В Псалмах (109:4) и Послании к Евреям (5:6) Иисус назван Священником «по чину Мелхиседека», то есть Первосвященником. Служение первосвященника заключалось в посредничестве между человеком и Богом, приношении жертв, молитвах за народ и благословении народа. Иисус как Первосвященник исполнял следующее служение:
• Посредника (Лев. 4:16-20; 1 Тим. 2:5).
• Жертвы. Иисус принес жертву за грех и одновременно Сам был жертвой, поэтому Он и Примиритель, и Искупитель, и Спаситель.
• Ходатая (Евр. 7:24-25; Рим. 8:34).
• Благословляющего (Лк. 24:50-51).
Иисус был Царем.
Титул царя в Библии соответствует понятию Мессия — «Помазанник». Над пророком, первосвященником и царем совершался обряд помазания оливковым маслом, во время чего Святой Дух сходил на них и помазывал их для служения. Термин «помазанник» употреблялся часто вместо слова «царь».
При вступлении в служение Иисус был помазан Святым Духом, когда Иоанн Креститель крестил Его в Иордане (Мк. 1:9-11). Это заставило людей задуматься, не Иисус ли является Мессией и Царем, обещанным пророками. Они смешивали пророчества Ветхого Завета со своими ожиданиями и мечтами освободиться от римского рабства.
Вначале Иисус ничего не говорил о Себе, но, находясь в Кесарии Филипповой, Он впервые спросил учеников, Кем считает Его народ и они сами. Петр ответил за всех: «Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16). Иисус не опроверг это утверждение, а только сказал: «...блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». Знаменательно, что Иисус сразу после этого начинает говорить о Церкви. У Мессии должно быть Царство.
И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Евангелие от Матфея 16:18-19
Это одно из немногих мест Писания, где вообще упоминается Церковь (хотя она еще и не существовала), и говорится о ней в связи с титулом Иисуса как Мессии. Здесь же впервые Он и предстает перед нами как Мессия.
Когда Понтий Пилат спросил Иисуса, Царь ли Он, Тот ответил ему: «...Царство Мое не от мира сего...» (Ин. 18:36). Решение о том, казнить ли Иисуса, зависело от того, претендовал ли Он на титул Царя Иудейского, то есть бунтовал ли Он против Рима. Как религиозные власти (синедрион), так и светская власть (Ирод), и власть оккупантов (Пилат) задают Ему один и тот же вопрос, при этом преследуя различные интересы: «Ты ли Мессия?»
Иисус отвечает: «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (Лк. 22:69). Другими словами, Он подтверждает, что Он Царь и Тот самый Сын Человеческий, Который, согласно Даниилу, разрушит все земные царства и будет править Царством Божьим, после того как все будет восстановлено (Дан. 9:13-14; 2:44).
Слуга и Царь
Иисус Христос — это:
• Страдающий Слуга Господень (Ис. 53), Который сначала должен уничижиться;
• Царь Церкви, ее Господин и глава;
• Царь грядущего Царства Небесного, когда все будет восстановлено.
Иногда царское достоинство Иисуса выражают следующим образом: Он Царь царства власти, благодати и славы.
Царство власти — Он правит над существующим ныне мировым порядком, которому скоро наступит конец (Мф. 28:18).
Царство благодати — Он Царь над Церковью, которая находится в этом мире, царстве власти, но которая не от этого мира (Ин. 18:36; Мф.
16:16-18).
Царство славы — однажды как царству мира, так и Царству благодати наступит конец и слава Божья покроет все (Откр. 7:10; 15:3; 22:1). Во всей полноте царственное достоинство Иисуса проявится именно в Царстве славы. В Послании к Колоссянам (3:4) говорится: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе». В Евангелии от Матфея (13:43) написано: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их».
Не просто фамилия
Иисус Христос — Царь. Таково значение титула Мессия на иврите — «Помазанник». На греческий язык Мессия переводится как Христос. Мессия и Христос — это один и тот же титул на разных языках. По-еврейски Его зовут Yeshua ha Maschiah, по-гречески — leosus Christos.
Иногда мы забываем о значении слова Христос, думая, что оно не так важно, и воспринимаем его почти как фамилию. Но этот титул указывает на служение Иисуса. Он — Помазанный Царь.
• Он родился Царем, и при рождении Его прославляли ангелы: «Спаситель, Который есть Христос (Мессия) Господь» (Лк. 2:11), — и мудрецы: «Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2:2).
