единенных Наций направляет всем Государствам-участникам письмо с предложением представить свои кандидатуры в течение двух месяцев. Генеральный секретарь составляет список, в котором в алфавитном по- рядке внесены все выдвинутые таким образом лица с указанием Госу- дарств-участников, которые выдвинули их, и представляет этот список Государствам-участникам не позднее чем за месяц до даты проведения соответствующих выборов вместе с краткой биографией выдвинутыхта- ким образом лиц.
4. Выборы членов Комитета проводятся на совещании Государств- участников, созываемом Генеральным секретарем в Центральных учреж- дениях Организации Объединенных Наций. На этом совещании, на кото- ром две трети Государств-участников составляют кворум, лицами, избран- ными в Комитет, считаются те кандидаты, которые получают наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов Государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании.
5. а) Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Однако срок полномочий пяти членов, избранных во время первых выборов, исте- кает по прошествии двух лет; сразу же после первых выборов фамилии этих пяти членов выбираются по жребию Председателем совещания Госу- дарств-участников;
b) выборы четырех дополнительныхчленов Комитета проводятся в
соответствии с положениями пунктов2, 3 и 4 настоящей статьи после вступ- ления настоящей Конвенции в силу длясорок первого Государства-участ- ника. Срок полномочий двух дополнительныхчленов, избранных в этой связи,истекает по прошествии двух лет; фамилии этих членоввыбирают- ся по жребию Председателем совещанияГосударств-участников;
c) члены Комитета могут бытьпереизбраны на новый срок в случае повторного выдвижения их кандидатур.
6. Есличлен Комитета умирает илиподает в отставку, илизаявляет, что по какой-либо причине не может болееисполнять свои обязанности в Комитете, Государство-участник, выдвинувшее кандидатуру этогоэксперта, назначает из числасвоих граждандругого эксперта на оставшуюся часть срока. Новое назначение подлежит утверждению Комитетом.
7. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций обес- печивает необходимый персонал и условия для эффективного осуществле- ния функций Комитета-
8. Члены Комитета получают вознаграждение из средств Организа- ции Объединенных Наций на условиях, определяемых Генеральной Ас- самблеей.
9. Члены Комитета имеют право на льготы, привилегии ииммуните-
ты экспертов, выполняющих поручения Организации Объединенных На- ций, предусмотренные в соответствующих разделах Конвенции о приви- легиях и иммунитетах Объединенных Наций.
Статья 73
1. Государства-участники обязуются представлятьГенеральному сек- ретарю Организации Объединенных Наций длярассмотрения Комитетом доклады о законодательных, судебных,административных и иных мерах, принятых ими для осуществления положений настоящейКонвенции:
a) в течение одного годасо дня вступлениянастоящей Конвенции в силу длязаинтересованного Государства-участника;
b) далее через каждые пять лет и всякий раз, когдаКомитет запра- шивает об этом.
384________Часть И. Международные документы универсального характера
2. В докладах, представляемых в соответствии с настоящей статьей, указываются факторы и трудности, если таковые имеются, влияющие на осуществление настоящей Конвенции, и содержится информация о харак- теристиках миграционных потоков, затрагивающих заинтересованное Го- сударство-участник.
3. Комитет принимает и другие руководящие указания, применимые к содержанию докладов.
4. Государства-участники обеспечивают широкую гласностьсвоих докладов в своих собственных странах.
Статья 74
1. Комитет рассматривает доклады, представляемые каждым Госу- дарством—участником настоящей Конвенции, и препровождает заинтере- сованному Государству-участнику такие замечания, какие он сочтет целе- сообразными. Это Государство-участник может представить Комитету за- мечания по любым комментариям, сделанным Комитетом в соответствии с настоящей статьей. При рассмотрении этих докладов Комитет может за- просить у Государств-участников дополнительную информацию.
2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций в над- лежащее время до начала каждой очередной сессии Комитета направляет Генеральному директору Международного бюро труда копии докладов, представленных соответствующими Государствами-участниками, и инфор- мацию, относящуюся к рассмотрению этих докладов, с тем чтобы дать Бюро возможность оказывать Комитету содействие путем представления экс- пертного мнения по таким регулируемым настоящей Конвенцией вопро- сам, какие входят в сферу компетенции Международной организации тру- да- В ходе своей работы Комитет рассматривает представленные Бюро заме- чания и материалы.
