Пособия, предоставляемые безработным в форме периодических вы- плат, могут быть связаны с видом защиты.
Статья 14
В случаях полной безработицы пособия выплачиваются в форме перио- дических выплат, начисляемых таким образом, чтобы обеспечить получателю частичное и временное возмещение утраченного дохода и в то же время чтобы не снижать стимулов к получению работы или к созданию занятости.
Статья 15
1, В случае полной безработицы и перерыва в получении заработка, вызванного временным прекращением производства без какого-либо пре- кращения трудовых отношений, если такой случай включен в сферу охва- та, то пособия предоставляются в виде периодических выплат, начисляе- мых следующим образом:
а) еслиэти пособия начисляются на основании взносов, делаемых защищенным лицом или от его имени,или с учетом предыдущегозаработ- ка, они устанавливаютсяв размере неменее 50процентов от предыдущего заработка, причем допускается назначить максимумпо сумме пособияили по суммезаработка, подлежащего учету,который может быть связан, напри'
Конвенция о содействии занятости
мер, с зарплатой квалифицированного рабочего или со средней зарплатой трудящихся данного района;
Ъ) если такие пособия имеют основой не взносы или предыдущие за- работки, то они должны составлять не менее 50 процентов от установлен- ной законом минимальной заработной платы или от заработной платы обыч- ного чернорабочего, или их размер должен обеспечивать минимум, необхо- димый для покрытия расходов на основные жизненные нужды, в зависи- мости от того, что больше
2. Если сделанное на основании статьи5 заявление имеет силу, то размер пособии составляет
a) не менее 45 процентов предыдущихзаработков или
b) не менее 45 процентов установленной законом минимальнойзара- ботной платы или заработной платы обычногочернорабочего, но не менее размера, обеспечивающего покрытие расходов наминимальные основные жизненные нужды.
3. В случае необходимости указанныев пунктах 1 и 2 проценты могут исчисляться путем сравнения чистых периодическихвыплат посленалога и взносов с чистыми заработками после налога и взносов.
Статья 16
Независимо от положений статьи 15, пособие, предоставляемоепо истечении первоначального периода, указанного в пункте 2 а) статьи 19, а также пособия, выплачиваемые государством-членом в соответствии с пунк- том 2 статьи 12, могут устанавливаться после учета других ресурсовна уровне, превышающем предписанные размеры, предусмотренныедля по- лучателя и его семьи в соответствии с предписанной шкалой, В любом случае эти пособия в сочетании с любыми другимипособиями, накоторые они могут иметь право, обеспечивают здоровыеи достаточные условия жизни, отвечающие национальным нормам,
Статья 17
1. Если законодательство государства-членаподчиняет право на по- лучение пособия по безработице наличию определенногострахового пе- риода, то продолжительность этогострахового периода —не больше той, которая необходима для недопущения злоупотребления.
2. Каждое государство-член стремитсяприспосабливать страховой период к особенностям трудасезонных работников- Статьи 18
1- Если законодательство государства-членапредусматривает, что выплата пособия в случае полной безработицы наступаеттолько по Исте- чении периода ожидания, то такой период не превышает семидней.
2. Если сделанное на основе статьи 5 заявление имеет силу,то про- должительность периода ожидания не превышает десяти дней- • •
3. В случае сезонных работников период ожидания,указанный выше в пункте 1, может быть приспособлен к особенностямих труда.
Статья 19
1. Пособия, предоставляемые в случаях полной безработицы и пере- рыва в получении заработка, вызванного временным прекращением про- изводства без какого-либо прекращения трудовых отношений, выплачива- ются на всем протяжении действия этих обстоятельств.
2. Тем не менее в случае полной безработицы:
а.)первоначальная продолжительность выплатыпособия, предусмот- ренного в статье 15,может быть ограничена 26 неделямив каждом периоде безработицы или39 неделями в течение любого периода в 24 месяца;'
Часть II. Международные документы универсальногохарактера
Ь)в случае безработицы, продолжающейся сверх первоначального пе- риода выплаты пособия, продолжительность выплаты пособия, которое мо- жет начисляться с учетом доходов получателя и его или ее семьи, согласно положениям статьи 16 может быть ограничена предписываемым периодом.
