Чтобы описать содержание примирения, используют различные слова.
1. Примирение (Рим. 5:11), от греческого katallage, katallasso, означает «изменение отношений враждебных на дружеские», «умиротворение» или «примирение». Это слово использовалось, например, при обмене денег с одной валюты на другую. Иисус Своей крестной смертью примирил человечество с Богом (2 Кор. 5:19). Изменение, произошедшее в результате этого, заключалось в достижении состояния примирения и мира.
2. Средство умилостивления (Рим. 3:25), от греческого hilasterion, означает «жертву примирения», «престол благодати». Это слово является родственным слову hilaskomai, которое используется Павлом в Послании к Евреям (2:17). Он говорит об Иисусе как о Первосвященнике, принесшем жертву «для умилостивления за грехи народа».
В данном случае Примиритель и примирение выступают как единое средство, одна жертва, кровью которой окроплялся престол благодати в скинии. Как во времена Ветхого Завета кровью жертвы окропляли престол благодати, а потом и весь народ, так Кровью Иисуса как средством примирения очищаются как небеса (Бвр. 9:12,23), так и народ, нуждающийся в искуплении (Евр. 12:24).
В этих словах выражается определение жертвы в Ветхом Завете. Престол благодати указывает на крест, а Кровь Иисуса становится средством примирения с Богом. В Послании к Евреям (9:22) сказано: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения».
3. Искупление, от греческого apolytrosis-lutroo. В Послании к Титу (2:14) говорится о Христе, «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». В Послании к Евреям (9:12) это слово используется в оригинале, где говорится, что Иисус «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление».
Слово lutroo происходит от греческого слова выкуп. Оно означало цену, уплаченную за выкуп раба или узника. Человек был сотворен Богом и принадлежал Ему, но он попал в плен к греху и дьяволу и оказался на рынке рабов. Таким образом, искупление в буквальном смысле означает, что Бог «выкупил» человека, но заплаченная Им цена исчисляется не деньгами. Другую форму того же слова употребляет Петр в Первом послании:
Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены (греч. elytrothete. — У.Э.) вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца.
Петра 1:18-19
Ценой Крови Иисуса человек выкуплен на свободу и избавлен от рабства греха, смерти и дьявола.
Освобождение от рабства
У примирения несколько сторон и функций:
1. Уничтожена вражда между Богом и человеком (Еф. 2:13-15).
2. Расплата за грех (1 Петр. 1:18-19).
3. Освобождение человека от рабства (Кол. 1:13-14)
4. Дьявол побежден и обезоружен (Кол. 2:15).
5. Грех осужден, и святой Божий гнев из-за греха умиротворен (Ин. 3:36).
6. Бог смог выразить Свою любовь к человеку, погрязшему в грехах (Ис. 53:6; Ин. 3:16).
Всего этого Иисус достиг делом примирения. Глядя на Него, спотыкающегося под тяжестью креста на Виа Долороса (на дороге, ведущей на Голгофу, «лобное место»), ученики не могли себе даже представить, что предстояло пережить Иисусу и какая напряженная борьба происходила в духовном мире. Только позднее, благодаря Святому Духу, они смогли наконец понять, что произошло на кресте и какое значение имеет смерть и воскресение Иисуса.
«Свершилось»
На кресте исполнилось большинство пророчеств Ветхого Завета:
• Иисус был причтен к злодеям (Ис. 53:12).
• Его руки и ноги пронзили гвоздями (Пс. 21:17; Зах. 12:10).
• Над Ним издевались, Он был унижен и оплеван (Пс. 21:7-9).
• Ему давали пить уксус, смешанный с желчью (Пс. 68:22).
• Он молился за Своих врагов (Ис. 53:12).
• О Его одежде бросали жребий (Пс. 21:19).
• Кости Его ног не были перебиты (Исх. 12:46; Пс. 33:21).
• Его похоронили в гробу, принадлежавшем богатому человеку (Ис. 53:9).
Семь последних слов Иисуса
Находясь на кресте, Иисус произнес семь фраз:
1. «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Пс. 21:2; Мф. 27:46).
2. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
3. «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
4. «Жено! Се, сын Твой... се, Матерь твоя!» (Ин. 19:26-27).
5. «Жажду» (Ин. 19:28).
6. «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46).
7. «Свершилось!» (Ин. 19:30).
Он умер нашей смертью
Для учеников Иисуса Его смерть была совершенно неожиданной и непостижимой. Несмотря на то, что Господь заранее говорил им о предстоящих страданиях в Иерусалиме, о смерти и воскресении на третий день (Мк. 9:31), они наблюдали за происходящими событиями, не понимая их смысла.
В духовном мире происходили потрясающие события. Люди видели только Галилеянина из Назарета, распятого на кресте между двумя разбойниками, но в глазах Божьих это была заместительная жертва, принесенная за грехи всего человечества. Дьявол был побежден, и человечество искуплено. Ни одно историческое событие не имело такого огромного значения и не влекло за собой таких потрясающих последствий!
Когда Иисус умер, Он умер нашей смертью, победил нашего врага и открыл нам путь на небо, поэтому завеса храма, отделявшая людей от Святого Святых, разорвалась сверху донизу, символизируя конец эпохи ветхозаветного служения Богу. Бог Сам открывал человеку путь к Себе (Мф. 27:51).
Библия повествует о том, как Иисус после смерти сошел в преисподнюю и проповедовал там духам, находящимся в темнице (1 Петр. 3:19). В другом месте (Деян. 2:24) Библия говорит, что Он претерпел муки смерти, но она не смогла удержать Его в своей власти. Петр цитирует 15-й Псалом Давида, который, по его словам, является пророчеством об Иисусе Христе: «...даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян. 2:26-27).
Иисус пророчествовал о Своей смерти и воскресении: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40).