﴿ كان النبي صلى الله عليه وسلم إذا جلس في الركعتين الاوليين كأنه على الرضف ﴾ رواه أحمد وأصحاب السنن : وقال الترمذي : حسن إلا أن عبيدة لم يسمع من أبيه .
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, садился после первых двух рак’атов, казалось, будто он (сидит) на раскалённых камнях». Этот хадис передали Ахмад 1/386, Абу Дауд 995, ат-Тирмизи 366, ан-Насаи 2/243. [Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 211, «аль-Мишкат» 915, «Да’иф ат-Тирмизи» 57, «Да’иф ан-Насаи» 55.] Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший, за исключением того, что ‘Убайда не слышал (хадисы) от своего отца». Он также сказал: «Ученые действуют в соответствии с этим хадисом. Они считают, что не следует сидеть слишком долго после первых двух рак’атов, и что не нужно добавлять что-либо к ташаххуду».
Ибн аль-Каййим сказал: «Нет сообщений о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал молитвы за себя и свое семейство во время первого ташаххуда, не прибегал к защите от мучений в могиле и мук ада, от испытаний жизни, смерти и Даджала.
Те, которые считают это желательным, приводят свои аргументы из общих (мольб и слов ташаххуда), однако правильным является то, что их место в последнем ташаххуде.
18.Молитва за пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
В последнем ташаххуде, принято обрашаться с мольбой за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и это обращение бывает по следующей форме:
1. Сообщается, что Абу Мас’уд аль-Бадри сказал:
﴿ قال بشير بن سعد : يا رسول الله أمرنا الله أن نصلي عليك فكيف نصلي عليك ؟ فسكت ثم قال : ﴿ قولوا : اللهم صل على محمد وعلى آل محمد كما صليت على آل إبراهيم . وبارك على محمد وعلى آل محمد كما باركت على آل إبراهيم في العالمين إنك حميد مجيد ، والسلام كما علمتم﴾ ﴾ رواه مسلم وأحمد .
«Башир ибн Са’д сказал: “O посланник Аллаха! Аллах велел нам молиться за тебя. Как же нам следует это делать?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) немного промолчав, сказал: “Говорите: O Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты семейство Ибрахима. И пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их семейству Ибрахима в мирах. Ты - Достойный похвалы и Славный. А слова приветствия произносите так, как вас научили”» /Аллахумма солли ‘ала Мухаммадин ва ‘ала àли Мухаммадин, кама соллайта ‘ала àли Ибрахим. Ва барик ‘ала Мухаммадин ва ‘ала àли Мухаммадин, кама баракта ‘ала àли Ибрахима филь-‘аламийн, инна-ка Хамидун Маджид/. Этот хадис передали Муслим 65/405 и Ахмад 5/273.
2. Сообщается, что Ка’б ибн ‘Уджра сказал:
﴿ قلنا : يا رسول الله قد علمنا كيف نسلم عليك ، فكيف نصلي عليك ؟ قال : ﴿ فقولوا اللهم صل على محمد وعلى آل محمد كما صليت على آل إبراهيم إنك حميد مجيد : اللهم بارك على محمد وعلى آل محمد كما باركت على آل إبراهيم إنك حميد مجيد﴾ ﴾ رواه الجماعة .
«(Однажды) мы сказали: “O посланник Аллаха, нам стало известно, что нам следует просить тебе мира и благословения, как нам этого делать?”. Он сказал: “Говорите: O Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты семейство Ибрахима. Ты - Достойный похвалы, Славный. И пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их семейству Ибрахима, Ты - Достойный похвалы, Славный”» /Аллахумма солли ‘ала Мухаммадин ва ‘ала àли Мухаммадин, кама соллайта ‘ала àли Ибрахим, инна-ка Хамидун Маджид. Аллахумма барик ‘ала Мухаммадин ва ‘ала àли Мухаммадин, кама баракта ‘ала àли Ибрахима, инна-ка Хамидун Маджид/. Этот хадис передали аль-Бухари 3370, Муслим 406, Абу Дауд 976, ат-Тирмизи 483, ан-Насаи 3/45, Ибн Маджах 904.
Молитва за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была желательным действием, а не являлась обязательной, согласно тому, что передал ат-Тирмизи, подтвердив его достоверность, а также Ахмад и Абу Дауд от Фудалы ибн ‘Убайда, который сказал:
﴿ سمع النبي صلى الله عليه وسلم رجلا يدعو في صلاته ، فلم يصل على النبي صلى الله عليه وسلم ، فقال النبي صلى الله عليه وسلم ﴿ وعجل هذا ﴾ ، ثم دعاه فقال له أو لغيره : ﴿ إذا صلى أحدكم فليبدأ بتحميد الله والثناء عليه ثم ليصل على النبي صلى الله عليه وسلم ، ثم ليدع بما شاء الله﴾﴾
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышал, как один человек обращался с мольбой во время совершения молитвы и не помолился за пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он поспешил”. Затем он подозвал его и сказал ему или кому-то другому: “Когда кто-то из вас молится, пусть начнет с вознесения хвалы Аллаху и Его прославления. Затем помолится за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а после этого попросит у Аллаха то, что пожелает”». [Этот хадис передали Ахмад 6/18, Абу Дауд 1481, ат-Тирмизи 3477, ан-Насаи 3/44-45 и ат-Тирмизи, Ибн Хиббан 1960 назвали его достоверным. Также назвал его достоверным аль-Хаким 1/230 и 268 и Захаби согласился с ним. Шейх аль-Албани подтвердил его достоверность. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1314, «Сильсиля ас-сахиха» 3387.]
Автор «Аль-Мунтаки» сказал: «В этом (хадисе) - доказательство для тех, кто не считает, что молитва за пророка является обязательными, так как тому, кто упустил его, не было велено его восполнить. Это поддерживается тем, что он сказал Ибн Мас’уду, после упоминания ташаххуда:
﴿ ثم يتخير من المسألة ما شاء ﴾
«… а после этого попросит у Аллаха то, что пожелает».
Аш-Шаукани сказал: «Я не нашел подтверждения (словам) тех, кто считает его обязательным».