3. Генеральныйсекретарь Организации Объединенных Наций может также, после консультацийс Комитетом, направлять другимспециализи- рованным учреждениям,а также межправительственным организациям копии тех частейвышеуказанных докладов, содержание которых входит в сферу их компетенции.
4. Комитет может предложить специализированным учреждениям и ;
другим органам Организации Объединенных Наций, а также межправи-, тельственным и другим заинтересованным организациям представить для рассмотрения Комитетом письменную информацию о таких регулируемых , настоящей Конвенцией вопросах, какие входят в кругих ведения. 3
5. Комитет предлагает Международному бюро труда назначать пред- '' ставителей для участия в заседаниях Комитета с правом совещательного | голоса. fc
6. Комитет может пригласить представителей других специализиро- ванных учреждений и органов Организации Объединенных Наций, а так- же межправительственных организаций, с тем чтобы они присутствовали и были заслушаны на его заседаниях, когда рассматриваются вопросы, входящие вих компетенцию.
7. Комитет представляет ежегодный доклад Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций о выполнении настоящей Конвенции, содержащий его мнения и рекомендации, основанные, в частности, на рас- смотрении докладов и любых замечаний, представленных Государствами- участниками.
8- Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций препро- вождает ежегодные доклады Комитета Государствам — участникам насто- ящей Конвенции, Экономическому и Социальному Совету, Комиссии по пра-
Конвенция о защите прав мигрантов 385
вам человека Организации Объединенных Наций, Генеральному директору Международного бюро труда и другим соответствующим организациям-
Статья 75
1. Комитет принимает свои собственные правила процедуры. 2- Комитет избирает своих должностных лиц на двухлетний срок.
3. Комитет обычно проводит свои заседания ежегодно.
4. Заседания Комитета обычно проводятся в Центральных учрежде- ниях Организации Объединенных Наций-
Статья 76
1. Государство — участник настоящей Конвенции может в любое вре- мя заявить согласно настоящейстатье, что оно признает компетенцию Ко- митета получать и рассматривать сообщения о том, чтоодно Государство- участникзаявляет, что другоеГосударство-участник не выполняетсвоих обязательств по настоящей Конвенции.Сообщения, предусматриваемые настоящей статьей, могутприниматься и рассматриваться лишь вслучае представленияих Государством-участником, сделавшим заявление о при- знании в отношениисебя компетенцииКомитета. Комитет непринимает сообщения, если оникасаются Государства-участника,не сделавшегота- кого заявления. Сообщения, полученныесогласно настоящей статье, рас- сматриваются в соответствии со следующей процедурой:
a) если какое-либо Государство — участник настоящей Конвенции считает, что другое Государство-участник не выполняет своих обязательств по настоящей Конвенции, оно может путем письменного сообщения довес- ти этот вопрос до сведения этого Государства-участника- Государство-участ- ник может также информировать Комитет по данному вопросу. В течение трех месяцев после получения сообщения получающее его Государство представляет Государству, направившему сообщение, объяснение или лю- бое другое заявление в письменном виде с разъяснением по этому вопросу, где должно содержаться, насколько это возможно и целесообразно, указа- ние на внутренние процедуры и меры по исправлению положения, кото- рые были, будут или могут быть приняты по данному вопросу;
b) если вопрос не решен к удовлетворению обоих заинтересованных Государств-участников в течение шести месяцев после получения получа- ющим Государством первоначального сообщения, каждое из этих Госу- дарств имеет право передать вопрос в Комитет путем уведомления Коми- тета и другого Государства;
c) Комитет рассматривает переданный ему вопрос только после того, как он убедится, что все имеющиеся внутренние средства правовой защи- ты были применены и исчерпаны по данному вопросу в соответствии с общепризнанными принципами международного права. Это правилоне действует в тех случаях, когда, по мнению Комитета, применение этих средств неоправданно затягивается;
