Чтение ду’а «аль-Кунут» вслух является узаконенным в любой из пяти ежедневных молитв в те времена, когда мусульмане находятся в тяжёлом положении.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал:
﴿ قنت الرسول صلى الله عليه وسلم شهرا متتابعا . في الظهر والعصر ، والمغرب ، والعشاء والصبح في دبر كل صلاة إذا قال سمع الله لمن حمده من الركعة الاخيرة : يدعو عليهم ، على حي من بني سليم وعل رعل وذكوان وعصية ويؤمن من خلفه . رواه أبو داود وأحمد ، وزاد : أرسل إليهم يدعوهم إلى الاسلام فقتلوهم .
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал “аль-Кунут” подряд в течение одного месяца во время совершения обеденной, послеобеденной, закатной, вечерней, и утренней молитв. В конце каждой молитвы, после произношения слов “Да услышит Аллах того, кто Его восхваляет” /Сами‘а-л-Лаху лиман хамидах/ в последнем рак’ате, посланник обращался с мольбой (к Аллаху) против племен Бану Сулайм, Ра‘ль, Закван и ‘Усаййа[Ра’ль, Заќвáн и ‘Усаййа – это племена из рода Бану Сулайм. Они твердили, что приняли Ислам и попросили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направить к ним того, кто стал бы обучать их Исламу, и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил к ним группу своих сподвижников в количестве семидесяти человек, они убили их. Это и стало причиной появления кунута.], и (люди) стоявшие за ним говорили: “Амин”». Этот хадис передали Абу Дауд 1443[Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1280.] и Ахмад 1/301, в версии которого говорится:
﴿ أرسل إليهم يدعوهم إلى الاسلام فقتلوهم . قال عكرمة : كان هذا مفتاح القنوت ﴾
«Он отправил к ним посланцев для призыва их исламу, которых они убили». ‘Икрима сказал: «Это стало поводом появления «аль-Кунут».[ Шейх Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Иснад этого хадиса достоверный». См. «аль-Муснад» 2746.]
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается:
﴿أن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا أراد أن يدعو على أحد أو يدعو لاحد قنت بعد الركوع . فربما قال ، إذا قال سمع الله لمن حمده : ربنا ولك الحمد : ﴿اللهم أنج الوليد بن الوليد ، وسلمة بن هشام ، وعياش بن أبي ربيعة ، والمستضعفين من المؤمنين . اللهم اشدد وطأتك على مضر واجعلها عليهم سنين كسني يوسف ﴾ قال يجهر بذلك ويقولها في بعض صلاته ، وفي صلاة الفجر
﴿ اللهم ألعن فلانا وفلانا ﴾ حيين من أحياء العرب حتى أنزل الله تعالى: ﴿ ليس لك من الامر شئ أو يتوب عليهم أو يعذبهم فإنهم ظالمون ﴾﴾ رواه أحمد والبخاري .
«Всякий раз, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел помолиться против или за кого-либо, он читал “аль-Кунут” после совершения руку‘. (Передатчик этого хадиса сказал:) “Возможно, что он сказал: “Когда он сказал: /Сами’а-ЛЛаху лиман хамидах. Раббана ва лака-ль-хамд/. (Аллах слышит того, кто Его восхваляет, Господь наш, хвала Тебе) (он обратился с мольбой): “O Аллах! Спаси аль-Валида ибн аль-Валида и Саламу ибн Хишама и ‘Аййаша ибн Аби Раби‘а и слабых из числа верующих. O Аллах, подвергни испытанию и наказанию племя Мудар и пошли им такие года, какие были во времена Йусуфа”. Он читал это вслух в некоторых молитвах. А однажды, во время утренней молитвы (он молился так): “О Аллах, прокляни такого-то и такого-то”, проклиная два арабских племен, пока Аллах Всевышний не ниспослал (аят): “ Не имеешь ты никакого отношения к тому, простит Он их или подвергнет наказанию. Поистине, они несправедливы!” Сура № 3, «Áли 'Имран», аят 128.]». Этот хадис передали Ахмад 2/255, Аль-Бухари 4560 и Муслим 675.
2. Чтение ду‘а «аль-Кунут» во время совершения утренней молитвы
Чтение «аль-Кунут» во время утренней молитвы не является узаконенным действием, кроме как во времена бедствий, при которых его можно читать в любой из пяти ежедневных молитв, как об этом было сказано ранее.
