После заключительного ташаххуда, до того, как произнести слова приветствия, желательно обратиться с мольбой, прося все, что пожелаешь из благ этой жизни и будущей.
Передают со слов Ибн Масу’да, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил их ташаххуду и затем в конце сказал:
﴿ ثم لتختر من المسألة ما تشاء ﴾ رواه مسلم .
«Затем проси все, что пожелаешь». Этот хадис передал Муслим 402.
Желательной является любая мольба, независимо от того, была ли она передана (от Пророка) или нет, хотя те мольбы, которые переданы (из Сунны) лучше.
Мы приведем некоторые из них:
1.Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إذا فرغ أحدكم من التشهد الاخير فليتعوذ بالله من أربع ، يقول : اللهم إني أعوذ بك من عذاب جهنم ، ومن عذاب القبر ، ومن فتنة المحيا والممات ، ومن شر فتنة المسيح الدجال ﴾ رواه مسلم .
«Когда кто-либо из вас заканчивает последний ташаххуд, пусть прибегает к защите Аллаха от четырех вещей, говоря: “O Аллах, поистине, прибегаю к Тебе от мук ада, и от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Антихриста”». /Аллахумма инни а‘узубика мин ‘азаби джаханнама, ва мин ‘азаби-ль-кабри, ва мин фитнатиль махйа ва-ль мамàти, ва мин шарри фитнати-ль-Масихи-д-Даджàль/. Этот хадис передал Муслим 130/588.
2. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха во время совершения молитвы обращался со следующей мольбой:
﴿ اللهم إني أعوذ بك من عذاب القبر ، وأعوذ بك من فتنة الدجال ، وأعوذ بك من فتنة المحيا والممات : اللهم إني أعوذ بك من المأثم والمغرم ﴾ متفق عليه .
«O Аллах, прибегаю к Тебе от мучений могилы, и прибегаю к Тебе от искушения Антихриста, и прибегаю к Тебе от искушения жизни и смерти. О Аллах, прибегаю к Тебе от греха и (от того, чтобы впасть кому-то в) долг» /Аллахумма инни а‘узубика мин ‘азаби-ль-кабри, ва а‘узубика мин фитнати-д-Даджàль, ва а‘узубика мин фитнати-ль-махйа ва-ль мамàти. Аллахумма инни а‘узубика мин аль-маъсами ва-ль-маѓрам/. Этот хадис передали аль-Бухари 832, Муслим 589, Абу Дауд 880, ан-Насаи 3/57.
3. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился, последнее, что он говорил между ташаххудом и таслимом было (следующее):
﴿ اللهم اغفر لي ما قدمت وما أخرت ، وما أسررت وما أعلنت ، وما أسرفت وما أنت أعلم به مني ، أنت المقدم وأنت المؤخر : لا إله إلا أنت ﴾ رواه مسلم .
«O Аллах, прости мне то, что я совершил прежде и то, что оставил на потом, что совершил тайно и то, что совершил явно, то, в чём я преступил границы, и то, что Тебе лучше ведомо, чем мне! Ты - Выдвигающий вперёд и Ты - Отодвигающий назад, нет Бога, кроме Тебя» /Аллахумма-ѓ-фирли мà каддамту ва ма аххарту, ва мà асрарту ва мà а‘ланту, ва мà асрафту ва мà Анта а‘ламу бихи минни, Анта-ль-Мукаддиму ва Анта-ль-Муаххиру – ля иляха илля Ант!/. Этот хадис передал Муслим 201/771.
4. Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что Абу Бакр сказал посланнику Аллаха:
«Научи меня мольбе, с которой я бы обращался в своих молитвах». Он сказал ему: «Говори:
﴿ اللهم إني ظلمت نفسي ظلما كثيرا ولا يغفر الذنوب إلا أنت فاغفر لي مغفرة من عندك وارحمني إنك أنت الغفور الرحيم ﴾ متفق عليه .
“O Аллах, я притеснял самого себя много раз [Т.е. грешил. Прим. пер] , но никто кроме Тебя не прощает грехов! Так прости же меня прощением, которое исходит только от Тебя, и помилуй меня, поистине, Ты - Прощающий, Милосердный!”» /Аллахумма инни заламту нафси зулман касира, ва ла йаѓфиру-з-зунуба илля Ант. Фаѓфирли маѓфиратан мин ‘индика ва-рхамни, иннака Анта-ль-Ѓафуру-р-Рахим/. Этот хадис передали аль-Бухари 834 и Муслим 2705.
