Даже находясь во зле и грехе, человек не переставал быть гениальным существом, способным на великие дела. И для него до сих пор нет ничего невозможного. Этим объясняются потрясающие достижения во всех сферах жизни. Человек развивался культурно, открывал новые континенты, находил и разрабатывал полезные ископаемые, создавал новые отрасли индустрии, разрабатывал новые технологии, основывал новые цивилизации, создавал памятники литературы, искусства и архитектуры, даже побывал на Луне и т. д.
Однако, несмотря на развитие цивилизации, моральный уровень человека нисколько не улучшился. Все завоевания человечества и шедевры мировой культуры несут на себе печать греховности, они запятнаны себялюбием, гордостью, завистью, отчаянием и безнадежностью. Духовно мертвый человек, внутренне опустошенный, внешне достигает успеха, но все равно не может победить грех, который властвует над ним, обольщает его, улавливает в свои сети, вводит в заблуждение, порабощает и в конце концов губит.
Библия говорит, что в последние времена люди будут все меньше воздерживаться от греха и зло будет увеличиваться. Иисус сказал: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).
Павел говорит во Втором послании к Тимофею:
Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.
Тимофею 3:1-5
Это значит:
• несмотря на грех, люди способны совершать великие дела, достойные истинного восхищения;
• что бы человек ни совершал, это не решает проблемы его греховности;
• в какую бы сторону человек ни развивался, его развитие никогда и никоим образом не может быть направлено на улучшение его морального и духовного состояния. Напротив, зло в последние времена будет распространяться все больше. Технический прогресс и нравственное совершенство — это не одно и то же.
Не добрый в глубине души
Важно отметить, что, когда человек впал в грех, он духовно действительно умер. Его сердце заполнила тьма, и сатана стал его господином. В Послании к Ефесянам Павел описывает это так:
И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда, по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие.
Ефесянам 2:1-3
В этих стихах Павел обобщает положение, в котором оказался человек под гнетом греха. Он говорит, что человек:
• мертв в грехах;
• ходит в грехе;
• следует обычаю мира;
• подчинен князю, господствующему в воздухе, то есть дьяволу;
• носит внутри себя духовную силу, которая действует в нем, заставляя противиться Богу;
• имеет плотские похоти, которым следует;
• исполняет желания плоти и помыслов;
• по своей природе является чадом гнева.
Этой точки зрения строго придерживается как Библия, так и классическое христианство! Без Бога человек извращен и испорчен грехом. Внутренне он не добр, у него греховное сердце, и духовно он мертв. Различные религии, включая лжетеологов, именующих себя «христианскими», утверждают, что каждый человек несет в себе «искру Божию», свет, некую божественность. Факт сотворения человека по образу Божьему ошибочно истолковывается так, как будто внутри человека осталась какая-то «искра», не затронутая грехопадением. Это обман и заблуждение. Весь человек стал грешником и весь целиком нуждается в спасении. В нем нет ничего, из-за чего он каким-то образом был бы достоин спасения, сам он не может справиться с этим. Спасение целиком и полностью даруется Богом, по благодати, во Христе. Утверждать что-либо иное — значит объявлять спасение делом, подвластным человеку, чем-то, что имеет начало в человеке. Спасение — это дело Бога от начала до конца. Вот как в Послании к Римлянам Павел обобщает состояние человека без Христа:
Как написано: «нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного».
Римлянам 3:10-12
После искупления.
В седьмой главе мы рассмотрим, каким образом Бог искупил, восстановил и примирил человека через искупительную смерть Иисуса Христа на Голгофе.
Если проблема человечества заключается в грехе и духовной смерти, значит, ее решением должно быть спасение от греха и принятие духовной жизни. Эта жизнь исходит только от Бога. Иисус сказал Никодиму: