избранной занятости всеми соответствующими мерами,включая социальное обеспечение. Такиемеры должны включать, среди прочего, службы заня- тости,профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию.
Статья 8
1. Каждое государство-член стремится ввести,сообразуясь с нацио- нальными законодательством и практикой, специальные приграммы, спо- собствующие созданию дополнительных рабочих мест и содействию в во- просах занятости, а также способствующие получению продуктивной и свободно избранной занятости для определенных категории находящихся в неблагоприятномположении лиц, которые сталкиваются или могут стал- киваться с трудностями в поисках стабильнойзанятости, таких,как жен- щины, молодые трудящиеся, инвалиды, пожилые трудящиеся,лица, яв- ляющиесябезработными продолжительноевремя, трудящиеся-мигранты, проживающиев стране на законныхоснованиях, и трудящиеся,которых затронули структурные изменения.
2. Каждое государство-членв своих докладах, представляемых в со- ответствии состатьей 22Устава Международной организации труда, ука- зывает категории лиц, в пользукоторых оно обязуется осуществлять про- граммы содействиязанятости.
3. Каждоегосударство-член стремится к постепенному охвату этим содействием в получении продуктивнойзанятости большего числа катего- рий по сравнению с первоначально охваченным числомкатегорий.
Статья 9
Предусмотренныев настоящем разделе меры проводятсяс учетом положений Конвенции и Рекомендации 1975 года о развитиилюдских ре- сурсов и Рекомендации 1984года о политике в областизанятости (допол- нительные положения).
Раздел III. Охватываемые случаи Статья 10
1- Охватываемые случаи включают согласнопредписываемым усло- виям полную безработицу, определяемуюкак потерю заработка по причи- не невозможности получить подходящую работу,с учетом положенийпункта 2 статьи 21, в отношении лица, способноготрудиться, готовоготрудиться и действительно ищущего работу.
2. Каждое государство-член стремитсявключать в сферу охвата Кон- венции согласно предписываемым условиямследующие случаи:
a) потерю заработка по причине частичнойбезработицы, определяе- мой как временное сокращение нормальной илиустановленной законом продолжи ] ельности рабочего времени; и
b) перерыв в получении заработка илисокращение его размера по причине временного прекращенияпроизводства, без прекращения трудо- вых отношений по причинам, в частности,экономического, технологичес- кого, структурного или аналогичногохарактера.
3. Каждое государство-член стремится,кроме того, оплачиватьпосо- бия трудящимся, работающим неполноерабочее время и фактическиищу- Щим работуполное рабочеевремя. Общая сумма пособийи заработков, по- лучаемыхв связи с их работой неполноерабочее время, может бытьтакова, чтобы не лишатьих стимулов к переходуна работу полноерабочее время.
4. Если сделанноена основании статьи 5заявление имеет силу,то применение пунктов 2 и 3 может быть отложено.
352 Часть II. Международныедокументы универсального характера
Раздел IV. Лица, подлежащие защите Статья 11
1. В число подлежащих защите лиц входят предписанные категории работников, составляющих не менее 85 процентов всех работников, вклю- чая государственных служащих и учеников на производстве.
2. Независимо от положений пункта 1, государственные служащие, занятость которых вплоть до нормального возраста ухода на пенсию га- рантируется национальным законодательством или правилами, могут ис- ключаться из сферы защиты,
3- Если сделанноена основании статьи 5 заявление имеет силу,то в число подлежащихзащите лицвходят:
а) предписанные категории работников, составляющих не менее 50 процентов всех работников;
Ь} если это особо оправдано уровнем развития, предписанные катего- рии работников, составляющих не менее 50 процентов всех работников на промышленных предприятиях, где занято 20 человек или более.
Раздел V. Методы защиты
Статья 12
1. Если Конвенцией не установлено иное, каждое государство-член может определять метод или методы защиты, посредством которых оно предпочитает применять положения Конвенции, будь то посредством сис- темы взносов или системы, не основанной на взносах, или посредством сочетания таких систем.
2. Тем не менее, если законодательство государства-члена защищает всех проживающих в государстве лиц, средства которых в течение охва- тываемого периода не превышают установленных пределов, предоставляе- мая защита может быть ограничена в зависимости от уровня доходов, ко- торыми располагает получатель или его семья, в соответствии с положе- ниями статьи 16.