Во Втором послании к Тимофею (3:5) Павел говорит, что есть люди, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». Они распространяют пустую религию, цитируют при этом Библию и пользуются именами библейских героев, но в их взглядах отсутствует покаяние, спасение и жизнь Духа. Все так называемое христианство, которое не строится на библейской основе, не идет путем истины, не верит в обращение от грехов, примирение и спасение по благодати через веру, уводит людей от истинной жизни в Боге. На самом деле это не что иное, как религиозная форма мирской жизни. Сердца людей остаются закрытыми и необращенными, эгоизм продолжает быть центром существования, рождения свыше не происходит, и религиозные понятия и традиции, навеянные человеческим разумом и гордостью, занимают почетное место. В результате остается следующее:
• Духовная смерть грешника.
• Духовный плен верующих, не имеющих свободы и не получающих правильной духовной пищи.
• Контроль со стороны религиозной системы, в которую они попали. Люди так и не переживают настоящего прощения грехов, истинного мира с Богом и настоящего братского общения; они живут под страхом осуждения и судорожно стараются исполнять религиозные предписания, для того чтобы угодить Богу и быть признанными Им.
• Гордыня у тех, кто считают себя достигшими положения в определенной религиозной системе и верят, что им все дозволено и что они являются более духовными, чем все остальные. Такие люди с пренебрежением обращаются с теми, кого считают менее умными, способными, исключительными и праведными, чем они сами.
• Ненависть к инакомыслящим. Поскольку мертвая религиозность препятствует контакту со Святым Духом, она порождает не любовь, а ненависть, которая обращена особенно против тех, у кого есть свет, мир с Богом, независимость и свобода.
История пробуждений знает много случаев, когда люди, связанные системой, начиная с Павла и включая Савонароллу, Виклифа, Гуса, Лютера, Весли и других, встречались с Иисусом, получали мир с Богом, понимали, что такое благодать, и становились на самом деле членами Тела Христа. Тогда начиналась настоящая революция, которая затрагивала не только этих людей, но и всю их эпоху. Тогда восстанавливалось все, что имеет отношение к Церкви: ее учение, жизнь, сила и порядок.
Задачи Церкви
Церковь — это «соль земли» и «свет миру» (Мф. 5:13-14), она является мощным учреждением здесь, на земле. Вот только некоторые из задач, которые она призвана выполнять на земле:
• проповедовать и провозглашать Евангелие (Мф. 28:18-20; Мк. 16:15-18);
• провозглашать Слово (2 Тим. 4:1-3);
• распространять славу Божью (2 Кор. 4:6-7);
• быть как Иисус в мире (1 Ин. 2:6);
• делать дела Иисуса (Ин. 14:12);
• приобретать потерянных (Лк. 19:10);
• свидетельствовать об истине (1 Тим. 3:15);
• назидать верующих (Еф. 4:12);
• связывать и развязывать, пользоваться ключами Царства Небесного (Мф. 6:19);
• славить Бога, поклоняться Ему и возносить хвалу (Кол. 3:16);
• возносить ходатайственные молитвы перед лицом Бога (Еф. 6:18-20);
• побеждать зло добром (Рим. 12:21);
• распространять Божью благодать (Рим. 1:11);
• хранить откровения (1 Кор. 4:1-2);
• делать людей учениками Иисуса (Мф. 28:18-20);
• распространять Царство Небесное на земле (Мф. 6:10);
• противостоять сатане (1 Петр. 5:8-9; Иак. 4:7).
Бог хочет, чтобы Церковь была всем этим и исполняла все эти задачи. Если все члены находятся на своем месте, если все Тело источает жизнь, если Иисус — Господь, то все перечисленное станет действительностью и Церковь исполнит свое предназначение. Значение крещения и хлебопреломления Среди всех заповедей, данных Иисусом Церкви, есть две, которые имеют особое значение. Это крещение и хлебопреломление. Из-за суеверных и небиблейских представлений, связанных с крещением и хлебопреломлением, некоторые христиане преувеличивают или недооценивают их значение.