Сообщается, что Абу Малик аль-Ашджа’и сказал:
﴿ كان أبي قد صلى خلف رسول الله صلى الله عليه وسلم وهو ابن ست عشرة سنة ، وأبي بكر وعمر وعثمان . فقلت أكانوا يقنتون ؟ قال : لا : أي بني محدث ﴾
«Мой отец совершал молитву за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда ему было шестнадцати лет, за Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, и однажды я спросил его: “Они читали “аль-Кунут”?” Он сказал: “Нет сын мой, это является новшеством”». Этот хадис передали Ахмад 3/472, ан-Насаи 1080, Ибн Маджах 1241 и ат-Тирмизи 402, который назвал его достоверным.[ Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Сунан ан-Насаи» 1080.]
Ибн Хиббан и аль-Хатыб передали сообщение, достоверность которого подтвердил Ибн Хузайма (619-620), от Анаса, да будет доволен им Аллах:
﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان لا يقنت في صلاة الصبح إلا إذا دعا لقوم أو دعا على قوم ﴾
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не читал «аль-Кунут» в утренней молитве, если не молился за людей или против них[Этот текст принадлежит Ибн Хиббану. В других риваятах не приводятся слова «в утренней молитве»]».
Также передают, что аз-Зубайр и три (праведных) халифа, не читали «аль-Кунут» во время утренней молитвы. Такого мнение ханифитов, ханбалитов, Ибн аль-Мубарака, ас-Саури и Исхака. Последователи аш-Шафи’и считают, что чтение «аль-Кунут» после поясного поклона /руку‘/ второго рак’aта во время обязательной утренней молитвы – является сунной, согласно тому, что сообщила «группа» (мухаддисов), исключая ат-Тирмизи со слов Ибн Сирина, где сказано, что однажды Анаса ибн Малика спросили:
﴿ هل قنت النبي صلى الله عليه وسلم في صلاة الصبح ؟ فقال : نعم . فقيل له : قبل الركوع أو بعده ؟ قال : بعد الركوع ﴾
«Читал ли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, “аль-Кунут” во время утренней молитвы?» Он ответил: «Да». Они спросили его: «Перед поясным поклоном или после него?» Он сказал: «После поясного поклона».
Этот хадис передали аль-Бухари 1001 и Муслим 298/677, Абу Дауд 1444, ан-Насаи 1071, Ибн Маджах 1183.
Как передали Ахмад 3/162, аль-Баззар, ад-Дара Кутни, аль-Байхаки 2/201, а аль-Хáким подтвердил его достоверность, что Анас сказал:
﴿ ما زال رسول الله صلى الله عليه وسلم يقنت في الفجر حتى فارق الدنيا ﴾
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не прекращал читать “аль-Кунут” во время утренней молитвы, пока не расстался с этим миром».[ Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис слабым. См. «аль-Муснад» 12679.] Это рассуждение еще нуждается в рассмотрении, так как тот «аль-Кунут» о котором спрашивали, это - «аль-Кунут», читаемый в затруднительных ситуациях. Это четко прослеживается в тех версиях, что приводятся у аль-Бухари и Муслима.
Что касается второго хадиса, то в его иснаде есть (человек по имени) Абу Джа’фар ар-Рáзи, который относится к числу слабых (передатчиков) и следовательно, его хадис не достаточен для аргументации. Более того, да и логически не укладывается мысль о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на протяжении всего времени на утренней молитве читал «аль-Кунут», а его праведные халифы после него не стали этого делать. Да и Анас сам не читал «аль-Кунут» во время утренней молитвы и это имеет подтверждение! Если допустить правильность данного хадиса, выходит, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после выпрямления из поясного поклона, обращаясь мольбой и восхвалениями, простаивал дольше, чем при чтении до конца своих дней. Это было относительно «аль-Кунут» и это было наиболее соответствующее мнение.
Как бы там ни было, все эти расхождения относятся к числу дозволенных расхождений, которым можно либо следовать, либо не следовать.
Поистине, лучшее из руководств – это руководство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
قيام الليل
Ночная молитва
(ќиям ал-Лайл)
Ее достоинства
1. Аллах велел (совершать) ее своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказав:
«И бодрствуй часть ночи, читая Куръан на дополнительных молитвах. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место».[ Сура № 17, "Аль-Исраъ ", аят 79.]
Это веление, хотя определенно относилось к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также относится и ко всем мусульманам, так как с них требуется, чтобы они следовали ему, да благословит его Аллах и приветствует.
