Разрешается двигаться по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева в одном уровне с проезжей частью, только с целью обгона или объезда, если габариты транспортного средства превышают ширину полосы, предназначенной для движения нерельсовых транспортных средств, или если без выезда на трамвайный путь невозможно выполнить обгон или объезд такого транспортного средства (рис. 11.6). Если проезжая часть имеет две полосы для движения в данном направлении нерельсовых транспортных средств — выезжать на трамвайный путь, расположенный посередине проезжей части дороги, запрещено.
В случае отсутствия знаков 5.16 — 5.19 разрешается использовать трамвайные пути попутного направления для накопления транспортных средств перед перекрестком. Это значительно увеличивает пропускную
способность перекрестка (рис. 11.7). И в то же время не следует занимать трамвайные пути попутного направления для поворота налево или разворота при разрешающем сигнале светофора или на перекрестке равнозначных дорог. В этом случае, ожидая проезда транспортного средства встречного направления, можно создать препятствие трамваю попутного направления.
Рис. 11.6.Порядок движения по трамвайным путям.
Во время движения по трамвайным путям следует учитывать возможность заноса транспортного средства при торможении, когда колеса движутся по рельсам.
Рис. 11.7. Движение по трамвайным путям на перекрестке.
Во время использования трамвайной линии для движения нерельсовыми транспортными средствами запрещается создавать препятствия трамваю.
11.9. Запрещается выезжать на трамвайный путь встречного направления, отделенные от проезжей части трамвайные пути и разделительную полосу.
Учитывая ограниченную маневренность рельсовых транспортных средств, больший тормозной путь по сравнению с нерельсовыми (особенно при сложных погодных условиях), а также с целью гарантирования безопасности дорожного движения, нерельсовым транспортным средствам запрещается выезжать на трамвайный путь встречного направления для объезда или обгона рельсового транспортного средства (или нерельсового, если движение по трамвайным путям попутного направления не запрещено) независимо от того, движутся по нему рельсовые транспортные средства или нет.
Рис. 11.8.Запрещение движения по трамвайным путям.
Запрещение выезжать на разделительную полосу исключает возможность использования ее для движения, остановки или стоянки (рис. 11.9).
Рис. 11.9.Запрещение въезда на разделительную полосу.
11.10. На дорогах, проезжая часть которых поделена на полосы движения линиями дорожной разметки, запрещается двигаться, занимая одновременно две полосы. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается только во время перестроения.
Если транспортное средство движется, занимая одновременно две полосы движения, это вносит дезорганизацию в процесс движения, так как снижает пропускную способность дорог (рис. 11.10). Такое движение приводит к:
— уменьшению бокового интервала на соседних полосах и усложне нию возможностей для маневрирования других транспортных средств;
— в случае торможения, когда колесо (колеса) одной стороны транс портного средства находится на линии разметки, — заносу транспортного средства из-за различного коэффициента сцепления шин с асфальтобетон ным (цементобетонным) покрытием и слоем краски (разметочного пласти ческого материала);
— быстрому стиранию линий разметки.
Кроме того, в случае наличия разметки, которая разделяет части дороги встречных направлений, и ее отсутствия на полосах попутного направления необходимо выполнять требования п. 11.2 Правил — двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части.
ИЗ
Рис. 11.10.Запрещение движения одновременно по двум полосам.
11.11. При интенсивном движении менять полосу разрешается только для объезда препятствия, поворота, разворота или остановки.
Требование этого пункта направлено на создание однородного транспортного потока, предупреждение излишних перестроений при интенсивном движении и исключение потенциальных в таких условиях аварийных ситуаций. При «вклинивании» в транспортный поток смежной полосы резко уменьшается безопасная дистанция между транспортными средствами на этой полосе, что вносит дезорганизацию в дорожное движение и может привести к попутному столкновению вследствие внезапного экстренного торможения одного из участников движения.
Вместе с тем, не нужно создавать препятствия для перестроения водителям, которые заблаговременно подают предупреждающий сигнал об этом, а они, в свою очередь, должны руководствоваться требованиями пунктов 10.1 и 10.3 Правил. В таких условиях водитель, желающий перестроиться, должен проявить терпение и выдержку, а другие водители — предупредительность и уважение.