5. Передают, что Ханзала ибн ‘Али сказал, что Мухджан ибн аль-Адра’ сообщил ему о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл в мечеть, когда один человек совершал свою молитву, читая в ташаххуде:
﴿ اللهم إني أسألك يا الله الواحد الاحد الصمد الذي لم يلد ولم يولد ولم يكن له كفوا أحد ، أن تغفر لي ذنوبي إنك أنت الغفور الرحيم ، فقال النبي صلى الله عه وسلم . ﴿ قد غفر﴾ ثلاثا ﴾ رواه أحمد وأبو داود .
«O Аллах, поистине прошу Тебя, о Аллах, поскольку Ты - Единственный, Один, Вечный, который не родил и не был рождён, и не был Ему равным ни один, чтобы Ты простил мои грехи, поистине Ты - Прощающий, Милосердный!» /Аллахумма инни асъалука, йа Аллах! Аль-Вахиду, аль-Ахаду, ас-Самаду, ал-лези лам йалид, ва лам йулад, ва лам йакун лаху куфуван ахад. Ан таѓфирли зунуби, иннака Анта-ль-Ѓафуру-р-Рахим/. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тогда трижды сказал: “Он уже прощен”». Этот хадис передали Ахмад 4/338, Абу Дауд 985, ан-Насаи 3/52 и аль-Хаким 1/400. [Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 869.]
6. Сообщается, что Шаддад ибн Аус сказал:
«Во время молитвы, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
﴿ اللهم إني أسألك الثبات في الامر ، والعزيمة على الرشد ، وأسألك شكر نعمتك ، وحسن عبادتك ، وأسألك قلبا سليما . ولسانا صادقا ، وأسألك من خير ما تعلم ، وأعوذ بك من شر ما تعلم ، وأستغفرك لما تعلم ﴾ رواه النسائي .
“O Аллах, прошу Тебя, дай мне стойкости в деле и решимости на верном пути, прощу Тебя, сделай меня благодарным Тебе за Твою милость и лучшим в поклонении Тебе и прошу у Тебя непорочного сердца и правдивого языка. Прошу у Тебя блага того, что Ты знаешь, и прибегаю к Тебе от зла того, что Ты знаешь, и прошу Твоего прощения того, что Ты знаешь”»/Аллахумма инни асъалука сабàта филь-амри, ва-ль-‘азиймата ‘ала-р-рушади, ва асъалука шукра ни’матик, ва хусна ‘ибадатика, ва асъалука ќальбан салийма, ва лисàнан сàдикан, ва асъалука мин хайрин ма та‘ламу, ва а‘узубика мин шарри ма та‘ламу, ва астаѓфирука лима та’ламу/. Этот хадис передал ан-Насаи 3/54. [Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Сунан ан-Насаи» 1304.]
7. Сообщается, что Абу Миджлаз сказал:
«(Однажды) ‘Аммар ибн Йасир, да будет Аллах доволен ими обоими, возглавлял нас в молитве и совершил её кратко. Люди обвинили его в этом, и он сказал им: “Разве я не совершил должным образом поясные и земные поклоны?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “Что же касается меня, то я (во время этой молитвы) обратился (к Аллаху) с той мольбой, которой обращался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
﴿ اللهم بعلمك الغيب وقدرتك على الخلق أحيني ما علمت الحياة خيرا لي ، وتوفني إذا كانت الوفاة خيرا لي ، أسألك خشيتك في الغيب والشهادة وكلمة الحق في الغضب والرضا ، والقصد في الفقر والغني ، ولذة النظر إلى وجهك ، والشوق إلى لقائك ، وأعوذ بك من ضراء مضرة ، ومن فتنة مضلة ، اللهم زينا بزينة الايمان ، واجعلنا هداة مهديين ﴾ رواه أحمد والنسائي بإسناد جيد .
