Когда тысяча лет подойдет к концу, сатана будет на короткое время выпущен на свободу. Он обольстит все народы и пойдет в наступление на Иерусалим, но потерпит поражение и будет брошен в озеро, кипящее огнем и серой (Откр. 20:7,10), в котором будет мучиться день и ночь во веки веков вместе со зверем и лжепророком, которые попадут туда раньше.
Враг душ человеческих, сатана, и все его князья, ангелы и бесы терпят одно поражение за другим. Начиная с бунта у престола Бога, они катятся вниз по лестнице через всю историю, стараясь при этом увлечь за собой человека. Ступени этой лестницы уходят еще ниже из-за победы Иисуса над дьяволом на кресте и воскресения, перевеса сил и победы Церкви над ним. После последнего сражения с Иисусом и поражения дьявол попадет в темницу преисподней и понесет вечное наказание в огненном озере. Иисус сказал об аде: «...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).
Справедливость будет восстановлена. Все зло, исходившее от ненавистного и злобного падшего ангела, прекратится. Сатана и бесы понесут заслуженное наказание за бунт против Бога, за все страдания, причиненные человечеству, и за яд, которым они отравляли его существование.
Господь создаст новое небо и новую землю, где обитают праведность, святость и слава Божья, где нет греха, смерти и дьявола. Вся земля будет наполнена славой Господа.
Глава 7
Сотериология
Учение о спасении
Искупление — это центральное и кульминационное откровение. Все, о чем говорится в Библии, сводится к одному вопросу — заместительной смерти Иисуса на Голгофском кресте за грехи всего человечества. Только в свете этого события можно понять все истории и темы Библии.
Христианство — это религия откровения, и в первую очередь откровения о примирении Бога и человека. Все в Библии указывает на крест, на страдания, смерть и воскресение Иисуса. Тема примирения раскрывается разными способами и с помощью различных образов. В течение веков теологи выделяли какие-то определенные стороны и аспекты примирения. В этом есть свои положительные стороны, но есть и недостатки. Святой Дух показывал различные стороны Божьей работы искупления в Иисусе на кресте, чтобы верующие всех времен могли понять, в чем состоит «широта, и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3:18-19).
Крест — это не тайна
Чем дольше смотришь на крест, тем больше понимаешь глубину примирения. Но одни верующие подчеркивали одни стороны этого вопроса, в то время как другие подчеркивали другие стороны, в результате чего на протяжении веков возникали различные учения о примирении. Иногда это приводило к серьезным конфликтам.
Ученики Иисуса во имя креста и Распятого на нем горячо спорили друг с другом о том, что совершил для них Спаситель на кресте. Возникновение таких споров может показаться странным, тем более что именно вражда, грехи и раздоры привели Иисуса на крест. Но этому можно найти объяснение. Отчасти конфликты между христианами происходили потому, что они стремились правильно понять значение креста и боялись, что неверное понимание уведет их в сторону от креста и спасения. Отчасти случалось это потому, что дьявол, побежденный и обезоруженный благодаря смерти Иисуса и Его воскресению, всегда ненавидел это событие и хотел исказить и приуменьшить его роль.
Полное понимание глубины совершенного Иисусом на кресте — примирения и спасения — будет у нас только на небе. Некоторые христиане начали говорить о кресте как о мистерии, то есть о чем-то таком, что вообще недоступно пониманию. Но Бог не открыл нам и не сделал для нас ничего, что невозможно бы было понять. Когда Библия говорит о «мистерии», или «тайне» (от греческого mysterion), например, в Послании к Ефесянам (1:9) и Послании к Колоссянам (1:26), то имеет в виду тайну, которая уже открылась. Это что-то видимое, четкое, ясное и понятное. Это не значит, что мы можем понять глубину всего, но Святой Дух способен дать каждому человеку такое понимание примирения, совершенного Иисусом, что тот может получить спасение, сохранить свою веру и попасть на небо.