11.12. Водитель, осуществляющий поворот на дорогу, имеющую поло су для реверсивного движения, может перестраиваться на нее только после проезда реверсивного светофора с сигналом, разрешающим движение, и если это не противоречит пунктам 11.2, 11.5 и 11.6 настоящих Правил.
Рис. 11.11.Порядок выезда на дорогу с реверсивной полосой.
При повороте на дорогу с реверсивным движением, обозначенную знаком 5.15, водители должны двигаться только по правой крайней полосе (учитывая требования пункта 10.5), так как во время поворота на такую дорогу водитель не всегда имеет возможность установить, разрешено ли в данный момент движение по полосе для реверсивного движения в попутном направлении. Чтобы не допустить встречного столкновения транспортных средств, выезд на эту полосу разрешается лишь после проезда светофора с включенным сигналом, разрешающим движение (зеленая стрелка, направленная вниз).
11.13. Запрещается движение транспортных средств по тротуарам и пешеходным дорожкам, кроме случаев, когда они применяются для выполнения работ или обслуживания торговых и иных предприятий, расположенных непосредственно возле этих тротуаров или дорожек, при отсутствии других подъездов и при условии выполнения требований пунктов 26.1 — 26.3 настоящих Правил.
Для обеспечения безопасности движения пешеходов по тротуарам и пешеходным дорожкам по ним запрещается движение транспортных средств. Однако для выполнения дорожных работ или обслуживания торговых и других предприятий, при отсутствии других подъездов к ним, часто возникает потребность в таком движении (рис. 11.12). Поэтому любое движение транспортных средств в упомянутых местах должно выполняться при условии предоставления преимущества пешеходам, т.е. им не должны создаваться никакие препятствия или опасность во время движения. Безопасное движение пешеходов должно гарантироваться выполнением водителями правил движения в жилой зоне (п. 26.1 — 26.3).
Рис. 11.12.Разрешенное движение по тротуарам для подвоза грузов.
При постановке транспортного средства на стоянку в разрешенных случаях на тротуаре (п. 15.10 «в») водителю транспортного средств следует учитывать, что пешеходы имеют на нем преимущество в движении.
11.14. Движение по проезжей части на велосипедах, мопедах, гужевых повозках (санях) и всадникам разрешается только в один ряд по правой крайней полосе как можно правее, за исключением случаев, когда выполняется объезд. Поворот налево и разворот разрешаются на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении и без трамвайного пути посередине. Разрешается движение по обочине, если это не создаст препятствий пешеходам.
Правила не предусматривают, на каком именно расстоянии от правого края проезжей части разрешается двигаться на велосипедах, мопедах, гужевых повозках и всадникам, но для гарантирования собственной безопасности они должны держаться как можно ближе к правому краю проезжей части. Отступать от этого требования им разрешается лишь для объезда препятствия или стоящего справа транспортного средства, а также для поворота налево или разворота на дорогах, имеющих по одной полосе для движения в каждом направлении без трамвайных путей посредине (рис. 11.13). Перечисленные участники дорожного движения должны выполнять эти маневры с учетом требований пп. 9.2 «б», 9.4, 10.1, 10.3. Когда возникает необходимость выполнения левого поворота или
разворота на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в одном направлении или имеющих трамвайные пути посредине, следует сойти с велосипеда (мопеда) и перевести его по пешеходному переходу. Водитель гужевой повозки или всадник должен вести в этом случае животное под уздцы.
Рис. 11.13.Порядок движения мопедов и велосипедов.
Водителям гужевых повозок и всадникам разрешается движение по обочине, если это не создает препятствий для движения пешеходов, а также если атмосферные осадки (снег, дождь) не являются предпосылкой для создания колеи и разрушения грунтовой обочины.
СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
12.1. При выборе в установленных пределах безопасной скорости движения водитель должен учитывать дорожную обстановку, а также особенности перевозимого груза и состояние транспортного средства, чтобы иметь возможность постоянно контролировать его движение и безопасно управлять им.
Для создания безопасных условий движения на улицах и дорогах Правилами устанавливаются границы безопасной скорости. Они подразделяются на:
— общие ограничения скорости;
— специальные ограничения скорости;
— локальные ограничения скорости.
Общие ограничения скорости изложены в пунктах 12.4, 12.5, 12.7 Правил и распространяются на всю территорию государства.