“O Аллах, посредством своего знания о сокровенном и своей способности творить продли мне жизнь настолько, сколько Ты находишь ее для меня полезной, и упокой меня, когда смерть для меня будет лучше! О Аллах, прошу Тебя дать мне благочестия тайно и явно, и прошу Тебя позволить мне произносить слова истины в довольстве и гневе, и прошу об умеренности в богатстве и бедности. Прошу Тебя позволить мне насладиться сладостью Твоего лицезрения и дать мне желать встречи с Тобой. Я прибегаю к Тебе от несчастья, которое наносит вред, и от искушения, которое вводит в заблуждение! О Аллах, укрась нас красотой веры и сделай нас правильно руководимыми предводителями”»./Аллахумма би‘ильмик-аль-ѓайби ва кудратика ‘алаль-халки, ахйини ма ‘алимта аль-хайата хайран ли, ва таваффани изá канат аль-вафату хайран ли. Асъалука хашйатака филь-ѓайби ваш-шахадата ва калиматаль-хакки филь-ѓадаби вар-рида, валь-касада филь-факри валь-ѓина, ва лиззатан-назари ила ваджхика, ваш-шаука ила ликаика, ва а‘узу бика мин дарраа мудырратин, ва мин фитнатин мудыллатин. Аллахумма заййина би зинатиль имани ваджальна худатан махдиййина!/. Этот хадис передали Ахмад 4/264 и ан-Насаи 3/55 с хорошим иснадом. [Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сунан ан-Насаи» 1306.]
8. Абу Салих передал, что один человек из числа сподвижников, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил одного мужчину: [Аль-Хатиб сказал: «Этим человеком был Салим аль-Ансари ас-Сулами». См.: Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд», т. 3, стр. 450.]
﴿ كيف تقول في الصلاة ؟ ﴾ قال : ﴿ أتشهد ، ثم أقول . اللهم إني أسألك الجنة وأعوذ بك من النار ، أما إني لا أحسن دندنتك ولا دندنة معاذ﴾ . فقال النبي صلى الله عليه وسلم : ﴿ حولها ندندن ﴾ رواه أحمد وأبو داود .
“Что ты говоришь во время молитвы?” Он сказал: “Я читаю ташаххуд, а затем говорю: O Аллах, прошу Тебя о рае и прибегаю к Твоей защите от огня./Аллахумма инни асъалука-ль-джанната ва а‘узу бика мина-н-нар/ (Правда) я не могу хорошо разобраться в том, что ты бормочишь и в том, что бормочит Му’аз”. И тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О том же бормочем и мы”».Этот хадис передали Ахмад 3/474 и Абу Дауд 792. [Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 710.]
9. Передают со слов Ибн Мас’уда, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил его этой мольбе (ду‘а):
﴿ اللهم ألف بين قلوبنا ، وأصلح ذات بيننا ، واهدنا سبل السلام ونجنا من الظلمات إلى النور ، وجنبنا الفواحش ما ظهر منها وما بطن ، وبارك لنا في أسماعنا وأبصارنا وقلوبنا وأزواجنا وذرياتنا وتب علينا إنك أنت التواب الرحيم ، واجعلنا شاكرين لنعمتك ، مثنين بها وقابليها وأتمها علينا ﴾ رواه أحمد وأبو داود .
«O Аллах, объедини наши сердца и сделай наши отношения добрыми. Веди нас путями мира, и выведи нас из мрака к свету. Отдали нас от непристойностей как тайных, так и явных, благослови наши слух и зрение, сердца наши, наших жен и потомства, и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный. И сделай нас благодарными за Твои милости, воздающими хвалу Тебе за них и принимающими их, и дай нам их сполна». /Аллахумма аллиф байна кулубина, ва аслих зата байнина, вахдина субулу-с-салам, ва наджжина мина-з-зулумати ила-н-нур. Ва джаннибна-ль-фавахиша ма захара минха ва ма батан. Ва бáрик ланá фи асм‘аина, ва абсарина, ва кулубина, ва азваджина, ва зуррийатина, ва туб ‘алейна – иннака Анта таввабу-р-Рахим. Вадж‘альна шáкирина ли ни‘матика, мусаннина биха, ва Кáбилиха, ва атаммаха ‘алейна/. Этот хадис передали Абу Дауд 969, аль-Хаким 1/397, ат-Табарани в «аль-Кабир» 10426 и в «аль-Аусат». [Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. В его иснаде есть передатчик по имени Шарик ибн ‘Абдуллах аль-Кады, который является слабым по причине плохой памяти. Аль-Хафиз сказал о нем: «Правдивый, однако много ошибался». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 204.]
