﴿ لما نزلت ( سبح اسم ربك الاعلى ) قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ( اجعلوها في سجودكم ) رواه أحمد وأبو داود وابن ماجة والحاكم ، وسنده جيد .
«Когда был ниспослан аят “Славь имя Господа твоего Высочайшего”, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: “Говорите это, когда вы совершаете земной поклон”». Этот хадис передали Ахмад 4/155, Ибн Маджах 887, ат-Тахави 1/138, аль-Хаким 1/225 и 2/477, аль-Байхаки 2/86 и ат-Тайалиси 1000, и его иснад является хорошим. [Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 184, «Да’иф Сунан Ибн Маджах» 186, «аль-Ирваъ» 334, «аль-Мишкат» 879]
Со слов Хузайфы передают:
﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يقول في سجوده : ﴿ سبحان ربي الاعلى ﴾﴾ رواه أحمد ومسلم وأصحاب السنن . وقال الترمذي : حسن صحيح .
«Во время (совершения) земного поклона, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Субхана раббияль А’ла”».Этот хадис передали этот хадис передали Муслим 772, Ахмад 5/382, ан-Насаи 2/176, 3/225 и 226 и Ибн Маджах 1351, а ат-Тирмизи 262 и 263 сказал: «Хороший достоверный (хадис)».
Эти слова следует повторять не менее трёх раз во время совершения поясного и земного поклонов. Ат-Тирмизи сказал: «Так поступают люди сведущие в знании, и они находят желательным, чтобы тасбихàты [«Тасбихàт» - слова прославления Аллаха.] во время совершения поясных и земных поклонов, читались не менее трех раз». Конец цитаты.
Однако по мнению большинства (ученых), минимумом тасбихàтов, который достаточен для совершения поясных и земных поклонов – это один тасбих.
Мы уже упоминали о том, что «успокоение» /тумаънина/ (между двумя земными поклонами) является обязательным, а оно предполагает времени равной одному тасбиху.
Что касается полного тасбиха, то, по мнению некоторых ученых, его число достигает десяти тасбихов, согласно хадису Са’ида ибн Джубайра переданного со слов Анаса, который сказал:
﴿ ما رأيت أحدا أشبه صلاة برسول الله صلى الله عليه وسلم من هذا الغلام ، يعني عمر بن عبد العزيز فحزرنا في الركوع عشر تسبيحات وفي السجود عشر تسبيحات ) . رواه أحمد وأبو داود والنسائي بإسناد جيد .
«Я не видел никого, кто совершал бы молитву более схожей (с молитвой) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чем этот мальчик, имея в виду ‘Умара ибн ‘Абдуль ‘Азиза. И мы сосчитали число тасбихàтов, которых он произносил во время поясного поклона, и их было десять и тех, что он произнёс во время земного поклона, число которых также составило десять». Этот хадис с хорошим иснадом передали Ахмад 2/329, Абу Дауд 888 и ан-Насаи 2/224. [Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «аль-Мишкат» 883, «Да’иф Сунан ан-Насаи» 51.]
Аш-Шаукани сказал: «Говорят: “Это является доводом для тех, кто сказал, что полное число тасбихàтовравно десяти”. Но самым верным является то, что (молящийся) в одиночку может произносить столько тасбихàтов, сколько пожелает, чем дольше тем лучше. Об этом говорят достоверные хадисы, в которых сообщается, что (пророк), да благословит его Аллах и приветствует, растягивал (произношение) тасбихàтов. Также может поступать и имам, если он знает, что его последователи не утомятся от этого». Конец цитаты аш-Шаукани.
Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Каждому имаму следует облегчать (т.е. не совершать молитву слишком долго) как это велел (пророк), да благословит его Аллах и приветствует, даже если он знает, что те, кто стоят за ним способны на это, поскольку он не знает, какие потребности у них могут возникнуть».
Ибн аль-Мубарак сказал: «Имаму желательно произносить пять тасбихàтов, чтобы люди (стоящие) за ним смогли произнести (по крайней мере) три тасбихàта. Также желательно, чтобы молящийся не ограничивал своё поминание во время земного поклона только тасбихàтами, и ему следует добавить некоторые ду’а, которые пожелает. В достоверном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ أقرب ما يكون أحدكم من ربه وهو ساجد ، فأكثروا فيه من الدعاء ﴾
«Ближе всего к своему Господу один из вас находится тогда, когда он совершает земной поклон, так обращайтесь же почаще с мольбами в это время».Этот хадис передали Муслим 482, Абу Дауд 875, ан-Насаи 2/226.
Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:
﴿ ألا إني نهيت أن أقرأ راكعا أو ساجدا فأما الركوع فعظموا فيه الرب ، وأما السجود فاجتهدوا في الدعاء فقمن أن يستجاب لكم ﴾ رواه أحمد ومسلم .
«Разве я не запрещал чтение (Куръана) во время поясных или земных поклонов. Что касается поясного поклона /руку’/, то в это время прославляйте Господа. Что же касается земного поклона, то старайтесь усерднее взывать с мольбами, поскольку вероятно, что вам ответят». Этот хадис передали Ахмад 1/219 и Муслим 479.
На эту тему передано множество хадисов, и мы упомянем некоторые из них:
1.Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал земной поклон, он говорил:
«O Аллах, перед Тобой я склонился, и в Тебя уверовал и Тебе предался. Мое лицо поклонилось в земном поклоне Тому, кто сотворил его, придал ему форму и сделал его в наилучшей форме, наделил его слухом и зрением. Благословенен Аллах, лучший из Творцов»/Аллахумма ла-ка саджадту, ва би-ка àманту, ва ла-ка асламту, саджада ваджхийа лил-лези халакаху, фа саввараху фа ахсана сувараху, фа шакка сам’аху ва басараху, фа табаракаЛЛаху ахсануль хàликийн/. Этот хадис передали Ахмад 1/94, 102, Муслим 201-202/771.
2.Сообщается, что описывая ночную молитву /тахаджуд/ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
﴿ ثم خرج إلى الصلاة فصلى وجعل يقول في صلاته أو في سجوده : ﴿ اللهم اجعل في قلبي نورا ، وفي سمعي نورا ، وفي بصري نورا ، وعن يميني نورا ، وعن يساري نورا ، وأمامي نورا ، وخلفي نورا ، وفوقي نورا ، وتحتي نورا ، واجعلني نورا﴾ ، قال شعبة : أو قال : ﴿ اجعل لي نورا ﴾﴾ رواه مسلم وأحمد وغيرهما
«Затем он вышел на помолитву и помолился, и во время молитвы или земного поклона он говорил: “O Аллах, сделай так, чтобы в сердце моем был свет и в слухе моем был свет, и в зрении моём был свет, и справа от меня был свет и слева от меня был свет, и предо мною был свет, и позади меня был свет, и надо мной был свет, и подо мною был свет. (O Аллах), даруй мне свет”»/Аллахумма-дж‘аль фи кальби нуран, ва фи сам‘и нуран, ва фи басари нуран, ва ‘ан йамини нуран, ва ‘ан йасари нуран, ва амами нуран, ва хальфи нуран, ва фауки нуран, ва тахти нуран, вадж‘альни нуран/.
Шу‘ба [Один из передатчиков этого хадиса. Прим. пер.] сказал: «Или он сказал: “Сделай для меня свет”»/идж‘альни нуран/.Этот хадис передали Муслим 187/763 и Ахмад 1/373, 352, 343, 284 и другие.
Ан-Навави сказал: «Ученые сказали: “Мольба о свете для всех органов и сторон, означает (просить) для себя разъяснения истины и направления на неё. Он просил о свете для всех своих органов и тела своего в целом, и для своих действий и для своих напрвлений, ситуаций, для всех шести сторон в целом, для того, чтобы ничего не отклонилось от него (света)”».
3.Передают со слов ‘Аши, да будет доволен ею Аллах:
﴿ أنها فقدت النبي صلى الله عليه وسلم من مضجعه فلمسته بيدها ، فوقعت عليه وهو ساجد ، وهو يقول : ﴿ رب أعط نفسي تقواها ، وزكها ، أنت خير من زكاها ، أنت وليها ومولاها ﴾﴾ رواه أحمد .
