.
14.6. Обгон запрещен: а) на перекрестке;
Обгон на перекрестках запрещен в связи с тем, что в зоне перекрестка существует повышенная опасность совершения маневров транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлениях. Кроме того, поданный предупреждающий сигнал может быть неправильно истолкован другими участниками дорожного движения.
Поэтому, независимо от того, являются ли перекрестки регулируемыми или нерегулируемыми, выполнение обгона на них запрещено.
Рис. 14.8.Порядок опережения на перекрестке транспортного средства, приступившего к выполнению левого поворота, и запрет его обгона.
б) на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
Дорожно-транспортные происшествия на железнодорожных переездах имеют крайне тяжелые последствия. Поэтому с целью гарантирования бе-
зопасности дорожного движения запрещается производить обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м до них. За железнодорожным переездом обгон разрешается при условии, что он там не запрещен дорожной разметкой, знаками и выполнить его позволяет конкретная дорожная обстановка.
в) ближе чем за 50 м перед пешеходным переходом в населенном пункте и 100 м — вне населенного пункта;
Пешеходу слишком сложно оценить дорожную обстановку, особенно если транспортные средства движутся в несколько рядов или обгоняют друг друга. Учитывая, что, согласно статье 17 Закона Украины «О дорожном движении» и п. 4.16 Правил, пешеход имеет преимущественное право на переход проезжей части по пешеходному переходу, а также для безопасности пешеходов и с целью обеспечения боковой видимости их в зоне пешеходного перехода (возможности видеть пешеходов, которые подходят к переходу), обгон запрещен на расстоянии ближе чем за 50 м от пешеходного перехода в населенном пункте и 100 м за пределами населенного пункта.
г) в конце подъема, на мостах, эстакадах, путепроводах, крутых поворо тах и других участках дорог с ограниченной обзорностью или в условиях недостаточной видимости;
Выезд на полосу встречного движения является наиболее опасным в любом случае, а особенно в конце подъема, на крутых поворотах (ограничена видимость), мостах, эстакадах, путепроводах (ограничена возможность маневра), поэтому он запрещен во всех случаях на этих участках дорог, поскольку в случае выезда на полосу встречного движения существует повышенная опасность лобового столкновения. Кроме того, обгон запрещен в условиях недостаточной видимости (см. термин «недостаточная видимость») и на участках дорог с ограниченной обзорностью, поскольку в этих случаях при возникновении опасности у водителей остается мало времени для выполнения предупреждающих действий во избежание дорожно-транспортного происшествия.
г) транспортного средства, осуществляющего обгон или объезд;
Запрещается обгонять транспортные средства, которые уже выполняют обгон или объезжают стоящие транспортные средства (выполнять «двойной обгон»), так как во время выполнения такого обгона существенно уменьшается видимость в направлении движения и обзорность. Кроме того, водитель утрачивает контроль за действиями другого водителя, движущегося по крайней правой полосе, а сосредотачивает внимание только на обгоняемом транспортном средстве. В этой ситуации возникает реальная угроза столкновения нескольких транспортных средств, в том числе и движущихся во встречном направлении, что, как правило, влечет трагические последствия.
Рис. 14.9.Запрет выполнения «двойного» обгона. 131
д) в тоннелях;
Поскольку в тоннелях условия движения значительно отличаются от условий движения по дороге (недостаточная освещенность, затрудненность маневров, невозможность убрать транспортное средство за пределы проезжей части, влияние «тоннельного эффекта» — резкая, но кратковременная потеря видимости), введение данного требования позволяет организовать движение строго по полосе (полосам) и уменьшить количество маневров во время движения в тоннеле.
е) на дорогах, имеющих две и более полос для движения в одном на правлении;
На дорогах, имеющих не менее двух полос для движения в одном направлении, встречное направление отделяется одной сплошной линией горизонтальной разметки (при двух-, трехполосном движении) или двумя сплошными линиями (при наличии четырех и более полос для движения в двух направлениях), которые пересекать запрещается. Если водитель, согласно п. 11.1, определяет, что количество полос движения в одном направлении должно составлять две и более, но наличие полос установить невозможно (снег, грязь на проезжей части), то выполнять обгон транспортных средств запрещено.
с) колонны транспортных средств, позади которой движется транспортное средство с включенным проблесковым маячком (кроме оранжевого).
Согласно п. 3.4 Правил, запрещается осуществлять обгон и опережение транспортных средств с включенными проблесковыми маячками синего и красного либо только красного цвета, а также зеленого или же синего и зеленого цвета и сопровождаемых ими транспортных средств (колонны). Этим же пунктом запрещается двигаться по смежным полосам со скоростью колонны либо занимать место в колонне.
ОСТАНОВКА И СТОЯНКА
15.1. Остановка и стоянка транспортных средств на дороге должны осуществляться в специально отведенных местах либо на обочине.
Остановка транспортного средства является неотъемлемой частью организации процесса дорожного движения. Транспортные средства, стоящие на проезжей части дороги, в том числе и во время начала движения после остановки, создают препятствия для других участников дорожного движения, ухудшают условия видимости, создают предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Из определения терминов «остановка» и «стоянка» следует, что первая может перейти во вторую после истечения пяти минут, либо после окончания посадки (высадки) пассажиров или загрузки (выгрузки) груза.
С целью сведения к минимуму препятствий для движения других транспортных средств остановка и стоянка разрешаются в специально отведенных местах, т.е. таких, которые обозначены дорожными знаками 5.38 «Место для стоянки» или 5.39 «Зона стоянки», или в специально отведенных местах на площадках отдыха, обозначенных дорожным знаком 6.15 «Место отдыха», а также в местах, где это не запрещено соответствующими дорожными знаками, дорожной разметкой или положениями Правил, но при этом необходимо обязательно учитывать требования безопасности дорожного движения.
15.2. При отсутствии специально отведенных мест либо обочины или если остановка либо стоянка там невозможны, они разрешаются у правого края проезжей части (как можно правее, чтобы не препятствовать другим участникам дорожного движения).
Вне специально отведенных для остановки или стоянки мест, обозначенных дорожными знаками, остановка и стоянка разрешаются на обочине (рис. 15.1 а). Если обочина отсутствует или остановка там невозможна (из-за ее неудовлетворительного состояния или если она занята какими-либо материалами и т.п.), разрешается остановиться как можно ближе к правому краю проезжей части. При этом запрещается создавать препятствия другим участникам дорожного движения. Это положение в полной мере относится и к населенным пунктам, где, как правило, обочин нет (рис. 15.1 б).
Рис. 15.1.Остановка и стоянка вне специально отведенных мест, а) при наличии обочины; б) при отсутствии обочины.