Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы внутрирегионального политического развития



Политическая жизнь российских регионов исследуется во многих плоскостях. Объектом изучения являются особенности политической культуры и избирательные компании в субъектах федерации; региональная власть и проблемы лидерства; партийное строительство и т.д. В настоящем обзоре нет возможности останавливаться на всех перечисленных направлениях. Выделю одно, которое представляется мне наиболее интересным и хорошо изученным, – феномене региональной власти.

В научной литературе региональная власть анализируется через такие понятия, как «региональный политический режим» (88; 21) или «модель политической власти» (49; 51). Оба они включают изучение институтов и акторов региональной политики, с той лишь разницей, что сторонники «модели политической власти» большее внимание уделяют субъектам политического действия, их мотивации, формальным и неформальным практикам, получившим распространение в региональной политической жизни. В исследованиях, посвященных феномену региональной власти, широко используется ресурсный подход. В политической науке ресурсы власти рассматриваются как средства, благодаря которым актор (или группа акторов) оказывает влияние на других акторов или их группы (1). Российские исследователи, занимающиеся изучением власти в российских регионах, ссылаются на устойчивость ее ресурсов, объясняя это действием следующих обстоятельств:

· Благодаря наличию формальной власти губернатор и члены его команды формируют сеть неформальных связей и отношений с представителями экономических элит, что позволяет им мобилизовать и использовать этот социальный капитал, минуя формальные процедуры (74; 33).

· Губернатор имеет существенное формальное и неформальное влияние на законодательную власть, на деятельность федеральных структур в регионе, а также на органы судебной и прокурорской власти. Если губернаторы ведут себя гибко, им удается адаптировать многие ситуации «под себя» (9).

· Во многих регионах доминирующей продолжает оставаться моноцентричная модель власти, распространяющаяся как на отношения губернатора с членами его команды, так и на его взаимодействие с другими ветвями и центрами власти. Это означает, что все стратегические, информационные, финансовые, кадровые потоки концентрируются в одних руках – губернатора, и без его контроля не решается ни один стратегически важный вопрос в регионе (52).

· Местные элиты жестко иерархичны. Это определяет стиль поведения, при котором они ориентируются скорее на первое лицо в регионе, чем на другие политические институты, усиливая тем самым власть губернатора (7; 9).

· Крупные экономические акторы, все активнее заявляющие о своем участии в политической жизни региона, в известном смысле остаются зависимыми от губернатора. В ситуации, когда конкуренция между экономическими субъектами нарастает, стратегию «разделения сфер влияния» крупного бизнеса невозможно реализовать без опоры на регионального руководителя, который становится главным арбитром в спорах (33; 74).

· Оставаясь координатором политических процессов в регионе, губернатор способен поляризовать или нейтрализовать политическое пространство региона. А это означает, что политическая стабильность в регионе – производная от линии поведения, избранной региональным лидером (9).

· Многие информационные акторы в регионе продолжают оставаться частично зависимыми от финансовых вливаний со стороны областной администрации и аппарата губернатора. Недаром департаменты, работающие с прессой и информацией, традиционно относятся к аппарату губернатора и весьма гибко реагируют на состояние медийного рынка. (51).

Эксперты и аналитики дают весьма противоречивые оценки того, как изменяются ресурсы губернатора в связи с построением «вертикали власти» и политикой «рецентрализации» России. Одни из них убеждены в том, что вслед за падением ресурса политического влияния губернатора в федеральном Центре произошло его симметричное падение на региональном уровне (О. Крыштановская (43), О. Гаман-Голутвина (17), А. Зудин (36;37). Другие считают, что уход губернаторов с поля федеральной политики не влияет однозначно на внутрирегиональный потенциал губернаторов, а в некоторых случаях приводит к его повышению. Остановлюсь на наиболее интересных выводах, к которым пришли сторонники этой позиции.

Первое. «Президентская вертикаль» не разрушила вертикаль региональной власти. В современной России параллельно с президентской в каждом регионе сохраняется собственная властная вертикаль.Политика централизации имела для губернаторов очевидные положительные последствия: значимость административного ресурса возрастает, а власть становится более иерархизированной. На региональном уровне от этого выигрывает губернатор, в подчинении которого находится исполнительная власть региона (17, С. 47). Политика централизации в масштабах России усиливает провинциальный централизм, в рамках которого неравноправие в отношениях между губернским центром и региональной периферией возрастает, а первое лицо региона получает дополнительные возможности контроля над местным самоуправлением (52).