Специальные ограничения скорости вводят определенные ограничения для определенных типов транспортных средств (пункты 3.1, 12.6 «а», «г», «г», 12.9), видов перевозок (пункты 12.6 «в», 22.5, 22.6), категории водителей (пункт 12.6 «б»).
Локальные ограничения делают определенные исключения из общих ограничений скорости движения, исходя из конкретных дорожных условий на определенных участках дорог. В отличие от общих и специальных ограничений, локальные вводятся в действие только при помощи знаков 3.29 «Ограничение максимальной скорости», 3.31 «Зона ограничения скорости» и 5.45 «Начало населенного пункта». Следует отметить, что установленный верхний предел скорости движения не является гарантом безопасности движения, поэтому на водителя Правилами налагается обязанность выбирать оптимальный скоростной режим, не превышая при этом верхних ограничений, особенно если на участке дороги установлены предупреждающие временные дорожные знаки.
Водитель постоянно пребывает в контакте с элементами среды движения, которые в процессе движения постоянно изменяются, вынуждая водителя постоянно принимать решения относительно выбора безопасной скорости движения в конкретных условиях.
Расположение груза в значительной степени влияет на устойчивость транспортного средства. Чем выше центр тяжести, тем больший опрокидывающий момент действует во время движения на горизонтальных кривых. При перевозке таких грузов следует учитывать, что при движении по дорогам с неровным покрытием даже надежный такелаж может ослабеть и смещение груза может достичь опасной величины. Это касается также и перевозки длинномерных грузов, особенно когда они выступают за задний борт автомобиля или опору прицепа. Этот фактор особенно следует учитывать при выборе бокового интервала при выполнении поворота.
Устойчивость автомобиля резко снижается при перевозке жидкостей, особенно если цистерна (бак, бочка и т.п.) не полностью заполнена. Жидкости при торможении транспортного средства смещаются по инерции вперед и тем самым увеличивают тормозной путь. Во время движения на кривых в плане участках дорог смещение жидкостей вызывает резкое смещение центра тяжести и возрастание опрокидывающего момента. Подобное явление возникает также при перевозке животных в кузове грузового ав-
томобиля. Поэтому в таких случаях особое внимание следует уделять выбору безопасной скорости движения.
Транспортные средства, даже одинаковой модели и при условии, что они технически исправны, могут отличаться одно от другого многими параметрами, влияющими на безопасность движения. Например, использование шин разного типа или разной величины износа вызывает заметную разницу в тормозных свойствах, в поперечной устойчивости транспортных средств. Состояние двигателя влияет на динамические характеристики. У транспортных средств разных моделей и модификаций этих отличий еще больше.
12.2. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости ско рость движения должна быть такой, чтобы водитель имел возможность остановить транспортное средство в пределах видимости дороги.
Расстояние видимости дороги определяет максимально допустимый остановочный путь транспортного средства.
Дальность видимости дороги зависит от ее параметров, освещения и дорожных (атмосферных) условий. Поскольку на проезжей части дороги не должно быть препятствий, которые водитель не может заблаговременно обнаружить, водитель при выборе скорости вправе ориентироваться только на известный (ожидаемый) раздражитель одного типа — изменение видимости элементов дороги.
12.3. В случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки транс портного средства либо безопасного для других участников движения объез да препятствия.
Во время движения постоянно изменяется дорожно-транспортная ситуация, т.е. перед транспортным средством могут возникать опасности или препятствия для движения, на которые водитель должен реагировать уменьшением скорости вплоть до полной остановки транспортного средства или безопасным маневрированием.
Источником опасности может быть материальный (физический) объект, угрожающе приближающийся к полосе движения транспортного средства, а также иные обстоятельства, требующие немедленных действий в отношении управления транспортным средством (техническая неисправность транспортного средства, сигнал светофора, запрещающий движение, действия других участников дорожного движения, нарушающих установленные Правила, и т.п.).
Обязательным условием адекватных действий водителя при появлении препятствия или опасности является объективная возможность их своевременного выявления. Поэтому во время рассмотрения материалов дорожно-транспортных происшествий обязательно устанавливают, когда именно водитель в конкретных условиях объективно имел возможность обнаружить препятствие или опасность, и уже исходя из этого, рассчитывается техническая возможность предупреждения ДТП при данном ресурсе времени.
