Требование введено для более точного определения момента начала (рис. 9.2) и конца подачи предупреждающего сигнала. Понятие «заблаговременно» подразумевает, что от начала подачи предупреждающего сигнала до начала выполнения маневра водитель должен двигаться без изменения полосы движения 50 — 100 м в населенных пунктах и 150 — 200 м вне их.
Рис. 9.2.Подача предупреждающего сигнала: а) в населенном пункте; б) вне населенного пункта.
Подачу предупреждающего сигнала необходимо закончить сразу же после выполнения маневра, когда транспортное средство будет двигаться прямолинейно (во время подачи этих сигналов рукой их разрешается закончить непосредственно перед началом выполнения маневра).
Запрещается подача предупреждающего сигнала, если он может быть неправильно истолкован другими участниками дорожного движения: например, нельзя начинать подачу предупреждающего сигнала перед перекрестком, если водитель имеет намерение проехать прямо и остановиться сразу же за ним (рис. 9.3).
Рис. 9.3.Запрещение пользования сигналами непосредственно перед перекрестком, если его подача может ввести в заблуждение других участников движения.
Кроме того, водителю и пассажирам транспортного средства запрещается высовывать руки из открытых окон, особенно в летнее время, так как это может быть неправильно истолковано другими участниками дорожного движения.
9.5. Подавать звуковые сигналы в населенных пунктах запрещается, кроме случаев, когда без этого невозможно предотвратить дорожно-транс портное происшествие.
Требование этого пункта предусматривает запрещение подачи звукового сигнала в населенных пунктах, обозначенных дорожным знаком 5.45, и жилых зонах, за исключением подачи специальных звуковых сигналов (двухтональных типа «сирена») транспортными средствами оперативных служб во время выполнения неотложных служебных заданий. Ввиду того, что подача звукового сигнала непроизвольно привлекает внимание других участников дорожного движения и может отвлечь их от наблюдения за дорожной обстановкой, а также создаст излишний шум, подача его без указанной в пункте Правил необходимости запрещена. Как исключение разрешается подача звукового сигнала во избежание ДТП.
9.6. Для привлечения внимания водителя обгоняемого транспортного средства можно применять переключение света фар, а вне населенных пун ктов — и звуковой сигнал.
Для безопасного выполнения обгона разрешается предупреждать других участников дорожного движения о маневре переключением света фар, а вне населенных пунктов — также и короткими звуковыми сигналами. Причем это нужно делать так, чтобы исключить возможность ослепления водителей встречных транспортных средств и попутных (через зеркало заднего вида), а также чтобы не напугать водителей звуковыми сигналами, что может привести к непредвиденным маневрам с их стороны (прежде всего это относится к водителям мотоциклов, мопедов, велосипедов).
9.7. Запрещается пользоваться дальним светом фар как предупреждаю щим сигналом в условиях, когда это может привести к ослеплению других водителей, в том числе через зеркало заднего вида.
Требованиями пункта 19.2 Правил определено, что дальний свет фар может использоваться не ближе 250 м от встречных транспортных средств, поэтому пользование им на меньшем расстоянии до встречного или попутного транспортного средства запрещено.
9.8. Во время движения механических транспортных средств в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:
а) в колонне;
б) на маршрутных транспортных средствах, движущихся по полосе, обозначенной дорожным знаком 5.8, навстречу общему потоку транспорт ных средств;
в) на автобусах, перевозящих организованные группы детей;
г) на транспортных средствах, перевозящих крупногабаритные, тяжело весные, опасные грузы или яеобезвреженную тару из-под них;
г) на буксирующем транспортном средстве;
Д) в тоннелях.
В условиях недостаточной видимости на механических транспортных средствах можно включить дальний свет фар или дополнительно противо-туманные фары при условии, что это не будет ослеплять других водителей.
Включение ближнего света фар на движущемся транспортном средстве в светлое время суток используется для выделения его в потоке других транспортных средств, предупреждения о возможной опасности и служит для заблаговременного восприятия и принятия необходимых мер другими участниками дорожного движения.
