Последствия смерти и воскресения Иисуса чрезвычайно велики. Едва ли можно понять их до конца. Вот некоторые из них:
Для Бога: Его святость, праведность и любовь проявлены и доказаны.
Для человека: бремя греха было снято, долг заплачен, оковы разбиты, свобода возвращена, и общение с Богом восстановлено.
Для дьявола: сатана и его духовные князья и демоны побеждены, его оружие, грех и смерть, уничтожено, а его пленники освобождены.
Для всего творения: проклятие, лежавшее на всем творении, разрушено, и вступило в силу обетование, согласно которому творение будет полностью восстановлено одновременно с прославлением детей Божьих. Заложено основание для того, чтобы все творение однажды полностью изменилось.
Примирение стало основанием для оправдания. Приняв примирительную жертву Иисуса, Бог может наконец сделать то, чего давно хотел, — помиловать грешника. Теперь у Него есть законное право объявить грешника праведным. Произошел «благословенный обмен»: Иисус стал грехом — мы стали праведниками. Как сказано во Втором послании к Коринфянам (5:21), «...не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».
Жертва Иисуса удовлетворяет Божьим требованиям о святости и праведности. На основании заместительной жертвы Христа Бог в небесном судебном зале провозгласил человечество оправданным, помилованным, прощенным и восстановленным. Оправдание — это судебный акт, совершенный на небесах на основании примирения. Начались новые отношения между Богом и человечеством. Теперь царствует мир с Богом!
И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати к оправданию от многих преступлений... Посему как преступлением одного — всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
Римлянам 5:16,18
Примирение — это дар. Человек не заслужил его и не принимал в нем участия. Это дар от Бога. Искупление, совершенное Иисусом, привело к решению суда, на основании которого Бог по благодати освобождает грешника и объявляет его праведником. Этот оправдательный приговор несет в себе жизнь, спасение и рождение свыше для человека, который верой, без всяких дел, признает решение суда.
Инициатива принадлежит Богу
Библия говорит, что новая праведность отличается от прежней:
Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия... Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
Римлянам 3:21-22,28
Что же такое праведность? Она проистекает из сущности Бога. Он справедлив, верен и праведен (Неем. 9:8), поэтому Он решает, что правильно и что неправильно. От Него исходит только доброе, правильное, чистое, благородное и справедливое. Когда человек грешит, он поступает неправедно прежде всего по отношению к Богу, а потом по отношению к своему ближнему.
Праведность Бога также означает, что Он всегда верен Своему завету. Человек праведен, когда он, со своей стороны, верен завету с Ним. Из-за греха он не мог сделать этого, поэтому нарушил завет и потерял мир и общение с Богом. Закон Божий показывает нам стандарт праведности, но человек не способен жить по закону и поэтому не может быть оправдан делами закона.
Именно поэтому Бог показал новый путь оправдания — через примирение с Христом, по благодати, через веру. Как ни стремился человек своими силами достичь Бога и получить общение с Ним, ему это не удалось. Бог Сам все совершил! То, что все происходит по благодати, означает, что инициатива искупления целиком и полностью принадлежит Богу. Он совершил дело примирения, а не человек. Это значит также, что Он выносит человеку оправдательный приговор, которого он на самом деле не заслуживает. Дело примирения Иисуса на кресте засчитывается человеку как его заслуга в том случае, если он принимает то, что Бог сделал для него в Иисусе Христе. Только тогда примирение, помилование, прощение и оправдание становятся живой реальностью в его жизни. В Послании к Римлянам (10:10) говорится: «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».
Оправдание означает, что человек приобретает совершенно новое положение по отношению к Богу. Теперь у него есть полное право приходить к Нему. Вместо враждебности (со стороны человека, а не Бога) между ними устанавливается мир (Рим. 5:1). Вместо осуждения и обвинения он получает благодать и милость (Рим. 8:1), вместо обвинительного приговора и нечистой совести — обетования завета и чистую совесть.