Ат-Тирмизи сказал: «Передают от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что молитва витр бывает в тринадцать, девять, семь, пять, три и один рак’ат».
Исхак ибн Ибрахим сказал: «Сообщение, передаваемое от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором говорится, что он совершал витр в тринадцать рак’атов означает, что ночью он молился в тринадцать рак’атов, включая молитву витр, и из-за этого ночную молитву стали относить к молитве витр».
Молитву витр можно совершить в два рак’ата, после чего совершается еще одна молитва в один рак’ат, при этом читая ташаххуд и, произнося слова приветствия /таслим/. Ровно также, ее можно совершить и другим образом, совершив полную молитву с двумя ташаххудами и одним приветствием. Можно сделать и по-другому: сперва совершается несколько рак’атов, не читая ташаххуд, а затем в предпоследнем рак’ате прочитать его, после чего (следует) встать на последний рак’ат, совершить его, прочесть ташаххуд и произнести слова приветствия, завершая молитву. Есть еще вариант, когда можно совершить целую молитву одним ташаххудом и одним приветствием, которые читаются в последнем рак’ате. Все это относится к числу дозволенного и дошло до нас от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Ибн аль-Каййим сказал: «В ясной и достоверной Сунне относительно молитвы витр, мы имеем следующее, и это то, что данная молитва совершается либо в пять, либо семь рак’атов, соединенных между собой. Как сообщается в хадисе у Умм Саламы:
﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يوتر بسبع وبخمس لا يفصل بسلام ولا بكلام ﴾ رواه أحمد والنسائي وابن ماجه بسند جيد
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву витр в семь и пять рак’атов, не прерывая их ни словами приветствия /таслим/, ни разговором». Этот хадис с хорошим иснадом передали Ахмад 6/290, ан-Насаи 1715 и Ибн Маджах 1192.[ Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сунан ан-Насаи» 1715.]
В хадисе от ‘Аиши, да будет ею доволен Аллах, сказано:
﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يصلي من الليل ثلاث عشرة ركعة ، يوتر من ذلك بخمس لا يجلس إلا في آخرهن ﴾ متفق عليه
«Ночью, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал тринадцать рак’атов и пять из них он совершал витр и садился он (для чтения ташаххуда) только в последнем рак’ате». Этот хадис передали аль-Бухари 1140 и Муслим 737.
(В другом) хадисе, также переданном от ‘Аиши сообщается:
﴿ أنه صلى الله عليه وسلم كان يصلي من الليل تسع ركعات لا يجلس فيها إلا في الثامنة فيذكر الله ويحمده ويدعوه ثم ينهض ولا يسلم ثم يصلي التاسعة ثم يقعد ويتشهد ثم يسلم تسليما يسمعنا ، ثم يصلي ركعتين بعد ما يسلم وهو قاعد فتلك إحدى عشرة ركعة فلما أسن رسول الله صلى الله عليه وسلم وأخذه اللحم أوتر بسبع وصنع في الركعتين مثل صنيعه في الاول ﴾
«Он, да благословит его Аллах и приветствует, ночью совершал девять рак’атов и не садился совершая их, кроме как после восьми рак’атов, при которых он поминал Аллаха, восхвалял Его, и обращался к Нему с мольбами. Затем он вставал, не произнося слова приветствия/таслим/, и совершал девятый рак’ат, после которого садился, читал «ат-ташаХХуд» и произносил слова приветствия/таслим/, так, что мы могли слышать его. Затем, после того, как он, сидя произносил слова приветствия, он совершал молитву в два рак’ата, и таким образом получалось одиннадцать рак’атов. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, состарился и отяжелел, он совершал витр в семь рак’атов, в двух рак’атах он делал то же, что и в первом.
﴿ يجلس إلا في السادسة والسابعة ، ولم يسلم إلا في السابعة ﴾
В другой версии этого хадиса, также переданного от нее, сообщается: «Когда он состарился, то совершал витр в семь рак’атов, и он не садился, совершая их, кроме как в шестом и седьмом рак’атах, а слова приветствия произносил только в седьмом рак’ате».
وفي لفظ ﴿ صلى سبع ركعات لا قعد إلا في آخرهن ﴾ أخرجه الجماعة
В другой версии этого хадиса: «Он совершал молитву в семь рак’атов, а садился только в последнем из них».Этот хадис передала «группа» /аль-джамá‘а/.
Все предшествующие хадисы являются достоверными и понятными, и в них нет никакого противоречия за исключением слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
﴿ صلاة الليل مثنى مثنى ﴾
«Ночная молитва (совершается) по два, по два (рак’ата)», то это достоверный хадис, однако тот, кто произносил эти слова, он и есть именно тот, кто совершал ее в семь и пять рак’атов, и природа его практики (Сунны) такова, что одни из них восполняют и подтверждают другие.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвечая на вопрос спросившего о ночной молитве, сказал, что она совершается по два рак’ата, а здесь его не спрашивали о нечетной молитве витр.
Что касается семи, пяти, девяти, и одного рак’атов, то они и есть нечетная молитва витр. Витр - это название одного отделенного от предшествующих себе пяти, семи и девяти рак’атов, которые являются цельными, скажем как три цельных рак’ата предвечерней молитвы. И если разъединить пять и семь рак’атов двумя приветствиями, как одиннадцатый рак’ат, то [витр] станет названием того отделенного рак’ата. Как он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ صلاة الليل مثنى فإذا خشي الصبح أوتر بواحدة توتر له ما قد صلى ﴾
«Ночная молитва (совершается по) два рак‘ата. И если есть опасение того, что наступит рассвет, то пусть совершат один рак’ат, чтобы тем самым превратить то, что уже совершено в витр».[ Этот хадис передали аль-Бухари 1137, Муслим 749] Поэтому, действия и слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не расходятся, а одно - подтверждает другое.