Второе. В результате политики централизации, главы регионов утратили традиционные ресурсы: сократились финансовые возможности регионов; казначейский порядок исполнения бюджета и другие формы контроля снизили возможности «гибкого» использования финансовых средства; «силовые» структуры перестали подчиняться губернатору; в экономической жизни регионов все острее ощущается присутствие крупнейших российских интегрированных бизнес-групп, которые неподконтрольны региональной администрации. Но при этом у них появились новые ресурсы влияния: контроль за региональными отделениями «партии власти» и избирательными процессами, неформальное влияние на СМИ. Экономической опорой региональных режимов остается средний по масштабам региональный бизнес, а в случае достижения соответствующих договоренностей и крупные российские компании. Анализ внутрирегиональных процессов приводит авторов к выводу, что сильные региональные руководители стали еще сильнее (См. статью П. Панова в сборнике).

Третье. Региональное многообразие сохраняется, как сохраняются и авторитарные режимы, сложившиеся в субъектах федерации (См. статью В. Гельмана в сборнике). Однако региональным руководителям, чтобы сохранить власть, приходится отказываться от излишне откровенной региональной или национально-этнической идеологии и «вписываться» в новую политическую систему (54; 53).

Четвертое. Новые федеральные институты, которые были призваны контролировать внутриполитические региональные процессы, оказались недостаточно эффективными. Федеральные округа не смогли превратиться во влиятельные центры власти в регионах, а их ресурсный потенциал оказался несоизмерим с влиятельностью «сильного» регионального руководителя (52). Партийная система, сконструированная Кремлем, как считают специалисты, изучающие региональные избирательные кампании, оказалась крайне неэффективной (47).

Деятельность региональных властей, сохранение формальных и неформальных ресурсов ее влияния позволяют понять, за счет чего в условиях централизации регионы продолжают развиваться. Конечно фактор «сильной власти» еще не является гарантией сильной экономики, и ряд национальных республик, где сформировались авторитарные режимы и сохраняется слабая экономика, - яркий тому пример. Но практически во всех российских регионах-донорах действует профессиональная и влиятельная власть. Опыт функционирования эффективной региональной власти представляет, на мой взгляд, интерес не только академического свойства, но может быть полезен практикам, работающим в субъектах РФ.

Региональные элиты в годы правления В. Путина

Внимание российских исследователей к элитной проблематике не случайно. В отсутствие развитого гражданского общества, влиятельных общественно-политических организаций элиты явились главными субъектами политической трансформации в современной России. Для многих российских ученых анализ деятельности элит стал главной темой в изучении политических процессов в постсоветском обществе. Освоение нового научного направления происходило в рекордно быстрые сроки. В течение десяти лет произошла, как пишет один из наиболее авторитетных российских исследователей элиты В. Мохов, «институционализация элитологии» (60, С.3), нашедшая свое выражение в начавшемся преподавании новой научной дисциплины («основы элитологии»), проведении научных конференций, публикации учебных пособий, десятков монографий и сотен статей.

Определенную роль сыграли и условия, в которых осуществлялся научный процесс. Сократилось государственное финансирование социальных исследований, открылись возможности международного сотрудничества с западными научными центрами. Более компактные, чем масштабные опросы, исследования элит требовали меньших, как финансовых, так и человеческих инвестиций, а для их проведения можно было ограничиться небольшими научными коллективами. В этих условиях, как справедливо отмечают В. Гельман и И. Тарусина, «ценность изучения элит на рынке научной продукции» существенно возросла (20, С.7).

Для определения элиты в российской общественной науке используются различные понятия: «политическая элита» (В. Мохов: 63, С.44), «властные элиты» (А. Дука: 30), «правящий класс» (О. Шкаратан и В. Радаев: 84), О. Крыштановская (44). Ссылаясь на низкие профессиональные и моральные качества современной российской элиты, а также ее поведенческие особенности, некоторые российские ученые ставят под сомнение правомерность использования термина «элита» применительно к современному российскому обществу (97). Учитывая перечисленные особенности, М. Афанасьев определяет правящий класс России как «постноменклатурный патронат» (7, С. 276). Наряду с перечисленными для обозначения самого верхнего слоя властной пирамиды используются определения «топ-элита», «стратегическая элита» (44, СС. 78, 85) и «суперэлита» (111, С. 329.).