2. Известно, что те, кто соблюдает ночную молитву, являются делающими добро и заслуживают Его блага и милости. Аллах Всевышний сказал:
«Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди источников, получая то, что даровал им их Господь. До этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении»[ Сура № 51 "Аз-Зарият", аяты 15-17.]
3. Аллах воздал им хвалу, присоединил их к сообществу своих правдивых рабов сказав:
«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова. Они проводят ночи падая ниц и стоя перед своим Господом».[ Сура № 25, "Аль-Фурќан" аяты 63-64]
4. Аллах засвидетельствовал об их вере в Своих аятах, сказав:
«Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия. Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали».[Сура № 32, "Ас-Саджда", аяты 15-17.]
5. Аллах отверг сходство между ними и другими (которые не обладают этими качествами), сказав:
«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом».[ Сура № 39 "Аз-Зумар", аят 9.]
Это часть того, что пришло об этом в Книге Аллаха. Что же касается того, что пришло в Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то вот некоторое из этого:
1.Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Салам, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ أول ما قدم رسول الله صلى الله عليه وسلم المدينة انجفل الناس إليه ، فكنت ممن جاءه ، فلما تأملت وجهه واستبنته عرفت أن وجهه ليس بوجه كذاب . قال : فكان أول ما سمعت من كلامه أن قال : ﴿ أيها الناس أفشوا السلام ، وأطعموا الطعام ، وصلوا الارحام ، وصلوا بالليل والناس نيام ، تدخلوا الجنة بسلام ﴾﴾ رواه الحاكم وابن ماجه والترمذي وقال : حديث حسن صحيح .
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, впервые прибыл в Медину, люди подбежали к нему и я тоже был в их числе. Когда мне открылось его лицо, и я смог его осмотреть, то узнал, что его лицо не могло быть лицом лжеца.
Он[То есть ‘Абдуллах ибн Салам, да будет доволен им Аллах.] сказал: «Первое, что я услышал из его уст, были (такие слова):
«O люди, распространяйте приветствие/салям/, кормите людей, не разрывайте родственные связи и молитесь ночью, когда другие спят, и вы войдете в рай с миром». Этот хадис передали аль-Хаким 3/14, Ибн Маджах 1334 и ат-Тирмизи 2485, который сказал: «Хороший и достоверный хадис».[ Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сунан ат-Тирмизи» 4/652.]
2. Сообщается, что Салман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ عليكم بقيام الليل فإنه دأب الصالحين قبلكم ، ومقربة لكن إلى ربكم ، ومكفرة للسيئات ، ومنهاة عن الاثم ، ومطردة للداء عن الجسد ﴾ .
«Вам следует совершать ночную молитву, ибо это является обычаем благочестивых, (живших) до вас, приближает вас к Господу вашему, (служит) искуплением грехов, предостерегает от дурных поступков и изгнанием телесного недуга». Этот хадис передали аль-Хаким 1/308, аль-Байхаки 2/502 и Ибн ‘Ади.[ Шейх аль-Албани сказал: «Автор (С. Сабик. прим. пер.) не разъяснил, что этот риваят, который передал ат-Табарани в “аль-Кабир” от ‘Абду-р-Рахмана ибн Сулейман ибн Аби аль-Джауф (или аль-Джаван) является слабым. См. «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 357. Этот хадис без последнего предложения «и изгнанием телесного недуга» является хорошим либо достоверным и по другому пути передачи со слов Абу Умамы его передали ат-Тирмизи 3549, аль-Хаким 1/308, Ибн Хузайма в своем «Сахихе» 2/177 и другие. Аль-Хаким подтвердил его достоверность и аз-Захаби согласился с ним. Хорошим его назвали аль-Багъави и Хафиз аль-‘Иракъи». См. аль-Албани. «Ирваъ» 452, «аль-Мишкат» 1227 и «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 624.]
3. Сообщается, что Сахль ибн Са’д, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ جاء جبريل إلى النبي صلى الله عليه وسلم فقال : يا محمد عش ما شئت فإنك ميت ، واعمل ما شئت فإنك مجزي به ، وأحبب من شئت فإنك مفارقه ، واعلم أن شرف المؤمن قيام الليل وعزه استغناؤه عن الناس ﴾
«(Однажды) Джибриль явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “O Мухаммад, живи сколько пожелаешь, поистине ты смертен. Делай что пожелаешь, поистине тебя ждет воздаяние, люби кого желаешь, поистине ты расстанешься с ним. И знай, что достоинством верующего является ночная молитва /ќиям ал-лайл/, а величие его заключается в том, чтобы он не нуждался в людях”».Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Аусат».[ Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис в силу существования других /хасан ли-гъайрих/». См. аль-Албани. «Сильсиля ас-Сахиха» 831, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 627.]