• Он не отрицал Своего титула как Мессии, когда ученики называли Его так (Мф. 16:16-18).
• Он не отрекся от звания Мессии, когда Его допрашивали синедрион, Ирод и Понтий Пилат.
• После воскресения Он воссел одесную Отца, имея всю власть на небесах и на земле.
• Он придет обратно на землю во славе как правящий властелин, Царь. До этого Христом и Господом Его называла Церковь. Поэтому слова Пилата в Евангелии от Иоанна (18:37) на самом деле хорошо подходят Иисусу: «...итак, Ты Царь?»
Глава 4
Пневматология
Учение о Духе
Библия открыла нам, что Бог триедин. У многих людей это всегда вызывало недоумение, неверующие относятся к этому утверждению с презрением, но для нас в триединстве Бога заключается удивительное откровение. В первые столетия истории Церкви не прекращались дебаты и споры как по вопросу триединства Бога, так и по вопросу христологии — учения о том, что Иисус, Сын Божий, одновременно является полноценным Богом и полноценным человеком. Мы никогда не сможем своим ограниченным умом до конца понять триединство, да в этом и нет необходимости. Достаточно верить, что Библия права, когда учит о триединстве, и наслаждаться откровением и общением с Отцом, Сыном и Святым Духом.
Афанасийское исповедание веры формулирует это следующим образом:
«Наша общая христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в трех лицах и трем лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем эти лица и не разрываем Божественной сущности. Первое из них — личность Отца, второе — личность Сына и третье — личность Святого Духа. Но Отец, и Сын, и Святой Дух — одно единое Божество, равноценное в славе и вечном величии. Таков Отец, таков Сын, и таков Святой Дух. Так и Отец Бог, Сын Бог и Святой Дух Бог, не три Бога, а один Бог. Отец не сделан, не сотворен и не рожден, Сын есть от Отца, и только от Отца — не сотворен и не сделан, но рожден. Святой Дух есть от Отца и Сына — не сотворен и не сделан или рожден, но послан.
Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И среди этих трех лиц ни один не первый, ни один не последний, ни один не больший и ни один не меньший, но все три лица одинаково вечны и одинаково велики, чтобы во всем этом, как сказано, трем лицам должно поклоняться как единому Божеству и в одном Божестве — всем трем лицам».
Как мы говорили во второй главе, Библия утверждает о триединстве. Иисус сказал ученикам в Великом поручении: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).
Бог — чудный, славный Бог, Он приходит к нам в трех лицах: как Отец — Творец, Сын — Примиритель и Святой Дух — Даятель жизни. Примирение дается Отцом, жизнь — Сыном, а Дух участвует в творении. Бог делает, что хочет, как хочет и когда хочет. Когда человек размышляет над сущностью и характером Господа, его сердце начинает переполняться преданностью Ему и хвалой, и вместе с Павлом он говорит:
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки. Аминь.
Римлянам 11:33-36
Действует в истории
Святой Дух — это личность триединства, относительно которой люди чаще всего заблуждаются. Прежде всего необходимо понять, что Святой Дух — личность. Иисус говорил о Нем «Он», а не «это». Он сказал: «...Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17).
У Святого Духа много возможностей действовать, много задач, которые нужно решать, и много способов проявлять Себя. И во всем этом Он есть и всегда будет Богом Святым Духом.
Важно также понимать, что Он существовал еще до дня Пятидесятницы. Он действовал на земле со времен творения: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).
Через всю эпоху Ветхого Завета Святой Дух открывался людям по-разному, прежде чем проявил Себя в день Пятидесятницы. С этого момента Он трудится в нас и через Церковь, знаменуя этим так называемые времена Духа.
Начиная с рассказа об этом дне, Библия все полнее раскрывает перед верующими образ Святого Духа. Знать и понимать Его так же важно, как знать и понимать Отца и Сына. Познавая личность Святого Духа и то, что Он делает, мы ближе узнаем личность Отца и Сына и их действия. Задача Святого Духа — все делать живым и увлекательным. Он Сам есть божественная способность совершать чудеса и сверхъестественная мудрость в каждом верующем.
Наш Помощник
Мы знаем, что Святой Дух — личность, и знаем Его дела. Для начала рассмотрим несколько имен Духа Святого, которые раскрывают Его личность.