В рамках статьи нет возможности подробно остановиться на всех направлениях региональной элитологии, выделю четыре из них: стратификационное, структурное, социо-культурное и историко-культурологическое.

Стратификационное направление исходит из тезиса, что социальное происхождение, способы социализации и рекрутирования элитных кадров определяют особенности общественно-политического процесса в стране. В стратификационных исследованиях предметом анализа являются источники и каналы рекрутирования элитных групп, особенности циркуляции элит, механизмы элитообразования. Социальные изменения, как считают специалисты, происходят настолько быстро, что их надо постоянно отслеживать и анализировать. Этим вопросам посвящены работы А. Понеделкова, А. Старостина, О.В. Крыштановской, О. Гаман-Голутвиной, А. Дуки. В сборнике этим проблемам посвящена статья А. Быстровой и А. Дуки.

Основными механизмами формирования региональной элиты в постсоветской России стали назначения и выборы. Постсоветским парадоксом является обновление элит через назначение и возвращение во власть номенклатурных кадров, происходящее благодаря процедуре выборов. Анализируя эти процессы, О. Крыштановская еще в начале 90-х годов сформулировала концепцию воспроизводства и преемственности элит в постсоветском обществе и описала действие механизма конвертации капитала (42). Эта концепция получила широкое распространение в научной литературе (31), хотя и вызывает у некоторых авторов ряд вопросов и возражений (20). О том, как в годы правления В. Путина начался процесс «реноменклатуризации» региональной элиты пишут А. Быстрова и А. Дука в статье, помещенной в сборнике. Анализируя опыт Санкт-Петербурга, социологи пришли к заключению, что возвращение во власть бывших номенклатурных кадров напрямую связано с приходом на руководящий пост В. Матвиенко. В сочетании с шагами, направленными на повышение управляемости элитой, возвращение номенклатуры во власть в «путинской России» приводит аналитиков к различным выводам. Одни считают, что в современной России происходит «реставрация» (46). Другие полагают, что «реставрации» не происходит, а нынешние руководители лишь внешне напоминают «советских префектов» (См. статью В. Гельмана в сборнике; 53).

В литературе исследуется роль в формировании региональной элиты, которую играет федеральный Центр. До середины 90-х годов, пока действовал порядок назначения региональных руководителей, федеральная власть контролировала персональный состав региональной элиты. С утверждением выборности глав регионов (1996-1997 гг.) процесс элитообразования в субъектах РФ вступил в фазу саморазвития: в эти годы федеральная власть утратила контроль над каналами элитной мобильности в регионах. Анализируя нынешнее состояние региональной элиты, исследователи, работающие в рамках стратификационного подхода, фокусируют внимание на шагах, предпринятых Центром в целях восстановления контроля над процессом элитообразования в регионах (введение «института федерального вмешательства», отмена выборов глав регионов и др.) (44), и их разносторонних последствиях (сдерживание процесса «стихийной циркуляции» элит, стабилизация и институционализация элиты) (Подробнее об этом в статье А. Быстровой и А. Дуки).

Серьезные дискуссии ведутся вокруг вопроса о том, как политика «нового централизма» влияет на персональный состав региональной элиты. Существует мнение, что в перспективе политика централизации приведет к смене глав регионов, в ходе которой к власти придут руководители «путинского призыва». Одной из первых его высказала О. Крыштановская (49). Другая точка зрения сводится к тому, что центральная власть, коренным образом изменив принципы формирования региональных руководителей, оказалась либо не заинтересованной, либо недостаточно сильной, чтобы предпринять резкие шаги в отношении нынешней региональной элиты. В результате процедура увольнения региональных лидеров так и не стала практикой, а большинство руководителей в субъектах РФ были переназначены (См.: статьи А. Чириковой и В. Гельмана в сборнике; а также 95, С. 138-139; 41).

В литературе анализируются основные социальные группы, из которых происходит рекрутирование региональной элиты «путинского поколения». Ими стали военные и представители бизнеса (17). Некоторыми аналитиками даже высказывается мнение, что региональная элита и особенно представители президента в Федеральных округах стали наиболее «военнизированной» по своему социальному происхождению элитной группой (44). Вхождение бывших военных в структуры государственной власти продолжается. Однако, если судить по предыдущей профессиональной карьере назначенных региональных руководителей и полпредов, этот процесс достиг определенного предела[4].

