При чтении ташаххуда следует соблюдать следующие желательные действия /сунан/:
А) Руку следует класть так, как описано в следующих хадисах:
1. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими:
﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا قعد للتشهد وضع يده اليسرى على ركبته اليسرى ، واليمنى على اليمنى وعقد ثلاثا وخمسين .وأشار بأصبعه السبابة .
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, садился для чтения ташаххуда, он ставил левую руку на левое колено, а правую руку на правое колено, он сжимал свою руку в кулак и соединял большой палец со средним [Букв. « … и ставил он её в форме 53 (пятерки и тройки)».] и показывал указательным пальцем».
وفي رواية :﴿ وقبض أصابعه كلها . وأشار بالتي تلي الابهام ﴾ رواه مسلم .
В другой версии этого хадиса сообщается:
«Он сжимал руку (в кулак) и вытягивал указательный палец». Этот хадис передал Муслим 115/580.
2. Передают со слов Ваиля ибн Худжры:
﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم وضع كفه اليسى على فخذه ، وركبته اليسرى ، وجعل حد مرفقه الايمن على فخذه الايمن ، ثم قبض بين أصابعه فحلق حلقة .
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ставил левую ладонь на своё левое бедро и колено, и ставил кончик локтя правой (руки) на правое бедро и затем сжимал пальцы, образовывая кольцо».
وفي رواية : حلق بالوسطى والابهام وأشار بالسبابة ، ثم رفع أصبعه فرأيته يحركها يدعو بها ، رواه أحمد
В другой версии этого хадиса говорится: «Он прижал свой средний палец к большому (образовав ими) кольцо, и указал указательным пальцем, затем поднял свой палец, и я видел, как он шевелил его, обращаясь с мольбами». Этот хадис передал Ахмад 4/318. [Шейх аль-Албани сказал, что этот хадис также передали Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хузайма и Ибн Хиббан в своих «Сахихах», как об этом можно узнать из книги аль-Албани «описание молитвы пророка», также его достоверность подтвердили Ибн Мулкин, ан-Навави и Ибн аль-Каййим, а также он приведен в «Сахих Абу Дауд» 717. См. «Тамамуль-минна» 1/214.]
Аль-Байхаки сказал: «Под словом “он шевелил его” имеется в виду то, что он указывал им». Его шевеление не должно повторяться, чтобы соответствовать версии хадиса Ибн Зубайра:
﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يشير بإصبعه إذا دعا لا يحركها ﴾ رواه أبو داود بإسناد صحيح . ذكره النووي .
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствувет, указывал указательным пальцем во время ду’а, но не шевелил его». Этот хадис передал Абу Дауд 989 с достоверным иснадом. [Шейх аль-Албани сказал: «Отклоненный хадис /шазз/ со словами “не шевелил его”». См. «аль-Мишкат» 912, «Да’иф Сунан ан-Насаи» 67.] Об этом (также) упомянул и ан-Навави.
3.Сообщается, что аз-Зубайр сказал:
﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا جلس في التشهد ، وضع يده اليمنى على فخذه اليمنى ، ويده اليسرى على فخذه اليسرى ، وأشار بالسبابة ، ولم يجاوز بصره إشارته ﴾ رواه أحمد ومسلم والنسائي .
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, садился для ташаххуда, он ставил свою правую руку на правое бедро, а левую руку на левое бедро, и указывал указательным пальцем, и его взор не следил за его указанием». Этот хадис передали Ахмад 4/3, Муслим 112/579 и ан-Насаи 3/39.
Из этого хадиса вытекают три вывода:
- Достаточность того, что правая рука будет положена на правое бедро, без того, чтобы сжать её в кулак.
- Указывание будет осуществляться указательным пальцем правой руки.
- Сунной для молящегося является то, чтобы он следил за тем, как он будет указывать своим пальцем.
Все эти три формы являются правильными, использование любой формы допустимо.
Б) Следует вытянуть указательный палец правой руки, сгибая его слегка, пока молящийся не обратится со словами приветствия в конце молитвы.
Сообщается, что Нумайр аль-Хуза’и сказал:
﴿ رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم وهو قاعد في الصلاة قد وضع ذراعه اليمنى على فخذه اليمنى ، رافعا إصبعه السبابة ، وقد حناها شيئا وهو يدعو ﴾ رواه أحمد وأبو داود والنسائي وابن ماجه وابن خزيمة بإسناد جيد
«Я видел как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел во время молитвы положив свою правую локоть на правое бедро, при этом его указательный палец был поднят, и слегка согнут, когда он обращался с мольбой». Этот хадис передали Ахмад 3/471, Абу Дауд 991, ан-Насаи 3/38, Ибн Маджах 911 и Ибн Хузайма 693 с хорошим иснадом. [Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 209, «Да’иф Сунан ан-Насаи» 68.]
Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ مر رسول الله صلى الله عليه وسلم بسعد وهو يدعو بأصبعين فقال :﴿ أحد يا سعد ﴾﴾ رواه أحمد وأبو داود والنسائي والحاكم .