10. Сообщается, что Анас сказал:
﴿ كنت مع رسول الله صلى الله عليه وسلم جالسا ورجل قائم يصلي ، فلما ركع وتشهد قال في دعائه : اللهم إني أسألك بأن لك الحمد لا إله إلا أنت المنان ، بديع السموات والارض يا ذا الجلال والاكرام يا حي يا قيوم إني أسألك . فقال النبي صلى الله عليه وسلم لاصحابه : ﴿ أتدرون بم دعا ؟ ﴾ قالوا : الله ورسوله أعلم . قال : ﴿ والذي نفس محمد بيده لقد دعا الله باسمه العظيم ، الذي إذا دعي به أجاب ، وإذا سئل به أعطى ﴾ ﴾ رواه النسائي .
«(Однажды) я сидел с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а один человек стоял и молился. Совершив поясной поклон и (затем) прочитав ташаххуд, он обратился с мольбой со словами: “O Аллах, прошу Тебя, поскольку Тебе принадлежит хвала, нет Бога кроме Тебя, Дающий без сомнения, Создатель небес и земли. O Великий и Благородный, Живой и Поддерживающий жизнь, воистину, прошу Тебя”. /Аллахумма инни асъалука би анна лака-ль-хамд, ля иляха илля Анта аль-Маннан. Бади‘а-с-самавати ва-ль-ард, йа заль-Джаляли ва-ль-Икрам, йа Хаййунн йа Каййум – инни асъалука/. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: “Знаете ли вы, чем он обращался?” Они сказали: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”. Он сказал: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, он взывал к Аллаху Его самым великим именем; когда им обращаются - отвечают, а когда им просят – даруют”».Этот хадис передал ан-Насаи 3/52. [Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сунан ан-Насаи» 1300.]
11. Сообщается, что ‘Умайр ибн Са’д [Шейх аль-Албани сказал: «Вот так это (имя) встречается во всех изданиях, однако это ошибка и правильно (читать) “Са’ид”, как об этом сказано в “Китабу-р-риджаль” и в “Мусаннафе” Ибн Абу Шайбы 1/296-297 и его зовут ‘Умайр ибн Са’ид ан-Наха’и ас-Сухбани. Что же касается ‘Умайра ибн Са’да аль-Ансари, то он был сподвижником». См. «Тамамуль-минна» 1/226.] сказал:
﴿ كان ابن مسعود يعلمنا التشهد في الصلاة ثم يقول : إذا فرغ أحدكم من التشهد فليقل اللهم إني أسألك من الخير كله ما علمت منه وما لم أعلم ، وأعوذ بك من الشر كله ما علمت منه وما لم أعلم ، اللهم إني أسألك من خير ما سألك منه عبادك الصالحون ، وأعوذ بك من شر ما استعاذك منه عبادك الصالحون ، ربنا آتنا في الدنيا حسنة وفي الاخرة حسنة وقنا عذاب النار . قال : لم يدع نبي ولا صالح بشئ إلا دخل في
هذا الدعاء ﴾ رواه ابن أبي شيبة وسعيد بن منصور .
«Ибн Мас‘уд учил нас ташаххуду, а затем говорил: “Когда кто-то из вас заканчивает (чтение) ташаххуда, пусть скажет: “O Аллах, прошу Тебя добра всего того, о чем знаю и того, о чем не знаю. И прибегаю к Тебе от всего зла того, что знаю и того, чего не знаю. O Аллах, прошу у Тебя добра, о котором просили Твои праведные рабы, и прибегаю к Тебе от зла от которого прибегали к Тебе Твои преданные рабы. Господь наш, дай нам добро в этой жизни и добро жизни будущей и упаси нас от мук огня”. /Аллахумма инни асъалука мин-аль-хайри куллаху ма ‚‘алимту минху ва ма лам а’лам. Ва а’узубика мин шарри куллаху ма ‚‘алимту минху ва ма лам а’лям. Аллахумма инни асъалука мин хайри ма саалака минху ‚‘ибадака-с-салихин, ва а’узубика мин шарри ма-с-та’азака минху ‚‘ибадака-с-салихин. Раббана атина фи-д-дунья хасанатан ва фи-ль-ахырати хасанатан ва кына ‚‘азаба-н-нар/. Он сказал: “Ни пророк, ни праведный человек, не просили чего-нибудь другого, кроме того, что содержится в этом ду’а”». Этот хадис передали Ибн Абу Шайба и Са’ид ибн Мансур.