Удельный вес выходцев из бизнеса в составе политической элиты за первые годы пребывания В. Путина у власти вырос в 6 раз (17, С. 49). Большое влияние на этот процесс оказывают расширение присутствия крупных российских компаний в регионах, а также упрочение политических позиций регионального бизнеса (11). Избрание бизнесменов (крупных предпринимателей и топ-менеджеров корпораций) на руководящие должности в регионах свидетельствует о том, что в обществе сохраняется ориентация на патернализм и помощь «извне» (51).

Структурное направление позволяет выделять группы, входящие в состав элиты, которые различаются между собой по масштабу и специфике политического влияния, особенностям формирования и способам осуществления власти. В состав элиты федерального уровня исследователи включают правительство, парламент, партийную элиту, высшее руководство (Президент РФ и его «ближайшее окружение»), бизнес-элиту (О. Крыштановская, Б. Макаренко, А. Макаркин, И. Бунин). По схожей схеме ведется анализ региональной элиты. В ее составе значатся: руководитель исполнительной власти (президент, губернатор) и его ближайшее окружение; руководители исполнительных органов региональной власти; руководители влиятельных экономических структур; мэры крупных городов региона; депутаты регионального парламента (17). Политика «нового централизма» усиливает позиции федералов – чиновников, которые в регионах России представляют интересы федерального Центра (полномочные представители Президента, главные федеральные инспектора) (44, С. 240). Все большую не только экономическую, но и политическую роль в регионах играют руководители и собственники крупных российских корпораций (17; 11).

В каждой элитной группе действуют свои правила отбора и удержания властных позиций. В связи с выстраиванием президентской «вертикали власти» применительно к первым лицам региона начинают действовать новые правила. Особую значимость при В. Путине приобретает политическая лояльность региональных лидеров. Но лояльность в современной России – не просто персональная преданность руководителя региона – главе государства, как это было во времена Б. Ельцина. Сегодняшняя лояльность – это еще и «встроенность» в систему, «членство в корпорации», если воспользоваться определением А. Илларионова. Ее формальными признаками становятся членство в «партии власти» и ее поддержка на выборах.[5] Порядок, при котором «высшие боссы определяют свое отношение к нижестоящим, учитывая электоральные способности последних», японский политолог К. Мацузато определил как «правила касикизма». Сопоставляя «эпоху Ельцина» и «эпоху Путина», ученый пришел к выводу, что при высоком рейтинге нынешнего Президента региональным лидерам легче демонстрировать ему безоговорочную поддержку (104, с.10).

Наряду с лояльностью выделяется и такое качество региональных руководителей, как профессионализм. Впервые тезис о «лояльном профессионализме» был сформулирован применительно к региональной элите во второй половине 90-х годов (49). Но тогда речь шла о профессионалах региональных администраций, лояльных первому лицу региона. Среди назначенных Президентом РФ новых руководителей субъектов федерации выделяется группа успешных профессионалов. Требования, предъявляемые федеральной властью к региональным руководителям, сформулированы А. Чириковой в интервью журналу «Эксперт». В новых условиях, считает эксперт, появляется запрос на «системного профессионала» – человека, «обладающего стратегическими качествами топ-менеджера корпорации, строгой дисциплиной военного и адаптивностью чиновника» (Цит. по: 41, С. 103). Однако остаются открытыми ряд вопросов. Прежде всего - являются ли профессионалы «путинского призыва» - «людьми президента»? А также, как в условиях централизации меняется и меняется ли «лояльный профессионализм» ответственных сотрудников региональных администраций.

Большое внимание в исследованиях, выполненных в рамках структурного направления, уделяется внутриэлитным конфликтам. Выделяются следующие линии размежевания внутри элитного слоя:

· конфликт между федеральной и региональной политико-административной элитой;

· конфликт властной элиты региона с крупными российскими компаниями;

· конфликт между руководством региона и руководителями местного самоуправления.

