Нарушив закон Бога, человек согрешил. Иоанн пишет: «Всякий, делающий грех, делает беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Слово грех, по-гречески hamartia, означает в основном «пропустить цель», а также «нарушить закон». Нарушить закон — значит преступить установленное и запечатленное Богом в Писании, взбунтоваться против Него и пойти своим путем, эгоистично уклониться от Его воли и пропустить цель своего существования.
Грех описывается в Библии не как слабость, общее несовершенство или какие-то ошибки, совершаемые нами, а как нечто живое, сильное и темное. Грех описывается так, словно он живет своей собственной жизнью и жестоко свирепствует в жизни людей.
Когда грех постучался в жизнь человека, это произошло через искушение дьяволом (Быт. 3:1-5). Библия описывает эти искушения и атаки как очень реальные, хитрые и заманчивые. Дьявол использовал все средства, он угрожал, льстил и лгал, чтобы уловить человека и увести его прочь от Бога. Но, когда человек искушается, он не вправе винить дьявола и тем более Бога.
Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
Иакова 1:14-15
Когда человек добровольно принял приглашение, сделанное ему через искушение, он впал в грех. Он стал грешником, и грех убил его (Рим. 7:14). Человек продался в рабство греха, и грех стал управлять им (Рим. 6:12-13). Он овладел телом и сознанием человека, превратив его тело в «тело греха» (Рим. 6:6). Человек отдал свои члены в распоряжение греху, сделав их «орудием неправды» (Рим. 6:13). Его жизнь наполнилась греховными желаниями, страстями и похотями. Грех совершенно поработил человека, теперь он раболепно следует за велениями греха и не способен сам освободиться от него.
С грехом пришла смерть
Как искушение грех еще не имел силы, и человек вполне мог противостоять ему (Быт. 4:7). Но когда грех приветствуется, он становится сокрушительной силой в жизни человека. Грех давит на человека, он становится темной стороной его существа, частью его природы и жизни. Он заставляет людей бунтовать, поступать эгоистично и совершать множество всевозможных грехов. Павел пишет в Послании к Римлянам: Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, предан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Римлянам 7:14-15,17,24
Другими словами, человек предпочел грех Богу и при этом сам стал рабом греха. Через грехопадение множество всевозможных грехов вошло в мир, но, прежде всего, смерть воцарилась как в жизни человека, так и всего творения. Библия говорит о трех видах смерти.
1. Физическая смерть: тело снова превращается в прах (Быт. 3:19).
2. Духовная смерть: человек отделился от Бога (Еф. 2:1-3). Это произошло, когда Адам и Ева согрешили. Они были живы для общения с Богом, до тех пор пока грех не разлучил их и их «внутренный человек», дух человека, не умер (Ис. 59:2). Души и тела Адама и Евы продолжали существовать еще столетия, но их жизнь уже отличалась от божественной жизни, которая горела в их сердцах от начала. Духовная смерть и грех выплеснулись наружу из их пораженных сердец.
Иисус сказал:
Ибо извнутръ, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутръ исходит и оскверняет человека.
Евангелие от Марка 7:21-23
3. Вечная смерть: когда духовно мертвый человек оставляет этот мир через физическую смерть, он умирает в своих грехах (Ин. 8:21). Он остается навеки потерянным, погибшим (Ин. 3:16). Вечная смерть — наказание за бунт и грех. Это место пребывания всех неправедных, которые не пожелали вернуться к Богу и предпочли Ему свои похоти и эгоизм. «...Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1:9).
Распространение зла
Трудно до конца понять всю глубину человеческого греха. Грех полностью изменил его. Это не значит, что человек потерял какие-либо из своих физических и душевных способностей, или перестал быть образом Божьим, каким был в момент сотворения, или что он утратил способность совершать удивительные дела. Вспомним, что сказал Бог о человеке после того, как остановил строительство Вавилонской башни:
И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать (в оригинале: «теперь, что бы они ни задумали делать, все им удастся». — У.Э.).
Бытие 11:6
Бог сказал это о грешных людях, объединившихся в мятежном замысле, направленном против Него. Уже в первой книге Библии описывается глубина падения человека: