Следование принципам объединения, которые могут обеспечить его экономическую эффективность, требует не формальных решений по принципу «назвался груздем – полезай в кузов» материнских регионов, а проведения мониторинг развития тех субъектов РФ, которые вовлечены в этот процесс. Этот анализ проведен ниже, из него исключены нефтегазовые автономные округа, лидирующие позиции которых очевидны, а также Чукотский АО, не относящийся к «матрешечным» субъектам РФ и пока не рассматриваемый как объект объединения.
Разнообразие тенденций развития автономных округов и их «материнских» территорий подтверждается экономической и социальной статистикой. Сравнение динамики валового регионального продукта (ВРП) за 2000-2003 гг. показывает, что развитие большинства округов, мягко говоря, неустойчиво. Только Агинский Бурятский АО начиная с 2002 г. демонстрирует устойчивый рост ВРП по сравнению с другими объединяемыми субъектами РФ, в том числе и с «материнской» Читинской областью (рис. 2).
Рис. 2. Прирост ВПР в объединяемых субъектах РФ, в % к предыдущему году
Поскольку ближайшими кандидатами на объединение являются два бурятских автономных округа и их «материнские» территории – Иркутская и Читинская области, имеет смысл рассмотреть тенденции их развития более детально.
«Кандидаты» на объединение: экономическая ситуация в регионах вокруг Байкала
По структуре экономики бурятские округа в основном аграрные, их сельское хозяйство испытало сильный спад в 1990-е годы и его развитие остается неустойчивым. Нестабильность сильнее выражена в Агинском Бурятском АО и Читинской области (табл. 3), хотя сокращение сельхозпроизводства в округе в 2004 г. было менее сильным благодаря развитому личному подсобному хозяйству (ЛПХ). Общественный агросектор округов дотационен и пока не способен адаптироваться к рыночным условиям без существенной поддержки из бюджета.
Таблица 3. Производство сельскохозяйственной продукции на душу сельского населения и индексы сельскохозяйственного производства в 2004-2005 гг.
2004 г.
январь-сентябрь 2005
Объем производства на душу сельского населения, тыс. руб.
Индекс, к 2003 г., %
Объем производства на душу сельского населения, тыс. руб.
Индекс, к 2004 г., %
Иркутская область
38,0
103.0
39.8
105.6
в т. ч. Усть-Ордынский Бурятский АО
32.7
102.6
32.2
104.9
Читинская область
17.6
94.2
16,0
106.3
в т.ч. Агинский Бурятский АО
19.3
99.8
18.8
102.1
Республика Бурятия
19.6
104.9
17,0
103.9
Небольшие промышленные предприятия округов (пищевые и ресурсодобывающие) показывают разную динамику. В Агинском Бурятском АО объем производства за последние годы рос намного быстрее благодаря улучшению условий развития – тому самому институциональному фактору привлечения крупного бизнеса, позволившему усилить бюджетную поддержку реального сектора. Показательно сравнение промышленного производства с докризисным 1990 г. (рис. 3). Рывок последних лет позволил Агинскому округу восстановить объем промышленного производства почти до среднероссийских показателей (свыше 2/3 от уровня 1990 г.), в то время как более индустриальная Читинская область стагнирует в пределах 1/3 от уровня 1990 г., а в Усть-Ордынском АО продолжается затяжной спад. За девять месяцев 2005 г. темпы роста промышленности Агинского округа вновь оказались самыми высокими среди прибайкальских регионов (118% к соответствующему периоду предыдущего года).
Рис. 3. Динамика промышленного производства к 1990 г., % (1990 г.=100)
Возросшие финансовые ресурсы бюджета Агинского Бурятского округа были использованы не только на поддерживающие дотации. Оживление экономики отражается на динамике инвестиций, в душевом измерении они превысили не только показатели Читинской области, но и средние по Сибирскому федеральному округу, а также показатели наиболее развитой в Прибайкалье Иркутской области (рис. 4). Инвестиционный «бум» в округе начался в последние два-три года, за январь-сентябрь 2005 г. объем инвестиций вырос еще на 15%. По сравнению с 2002 г. разрыв по душевым инвестициям между двумя бурятскими округами (Агинским и Усть-Ордынским) увеличилось с 1,8 до 5 раз.
Рис. 4. Инвестиции в основной капитал на душу населения
Вдвое выросли и объемы жилищного строительства, по душевым показателям Агинский Бурятский АО опередил в 2004 г. всех субъектов Прибайкалья, в 2005 г. опережение сохраняется (рис. 5). Социальная направленность инвестиций в округе выражена намного сильнее, чем в Читинской области: если по душевым показателям инвестиций область отстает от округа не так значительно, то по вводу жилья – в 2,5-4 раза в последние годы, причем в 2005 г. это отставание усилилось. В Иркутской области инвестиционный процесс еще слабее, а жилищное строительство – в особенности.
Рис. 5. Ввод площади жилья (кв.м.) на 1000 населения
Различия двух бурятских округов по этому показателю – даже не в разы, а на порядок. При этом жилищное строительство в Агинском Бурятском АО ведется не только из бюджетных средств, более 37% вводится за счет средств населения, как и в среднем по Сибирскому федеральному округу. Следовательно, рост инвестиций в жилищное строительство из бюджета округа оказал стимулирующее воздействие и на частных застройщиков, политика региональных властей создала эффект мультипликатора, обеспечив рост инвестиций в жилищное строительство за счет всех источников финансирования, включая средства населения.
Все «кандидаты» на объединение, за исключением Усть-Ордынского АО, имеют позитивную динамику потребления и схожие темпы роста оборота торговли на душу населения. По душевым показателям (за 2000-2005 гг., в действующих ценах) Агинский Бурятский АО уступает крупным регионам вокруг Байкала на 20-30%, т.к. обе области и Бурятия урбанизированы, имеют более высокие заработки населения и развитую торговую сеть, а в Иркутской области выше и уровень экономического развития (рис. 6)
Рис. 6. Душевой оборот торговли в 2000-2005 гг.
Экономические показатели подтверждают, что динамика развития Агинского Бурятского АО среди всех потенциальных «кандидатов» на объединение наиболее позитивна. Возможность в качестве самостоятельного субъекта РФ привлечь ресурсы крупного бизнеса стала катализатором общего экономического подъема, включая четырехкратное снижение дотационности бюджета округа.