Проявлением первого из этих конфликтов в 90-е годы стала конкуренция между двумя элитными группами – элитой регионов и элитой федерального Центра (44, С. 233). В условиях политики рецентрализации этот конфликт приобретает новую глубину, не приводя, однако, к формированию региональной Фронды (52). Говоря об отсутствии открытого сопротивления региональных лидеров, эксперты отмечают, что «надо понимать различие между публичным поведением» региональных руководителей и «тихим саботажем» (68). Навязанный «сверху» «консенсус элит» (См. статью В. Гельмана в сборнике), по признанию исследователей, несет в себе высокую «конфликтогенность» (52) и может в перспективе вылиться в открытое столкновение, если экономическая ситуация в стране станет менее благоприятной (95).

Конфликт властной элиты региона с крупными российскими компаниями обострился в начале нового столетия, когда при поддержке федеральных властей российский бизнес стал активно осваивать региональное пространство (33; 34; 35). Наиболее острые формы он приобрел в тех регионах, власти которых противодействовали приходу новых собственников (51). В научном сообществе сложилось мнение, что нынешняя региональная власть не может влиять на крупнейшие компании. Однако более детальный анализ подтверждает сохраняющиеся ресурсы влияния региональных властей на крупные компании и продолжающие выстраиваться большие и малые «коалиции» в регионах (11).

Конфликт между руководителями регионов и главами местного самоуправления проявился в середине 90-х годов. Первоначально у его истоков стояла федеральная власть, попытавшаяся использовать глав местного самоуправления в целях «обуздания» региональных властей (80). В современной России этот конфликт, как считают аналитики, становится логическим следствием политики централизации, поскольку расширение полномочий региональных лидеров в отношении руководителей местного самоуправления является компенсацией снижения их собственного статуса (44, С. 244).

Социо-культурное направление в исследовании региональных элит основное внимание уделяет изучению моделей поведения и особенностям функционирования элиты. Этот подход предполагает, что внутри элиты и составляющих ее групп складывается своя организационная культура, действуют определенные нормы и правила поведения. Этим сюжетам посвящены работы О. Гаман-Голутвиной, А. Понеделкова, А. Старостина, В. Мохова, С. Барзилова, А. Чернышова, А. Дуки, А. Быстровой.

Одно из наиболее интересных исследований, посвященных ценностям и нормам, сложившимся в элитной среде, было проведено в 90-е годы научным коллективом Северо-Кавказской академии государственной службы (Ростов-на-Дону) под руководством А. Понеделкова и А. Старостина (82). В нем ученые попытались установить, как представители элитного слоя относятся к себе и власти. Десять лет спустя ими было проведено новое исследование, в котором анализировались сдвиги в ценностных установках современной региональной элиты. Оно проходило в 20 регионах России и охватило около 1 тыс. человек. Отмечается, что за прошедшие годы мозаичность административно-политической элиты регионов возросла, элита помолодела, в ее составе стало больше людей с непродолжительным стажем работы. Сами чиновники невысокого мнения о «новой волне» сослуживцев, из общего числа опрошенных только 28% считают их компетентными. В целом, как считают авторы доклада, «региональной бюрократии так и не удалось создать устойчивые механизмы рекрутирования административно-политической элиты. Ими не стали ни новая партийная система, ни сама система административной карьеры, ни силовые структуры» (3, С. 42-43).

Исследователи пытаются разобраться, как приток в элиту различных профессиональных, возрастных и иных групп влияет на ценностные установки и поведение представителей элитного слоя. Этим проблемам было посвящено масштабное социологическое исследование «Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации», выполненное коллективом Социологического института РАН (Санкт-Петербург) под руководством А. Дуки ( 85). В нем обосновано деление элиты Санкт-Петербурга и Ленинградской области на три группы, различающиеся по ценностным ориентациям: демократов-рыночников, государственников, прагматиков. Для каждой группы, как установили социологи, характерны определенные возрастные характеристики, место рождения, полученное образование, первичная и вторичная социализация и т.д. В статье, опубликованной в сборнике, А. Дука и А. Быстрова продолжили свой анализ, сфокусировав внимание на тех изменениях в составе региональной элиты, которые характеризуют «путинскую Россию».

