Очень важно понимать закон, его значение, функции и место в нашей жизни. Во все времена христианство имело тенденцию путать различные значения закона, перечисленные нами выше, и поэтому делало ошибочные выводы о самом законе и его назначении. Об этом можно говорить бесконечно, но вкратце можно констатировать следующее:
1. Слово Божье, Библия, есть живое откровение Бога (Евр. 4:12).
2. «...Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12).
3. Последствия закона, заповеди, для грешника — смерть (Рим. 7:7-10). Заповедь была дана к жизни, но стала смертью для невозрожденного грешника.
4. Закон, Слово, является откровением о характере Бога, Его сущности и воле. Читающий Слово освещается светом откровения и видит, Кем является Бог и что Он требует от человека, чтобы тот мог общаться с Ним.
Увидев все это, человек старается своими силами исполнить требования закона, но его усилия тщетны и приводят его в состояние отчаяния.
5. Закон, данный для жизни, будучи добр и праведен, ведет к смерти, потому что он раскрывает:
а) Божье совершенство;
б) несовершенство человека;
в) требования Бога для общения с человеком;
г) неспособность человека выполнить эти требования.
6. Закон не только обличает человека в грехе и неспособности достичь Бога, но и пробуждает в нем желание грешить и преступать закон. Таким образом закон толкает грешника на грех. Дорожный знак, указывающий на ограничение скорости, отвечает принятым нормам общества и оказывает помощь автомобилисту, предупреждая его не превышать установленной скорости. В то же время он вызывает противление у водителя и провоцирует в нем желание нарушить запрет. То же самое происходит и с Божьими заповедями.
7. Нормы закона провоцируют грешника на их нарушение, что впоследствии заставляет его чувствовать вину и угрызения совести. Закон становится обвинителем, информируя грешника о том, что он совершил грех. В Послании к Колоссянам (2:14) Павел говорит о законе как о «рукописании, которое было против нас». А в Послании к Римлянам он говорит:
Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.
Римлянам 3:19-20
8. Когда закон, святое и праведное откровение Бога, дает человеку знание о Его сущности, воле и требованиях, он проливает свет на жизнь человека и заставляет его чувствовать себя виноватым. Он понимает, что совершил преступление против закона, из-за греха ушел от Бога, заблудился и духовно умер. Человек чувствует, что не способен самостоятельно исправить положение и восстановить отношения с Богом. Результатом этого будет самообвинение, потеря покоя, осуждение и осознание своей греховности.
Все это и является задачей, осуществляемой законом в жизни невозрожденного человека. Все это хорошо. Нет ничего плохого в законе, если он заставляет человека чувствовать отчаяние и скорбь из-за своей жизни.
Закон подводит человека ко Христу, и только во Христе заканчивается его действие. В Послании к Галатам (3:24) написано: «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою». Другими словами, отчаяние, которое испытывает человек из-за неспособности исполнить своими силами требования закона и наладить отношения с Богом, вынуждает его принять Божье решение проблемы греха — примирение во Христе Иисусе.
9. Праведность Бога, которая является Его сущностью, требует справедливого и праведного наказания грешника за грех. Одна из задач закона заключается в том, чтобы показать, что Бог прав, когда требует наказания для грешника, преступившего закон.
Для спасенного человека закон приобретает теперь совсем другую функцию, он перестает приказывать, обвинять или угрожать. Теперь он становится Словом, хлебом, духовной пищей. Вместо того чтобы быть законом греха и смерти, он становится законом жизни и законом свободы (Иак. 1:25), который назидает «внутреннего человека». Через оживотворение Духом Святым закон становится словом завета. Закон, Слово становится обетованием и благой вестью.