20. Слова поминания Аллаха и мольбы /ду‘а/, читаемые после произнесения слов приветствия.
До нас дошел ряд азкаров и молитв от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, читаемые после произнесения слов приветствия, чтение которых молящимся является сунной, и мы упомянем их ниже:
1. Сообщается, что Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا انصرف من صلاته استغفر الله ثلاثا وقال : ﴿ أللهم أنت السلام ومنك السلام تباركت يا ذا الجلال والاكرام ، رواه الجماعة إلا البخاري .
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заканчивал молитву, он трижды просил прощения у Аллаха, а затем говорил: “O Аллах, Ты - мир, и от Тебя - мир, благословен Ты, о Обладатель величия и почета!”» /Аллахумма Анта-с-Салям, ва минка-с-Салям, табаракта йа заль-Джаляли валь-Икрам/ Этот хадис передали Ахмад 5/275, Муслим 591, Абу Дауд 1512, ат-Тирмизи 298, ан-Насаи 3/68, Ибн Маджах 924.
Муслим передал этот хадис с дополнением:
﴿ قال الوليد : فقلت للاوزاعي : كيف الاستغفار ؟ قال يقول : أستغفر الله ، أستغفر الله ، أستغفر الله ﴾
«Валид сказал: “Я спросил аль-Ауза’и: “А как (следует) испрашивать прощения (у Аллаха)?” Он сказал: “Говоря: Прошу прощения у Аллаха, прошу прощения у Аллаха, прошу прощения у Аллаха”»/Астаѓфируллах, Астаѓфируллах, Астаѓфируллах/.
2. Передают со слов Му’аза ибн Джабаля, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял его за руку и сказал ему:
﴿ ﴿ يا معاذ إني لاحبك ﴾ فقال له معاذ : ﴿ بأبي أنت وأمي يا رسول الله ، وأنا أحبك ﴾ قال : ﴿ أوصيك يا معاذ ، لا تدعن في دبر كل صلاة أن تقول : اللهم أعني على ذكرك وشكرك وحسن عبادتك ﴾ رواه أحمد وأبو داود والنسائي وابن خزيمة وابن حبان والحاكم ، وقال صحيح على شرط الشيخين .
«O Му’аз, я люблю тебя». Му’аз сказал ему: «Да будут мои родители выкупом за тебя о посланник Аллаха, я (тоже) люблю тебя». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я наказываю тебе о Му’аз, не переставать произносить после каждой молитвы: “O Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе”» /Аллахумма а‘инни ‘аля зикрика, ва шукрика ва хусни ‘ибадатика/. Этот хадис передали Ахмад 6/244 и 245, Абу Дауд 1522, ан-Насаи в «Сунан» 3/53 и «‘Амаль аль-Йаум ва л-Лейла» 109, Ибн Хузайма 751 и Ибн Хиббан 2020 в своих «Сахихах», и аль-Хаким 1/273, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима». [Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1347.]
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ أتحبون أن تجتهدوا في الدعاء ؟ قولوا : أللهم أعنا على ذكرك وشكرك وحسن عبادتك ﴾ رواه أحمد بسند جيد
«Хотите ли вы проявлять усердие во время ду’а? Говорите: “O Аллах, помоги нам поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе”»./Аллахумма а‘инна ‘аля зикрика ва шукрика ва хусни ‘ибадатика/.Этот хадис передал Ахмад 2/299 с хорошим иснадом. [Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад хадиса достоверным. См. «Муснад» 7969.]
3. Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Зубайр сказал:
﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا سلم في دبر الصلاة يقول : ﴿ لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد ، وهو على كل شئ قدير ، لا حول ولا قوة إلا بالله ، ولا نعبد إلا إياه ، أهل النعمة والفضل والثناء الحسن ، لا إله إلا الله مخلصين له الدين ولو كره الكافرون ﴾ ﴾ رواه أحمد ومسلم وأبو داود والنسائي .