Некоторые исследователи наиболее значимым сдвигом в составе современной российской элиты признают ее пополнение за счет военных кадров. Военные, по мнению О. Крыштановской, являются носителями определенной идеологии, основу которой составляют патриотизм и государственность, совместившиеся в условиях постсоветской России с ценностями рыночной экономики. Ссылаясь на массовый приход во власть военных, О. Крыштановская сформулировала тезис о появлении в современной России нового властного слоя - «милитократии» (44, С.264). В профессиональном сообществе этот тезис не встретил поддержки. Идея о господстве в России «милитократии» оказалась не более, чем яркой журналистской формулировкой, не нашедшей подтверждения в политической реальности. «Силовики», выдвинувшиеся на высокие посты в регионах, не стали носителями какой-то одной идеи или стратегии, а политический курс губернаторов из военной среды не связан с их предшествующей биографией (17, С. 48-49). Но главное – в своей практической деятельности они выражают интересы тех групп, которые обеспечили им победу на выборах (54). Наши собственные исследования подтвердили, что выходцы из военной среды приносят в структуры власти высокую дисциплинированность, но не становятся носителями особой субкультуры и достаточно хорошо вписываются в сложившиеся управленческие структуры (51).

Анализируя социо-культурные сдвиги в элитном слое, политологи С. Барзилов и А. Чернышов, авторы книги «Безумство власти. Провинциальная Россия: двадцать лет реформ», связывают обновление региональной элиты с возрастанием доли выходцев из сельской местности. «Синдром сельских партней» привел к «соединению в элите полукрестьянской провинциальной ментальности, стандартов городского образа жизни и социальных технологий европейского качества». Эта элита, убеждены исследователи, становится «тормозом в развитии общества» – она не может ни серьезно противостоять зарубежной культурной и политической экспансии, ни сформировать собственный модернизационный проект (9, С. 15-16).

Историко-культурологическое направление в изучении элит исходит из принципа, что каждому типу организации общества соответствует определенный тип элиты. В ряде работ через призму функционирования элит рассматривается советская и постсоветская история России. В регионоведческих исследованиях большое внимание уделяется проблемам микроистории и региональной политической культуры. В них анализируются локальные процессы, происходящие на уровне отдельных территорий, особенности региональной идеологии. Большой вклад в развитие отечественной истории региональных элит внес В. Мохов. В его работах (61; 62; 63; 64) анализируются процессы формирования региональной элиты, ее особенности в советский и постсоветский периоды.

Одним из ключевых понятий, позволяющих на новом уровне осмыслить особенности регионального развития, становится «этнонациональная» и «региональная идентичность». Являющаяся своеобразным сплавом индивидуального и коллективного сознания, объединяющая исторический и новейший опыт, отражающая особенности географического расположения и экономического освоения территории, ее демографического, социального и политического развития, идентичность позволяет выявить специфику этнического и регионального сознания. Изучение этнической идентичности дает научный инструментарий для анализа природы этнических конфликтов и путей их разрешения. Обращение к региональной идентичности позволяет лучше понять, как функционирует региональная политическая система и какими мотивами руководствуются основные действующие на региональном уровне политические акторы (5).Однако остается неизученным вопрос, как будет меняться региональная идентичность в условиях централизации власти.

В региональных политических исследованиях элита предстает в качестве политического актора, который на основе сложившихся на данной территории политических традиций и исторического опыта закладывает в своем регионе новые или возрождает старые политические традиции (институты, мифы, представления), используя их для укрепления собственных позиций (28; 19). Роль политических элит в формировании регионального дискурса анализируется в статье А. Трахтенберг, публикуемой в сборнике. Этим вопросам посвящено исследование «Политика и культура в российской провинции. Новгородская, Воронежская, Саратовская, Свердловская области», в котором исследуются различные культурные паттерны, сложившиеся в регионах (79).

Анализируя научную литературу середины 90-х годов, М. Афанасьев пришел к выводу о существовании «содержательного разрыва» между эмпирическим и теоретическим осмыслением происходящей в России общественной трансформации (7). Суть его состоит в том, что эмпирический анализ отслеживает реальные процессы и в этом смысле адекватен происходящему, а при попытках теоретического осмысления социальной реальности в постсоветском обществе используются категории, взятые из другой – западной политической культуры (гражданское общество, публичная политика). Анализ состояния современной российской элитологии и, в частности ее регионального сегмента, свидетельствует о том, что в настоящее время этот «содержательный разрыв» успешно преодолевается. Это происходит благодаря расширению эмпирической базы политологических и социологических исследований, растущему интересу исследователей к особенностям политической жизни на микро- и мезоуровне (локальные, региональные процессы) и возросшему уровню концептуализации исследуемых процессов и явлений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.