d) с соблюдением положений подпункта "с" настоящего пункта Коми- тет оказывает свои добрые услуги заинтересованным Государствам-участ- никам в целях дружественного разрешения вопроса на основе уважения обязательств, изложенных в настоящей Конвенции;
e) при рассмотрениисообщений, предусматриваемых настоящей ста- тьей, Комитет проводитзакрытые заседания;
/) по любому переданному на его рассмотрение вопросу в соответст- вии с подпунктом "о" настоящей статьи Комитет может обратиться к заин- тересованным Государствам-участникам, упомянутым в подпункте "Ь", с просьбой предоставить любую относящуюся к делу информацию;
386________Часть II Международные документы универсальногохарактера
д)заинтересованные Гос ударе1ва-учас1ники упомянутов подпункте "Ь" насгоящего пунк1а, имекпправо бьпь преде (авленными прирассмот- рении вопроса в Комтеге и деЛсИЬ представления усшо и/илиписьменно
h) Комшег предс^авляс i в гечение двенадцаж месяцев со дня полу- чения уведомления о первоначальном сообщении в соотве1С1ВИИ с под- пунтом "Ь насюящего пункга доклад
г)если досгигаегся урегулирование в рамкахположении подпункта "d" насюящего пункга, Комиге! ограничиваен-я в своем докладекрагким изложением факюв и досшгнугого урегулирования
гг) если урегулировашк- в рамках положении подпункга "d" насюяще- го пункыне досшгную, Комтеч в своем докладе излагае! соо i ве i с i вую- щие фак1ы, касающиеся вопроса коюрыи возник между чаингересованны- миГосударе 1вами-учас1никами Письменные предоавления и записьуст- ных преде гавлснии сделанных зантересованнымиГосударе 1вами-участ- никами, прилагагоюя к док ыду Кочиге! може! 1акже сообщшь лишьза- ин1ересованным Государе. 1вам-учас; инкам любые мнения, коюрые онмо- жет счи1а1Ь супдес [венными для вопроса возникшего между ними
В любом случае доклад препровождае юя •заишересованным Госу- даре гвам-учасiникам
2 Положения насюящеи сга^ьи всгупаюг в силу когда деся1Ь Госу- даре ib — учасгников насгоящеи Конвенции сделаю! заявления в looibctct- вии с пункюм 1 насюящеи стагьи Такие заявления сдакнся Государсгва- ми-учасгниками на хранение Генеральному ceKpeiapK) Организации Объ- единенных Нации когорыи препровождае! их копии другимГосударе. 1вам- учас! никам Заявление може г бьпь аннулировано в любоевремя пуюмуве- домшшя Генерального секре1аря Такое аннулированиене препягсiвует рассмо!рению ч юбого вопроса кпюрыи являеюя предме! ом сообщения,уже препровожденного в соогвегсгвии с. насюящеи сгагьеи,никакие последую- щие сообщения не будуг принимагься по даннойС1агье ог какого-либо Го- сударе 1ва-> частика после полученияГенеральным секрегарем уведомле- ния об аннулированиизаявления, еслиюлько заишересованное Государст- во-участник не сделало нового заявления
Статья 77
1 Государе гво — учас гникнас i оящеиКонвенции может в любое вре- мя заявшь в соогвегсгвии с наеюящеи С1а1ьеи, чгооно признае! компе- тенцию Коми i ei а получагь и рассма1рива1ь сообщения о гподлежащих его юрисдикции лиц коюрые у1верждаю1чю Государ^во-учасжик на- рушило их чичные права предусмсиренные насгоящеи Конвенцией Коми- тет не принимаег никаких сообщении, если оникасакнся Государсгва- учасгника, коюрое не сделало laKoru заявления
2 Комиге! c4uiaei неприем тючым любое сообщение согласно настоя- щейciaibe, коюрое являеи-я анонимным или, по егомнению, предсгавля- ei собой злоупо греб пение правом на преде гавление1аких сообщении или несовмес1имо с почожениями насгоящеи Конвенции
3 Комшет не рассма1риваег никакихсообщении о г какого-либо лица согласно насгоящеиста1ье, еслине удое i овери i ся в гомчго
a) эго1же вопрос не рассмагривалсяи не рассма1ривае1ся в соогвет- сгвии с другой процедурой международногоразбирагельсгва или урегу- лирования
b) данное лицо исчерпаловсе имеющиесявну1ренние среде ibb пра- вовой защигы,это правило недеис layer в гех случаях, когда применение таких средств, по мнениюКоми re га неоправданно загягивается илиско- рее всего не обеспечит эффективной защиты этому лицу