9.9. Аварийная световая сигнализация должна быть включена:
Аварийная световая сигнализация во всех приведенных случаях должна быть включена для своевременного информирования других участников дорожного движения и обозначения внештатной ситуации.
а) в случае вынужденной остановки на дороге;
Понятие вынужденной остановки раскрыто в толковании соответствующего термина. В условиях недостаточной видимости и в темное время суток в случае вынужденной остановки на неосвещенных участках дорог на транспортном средстве следует включить, кроме аварийной сигнализации, ближний свет фар или стояночные огни (см. п. 19.4).
б) в случае ослепления водителя светом фар;
Включение аварийной сигнализации предупреждает других участников дорожного движения о возникновении в процессе движения чрезвычайной ситуации. Запрещается при этом съезжать влево (возможно столкновение со встречным или попутным транспортным средством) или вправо с полосы движения, а также выезжать на обочину из-за вероятности наезда на пешехода или транспортное средство, которое могло остановиться на ней или движется с меньшей скоростью. Аварийная сигнализация должна включаться на всех транспортных средствах, на которых она установлена.
Кроме включения аварийной сигнализации, водитель в данном случае должен действовать согласно требованиям пункта 19.3 Правил.
в) на механическом транспортном средстве, движущемся с технически ми неисправностями, если такое движение не запрещено настоящими Пра вилами;
Рис. 9.4.Включение аварийной световой сигнализации при движении с техническими неисправностями.
Поскольку транспортное средство, имеющее технические неисправности, движется, как правило, со скоростью, меньшей, чем скорость транспортного потока, оно должно обозначаться включением аварийной световой сигнализации, чтобы предупредить других участников дорожного движения о внештатной ситуации, и двигаться как можно правее. Если же аварийная световая сигнализация отсутствует или неисправна,— знаком аварийной остановки, который устанавливается в соответствии с требованиями п. 30.4 сзади на транспортном средстве.
г) на буксируемом механическом транспортном средстве;
Соединение буксирующего и буксируемого транспортных средств в единый удлиненный транспортный состав не дает возможности водителю транспортного средства, движущегося за ним, установить факт буксировки и соответственно рассчитать условия выполнения безопасного маневра (обгона, опережения, поворота). Исходя из этого, включение аварийной световой сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве является обязательным независимо от способа буксировки. В случае отсутствия или неисправности аварийной световой сигнализации водитель обязан действовать в соответствии с требованиями п. 9.11 «а» Правил, обозначив буксируемое транспортное средство знаком аварийной остановки согласно требованиям п. 30.4 Правил.
Рис. 9.5.Применение световой сигнализации (включение света фар и аварийной сигнализации) во время буксировки.
г) на механическом транспортном средстве, обозначенном опознавательным знаком «Дети», перевозящем организованную группу детей, во время их посадки или высадки;
Согласно требованиям пунктов 21.3 и 30.3 «в», транспортное средство, предназначенное для перевозки организованной группы детей, должно быть оборудовано опознавательным знаком «Дети», а сама группа должна сопровождаться не менее, чем одним взрослым сопровождающим. Детей в возрасте до 16 лет Правила разрешают перевозить только в автобусе, легковом автомобиле и автомобиле с кузовом-фургоном, оборудованном для перевозки людей. Аварийная сигнализация включается для предупреждения водителей о том, что из-за транспортного средства с опознавательным знаком «Дети», стоящим с включенной аварийной сигнализацией, могут внезапно появиться на дороге дети. В этом случае другим водителям, приближающимся к подобному транспортному средству, следует уменьшить скорость, чтобы иметь возможность остановить свое транспортное средство и избежать наезда на детей (рис. 9.6).
Рис. 9.6.Применение аварийной сигнализации на автобусе, перевозящем организованные группы детей.
д) на всех механических транспортных средствах колонны во время их остановки на дороге;
Движение транспортных средств в колонне регламентируется требованиями раздела 25 Правил. Требование включения аварийной световой сигнализации во время остановки колонны предусмотрено п. 25.5, что вызвано необходимостью предупреждения других участников дорожного движения о возможном выходе на проезжую часть лиц, едущих в колонне.