Грех совершенно погубил человека, но, как сказал Павел, «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5:20-21). Это значит, что Божья сила, явленная по благодати, превосходит силу дьявола, действующую через грех. Это означает также, что способность Бога восстанавливать, освящать и доводить до совершенства превышает способность дьявола вредить, разрушать и губить. Павел пишет в Послании к Филиппийцам: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» (3:12). Мы видим, что это не завершенный процесс.
Другими словами, Богом нам даны бесконечные возможности для достижения полноты Христа, но нельзя думать, что мы уже совершенны. Впереди у нас долгий путь следования за Иисусом. В нашем хождении мы не совершенны, но Совершенный живет в нас!
Почему это так? Потому, что Библия описывает человека как плоть и дух. Он состоит из духа, души и тела (1 Фес. 5:23). Когда он рождается свыше, Божий Дух поселяется в его духе (Рим. 8:16). У человека также есть душа (Рим. 12:2), которая принимает сигналы от органов чувств. Душа регистрирует эти сигналы, и они формируют поведение человека. Одновременно поступают и сигналы с другой стороны — от рожденного свыше духа человека, где теперь живет Святой Дух, Который желает направлять верующего и помогать ему, делать его похожим на Христа и зависимым от Него. Он хочет научить его следовать за Иисусом во всем, чтобы он мог совершать Его дела (Ин. 14:12). Сигналы Святого Духа принимаются душой и проявляются в теле через жизнь в послушании и вере.
Но у верующего есть еще и плоть, поэтому внутри него происходит борьба. Он освободился от власти дьявола, который теперь угрожает ему, ненавидит его и всячески атакует (Еф. 6:11-12,16; Иак. 4:7). В прошлой грешной жизни человек привык быть эгоистом и мятежником и любил грех. Хотя новое творение в нем жаждет общения с Богом, плоть продолжает желать противоположного духу. Павел пишет:
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Римлянам 7:22-23
Другими словами, в нашем сердце течет жизнь Бога, и там мы хотим служить Ему. Это проявляется в нашем сознании. Но в теле бушуют желания плоти, которые враждуют в разуме с тем, что вкладывает Святой Дух в наше сердце.
Не должники плоти
Где же выход? Павел пишет:
Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти... Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти...
Римлянам 8:2,12
Плоть — это та часть личности, которая всегда враждует с Богом, желает бунтовать и быть независимой от Него (Рим. 8:7).
Мы будем сражаться с плотью, пока живы. Но это не значит, что жить в победе и свободе невозможно. Мы не обязаны ей ничем! Мы не обязаны подчиняться ее похотям! «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его..,» (Рим. 6:12). Бог послал нам на помощь Свой Дух, чтобы мы могли устоять, преодолеть дела плоти и победить. «...Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13). Святой Дух постепенно приводит верующего к большей зависимости от Иисуса, делает его мягче и чувствительнее к Своим сигналам, так что он все чаще отказывается от эгоистичной, мятежной и независимой от Бога жизни. Таким образом мы не просто получаем прощение грехов, но и одерживаем победу над грехом. Но полную свободу от греха, когда он совсем исчезнет из нашей жизни, мы испытаем только на небе, в присутствии славы Божьей.
Несмотря на то, что человек при спасении испытывает необычные, удивительно сильные ощущения, он является всего лишь духовным младенцем. Иоанн описывает три этапа духовного развития верующего: детство, юность и отцовство (1 Ин. 2:14). В Первом послании к Коринфянам также приводятся три ступени совершенствования человека:
• душевный или естественный человек, то есть не рожденный свыше (1 Кор. 2:14);
• духовное дитя, или плотский христианин с плотским разумом (1 Кор. 3:1-3);
• духовный человек, о котором со стороны никто не может судить, но который сам судит духовно, потому что имеет ум Христа (1 Кор.2:15-16).
Новообращенный человек может быть плотским. Несмотря на то, что он пережил при встрече с Христом, его поведение может оставаться таким же эгоистичным, как у неверующего. Это незрелое поведение Божий Дух желает изменять, преображать и облагораживать через освящение.
Слово Божье говорит о борьбе плоти и духа (Гал. 5:17). Если мы живем по духу, то не будем исполнять желаний плоти (Гал. 5:16). Павел описывает также греховный шлак, который выносится из плоти, и потоки живой воды, изливающейся из духа (Гал. 5:19-23). Плотский разум, отношения и дела плоти производят разрушение и смерть в жизни христианина, тогда как плоды духа — жизнь с избытком, мир и святость (Рим. 2:10).