Конвенция о защите прав мигрантов
4 С учеюм положении пункга 2 насюящеи с1В1ьи Комигег доводи! любое сообщение, преде 1авленное ему в (.оогйек-1вии с насгоящеи С1а- 1ьеи,до сведения Государе 1ва — учаоника насюящеи Конвенциикою- рое сделало заявление согласно nyHKiy 1 и коюрое якобы нарушав ге или иные положениянаеюящеи Конвенции В ючение шест месяцев полу- чившее сообщение государе! во предсгавляег Комиксу письменныеобъ- яснения и ни заявления, разъясняющиеэгог вопрос и любые меры если 1аковые имекися когорые возможно, были прпняня эшм государевом
5 Комигег рассма1ривае1 полученные в еошвс к.|вии с насюящеиcia- гьеи сообщения с учеюм всей информации преде 1авленнои ему данным лицом, и 1иог его имени, и -заинтересованным Государе|вом-учас1никем
8 Положения насюящеи craibn воупаюг в силу, когда десть Госу- даре гв — учас i ников нчсюящеи Конвенции сделаю! заявления в cooibci- С1вии с пункюч 1 насюящеи Liaibii Такие -заявления сдаююя ГосударС!- вами-учаи пикамина хранение Генеральному (.eKpeiapio Ор1анизации Объ- единенных Нации, коюрыи препровождае! их копии другим Государс!- вам-учас! никам Заявление може! бьпь в любое время аннулировано пу- гем уведомления Генерального секре1аря Такое аннулирование не до 1жно наность ущербарассмогрению любого вопроса, являющегося прсдмеюм сообщения,уже переданного в соогвеюгвии с насгоящеи сга1ьеи никакие последующие сообщения, направляемые любым лицом илиoi его имени, не принимаютсяв соотвеговии с насгоящеи daibeu после получения Ге- неральным секре1арем уведомления об аннулировании заявления, еслисо- огвегсгвующее Государе гво-учас гник не сделалонового заявления
Статья 78
Положения ciaibH 76 насюящеи Конвенцииприменяю гея безущер- ба для любых процедур урегулирования споров или рассмо! рения жалоб в области, охва1ываемои насюящеп Конвенцией, изложенных в учредиюль- ных докуменгахОрганизации Объединенных Нации и ее специализиро- ванных учреждении или в приняпях имиконвенциях, и не препя1С1вую1 Государе гвам-учас i никам прибет-сиь к любым процедурам урегулирова- нияспоров в соогветсгвии с международными соглашениями, деис1вую- щими в oi ношениях между ними
Часть VIII Общие положения
Статья 79
Ничго внасюящеи Конвенции незафагивае! права каждого Госу- дарегва-учасгника усганавливагь кригерии, регулирующие допуск гру- дящихся-мигранюв и членов их семейВ ошошении других вопросов ка- сающихсяих правового положения ирежима в качесгве трудящихся-миг- ранюв и членових семей Государова-учасчникиследуют ограничениям, усыновленным в насюящеи Конвенции
Статья 80
Ничто в настоящей Конвенции не должно толковатьсякак умаление значенияположений Устава Организации ОбъединенныхНаций и уставов специализированныхучреждении, которые определяют соответствующие
14—528
388 Часть II. Международныедокументы универсального характера
обязанности различных органов Организации Объединенных Наций и спе- циализированных учреждений в отношении вопросов, рассматриваемых в настоящей Конвенции.
Статья 81
1- Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает более широких прав или свобод, предоставляемых трудящимся-мигрантами членам их семей в силу:
a) законаили практики Государства-участника; или
b) любого двустороннегоили многостороннегодоговора, имеющего силу для соответствующего Государства-участника.
2. Ничто в настоящей Конвенции не можеттолковаться как дающее любому государству, группе лиц или отдельным лицамкакое-либо право участвовать в любойдеятельности или совершать любые действия, кото- рые наносилибы ущербкаким-либо правам илисвободам, изложеннымв настоящей Конвенции.
Статья 82
В правах трудящихся-мигрантов и членових семей, предусмотренных настоящей Конвенцией,не может быть отказано.Оказание давления натру- дящихся-мигрантов и членов их семей в какой быто ни было форме, с тем чтобы они отреклисьили отказались от любогоиз вышеупомянутыхправ, не разрешается.Ограничение в силу какого-либо контракта прав, признан- ных в настоящейКонвенции, не допускается. Государства-участникипри- нимают надлежащиемеры для обеспечения соблюдения этих принципов.