В некоторых случаях Евангелие извращается тем, что этим действиям приписывается сила спасения. Считается, что через водное крещение (часто младенцев) человек получает благодать и исполнение Духом.
Хлебопреломление стало еще одной почти магической церемонией, во время которой жертвенная смерть Иисуса на Голгофе якобы повторяется снова и снова, хотя и без пролития крови. Трудно даже представить, как можно заменить тайну реального внутреннего спасения исполнением ритуала, и неизвестно, сколько людей остались потерянными по причине этой грубой подмены.
Поскольку крещение и хлебопреломление стали мистическим ритуалом, люди воспринимают их как магические действия. Они считают, что если нужный человек (профессиональный священник) использует нужный ритуал и совершит нужные действия, то этим он обеспечит людям вход в Царство Божье. Исполнение обряда суеверно считается достаточным для спасения, независимо от состояния души человека, и не имеет практически ничего общего с тем, когда человек верой принимает Иисуса Христа.
Как далеко можно уйти от учения Ветхого и Нового Завета! Церковь должна черпать вдохновение не из античного мистицизма, магических церемоний, языческой философии и замысловатой средневековой теологии, пронизанной суевериями, а из библейского мышления, основанного на завете с Богом. Бог есть Бог завета, который Он заключил с людьми. Мистический или механический взгляд на Божью благодать совершенно недопустим (Быт. 17:2,4; Исх. 24:1-11; Мф. 26:26-28).
Знаки завета
Все заветы Бога, описанные в Библии, это заветы благодати, потому что инициатива всегда исходила от Бога. Каждый заключенный завет подкреплялся каким-нибудь знаком. Так, например, обрезание стало знаком завета с Авраамом и его потомками (Быт. 17:10-13).
В любом завете необходимо согласие второй стороны, второго партнера. Завет предполагает особые взаимоотношения обеих сторон. Это могут быть, например, отношения мира, благословения, безопасности, общения, двусторонней защиты или право вести дела друг с другом.
Когда Бог проявляет инициативу для заключения завета с грешным человеком, Он ожидает ответной реакции со стороны самого человека — в вере и абсолютном доверии. Только таким образом завет, действительный со стороны Бога, становится действительным для самого человека. Только тогда может начаться общение между Богом и человеком. Но происходит это так, как хочет Бог, на Его условиях.
Авраам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Увидев веру Авраама, Бог совершил определенные действия, характерные для заключения союза (Быт. 15:7-18), после чего «в этот день заключил Господь завет с Авраамом» (ст. 18).
То же самое относится к новому завету в Крови Иисуса (Мф. 26:26-28). Инициатива благодати, которая полностью исходит от Бога, принимается и становится действенной только благодаря вере человека (Еф. 2:8-9). Эта благодать, посылаемая Богом и дающая спасение, имеет два внешних средства выражения, или отражена двумя определенными действиями, в классической теологии называемыми «средствами благодати» или «таинствами». Эти средства выражают невидимую благодать, и это — крещение и хлебопреломление.
Присутствие Божье
Существуют два крайних и потому ложных представления, одно из которых уже упоминалось в этой книге. Оно базируется на том, что средства благодати сами по себе дают благодать человеку, пользующемуся ими, независимо от его веры. Они превращаются в некий магический ритуал, в котором участие человека — уже заслуга перед Богом. Предлагая ложный путь «спасения» через религиозные ритуалы, эти действия становятся «заработком».
Другая крайность продиктована желанием отречься от любых предрассудков и магических учений, отстаивающих заслуги человека перед Богом. Некоторые церкви вообще почти прекратили хлебопреломление. Не имея ни малейшего понятия о том, что оно выражает, они рассматривают его как чисто внешнее символическое действие.
На самом деле в этом заключается гораздо более глубокий смысл. Средства благодати означают и передают присутствие Господа. Павел предупреждал о неправильном отношении к хлебопреломлению: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:27,29). Другими словами, в этом действии есть святое божественное присутствие, потому что Иисус сделал его вечерей завета и произнес Свои слова над хлебом и вином. Хлебопреломление больше не является обычным приемом пищи, так же, как и крещение не просто внешний символический обряд. Далее мы рассмотрим оба эти обряда — крещение и хлебопреломление.
