В продвинутых регионах России работают объективные факторы ускорения экономического роста: выгодное местоположение и агломерационный эффект (Ленинградская, Московская области), близость к портам, развитая инфраструктура и благоприятные агроклиматические условия (Ростовская область, Краснодарский край), не менее значимым фактором роста остается ресурсообеспеченность. Небольшие автономные округа, расположенные в удаленных и слабоосвоенных частях страны и не обладающие значительными природными ресурсами, таких факторов роста не имеют.
При неблагоприятных объективных условиях развития важнейшими становятся субъективные факторы роста: это инициатива самих субъектов РФ, их способность использовать статус для мобилизации дополнительных ресурсов в рамках существующего законодательства. С 2000-х годов наиболее широко использовался институциональный механизм создания особых региональных условий (налоговые льготы и др.) для крупного бизнеса. Такие условия обеспечивались не только путем избрания губернатором представителей бизнеса, но и в рамках договоренностей с действующими губернаторами. В нескольких округах появлялись крупные налогоплательщики, зарегистрировавшие там свой юридический адрес. Еще раз следует подчеркнуть, что льготный режим для бизнеса создавался в рамках действующего законодательства. Со стороны крупных российских компаний выбор автономных округов с небольшой численностью населения вполне понятен – он позволяет оптимизировать издержки бизнеса в виде расходов на социальное развитие территории в обмен на льготы.
Привлечение бизнеса обеспечило рост бюджетных доходов автономных округов. Наиболее яркий пример – Чукотский АО, совершивший в последние годы экономический рывок благодаря регистрации на его территории трейдеров «Сибнефти». За период с 2000 по 2003 гг. объем инвестиций ежегодно рос в 2-3 раза (в сопоставимых ценах), а доля федеральных перечислений в доходах консолидированного бюджета сократилась за 2000-2004 гг. с 65 до 15% (табл. 2). Другой пример – Эвенкийский АО, хотя в нем доходы бюджета резко выросли только в 2004 г. В этом ряду Таймырский и Агинский Бурятский АО, но в последнем институциональный фактор (привлечение крупного бизнеса в регион) использован в значительно меньших масштабах.
Такие способы привлечения ресурсов «внешнего» крупного бизнеса используют не только слаборазвитые автономные округа. Аналогичная политика намного в более крупных объемах осуществляется в С.- Петербурге, причем на «добровольно-принудительной» основе и при полной поддержке федеральных властей.
Использование отдельными субъектами РФ особых отношений с крупными компаниями как фактора роста создает противоречия между интересами всей страны и этих субъектов. Однако в любой стране существуют объективные противоречия «страна – регион»: то, что выгодно отдельным частям страны (регионам), далеко не всегда выгодно целому - стране, и наоборот. В каждом конкретном случае нужно искать баланс интересов, учитывая весь комплекс условий и тенденций развития. Компромиссом между интересами страны и региона может быть ограничение сроков таких институциональных решений, чтобы бюджетные платежи крупного бизнеса использовались только как «стартовый механизм» регионального развития, а также федеральный контроль за эффективностью использования возросших бюджетных ресурсов субъекта РФ.
При оценке эффективности институционального механизма особых отношений с крупным бизнесом важны два момента. Первый – наличие альтернативных (внутренних) факторов развития региона. Если их почти нет, то без налогов от крупного бизнеса все автономные округа, не имеющие альтернативных стимулов роста, остаются хроническими аутсайдерами, что вряд ли отвечает интересам развития страны. Второй – насколько привлечение крупного бизнеса помогает консолидировать и активизировать внутренние (собственные) источники развития региона? Если синергия возникает, такие отношения более перспективны для развития.
Постепенно особые отношения автономных округов с крупным бизнесом уходят в прошлое: опыт Эвенкии и Чукотки (вывод трейдеров «Сибнефти» после ее продажи Газпрому) показывает их недолговечность, а сам статусно-институциональный фактор развития, возникший в годы экономического роста, автоматически ликвидируется при объединении с «материнской» территорией. Ведь тех средств, которые выделялись бизнесом на развитие округов с малочисленным населением, не хватит для поддержки крупного объединенного субъекта, а нести издержки, возрастающие до запретительного уровня, крупный бизнес не готов. В результате помощь автономным округам, утратившим свой статус, вновь полностью ложится на государство.