Статья 83
Каждое Государство — участник настоящей Конвенции обязуется:
а) обеспечить любому лицу,права и свободы которого, признаваемые в настоящей Конвенции, нарушены,эффективное средствоправовой за- щиты даже еслиэто нарушение было совершенолицами, действовавшими в официальном качестве;
t>) обеспечить, чтобыиск любого лица,требующего такой защиты, был рассмотрен и чтобыпо нему быловынесено решение компетентными судебными,административными или законодательнымивластями илилю- бым другим компетентным органом, предусмотреннымправовой системой Государства, и развиватьвозможности судебной защиты;
cJ обеспечить применение компетентными властями средств право- вой защиты, когда они предоставляются.
Статья 84
Каждое государство-участник обязуется принимать законодательные и другие меры, необходимые для осуществления положений настоящей Конвенции.
Часть IX Заключительные положения
Статья 85
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назнача- ется депозитарием настоящей Конвенции.
Статья 86
1. Настоящая Конвенция открыта дляподписания всеми государства- ми.Она подлежит ратификации.
3. Ратификационные грамоты или документыо присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю ОрганизацииОбъединенных Наций.
Статья 87
'" 1. Настоящая Конвенция вступает в силув первый день месяца по истечении трех месяцев с даты сдачи нахранение двадцатого документа о
ратификации или присоединении.
2. Для каждого Государства, которое ратифицирует настоящуюКон- венцию или присоединяется к ней после ее вступления в силу, Конвенция вступает в силу в первый день месяца по истечении трех месяцев с даты сдачина хранениеэтим государством своего документа о ратификации илиприсоединении.
Статья 88
Государство, которое ратифицирует настоящуюКонвенцию или при- соединяется к ней, не может исключать применениелюбой ее части или, без ущерба для статьи 3, исключать ее применениев отношении какой- либо отдельной категории трудящихся-мигрантов.
Статья 89
1. Любое Государство-участник может денонсировать настоящуюКон- венцию не раньше, чем через пять лет после вступления Конвенции в силу для данного государства путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.
2. Такая денонсация вступает в силу в первый день месяца по проше- ствии двенадцати месяцев с даты получения уведомления Генеральным секретарем Организации Объединенных Нации.
3. Такая денонсация не освобождает Государство-участник от его обя- зательств в соответствии с настоящей Конвенцией в отношении любого действия или бездействия, которое имело место до даты вступления де- нонсации в силу, и денонсация не наносит какиго-либи ущерба дальнейше- му рассмотрению любого вопроса, который до даты вступления такой д&- нонсации в силу уже находился на рассмотрении Комитета.
4. После вступления в силу денонсации Государства-участникаКо- митет не приступает к рассмотрению любого нового вопросав отношении этого Государства.
Статья 90
1. Поистечении пяти лет после вступления настоящейКонвенции в силупросьба о пересмотре настоящей Конвенции может быть внесена в любоевремя любым Государством-участником путем письменного уведом- ления на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь препровождает затем любые предложенные по- прапки Государствам-участникам с пр1)сьбой сообщить ему, высказывают- ся ли они за созыв конференции Государств-участников с целые рассмот- рения этих предложений и проведения по ним голосования. Если в течение Четырех месяцев с даты такого послания по меньшей мере одна треть Го- сударств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, примятая большинством Государств-участников, Присутствующих и участвующихв голосовании, представляется на ут- ^рждение Генеральной Ассамблее.