2. Крещение совершается только однажды (Деян. 2:38; Рим. 6:3-4).
3. Крещение означает, что человек очищается от греха и погребает ветхого человека (Рим. 6:4,6).
4. Крещение означает, что человек верой обращается к Богу за доброй совестью (1 Петр. 3:21).
5. Крещение означает отождествление со смертью и воскресением Иисуса (Рим. 6:3-9; Кол. 2:12).
6. Крещение — это провозглашение:
а) перед Богом Отцом, что вы по вере стали Его дитем во Христе;
б) перед духовным миром, что ни дьявол, ни грех больше не господствуют над вами, а только Иисус является Господом;
в) перед миром, что вы умерли для его желаний, похоти и путей;
г) перед Церковью, что вы обрели новую жизнь с Иисусом, воскресли с Ним и теперь следуете за Ним в послушании.
7. Хотя крещение связано с погружением в воду и является исполнением заповеди Иисуса креститься, это не просто внешний атрибут.
При совершении крещения приходит Божье присутствие через Сына и Святого Духа и Бог совершает что-то важное в жизни верующего, наделяя его чем-то. Все это принимается верой, и после крещения христианин
продолжает «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Другими словами, крещение — это публичное исповедание принадлежности Христу, во время которого Бог Сам присутствует посредством Своего Духа и благословляет верующего.
8. Крещение принимает тот, кто верит в Иисуса Христа, отвернулся от мира, умер для греха и родился свыше. Водное крещение является внешним, видимым проявлением того, что Бог сделал через внутреннее обрезание сердца. Оно свидетельствует о соучастии в смерти и воскресении Иисуса и выражается через погружение в воду, когда все тело «погребается» и воскресает вновь. Возраст верующего при этом не важен. При крещении важно, насколько сознательно человек, принимающий его, верит в Христа, пережил ли он рождение свыше и хочет ли он следовать за Иисусом как Его ученик.
Вечеря
Если крещение совершается один раз, то участие в хлебопреломлении происходит регулярно. В Первой церкви часто праздновали вечерю, или хлебопреломление. Это происходило каждую неделю, возможно каждый день (Деян. 2:46), по крайней мере каждое воскресенье (Деян. 20:7,11). Хлебопреломление совершалось и в других случаях (Деян. 27:35).
Иисус ясно сказал, что хлебопреломление является вечерей завета (Мф. 26:26-28). Вино символизирует жертвенную Кровь Иисуса, пролитую на Голгофе, а хлеб — Его тело, израненное и распятое на кресте. Участвующий в вечере принимает благословения завета верой в жертвенную смерть Христа. Он «вкушает» то, что Иисус совершил на кресте, и получает жизнь, силу и благословение.
Согласно Первому посланию к Коринфянам (11:23-30), вкушение хлеба и питие вина в буквальном смысле означает следующее:
• постоянное напоминание о том, что совершил Иисус на кресте (ст. 24-25);
• провозглашение смерти Иисуса и Его возвращения (ст. 26);
• духовную связь с деянием Иисуса на Голгофе (ст. 28);
• общение, близость с Господом, принятие благословения завета через различение вечери и обычного принятия пищи (ст. 29);
• благословение во всех аспектах жизни посредством нового завета, в том числе и исцеление (ст. 30).
Некоторые рационально мыслящие христиане отвергают оба действия, считая, что достаточно чтения Слова и молитв. В этом они ошибаются, потому что:
• Слово Божье предписывает крещение и участие в вечере;
• Иисус Сам учредил крещение и вечерю;
• ученики и Первая церковь крестили и совершали хлебопреломление;
• с этими действиями связаны чудесные обетования, большие благословения и присутствие
Божье;
• они являются символом и провозглашением победы Иисуса не только для людей, но и для духовного мира.