3- Если законодательство государства-члена предусматривает, что продолжительность первоначального периода выплаты пособия, указанно- го встатье 15, меняется в зависимостиот продолжительности страхового периода,то средняя установленная продолжительность выплаты ппсобий составляет не менее 26 недель.
4 Если сделанное на основе статьи 5 заявление имеет силу, то про- должительностьвыплаты пособия можетбыть ограничена 13 неделями в течение любого периода продолжительностью12 месяцев или всреднем 13 неделями, если законодательством предусматривается,что первоначаль- ная продолжительность выплаты меняетсяв зависимости от продолжи- тельностистрахового периода,
5. В предусмотренных в пункте 2 Ь)случаях каждое государство- член стремится оказывать соответствующее дополнительное содействие заинтересованнымлицам, с тем чтобы они получиливозможность найти продуктивную и свободно избираемуюзанятость, прибегая, в частности, к мерам, указанным в разделе II,
6. Продолжительность выплаты пособий сезонным работникам может быть приспособлена к особенностямих труда без ущерба для положений вышеуказанного пункта 2 и).
Статья 20
В пособии,на которое защищенное лицомогло бы иметь право в слу- чаях полной или частичной безработицы или перерыва в получениизара- ботка, вызванного временным прекращением производствабез какого-либо перерыва в трудовых отношениях, может быть отказано, выплата егомо- жет быть прекращена или приостановлена, размер его может бытьсокра- щен до предписанногоуровня;
a) в период отсутствия заинтересованного лица на территории госу- дарства-члена;
b)если компетентныйорган власти определил,что заинтересованное лицо преднамеренноспособствовало своему увольнению;
cJ если компетентныйорган власти определил,что заинтересованное лицо добровольнооставило работу, не имея на тоуважительной причины;
d) в период трудового спора, еслизаинтересованное лицо прекратило работу для участия в трудовом споре или если лишеновозможности рабо- тать непосредственно вследствиепрекращения работы, вызванногоука- занным трудовым спором;
e) если заинтересованноелицо пыталось получить или получилопо- собие обманным путем;
f) если заинтересованноелицо не воспользовалось без уважительных причин теми возможностями,которые имеются длятрудоустройства, про- фессиональной ориентации, подготовки, переподготовки илиперехода на подходящую работу; у,
q) если заинтересованное лицо получает другое пособие, компенси- |] рующее потерю в доходе, предусмотренное законодательством соответст- ^ вующего государства-члена, за исключением семейного пособия, при уело- щ вии, что отмененная доля пособия не превышает это другое пособие.
Статья 21 1
1. В пособии, на которое защищенное лицо могло бы иметь право в случаеполной безработицы, может быть отказано, его выплатаможет быть
Конвенция о содействии занятости
постоянно или временнопрекращена илиего размер может быть сокращен до предписаннойсуммы, если заинтересованное лицоотказывается от под- ходящей работы.
2. При определении, какая работа является подходящей, учитывается, в частности, согласно предписанным условиям и до определенной степени воз- раст безработных, трудовчй стаж по прежней специальности, имеющийся у них опыт, продолжительность периода безработицы, положение на рынке труда, последствия указанной работы для их личного и семейного положения и то обстоятельство, что рабочее место может быть незанятым как прямой резуль- тат остановки производства в связи с ведущимся трудовым спором.