14*
390_________Часть И Международные документы универсального характера
2 Поправки всгупаю! в силу поу1верждении их ГенеральнойАссам- блеей ОрганизацииОбъединенных Нации и принягииих большинсгвомв две трет Государств— учасшиков насгоящеиКонвенции в соо1ве1С1вии с их конс1И1уционными процедурами
3 Когда поправки BCiynaior в силу,они сгановяюя обязаюльными для тех Государс1в-учас1ников коюрые их приняли а для другихГосу- даре гв-учаоников ос1аю1ся обя-заюльными посганивлениянасгоящеи Конвенции и любые предшествующие поправки коюрые ими принягы
Статья 91
1 Генеральный ceKpeiapb Организации Объединенных Нации полу- чает и рассылай! всем государствам ickci оговорок сделанных государсг- вами при подписании, рашфикации или присоединении
2 Оговорка не совмеоимая с объекюм и целяминасюящеи Конвен- ции, не допускался
3 Оговорки могут бьпь сня1ы в любое время пугем соотве1С1вующего уведомления, направленного на имя Генерального секрегаря Организации Объединенных Нации который затем сообщаег об эгом всем Государе, i вам- учасгникам Такое уведомление всгулаег в силу со дня его получения
Статья 92
1 Любой спор между двумяили несколькими Государе 1вами-участ- никами огносигельно голкования или применения насюящеиКонвенции, не решенный пугем переговоровпередаегся по просьбе одного из них на арбигражноера збирательсгво Если в гечениешесги месяцев с дагы пода- чизаяв И.НИЯ об арбшражном разбира гельс1ве сюронамне удалось прий- ти к сог 1асию ошоеиюльно организацииарбшражного разбира1ельс1ва, любая из эгих сгорон можег переда ib данныйспор в МеждународныйСуд пугем подачи заявления в соогве1С1виисо ClaiyroM Суда
2 Каждое Государе 1во-учас1 ник може! во время подписания или рашфикации насюящеи Конвенции или присоединения к ней заявшьо том чго оно не счшае! себя свя ?анным обя-^иепьивами содержащимися в пункю 1 насюящеи с1а1ьи Другие Государева yiaeimiKii не счшают себя связанными по южениями п;нк1а 1 насюящеи сьиьи в опшшении какого либо Государе, 1ва-учас1 пика сделавшего подоошн заявление
3 Любое Государс1во учасжик сделавшее заяв юние всоо1ве1С1вии с пункюм 2 насгоящен ciaibii може! в люГкх время аннулировав свое заявление пуюм уведомления Генеральногосекре1аря Организации Объ- единенных Нации
Статья 93
1 Настоящая Конвенция, гекоы ко юрой на английском, арабском, испанском кшаиском русском и французском языках являются равно аутеншчными сдаегся на хранение Генера 1ьному секрегарю Организа- ции Объединенных Нации
В удосюверение чего нижеподписавшиесяполномочные предсгави- тели должным образомна ю уполномоченные своимисоответствующими прави1ельс1вами, подписали насюящую Конвенцию
Раздел 11. Права на пользование достижениями культуры, информацией, свобода ассоциации
1. Декларация принципов международного культурного сотрудничества
Провозглашена 4 ноября 1966 г Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросалгобразования, науки и культуры, наее четырнадцатой сессии
Генеральная конференцияОрганизации Объединенных Нациипо вопросам образования науки и кулыурысобравшаяся в Париже на свою четырнадцлую сессию сего 4 ноября 1966 года в деньдвадцагои годов- щины создания Организации
напоминая, чго Ус1авОрганизации провозглашае!,чго "мыслио воине возникаюг в умах людейпоэгому в сознаниилюдей следуег укоре- нять идею защиты мира'и чю мир долженосновывагься на ингеллеК1у- альнои и нравственной солидарное! и человечесгва,
напо-миная, чго в соо1вегс1вии с 1ем же Уставом дляподдержания человеческого досгоинс1ва необходимоширокое распространение куль- туры иобразования среди всех людей наоснове справедливое ги свободы и мира и чю поэюмуна все народывозлагаеюя священная обязанность, которую следуе! выполнягь в духе взаимногосо1рудничес1ва,
принимая во внимание, ч i о государеi ва — члены Организации, пре- исполненныерешимосги обеспечи1ьискание исгины и свободныйобмен идеями изнаниями посгановили развивави расширягь огношениямежду
своими народами,
принимая во внимание чю несм01ря на гехническии прогресс, ко- торый облегчае! развшие и распрос гранение знании и идеинезнание образа жизни и обычаев других народов все еще с1авиг препягсгвиямежду народами, мирному согрудничее1ву и npoipeccy всего человечесгва
принимая во внимание Всеобщую декларациюправ человека Дек- ларациюправ ребенка Декларацию о предосгав юнии независимое гико- лониальным сгранам и народам Декларацию Объединенных Нации о лик- видациивсех видов расовой дискриминации, Декларацию ораспросгра- нении среди молодежи идеалов мира взаимоуваж* ния и взаимопонима- ния между народами и Декларацию о недопусшмосги вмешаге?1ье1ваво внутренние делагосударсгв и защиюих независимое ги и суверенитета, го eclb все декларации, уже провозглашенныеГенеральной Ассамблеей Организации Объединенных Нации,
убежденная опыюм двадцлилет рабо1Ы Организации & необходи- мосги провозглашения принциповмеждународного культурного согруд- ничесгва в целях его укрепления
провозглашает насюящую Декларацию принциповмеждународно- го кульгурного со1рудничес1ва дляюго чюбы правшельова власги, организации ассоциации и учреждения, о1ве1сгвенпыеза кульгурную Дея1ельнос1Ь, посюянно руководствовались Э1ими принципами, а гакже для того, чгобы обеспечи1ь посюпенное досгижение мираи благососюя- ния, т е целей, определенных в Уставе Организации Объединенных На-
392 ___ Часть II. Международные документы универсальногохарактера
ций, путемсотрудничества всех народив в областиобразования, науки и культуры в соответствиис Уставом даннойОрганизации.
