В России на протяжении последних полутора десятилетий регионалистика, занимающаяся осмыслением политических, социальных, культурно-исторических процессов в «территориально неоднородных странах» (98, С. 156), превратилась в одно из самых развитых направлений политической и социальной наук. В силу своей специфики регионалистика максимально приближена к социальной реальности - она требует постоянного мониторинга событий региональной жизни и проведения эмпирических исследований.
В последние полтора десятилетия в России сложились условия и институциональная среда для проведения региональных исследований. Среди учреждений, занимающихся изучением региональной проблематики, - научно-исследовательские институты и центры РАН; университеты и другие высшие учебные заведения России; общественные фонды и СМИ, ориентированные на региональную тематику. В начале нового столетия общее число исследований, конференций и семинаров, посвященных региональным проблемам, оставалось устойчиво высоким. Сложившееся положение имеет ряд объяснений, как смыслового, так и функционального порядка.
Во-первых, с началом политики рецентрализации России с особой остротой встает вопрос, как в новых условиях меняется региональное политическое пространство и сохранится ли проявившееся в 90-ые годы региональное многообразие. Во-вторых, обращение к региональным процессам дает более полное представление о том, как на местах функционирует президентская «вертикаль власти». В-третьих, проводимые в России социальные реформы (реформа местного самоуправления, здравоохранения, ЖКХ) напрямую затрагивают жизнь регионов. Изучение локальных практик позволяет отслеживать социально-политическую ситуацию в стране и прогнозировать ее возможное изменение. В-четвертых, при сохраняющемся дефиците государственного финансирования для ученых из регионов изучение собственной территории - подчас единственная возможность проведения эмпирических исследований.
Центральное место по объему публикаций и числу проведенных исследований принадлежит политической регионалистике. В 90-е годы импульсом к ее развитию послужили демократические процессы в российском обществе; приобретение регионами политической и экономической автономии; превращение субъектов федерации в самостоятельных акторов политического процесса. В 90-е годы политическая регионалистика была сосредоточена на широком спектре проблем, но в данной статье я посчитала возможным выделить три направления, в том числе:
· отношения «Центр - регионы» (децентрализация на постсоветском пространстве; формирование договорных отношений);
С приходом к власти В. Путина и началом политики рецентрализации России на первых порах могла возникнуть иллюзия, что региональное измерение уходит из политической жизни, а региональные исследования утрачивают свою актуальность. Но это была не более, чем иллюзия. Накопившие за годы «региональной автономии» ресурсы влияния и опыт, регионы и их элиты в новой ситуации проявили достаточно большую устойчивость.
В начале нового столетия направления политического анализа не изменились, но их вектор меняется. В годы «региональной автономии» в центре научного интереса были горизонтальные отношения: процессы саморазвития регионов; кроссрегиональный анализ; межрегиональные связи. С началом политики рецентрализации анализ все больше смещается в сторону иерархических отношений «Центр – регионы». Отныне объектом изучения становится конкретная «региональная ситуация» или проблема, рассматривающаяся в контексте политики, проводимой федеральным Центром. Неизменной остается лишь потребность в проведении мониторинга и эмпирических исследований в регионах, без чего социальная реальность легко подменяется конструированием новых мифов. Знание о региональных политических процессах становится более аналитическим, но одновременно с этим и более конкретно-специализированным.