Статья 22
Еслизащищенные лица получилисогласно национальнымзаконода- тельству или правилам или коллективным договорам непосредственноот своего предпринимателя или из любого иного источника выходное пособие, основное назначение которого заключалось в том, чтобы компенсировать ему потерю заработка, наступающую в случае полной безработицы, то:
a) выплата пособия по безработице, на которое заинтересованные лица имели бы право, может быть приостановлена на период, соответствующий периоду, на протяжении которого выходное пособие компенсирует поне- сенную потерю в заработке, или
b) выходное пособие мож^"г быть сокращено на сумму, соответствую- щую размеру единовременнои выплаты пособия по безработице, на кото- рое заинтересованные лица имеют право на протяжении периода, соответ- ствующего тому, в течение которого выходное пособие компенсирует поне- сенную утрату заработка, по усмотрению каждого государства-члена.
Статья 23
1. Каждое государство-член, законодательство которого предусматри- вает право на медицинское обслуживание и ставит его в прямую или кос- венную зависимость от профессиональной деятельности, стремится на пред- писываемых условиях обеспечивать медицинским обслуживанием лиц, по- лучающих пособие по безработице, и лиц. находящихся наих иждивении.
2. Если сделанное на основе статьи 5 заявление имеет силу, то приме- нение вышеуказанного пункта 1 может быть отложено-
Статья 24
1. Каждое государство-член стремитсягарантировать лицам, получа- ющим пособия по безработице на предписываемых условиях, что периоды, в течение которых они выплачиваются, будут приниматься во внимание:
a) для получения права на пособие по инвалидности, старости и в связи со смертью кормильцаи, если необходимо, для начисления такого Пособия; и
b) для получения правана медицинское обслуживаниеи на пособия по болезни, по беременности и родам ина семейные пособия по истечении периода безработицы,
если законодательство заинтересованного государства-члена предус- матривает такие пособия и ставитих в прямую или косвенную зависи- мость от про4]ессиональной деятельности.
2. Если сделанное на основе статьи 5 заявлениеимеет силу, то приме- нение вышеуказанного пункта 1 может быть отложено.
Статья 25
1. Каждое государство-член обеспечивает приспособление предусмот- ренных законом систем социального обеспечения,имеющих основой про-
SW
356 Часть II. Международные документы универсального характера
фессиональную деятельность, к особенностям труда работников, работаю- щих неполное рабочее время, еслиих рабочее время или их заработок нельзя считать незначительными согласно предписанным условиям.
2. Если сделанное на основе статьи 5 заявление имеет силу, то приме- нение вышеуказанного пункта 1 может быть отложено.
Раздел VII. Специальные положения для лиц, впервые обращающихся с заявлением о трудоустройстве
Статья 26
1. Государства-члены принимают во внимание тот факт, что имеется много категорий ищущих работу лиц, которые в прошлом никогда не при- знавались или перестали признаваться безработными, или которые никог- да не охватывались или перестали охватываться системами защиты без- работных. Соответственно, согласно предписанным условиям, по крайней мере три из следующих десяти категорий лиц, ищущих работу, получают социальные пособия:
a) молодежь, завершившая прохождение профессиональной подготовки;
b) молодежь, завершившая свое образование;
c) молодежь, завершившая прохождение обязательной военной службы;
d) лица, закончившие воспитание ребенка или оказание помощи боль- ному, инвалиду или престарелому;
e) лица, чей супруг скончался, если они не имеют права на пособие в связи со смертью кормильца;
/) разведенные или живущие отдельно лица;
q) лица, освобожденные из тюремного заключения;
h) совершеннолетние трудящиеся, включая инвалидов, завершившие прохождение профессиональной подготовки;
i) трудящиеся-мигранты по возвращении на родину, если только они не получили определенных прав в соответствии с законодательством стра- ныих последней работы;
j) лица,работавшие до этого не по найму.
2. Каждое государство-член в своем первом докладе в соответствии со статьей 22 Устава Международной организации труда указывает перечис- ленные выше в пункте 1 категории лиц, которые оно обязуется защищать.
3. Каждое государство-член принимает меры к постепенному рас- пространению правовой охраны на большее число работников по сравне- нию с первоначальным.
