К числу желательных действий при совершении добровольной молитвы /суннат аль-маѓриб/ после обязательной закатной молитвы, относится чтение сур «Скажи: «О неверующие!» /Куль йа аййуха-ль-кафирун/ и «Скажи: «Он – Аллах Единый, … » /Куль хува-Ллаху ахад/ после чтения суры «аль-Фатиха».
Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ ما أحصي ما سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقرأ في الركعتين بعد المغرب وفي الركعتين قبل الفجر ب
﴿ قل يأيها الكافرون ﴾ و ﴿ قل هو الله أحد ﴾﴾ رواه ابن ماجه والترمذي وحسنه
«Я не могу сосчитать, сколько раз я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал в двух рак’aтах после обязательной закатной молитвы /маѓриб/ и в двух рак‘aтах перед перед обязательной утренней молитвы (суры) «Скажи: «О неверующие!» и «Скажи: «Он – Аллах Единый».Этот хадис передали Ибн Маджах 1166 и ат-Тирмизи 431, который счел его иснад хорошим.[ Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сунан ат-Тирмизи» 431.]
Также желательно эту добровольную молитву совершать у себя дома.
Сообщается, что Махмуд ибн Лабид сказал:
﴿ أتى رسول الله صلى الله عليه وسلم بني عبد الاشهل فصلى بهم المغرب ، فلما سلم قال
﴿ اركعوا هاتين الركعتين في بيوتكم﴾ ﴾ رواه أحمد وأبو داود والترمذي والنسائي .
«Как-то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел к племени ‘Абд аль-Ашхал и совершил вместе с ними закатную молитву. После произнесения слов приветствия, он сказал: «Совершайте эти два рак’ата в своих домах». Этот хадис передали Ахмад 5/427, Абу Дауд 1300, ат-Тирмизи 432 и ан-Насаи 3/198.[ Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1155.]
О том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал их у себя дома, мы уже упоминали.
Дополнительная молитва после вечерней молитвы /суннат–аль-‘ишаъ/
Уже упоминались хадисы, в которых указывалось на узаконенность двух рак’атов после вечерней молитвы.
Неподкрепленные дополнительные молитвы /сунан ѓайра аль-муаккада/
Выше упомянутые добровольные молитвы и добровольные установленные молитвы к обязательным молитвам, относятся к числу молитв, совершение которых подкреплено, но остаются и другие дополнительные молитвы, совершение которых не подкреплено и ниже мы расскажем о них:
1. Два или четыре рак’ата перед послеполуденной молитвой:
Упоминалось несколько хадисов, в которых говорилось о них, однако из-за множества повторений они подкрепляют друг друга. К их числу относится и хадис Ибн ‘Умара, в котором он сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ رحم الله امرأ صلى قبل العصر أربعا ﴾ رواه أحمد وأبو داود والترمذي وحسنه ، وابن حبان وصححه ، وكذا صححه ابن خزيمة .
«Да помилует Аллах человека, который совершил четыре рак’ата перед послеполуденной молитвой/‘аср/». Этот хадис передали Ахмад 2/117, Абу Дауд 1271, ат-Тирмизи 430, который назвал его хорошим, а Ибн Хиббан 2453 и Ибн Хузайма 1193 подтвердили его достоверность.[ Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1132]
Также к их числу относится хадис ‘Али, да будет доволен им Аллах, который сообщил:
﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يصلي قبل العصر أربعا يفصل بين كل ركعتين بالتسليم على الملائكة المقربين والنبيين ومن تبعهم من المؤمنين والمسلمين ﴾ رواه أحمد والنسائي وابن ماجه والترمذي وحسنه .
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился в четыре рак’ата перед послеполуденной молитвой, отделяя каждые два рак’ата словами приветствия приближенных ангелов, пророков, и тех, кто следовал за ними из числа верующих и мусульман». Этот хадис передали Ахмад 1/160, ан-Насаи 2/119, Ибн Маджах 1161, Абу Дауд 1272 и ат-Тирмизи 429, который назвал его хорошим.[ Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим См. «Сунан ат-Тирмизи» 429]
Что касается её сокращения в два рак’ата, то это относится к общему высказыванию пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
﴿ بين كل أذانين صلاة ﴾
«Между каждыми двумя призывами[То есть между азаном и иќамой. Прим. пер.] есть молитва». Этот хадис передал Абу Дауд 1283.[ Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сунан Абу Дауд» 1142.]
2. Два рак’ата перед закатной молитвой /маѓриб/:
Аль-Бухари передал от ‘Абдуллы ибн Муѓаффала, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ صلوا قبل المغرب ، صلوا قبل المغرب ﴾ ثم قال في الثالثة : ﴿ لمن شاء ﴾
«Совершайте молитву перед закатной молитвой, совершайте молитву перед закатной молитвой» и затем третий раз сказал: «(Это для того), кто хочет». Этот хадис передали Аль-Бухари 624, 627, Муслим 838, Абу Дауд 1281.
Однако является нежелательным, чтобы люди приняли его за Сунну.
В версии Ибн Хиббана 1588 (говорится):
﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم صلى قبل المغرب ركعتين ﴾
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву в два рак’ата перед закатной молитвой».[ См. аль-Албани «Сильсиля ас-Сахиха» 233.]
Муслим передал хадис, в котором сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
﴿ كنا نصلي ركعتين قبل غروب الشمس وكان رسول الله صلى الله عليه وسلم يرانا فلم
يأمرنا ولم ينهنا ﴾
«Мы совершали молитву в два рак’ата перед закатной молитвой, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, видел нас, но он не приказывал нам делать это, но и не запрещал». Этот хадис передал Муслим 302/836.
Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» сказал: «Все сообщения указывают на то, что желательно совершать эти два рак’ата кратко, подобно двум рак’aтам перед утренней молитвой».
3. Два рак’aта перед вечерней молитвой:
Согласно хадису, который был передан «группой» со слов ‘Абдуллы ибн Муѓаффала, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ ﴿ بين كل أذانين صلاة ، بين كل أذانين صلاة ﴾ ثم قال في الثالثة : ﴿ لمن شاء ﴾ ﴾
«Между каждыми двумя призывами – молитва, между каждыми двумя призывами – молитва», а на третий раз, он добавил: «Для того, кто пожелает». Этот хадис передали Ахмад 5/54, аль-Бухари 627, Муслим 304/838, Абу Дауд 1283, ат-Тирмизи 185, ан-Насаи 2/28, Ибн Маджах 1162, Ибн Хузайма 1222, Ибн Хиббан 1559, аль-Байхаки 2/19.
У Ибн Хиббана со слов Ибн аз-Зубайра сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ ما من صلاة مفروضة إلا وبين يديها ركعتان ﴾
«Нет ни одной обязательной молитвы, чтобы ей не предшествовали два рак’ата».