1. Когда пользование каким-либоправом беженцами обычно требует содействия властей иностранногогосударства, к которым этибеженцы не могут обращаться, Договаривающиеся Государства,на территориикото- рых проживают упомянутые беженцы, будут приниматьмеры к тому,что- бы такое содействие оказывалось им властями данногогосударства или какой-либо международной властью.
2. Власть иливласти, упомянутые в пункте1, будутснабжать бежен- цев или обеспечат под своим наблюдением снабжениебеженцев документа- миили удостоверениями, обычно выдаваемыми иностранцам властямиили через посредство властей государств, гражданами которыхони являются.
3. Выданные в этом порядке документы или удостоверения будутза- менять официальные документы, выдаваемые иностранцамвластями или через посредство властей государств, гражданами которыхони являются, и будут признаваться действительными, пока недоказано, что они недей- ствительны.
4- За исключением случаев особых льгот, предоставляемых неиму- щим лицам, за упомянутые в настоящей статье услуги может взиматься и
4411________Часть П. Международные документы универсальногохарактера
плата;такая плата, однако, будет умеренной и будетсоответствовать той которая за аналогичные услуги взимается сграждан.
5- Положения настоящей статьи не затрагивают положений статей 27 и 28.
Статья 26. Свобода передвижения
Каждое Договаривающееся Государство будет предоставлять бежен- цам, законно пребывающим на его территории, право выбора места прожи- вания и свободного передвижения в пределах его территории при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам при тех же обстоятельствах.
Статья 27. Удостоверение личности
Договаривающиеся Государства будутвыдавать удостоверение лич- ности беженцам, находящимсяна ихтерритории и не обладающим дейст- вительными проездными документами.
Статья 28. Проездные документы
1. Договаривающиеся Государства будут выдавать законно прожива- ющим на их территории беженцам проездные документы для передвиже- ния за пределами их территории, поскольку этому не препятствуют ува- жительные причины государственной безопасности и общественного по- рядка, к таким докузденгам будут применяться положения приложенных К настоящей Конвенции правил. Договаривающиеся Государства могут вы- давать гакие проездные документы любому другому находящемуся наих территории беженцу; они, в частности, благожелательно отнесутся к во- просу о выдаче подобных проездных документов находящимся на их тер- ритории беженцам, не имеющим возможности получить проездной доку- мент в стране своего законного проживания-
2. Проездные документы, выданныебеженцам на основании преж- них международных соглашений участникамитаковых, будут признавать- ся и рассматриваться ДоговаривающимисяГосударствами точно так же, как если бы они были выданына основании настоящей статьи.
Статья 29. Налоги
1. ДоговаривающиесяГосударства не будут облагать беженцев ника- кими пошлинами, сборами или налогами, кроме иливыше тех, которые при аналогичных условиях взимаются или могутвзиматься с собственных Граждан
2. Положения предыдущего пункта ни в коей мере не исключают при- менения к беженцам законов и распоряжений, касающихся сборов за вы- дачу иностранцам административных документов, в том числе и удостове- рений личности.
Статья30. Вывоз имущества
1. Договаривающиеся Государства,в соответствии со своими закона- ми и распоряжениями, будут разрешатьбеженцам вывоз имущества, при- везенного ими с собой наих территорию, в другую страну, в которую им предоставлено право въезда для поселения.
2 Договаривающиеся Государства отнесутся благожелательно к хо- датайствам беженцев о разрешении на вывоз имущества, необходимого им для их поселения в других странах, в которыхим предоставлено право въезда, где бы это имущество не находилось.
Конвенция о статусебеженцев 441
Статья 31. Беженцы, незаконно находящиеся в стране, дающей им приют
1. Договаривающиеся Государства не будут налагатьвзысканий за незаконный въезд или незаконное пребываниена их территории бежен- цев, которые, прибыв непосредственно с территории,на которойих жизни или свободе угрожала опасность, предусмотреннаяв статье 1,въезжают или находятсяна территории этих государств без разрешения, приусло- вии, что такиебеженцы без промедления самиявятся к властям и пред- ставят удовлетворительные объяснениясвоего незаконного въезда или пребывания.
2. Договаривающиеся Государства не будут стеснятьсвободу пере- движения таких беженцевограничениями, не вызываемыми необходимос- тью; такие ограничения будутприменяться только,пока статус этихбе- женцев в данной стране не урегулирован илипока онине получат правана въезд в другуюстрану. ДоговаривающиесяГосударства будутпредостав- лять таким беженцам достаточный сроки все необходимые условия для получения имиправа навъезд в другую страну.
Статья 32. Высылка
1. ДоговаривающиесяГосударства не будутвысылать законно про- живающихна их территории беженцевиначе, как по соображениям госу- дарственной безопасности или общественного порядка.
2. Высылка таких беженцев будет производитьсятолько во исполне- ние решений, вынесенных в судебном порядке.За исключениемслучаев, когда этому препятствуют уважительные соображениягосударственной безопасности, беженцам будет дано право предоставленияв свое оправда- ние доказательств и обжалования в надлежащих инсганциях илиперед лицом или лицами, особо назначенными надлежащими инстанциями,а также право иметь для этой цели своих представителей.
3- ДоговаривающиесяГосударства будут предоставлять такимбежен- цам достаточный срок дляполучения законногоправа на въезд в другую страну- ДоговаривающиесяГосударства сохраняют засобой право приме- нять в течение этогосрока такие меры внутреннегохарактера, которые они сочтут необходимыми.
Статья 33. Запрещение высылки беженцев или их принудитель- ного возвращения в страны, из которых они прибыли
1. ДоговаривающиесяГосударства не будут никоим образомвысы- лать или возвращатьбеженцев в страны, гдеих жизни или свободеугро- жает опасностьвследствие их расы, религии,гражданства, принадлежнос- ти копределенной социальной группе илиполитических убеждений.
2. Это постановление, однако,не может применяться к беженцам, рассматриваемым в силу уважительныхпричин как угрозабезопасности страны, в которой онинаходятся, илиосужденным вошедшим в силупри- говором в совершенииособенно тяжкого преступления и представляющим общественную угрозу длястраны.