Раздел VIII. Юридические, административные и финансовые гарантии
Статья 27
1. Если в получении пособия отказано, его выплата временно или по- стоянно прекращена или размер пособия сокращен или если размер его оспаривается, то ходатайствующие лица имеют право обратиться с жало- бой в организации, ведающие системой пособий, и затем обратиться к не- зависимому органу. Эти лица информируются в письменном виде о дейст- вующих процедурах, которые должны быть простыми и быстрыми.
2. Процедура обжалования позволяет ходатайствующему лицу, в со- ответствии с национальными законодательством и практикой, иметь в ка- честве представителя или помощника квалифицированное лицо по его вы- бору или делегата представительной организации трудящихся, или деле- гата организации, представляющей застрахованных лиц.
Конвенция о содействии занятости
Статья 28
Каждое государство-член берет на себя общую ответственность за обеспечение эффективного управления учреждениями и службами, веда- ющими вопросами применения Конвенции.
Статья 29
1. Если управление возложено непосредственно на правительствен- ное ведомство, ответственное перед парламентом, то представителиза- страхованных лиц и предпринимателейучаствуют в процессеуправления с правом совещательногоголоса, согласно предписанным условиям.
2. Если управление не возложено на правительственное ведомство, ответственное перед парламентом, то:
a) представители защищаемых лиц участвуют в управлении непосред- ственно или в качестве консультантов согласно предписанным условиям;
b) национальные законодательство или правиламогут также предус- матривать участие представителей предпринимателей;
c) законодательство или правила могут далее предусматриватьучас- тие представителей государственных органов власти.
Статья 30
Если государство или система социального обеспечения предоставля- ют субсидии с цельюсохранения занятости, то государство-член принима- ет необходимые меры, обеспечивающие использование этих субсидий только на предназначенные цели и исключающие обман или злоупотребления со стороны получателей. "
Статья 31
Настоящая Конвенция пересматривает Конвенцию 1934 года о безра- ботице.
Статья 32
Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции направля- ются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.
Статья 33
1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех членов Международной организации труда, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором.
2. Она вступит в силу через двенадцатьмесяцев после даты регистрации Генеральным директором ратификационныхграмот двухчленов Организации.
3. Впоследствии настоящая Конвенция вступит в силу для каждого государства — члена Организации через двенадцать месяцев после даты регистрацииего ратификационной грамоты.
Статья 34
1. Каждый член Организации, ратифицировавший настоящую Кон- ^нцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсировать ее заявлением о денонсации, направленным Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Денонсация вступит в силу через год после даты ее регистрации.
13*
358 Часть II. Международные документы универсального характера
2. Для каждого члена Организации, который ратифицировал настоя- щую Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовался предусмотренным в настоящей статье правом на денонсацию. Конвенция будет оставаться в силе на следующие десять лет, и впоследствии он сможет денонсировать ее по истечении каж- дого десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.
Статья 35
1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает всех членов Международной организации труда о регистрации всех ратифика- ционных грамот и заявлений о денонсации, направленных ему членами Организации.
2. Извещая членов Организации о регистрации полученнойим второй ратификационной грамоты. Генеральный директор обращаетих внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.
Статья 36
Генеральный директор Международного бюро труда направляет Ге- неральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистра- ции в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций исчерпывающие сведения о всех ратификационных грамотах и заявлени- ях о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями предыдущих статей.
Статья 37
В случаях, когда Административныйсовет Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конферен- ции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесо- образность включения в повестку дня Конференции вопросао ее полном или частичном пересмотре.
Статья 38
1. Если Конференция примет новую конвенцию, полностью или час- тично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвен- ции не предусмотрено иное, то:
a) ратификация каким-либо членом Организации новой, пересматри- вающей конвенции влечет за собой автоматически, независимо от положе- ний статьи 34, незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в силу;
b) со дня вступления в силу новой,пересматривающей конвенции настоящая Конвенция закрыта для ратификации членамиОрганизации.
2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и содержанию для тех членов Организации, которые ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую конвенцию.
Статья 39
Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют оди- наковую силу.
8. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 45/158 Генеральной АссамблеиООН от 18 декабря 1990 г.