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо Са’да, когда тот обращался с мольбой (используя) два пальца и он сказал ему: “Один, о Са’д”». Этот хадис передали Ахмад 3/183, Абу Дауд 1499, ан-Насаи 3/38 и аль-Хаким 1/719. [Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1328.]
Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, как-то спросили о человеке, который молился (вытянув) указательный палец и он сказал:
﴿ هو الاخلاص ﴾
«Это – искренность»/аль-Ихляс/.
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ ذلك التضرع ﴾
«Это мольба».
Муджахид сказал: «Это мешает шайтану».
По мнению Шафи’итов, нужно поднимать палец один раз, при произношении слов свидетельства « ... кроме Аллаха… ».
Ханифиты поднимают палец при словах свидетельства «... нет бога ...» и опускают его при словах «... кроме Аллаха».
Маликиты двигают пальцем влево и вправо, пока не закончат молитву.
Ханбалиты указывают пальцем, каждый раз, когда они поминают Аллаха, как выражение единственности Аллаха, и не совершают им движения.
В).При первом ташаххуде ноги будут разостланы, (под себя) а в последнем ташаххуде собраны. [Имеется в виду, что молящийся, поставит стопу правой ноги вертикально так, что его пальцы будут направлены в сторону киблы, а левую ногу свернет под себя и сядет ягодицами на пол, как об этом будет сказано далее в хадисе. Прим. пер.]
В хадисе Абу Хумайда, где описывается молитва посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (говорится):
﴿ فإذا جلس في الركعتين جلس على رجله اليسرى ونصب اليمنى ، فإذا جلس في الركعة الاخيرة قدم رجله اليسرى ونصب الاخرى وقعد على مقعدته ﴾ رواه البخاري .
«Когда он садился после (первых) двух рак’aтов, он садился на левую ногу и держал правую стопу вертикально. Когда он садился после последнего рак’aта, он протягивал левую ногу под правую и ставил стопу правой ноги вертикально и садился полностью на ягодицы». Этот хадис передал аль-Бухари 828.
Первый Ташаххуд
Большинство ученых считает, что первый ташаххуд является Сунной.
Это основано на хадисе ‘Абдуллы ибн Бухайна:
﴿أن النبي صلى الله عليه وسلم قام في صلاة الظهر وعليه جلوس ، فلما أتم صلاته سجد سجدتين ، يكبر في كل سجدة وهو جالس ، قبل أن يسلم ، وسجدهما الناس معه ، فكان ما نسي من الجلوس ﴾ رواه الجماعة .
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал во время полуденной молитвы, когда должен был сесть (для первого ташаххуда). Закончив молитву, он совершил два земных поклона, произнеся такбир для каждого земного поклона, находясь в сидячем положении, пред тем, как произнести слова приветствия/таслим/. Также эти поклоны совершили за ним и люди. Это было сделано из-за того, что он по забывчивости не сел на первый ташаххуд. Этот хадис передали аль-Бухари 829, Муслим 570, Абу Дауд 1034, ан-Насаи 3/19-20, ат-Тирмизи 391, Ибн Маджах 1206, Ахмад 5/345-346.
В (книге) «Субуль ас-Салям» (сказано), что этот хадис является доказательством того, что пропуск первого ташаххуда по забывчивости восполнимо двумя земными поклонами.
Слова (пророка), да благословит его Аллах и приветствует:
﴿صلوا كما رأيتموني أصلي﴾
«Молитесь так, как вы видели каким образом молился я», указывают на необходимость первого ташаххуда, и на его восполнимость при упущении. Это указывает на то, что оно если даже и является необходимым, то оно восполнимо земными поклонами для невнимательных /суджуд ас-сахва/. Из этого вытекает, что оно не является обязательным действием, ибо всякое обязательное действие невосполнимо двумя земными поклонами, даже если оно было упущено по забывчивости.
Аль-Хафиз в «аль-Фатх» сказал: «Ибн Баттàл сказал: «Доказательством того, что суджуд сахва не заменяет обязательное действие, является то, что когда забывают произнести такбиратуль ихрам, то этим суджудом оно не восполняется. Также и ташаххуд не является обязательным, поскольку оно является поминанием, которое не читается вслух так же, как и ду‘а аль-Истифтах».
Другой [То есть тот, кто считает по другому. Прим. пер.] отгаваривался тем, что посланник, да благословит его и приветствует, установил это для людей, так как они следуют ему, это после того, как ему стало известно, что они упускают его намеренно. Этот вопрос все еще подлежит рассмотрению.
К числу тех, кто находит его обязательным, как известно, относятся ал-Лайс, Исхак и Ахмад, и это мнение имама аш-Шафи’и и в одной версии у Ханифитов.
Ат-Табарани ссылается на то, что первоначально было вменено в обязанность два рака‘та, и ташаххуд в них был обязателен. И когда молитва была удлинена, первоначальные обязательства не отменялись, и поэтому до сих пор оно является обязательным.