Статья I
1. Каждая культураобладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять.
2. Развитие собственнойкультуры является правом и долгом каждо- го народа.
3. В их богатом многообразии, разнообразии ивзаимном влиянии все культуры являются частью общего достояниячеловечества.
Статья II
Народы должны стремиться продолжатьпараллельное и, по воз- можности, одновременное развитие всехотраслей культуры, с тем чтобы обеспечивать гармоничное равновесие междутехническим и морально- интеллектуальным прогрессом человечества.
Статья III
Международноекультурное сотрудничество должно охватывать все виды умственнойи творческой деятельности в области образования, нау- ки и культуры.
Статья IV
Целями международного культурного сотрудничества —вне зави- симости от того, осуществляется ли оно на двустороннейили многосто- ронней, региональной или всемирной основе, — являются:
1. распространение знаний, содействие развитиюдарований и обога- щение различных культур;
2. развитие мирных отношений и дружбы международами и содей- ствие лучшему пониманию образа жизни каждого изних;
3. содействие применению принципов, провозглашенных в деклара- циях Организации Объединенных Наций, которыеупомянуты в преамбу- ле настоящей Декларации;
4- обеспечение каждому человеку доступак знаниям И возможности наслаждаться искусством и литературой всехнародов, участвовать в про- грессе науки во всех частях земного шара,пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни;
5. улучшение условий материальной идуховной жизни человека во всех частях мира.
Статья V
Культурное сотрудничество является правом и долгом всех народов и стран, поэтому они должны делиться друг с другом знаниями и опытом.
Статья VI
При осуществлении международного культурного сотрудничества, которое оказывает благоприятное влияние на все культуры и способствует их взаимному обогащению, следует уважать самобытность каждойиз них.
Статья VII
1. Широкое распространение идей и знаний, основанное на макси- мально свободном обмене и сопоставлении, необходимо для творческой деятельности, искания правды и расцвета человеческой личности.
2. Культурное сотрудничество должно выявлять идеи и ценности, способствующие созданию обстановки дружбы и мира. Это сотрудничест- во должно препятствовать проявлениям враждебности в отношениях и выражении мнений. Оно должно содействовать представлению и распро- странению достоверной информации.
Статья VIII
Культурное сотрудничество должно осуществлятьсяна основе вза- имной выгоды всех участвующих в нем народов; соответствующие обме- ны должны быть проникнуты духом максимальной взаимности.
Статья IX
Культурное сотрудничество должно содействовать установлению меж- ду народами прочных и постоянных связей, которые не должны страдать от напряженности, могущей возникать в международных отношениях.
Статья Х
При осуществлении культурного сотрудничества следуетуделять особое внимание нравственному и интеллектуальному воспитанию моло- дежи в духе дружбы, международного взаимопонимания и мира. Это со- трудничество должно помочь государствам осознать важность пробужде- ния дарований в самых различных областях и облегчения профессио- нальной подготовки новых поколений.