4. Абу ад-Дардаъ, да будет доволен им Аллах, сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ ثلاثة يحبهم الله ويضحك إليهم ويستبشر بهم : الذي إذا انكشفت فئة قاتل وراءها بنفسه لله عز وجل . فإما أن يقتل وإما أن ينصره الله عزوجل ويكفيه فيقول : انظروا إلى عبدي هذا كيف صبر لي بنفسه . والذي له امرأة حسنة وفراش لين حسن فيقوم من الليل فيقول : يذر شهوته ويذكرني ، ولو شاء رقد . والذي إذا كان في سفر وكان معه ركب فسهروا ثم هجعوا فقام من السحر في ضراء وسراء ﴾ .
«Есть три категории людей, которых Аллах любит, которым Он улыбается и которым Он радуется. (Первый – это) тот, кто ведет войну в составе группы, когда она обнаруживается, принося себя в жертву ради Аллаха Великого и Достохвального, до победного конца либо до смерти, будучи доволен этим. И Аллах говорит: “Посмотрите на этого Моего раба, как он проявляет терпение ради Меня!” (Второй – это) тот, у которого есть красивая жена и мягкая постель и он поднимается ночью (, чтобы совершить молитву). Аллах говорит: “Он оставил свою похоть и поминает Меня, тогда как мог бы и спать”. (Третий) это человек, который путешествует со (своими) товарищами, и они бодрствуют а затем ложатся спать, а он встает на рассвете (и совершает молитву) когда это дается ему легко и тогда, когда это дается ему с трудом». Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Кабир».[ Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. аль-Албани. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 629.]
Этикет ночной молитвы
Для того, кто желает совершить ночную молитву, Сунной является следующее:
1.Перед отходом ко сну, следует иметь намерение совершить ночную молитву.
Передают со слов Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ من أتى فراشه وهو ينوي أن يقوم فيصلي من الليل فغلبته عينه حتى يصبح كتب له ما نوى ، وكان نومه صدقة عليه من ربه ﴾ رواه النسائي وابن ماجه بسند صحيح .
«Тому, кто отправится в свою постель с намерением встать ночью для совершения молитвы и сон одолеет его, пока не наступит утро, то для него запишут то, на что он намеревался, и его сон станет милостыней для него от его Господа». Этот хадис с достоверным иснадом передали ан-Насаи 3/258 и Ибн Маджах 1344. Также его передали Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 2579.[ Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис/хасан сахих/». См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 21.]
2. После пробуждения следует отогнать сонное состояние, почистить зубы зубочисткой и подняв взор к небу, обратиться с мольбой, которая была передана от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
﴿ لا إله إلا أنت سبحانك ، أستغفرك لذنبي وأسألك رحمتك ، اللهم زدني علما ولا تزغ قلبي بعد إذ هديتني وهب لي من لدنك رحمة إنك أنت الوهاب . الحمد لله الذي أحيانا بعد ما أماتنا وإليه النشور ﴾
«Нет Бога кроме Тебя, Пречист Ты, прошу Тебя простить мои грехи и прошу (даровать мне) Твою милость. O Аллах, приумножь мои знания и не позволь моему сердцу отклониться после того, как Ты вывел меня (на прямой путь), и даруй мне Свою милость, ведь поистине, Ты Дарующий. Хвала Аллаху, воскресившему нас после того, как умертвил нас, и к Нему (предстоит) возвращение (для отчета)». Этот хадис передали Абу Дауд 5061, ан-Насаи в «Йаум вал-Лайла» 865, аль-Хаким в «Мустадрак» 1/540 (1981) назвал его достоверным, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 2359.[ Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф Суна Абу Дауд» 1074, «аль-Мишкат» 1214.]
Затем, следует прочитать десять аятов из суры «Али ‘Имран», начинающиеся со слов:
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом,
которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне.
Господь наш! Тот, кого Ты ввергнешь в Огонь, будет опозорен, и не будет у беззаконников помощников.
Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и упокой нас вместе с благочестивыми.
Господь наш! Даруй нам то, что Ты обещал нам через Своих посланников, и не позорь нас в День воскресения, ведь Ты не нарушаешь обещаний».
Господь их ответил им: «Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других. А тем, которые переселились или были изгнаны из своих жилищ, были подвергнуты мучениям на Моем пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их злодеяния и введу их в Райские сады, в которых текут реки. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха наилучшая награда».