Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
Евангелие от Иоанна 1:12-13
Бог искупил человека для того, чтобы вернуть его на позицию, которую он получил при сотворении. Жизнь, общение, будущее и планы Бога, задуманные для человека от начала, были утрачены им во время грехопадения, но спасение возвращает ему все это. Шаг за шагом он снова получает все это во всей полноте.
В седьмой главе мы рассмотрим, что сделал Бог для человека в Иисусе Христе. И то, что Он сделал, доступно для всех, но становится реальностью для каждого человека только тогда, когда он верой принимает этот дар. Только тогда внутри человека происходят необходимые изменения.
Часть Божеского естества
Все начинается с рождения свыше. Библия дает много различных определений, чтобы показать, что происходит в человеке во время спасения. Что же происходит? Прежде всего, человек получает искупление, примирение и мир с Богом. Отныне он прощен, восстановлен перед Богом, свободен и оправдан. Он рождается свыше и становится дитем Божьим. Теперь он находится под благодатью и получает доступ к благословениям нового завета через Иисуса Христа и в Иисусе Христе.
Кратко можно сказать, что человек переходит:
• из смерти в жизнь (Ин. 3:3; 5:24; Еф. 2:1);
• из проклятия в благословение (Гал. 3:13-14);
• от греха к прощению (1 Ин. 1:9);
• от поражения к победе (Рим. 8:37; 1 Ин. 5:4-5);
• от вражды с Богом к дружбе и миру (Еф. 2:14);
• от суда к благодати (Рим. 5:2; Ин. 5:24);
• от неправедности и осуждения к праведности (Рим. 5:1; 8:1);
• от оков и рабства к свободе (Лк. 4:18);
• от бунта к послушанию (Рим. 1:5);
• от потерянного состояния к возвращению домой (Лк. 15:11-32);
• от неправедности и самоправедности к праведности Божьей (Рим. 1:16-17);
• перестает быть сыном дьявола и становитсядитем Бога (1 Ин. 3:1,10
• оставляет свою ветхую натуру и становится новым творением (2 Кор. 5:17).
Все это получает спасшийся человек. При рождении свыше его мертвый дух оживает. Второе послание Петра (1:4) говорит, что человек приобщается к «Божескому естеству». Дух Божий проникает в его дух (Рим. 8:15-16) и свидетельствует о том, что он стал дитем Божьим. Рожденный свыше человек вовсе не становится Богом или частью Бога, но под действием Святого Духа становится причастником божественной природы.
Смерть и воскресение вместе со Христом
Теперь начинается совершенно новая жизнь. Как Божье дитя человек принимает Божью благодать и Божий мир и получает во Христе Иисусе все небесные духовные благословения (Еф. 1:3). Все это становится доступным для него, потому что после рождения свыше он помещается «во Христа» (2 Кор. 5:17; Еф. 1:3). Теперь он еще и «со Христом». В Послании к Ефесянам (2:6) сказано: «И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». Можно сказать, что при встрече с Иисусом человек умер. Христос умер вместо человека на кресте, но и человек умер вместе с Ним. Иисус воскрес из мертвых вместо человека, но и человек воскрес вместе с Ним. Когда мы верой принимаем все, что Иисус сделал для нас, мы пользуемся этим вместе с Ним через Святого Духа, живущего в нас.
В Послании к Римлянам говорится, что мы «умерли для греха» (6:2), «погребены с Ним» (6:4), «соединены с Ним подобием смерти Его» (6:5), «ветхий наш человек распят с Ним» (6:6), мы «соединены (с Ним) и подобием воскресения» (6:5), «если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (6:8).
Благодаря искуплению, совершенному Иисусом на кресте, человек, принимающий этот дар благодати, примиряется с Богом. Он получает мир с Богом (Рим. 5:1). Бог перестает быть для него «неведомым богом» (Деян. 17:23), суровым судьей его совести. Он становится любящим Отцом Своего искупленного ребенка (Рим. 8:14-16). Придя к Богу и приняв то, что Он сделал для него во Христе Иисусе, человек становится спасенным, искупленным, примиренным, оправданным и свободным. Благодаря Иисусу, спасенный человек становится дитем Божьим. Святой Дух поселяется внутри него, в его сердце, в его духе. Он становится новым творением (2 Кор. 5:17) и причастником божественной природы (2 Петр. 1:4).