Учение об Иисусе Христе — краеугольный камень христианства, которое строится не на центральном пункте учения, а на личности. Вот основные вопросы христианства: Кто такой Христос, что Он сделал и делает для нас. В этой главе мы рассмотрим, Кто такой Иисус.
Мы уже говорили, что Иисус Христос — вторая личность Божества. Он — Сын Божий. Он Бог! Представляя Его нам, евангелист Иоанн говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Иоанн утверждает, что Иисус есть Бог!
Иудеям воспрещалось поклоняться человеку, как это делали римляне, которые обожествляли людей и поклонялись им, например, императору. Павел предостерегает верующих от идолопоклонства в Послании к Римлянам (1:23). Ученики Иисуса были иудеями, которые не желали впадать в идолопоклонство. Они знали, что следует поклоняться только Богу, тем не менее они поклонялись Иисусу. Вот что написано в Евангелии от Луки: «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью» (24:51-52).
Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда, единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Здесь Иоанн представляет нам Иисуса как Бога. Сын вышел от Отца, для того чтобы открыть нам Его. Но Он не просто «вышел» от Бога, Он Сам есть Бог (Ин. 1:1). Как Бог Он является второй личностью триединства — единородным Божьим Сыном.
Единородный — значит не сотворенный в какой-то определенный момент времени. Если бы Он был сотворен, то не был бы Богом. Нет, Иисус именно «вышел», отделился от Бога в определенный момент с определенной целью: чтобы показать человечеству Бога, спасти людей и вернуть их к общению с Богом.
Иисус — Бог
Понимать, что Иисус Бог, необходимо по многим причинам. Он Сам ясно сказал: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30).
Далее Он говорит: «...прежде нежели Авраам был, Я есмъ» (Ин. 8:58). Таким образом, Иисус пришел из вечности, Он принадлежит вечности. Он вечно был Богом и вечно был Сыном.
Иисус Сам заявил, что пребывал в славе Отца до того, как пришел на землю. «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира... потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17:5,24). Неоднократно Иисус повторяет о Своем вечном существовании «в лоне Отца», прежде сотворения мира, прежде Своего рождения как человека.
Иисус вечен. Он имеет ту же сущность, что и Отец. Он Бог и обладает теми же качествами, что и Отец. Он рожден, а не сотворен. Таким образом, мы видим, что Библия четко представляет Его нам как Бога, а не как идола или полубога (как утверждают свидетели Иеговы), но как «Бог от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, единосущного Отцу» (Никейское исповедание веры, 325 г.). Признать вечную Божественность Христа намного важнее, чем может показаться с первого взгляда. Если Он не Бог, то не может и спасти нас. Сам же человек не может спасти себя. Это подвластно только Богу, поэтому Христос Сам явился на землю как Сын и совершил то, что для нас было невозможным. Иисус, рожденный Марией, был зачат Святым Духом. Он был на сто процентов Бог и на сто процентов человек, а не наполовину Бог и наполовину человек. Он настоящий Бог и настоящий человек. Он был «Богом, пришедшим во плоти», Богом, Который воплотился в человеке. Он был Сыном Божьим и Сыном Человеческим.
Необычный человек
Как триединство Бога является чудом, так и Его воплощение в человеке. Иисус Бог и человек одновременно, и это потрясающее чудо. Каким образом произошло это «слияние» между вечным Богом и смертным человеком, известно только Богу, но это факт. В Послании к Колоссянам (2:9) это выражено так: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно...» Во Христе Бог стал Человеком!
Понять, что Иисус Христос — настоящий человек, так же важно, как и понять, что Он вечное Божество. Он облекся плотью, родившись от девы Марии. В Первом послании к Тимофею (2:5) сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону...» (Гал. 4:4). «И Слово стало плотию и обитало с нами...» (Ин. 1:14).
Когда Человек Иисус родился в Вифлееме от девы по имени Мария, Его запеленали и положили в ясли. Он вырос в городе Назарете, где муж Марии, Иосиф, работал плотником. Иосиф был земным отцом Иисуса. В двенадцать лет Иисус уже знал о Своем Небесном Отце. Когда родители нашли Его в храме, Он сказал им: «...или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49).
Иисус «подчинился закону» (Гал. 4:4). Родители совершили над Ним обряд обрезания и принесли за Него жертву. В двенадцатилетнем возрасте Он пришел в храм на bar mitzvah — обряд, знаменующий признание подростка как полноправного члена общины. По субботам Он посещал с родителями синагогу. Став взрослым, Иисус жил, как жили другие люди. Он ел, пил, спал, плакал, радовался, потел, уставал, испытывал жажду, огорчался и гневался. Он во всем был подобен человеку, кроме одного: в Нем не было греха (Евр. 4:15).
В Послании к Евреям (2:14) говорится: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные...» Иисус был настоящим человеком, а не полубогом. Он чувствовал, переживал, размышлял, даже был искушаем во всем, как и мы, но в Нем не было греха. «...Он должен был во всем уподобиться братиям» (Евр. 2:17). Тем не менее Он был особенным. Он ни разу не согрешил. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Сам Иисус сказал: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Фарисеи не могли найти ни одного случая, когда Иисус сделал бы зло. Он сказал им:
...Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего, за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
Евангелие от Иоанна 10:32-33
Зачат от Святого Духа
Иисус был обычным человеком и в то же время особенным. Чем же Он отличался от других людей? Тем, что был «зачат от Святого Духа, рожден девой Марией». Как сверхъестественное зачатие, так и рождение от девы являются краеугольными камнями христианской веры. Они подвергаются жестокой критике, но Библия ясно утверждает, что это истина.
Разве так уж важно верить в непорочное зачатие? Да, и на это есть две причины. Во-первых, так утверждает Библия. Более того, она заранее предсказала рождение от девы.