«Однажды она заметила, что пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нет в постели, и когда она искала его рукой, нашла его совершающим земной поклон, и он говорил: «Господь мой, внуши моей душе богобоязненность и очисти её, Ты лучший из очищающих. Ты её Благодетель и Покровитель» /Рабби а‘ти нафси такваха, ва заккаха, Анта хайрун ман заккаха, Анта валиййуха ва маулаха/. Этот хадис передал Ахмад 6/209. [Шейх аль-Албани назвал хадис слабым из-за наличия в его иснаде передатчика по имени Салих ибн Са’ид который неизвестен, хотя Ибн Хиббан называл его надежным. Однако достоверным является упомянутая в ней мольба, которую передал также и Муслим в своем «Сахихе» из хадиса Зайда ибн Аркама. См. «Тамамуль-минна» 1/208-209]
4. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что во время земного поклона пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
﴿ اللهم اغفر لي ذنبي كله ، دقه وجله وأوله وآخره ، وعلانيته وسره ﴾ رواه مسلم وأبو داود والحاكم .
«O Аллах, прости мне все мои грехи, малые и большие, первые и последние, явные и тайные» /Аллахумма-ѓфирли занби куллаху, диккаху, ва джиллаху, ва аввалаху ва àхираху, ва ‘алàнийатаху ва сирраху/. Этот хадис передали Муслим 483, Абу Дауд 878 и аль-Хаким 1/395.
5. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
﴿ فقدت النبي صلى الله عليه وسلم ذات ليلة فلمسته في المسجد ، فإذا هو ساجد وقدماه منصوبتان ، وهو يقول : ﴿ أللهم إني أعوذ برضاك من سخطك ، وأعوذ بمعافاتك من عقوبتك ، وأعوذ بك منك لا أحصي ثناء عليك أنت كما أثنيت على نفسك ﴾﴾ رواه مسلم وأصحاب السنن .
«Однажды ночью я обнаружила отсутствие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в своей постели и дотронулась до него в мечети, когда он совершал земной поклон, а ступни его ног были в вертикальном положении и он говорил: “O Аллах, поистине, я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего, и к прощению Твоему от наказания Твоего и я прибегаю к Тебе от Тебя же самого! Не сосчитать мне всех похвал твоих, как Ты сосчитал их сам”»/Аллахумма, инни а’узу би-ридака мин сахатика, ва а’узу би-му’афатика мин ‘укубатика ва а’узу бика минка, ла ухсы санаан ‘алайка Анта, кама аснайта ‘ала нафсика/. Этот хадис передали Муслим 486, Абу Дауд 876, Малик в «Мувуттаъ» 1/214, ан-Насаи 1/103 и Ибн Маджах 3841.
6. Также от нее сообщается, что однажды ночью она потеряла его, да благословит его Аллах и приветствует, и она подумала, что он ушел к одной из своих жен. (Однако) она ощупала его, когда он совершал то ли поясной, то ли земной поклон и он говорил:
﴿ ﴿ سبحانك اللهم وبحمدك ، لا إله إلا أنت ﴾ فقالت : ( بأبي أنت وأمي ، إني لفي شأن وإنك لفي شأن آخر ) رواه أحمد ومسلم والنسائي .
«Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе. Нет божества (достойного поклонения) кроме Тебя» /Субханака Аллахумма ва бихамдика, ля иляха илля Анта/. И она сказала: «Ты дороже мне моих родителей. Я занята одним, а ты занят другим (делом)». Этот хадис передали Муслим 221/485,Ахмад 6/151 и ан-Насаи 7/72.
7. Совершая земной поклон, (пророк), да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
﴿ اللهم اغفر لي خطيئتي وجهلي ، وإسرافي في أمري ، وما أنت أعلم به مني . اللهم اغفر لي جدي وهزلي ، وخطئي ، وعمدي ، وكل ذلك عندي . اللهم اغفر لي ما قدمت وما أخرت ، وما أسررت وما أعلنت . أنت إلهي لا إله إلا أنت ﴾
«O Аллах, прости мне мои ошибки и мое неведение, и дела, в которых я проявил расточительность, и то, о чем Ты известно лучше, чем мне. O Аллах, прости мне мои большие и малые прегрешения, мои грехи (которые я совершил неосознанно) и грехи совершённые умышленно, и все то, что я сделал. O Аллах, прости мне мои первые и последние грехи и то, что я совершил тайно и явно. Ты - мой Господь, нет бога кроме Тебя». [Шейх альАлбани сказал, что этот хадис передали аль-Бухари и Муслим от Абу Мусы аль-Аш’ари, однако в таком виде, как его передал автор (Саййид Сабик) не передал никто, кроме Ибн аль-Каййима, который привел его в своей книге «Задуль-ма’ад». См. «Тамамуль-минна»]