Статья XI
1. При осуществлении культурныхсвязей государства должны вдох- новляться принципами ОрганизацииОбъединенных Наций. В стремлении К достижению международного сотрудничества они должныуважать су- веренное равенство государств и воздерживатьсяот вмешательства вдела, по существувходящие во внутреннюю компетенцию других стран.
2. Принципы, изложенные в настоящей Декларации, следует приме- нять с учетом прав и основных свобод человека.
2. Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию1
Принята 9 июля 1948 г. на тридцать первой сессии Генеральной конференции Международной организации труда
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Сан-Франциско Административным советом Междуна- родного бюро труда и собравшаяся 17 июня 1948 года на свою тридцать первую сессию,
решивпринять в форме конвенции ряд предложенийо свободе ассо- циации и защите права на организацию, что является седьмым пунктом повестки дня сессии,
принимаяво внимание, что преамбулаУстава Международной орга- низации труда провозглашает в числе средств, способных улучшитьусло- вия трудаи обеспечить мир, признание принципа свободы ассоциации,
принимаяво внимание,что Филадельфийская декларация снова провозгласила, что свободаслова и свобода ассоциации являются необхо- димыми условиями постоянного прогресса,
принимаяво внимание, что Международнаяконференция трудана своей тридцатой сессии единогласно приняла принципы,которые должны быть положены в основу международной регламентации,
принимаяво внимание,что Генеральная АссамблеяОрганизации Объединенных Нацийна своей второй сессии присоединиласьк этим прин- ципам и просила Международную организацию труда продолжатьпри- лагать все усилияв целях принятия одной илинескольких международ- ных конвенций,
принимает сего девятого дня июля тысяча девятьсот сорок восьмо- го года нижеследующую Конвенцию, которая будет именоваться Конвен- цией 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию:
Раздел I. Свобода ассоциаций Статья 1
Каждый член Международной организациитруда, в отношении ко- торого настоящая Конвенция вступила в силу, обязуется провести в жизнь нижеследующие постановления.
Статья 2
Трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предваритель- ного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних.
Статья 3
1. Организации трудящихся и предпринимателей имеют право вы- рабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно вы-
' Вступила в силу 4 июля 1950 г.
Конвенция о свободе ассоциации395
биратьсвоих представителей, организовывать свойаппарат и свою дея- тельность и формулировать свою программу действий.
2. Государственные власти должны воздерживаться от всякого вме- шательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению.
Статья 4
Организации трудящихся и предпринимателейне подлежат роспус- ку или временному запрещению в административном порядке.
Статья 5
Организации трудящихся и предпринимателей имеют право созда- вать федерации и конфедерации, а также право присоединяться кним, и каждая такая организация, федерация или конфедерация имеет право всту- пать в международные организации трудящихся и предпринимателей.
Статья 6
Постановления статей 2, 3 и 4 применяются к федерациям и конфе- дерациям организаций трудящихся и предпринимателей.
Статья 7
Приобретение прав юридического лица организациями трудящихся и предпринимателей,их федерациями и конфедерациями не может быть подчинено условиям, способным воспрепятствовать применению поста- новлений статей 2, 3 и 4.
Статья 8
1. При осуществлении прав, признанныхза ними настоящей Кон- венцией, трудящиеся, предприниматели иих соответственные организа- ции должны, так же как и другие лица илиорганизованные коллективы, соблюдать законность.
2. Национальноезаконодательство не должно затрагивать гарантии, предусмотренныенастоящей Конвенцией, и должно применяться таким образом, чтобы не нарушатьих.
Статья 9
1. Национальное законодательство должно определять,в какой мере гарантии, предусмотренныенастоящей Конвенцией, будутприменяться к вооруженным силам и Полиции- 2,В соответствии с принципами,изложенными в пункте8 статьи 19 Устава Международной организации труда,ратификация настоящей Кон- венции каким-либо членом Организациине должнарассматриваться как затрагивающая существующиезаконы, решения судебныхорганов, обы- чаи или соглашения, которые предоставляют членамвооруженных сили полиции гарантии, предусмотренные настоящей Конвенцией.
Статья 10
В настоящей Конвенции термин "организация" означаетвсякую ор- ганизацию трудящихся или предпринимателей, имеющую цельюобеспе- чение и защиту интересов трудящихся или предпринимателей.
396________Часть II. Международные документы универсального характера