Снижение скорости и полная остановка транспортного средства — это полная гарантия предупреждения ДТП в случае возникновения опасности для движения, но если дорожная обстановка, ширина проезжей части, отсутствие транспортных средств на соседних полосах движения позволяют объехать препятствие, не применяя торможения, то водитель может так
поступить, хотя это желательно делать лишь при наличии резерва времени, если препятствие неподвижно или когда торможение уже не может предупредить ДТП. В условиях внезапного появления опасности и невозможности предвидеть развитие ситуации рекомендуется применять торможение транспортного средства. Не допускается увеличение скорости автомобиля с целью проскочить мимо или перед движущимся объектом, создавшим препятствие или опасность для движения.
12.4. В населенных пунктах движение транспортных средств разрешается со скоростью не более 60 км/ч.
Общее ограничение скорости 60 км/ч касается населенных пунктов, обозначенных дорожным знаком 5.45 «Начало населенного пункта» (рис. 12.1 а). Действие этого ограничения отменяется знаком 5.46 «Конец населенного пункта». На отдельных участках улично-дорожной сети этих населенных пунктов могут вводиться локальные ограничения скорости при помощи знаков 3.29, 3.31 с символами (цифрами), отличающимися от 60 км/ч (рис. 12.1 б). Общее ограничение скорости отменяется только в зонах действия знаков, вводящих локальные ограничения.
В населенном пункте, обозначенном знаком 5.47 «Населенный пункт» (на синем фоне), по дороге, на которой установлен этот знак, разрешается движение со скоростью, с которой было разрешено движение до этого знака. В случае съезда с этой дороги на другую улицу или дорогу населенного пункта следует двигаться со скоростью не более 60 км/ч, если нет других ограничений скорости, введенных соответствующим дорожным знаком.
Рис. 12.1.Ограничение скорости в населенном пункте.
12.5. В жилых и пешеходных зонах скорость движения не должна превышать 20 км/ч.
Жилые зоны — это дворовые территории (знаками не обозначаются), а также части населенных пунктов, обозначенные дорожными знаками 5.31, на которые распространяются требования пунктов 26.1 — 26.3 Правил. Начало пешеходной зоны обозначается дорожными знаками 5.33, а ее конец - 5.34. Учитывая, что в жилой и пешеходной зонах пешеходам разрешается идти по всей проезжей части и при этом они пользуются преимущественным правом на движение, для обеспечения их безопасности скорость движения транспортных средств ограничена до 20 км/ч (рис. 12.2).
Рис. 12.2. Движение в жилой и пешеходной зонах.
12.6. Вне населенных пунктов на всех дорогах и на дорогах, проходящих через населенные пункты, обозначенные знаком5.47, разрешается движение со скоростью:
а) легковым автомобилям с прицепом и мотоциклам — не более 80 км/ч;
Исходя из повышенной массы легковых автомобилей, буксирующих прицеп, а также учитывая то, что в большинстве случаев используемые прицепы не оборудованы тормозной системой, разрешенная максимальная скорость движения таких автомобилей составляет 80 км/ч независимо от категории дорог (автомагистраль, I категория и др.). Ограничение скорости для мотоциклов введено из-за низкой устойчивости и сложности управления ими при больших скоростях.
б) транспортным средствам, которыми управляют водители со стажем до 2 лет, — не более 70 км/ч;
Учитывая, что, согласно статистическим данным, третья часть дорожно-транспортных происшествий совершается водителями со стажем до 2-х лет, вводится указанное ограничение. Стаж водителя транспортного средства какой-либо категории определяется со дня выдачи водительского удостоверения на право управления этой категорией транспортных средств при условии, что он регулярно им управляет.
в) грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, — не более 60 км/ч;
Ограничение обусловлено тем, что в грузовых автомобилях перевозка людей предусмотрена как исключение. Оно действует на всех дорогах независимо от их категории и от количества перевозимых пассажиров в кузове грузового автомобиля.
г) автобусам (за исключением микроавтобусов) — не более 90 км/ч;
Для автобусов всех марок (за исключением особо малых (микроавтобусов), к которым в соответствии с ДСТУ 2984-95 «Средства транспортные дорожные. Типы. Термины и определения» принадлежат автобусы с числом мест, не превышающим 17, включая место водителя) предусмотрена скорость движения на всех дорогах не более 90 км/ч.