«После слов приветствия в конце молитвы/таслим/, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Нет бога (достойного поклонения), кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит Царство, и Ему принадлежит хвала, и Он над всякой вещью мощен! Нет могущества и силы ни у кого, кроме как у Аллаха, и мы не поклоняемся никому, кроме Него, обладателя благодеяния, милости и достойного восхваления! Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха, мы искренни в исповедании религии перед Ним, даже если это и ненавистно неверующим”»/Ля иляха илля-л-Лаху вахдаху ля шарика лаху, лаху-ль-мульку, ва лаху-ль-хамду, ва Хува ‘аля кули шайъин кадир. Ля хаула, ва ла куввата илля би-л-Лях. Ва ла на’буду илля иййаху, ахлу-н-ни’мати, ва-ль-фаддалу ва санаи-ль-хасани. Ля иляха илля-л-Лаху мухлисина лаху-д-дина ва лав-кариха-ль-кафирун/. Этот хадис передали Ахмад 4/4, Муслим 139/594, Абу Дауд 1506 и ан-Насаи 3/69.
4. Передают со слов аль-Муѓиры ибн Шу’ба, что после завершения каждой обязательной /фард/ молитвы, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
﴿ لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد وهو على كل شئ قدير : أللهم لا مانع لما أعطيت ، ولا معطي لما منعت ولا ينفع ذا الجد منك الجد ﴾ رواه أحمد والبخاري ومسلم .
«Нет бога (достойного поклонения), кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит Царство, и Ему принадлежит хвала, и Он над всякой вещью мощен! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и окажется бесполезным, о обладатель могущества, лишь от Тебя исходит могущество»/Ля иляха илля-л-Лаху вахдаху ля шарика лаху, лаху-ль-мульку, ва лаху-ль-хамду, ва Хува ‘ала кули шайъин кадир! Аллахумма, ля мани’а лима а’тайта, ва ля му’тыйа лима мана’та ва ля йанфа’у за-ль-джадди минка-ль-джадд/.Этот хадис передали Ахмад 4/250, аль-Бухари 844 и Муслим 137/593.
5. Сообщается, что ‘Укба ибн ‘Áмир сказал:
﴿ أمرني رسول الله صلى الله عليه وسلم أن أقرأ بالمعوذتين دبر كل صلاة ﴾ ولفظ أحمد وأبي داود ﴿ بالمُعَوِّذاتِ ﴾ رواه أحمد والبخاري ومسلم .
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне читать “Му’аввизатайн [«Му’авизатайн» - суры №113 и №114 Священного Куръана. Прим. пер.] ” после окончания каждой молитвы».
В версии Ахмада и Абу Дауда сказано: «с Му’аввизат [«Му‘авизат». Это слово имеет форму мн. ч., то есть суру «аль-Ихлас» прибавили к тем двум сурам и их число стало мн] ».Этот хадис передали Ахмад 4/155, аль-Бухари и Муслим, Абу Дауд 1523.
6.Передают со слов Абу Умамы, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ من قرأ آية الكرسي دبر كل صلاة لم يمنعه من دخول الجنة إلا أن يموت ﴾ رواه النسائي والطبراني .
«Тому, кто будет читать “Аят Трона”/Аят аль-Курси/ [Сура «аль-Баќара», аят 255. Прим. пер.] после завершения каждой молитвы, ничто не помешает войти в рай за исключением того, что(он должен сначала)умереть».Этот хадис передали ан-Насаи в «Амаль аль-йаум ва-л-лейла» 100 и ат-Табарани в «аль-Кабир» и «аль-Аусат» а Ибн Хиббан 2/261 назвал его достоверным. [Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-Джами’» 6464, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 1595.]
Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ من قرأ آية الكرسي في دبر الصلاة المكتوبة كان في ذمة الله إلى الصلاة الاخرى ﴾ رواه الطبراني بإسناد حسن .
«Тот, кто прочитает “Аят Трона” после окончания каждой обязательной молитвы, будет под защитой Аллаха до следующей молитвы». Этот хадис с хорошим иснадом передал ат-Табарани 1/131-132 и в «Ду’а» 674. [Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля да’ифа» 5135, «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 985.]
7. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ من سبح الله دبر كل صلاة ثلاثا وثلاثين ، وحمد الله ثلاثا وثلاثين وكبر الله ثلاثا وثلاثين تلك تسع وتسعون . ثم قال تمام المائة لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد وهو على كل شئ قدير ، غفرت له خطاياه وإن كانت مثل زيد البحر ﴾ رواه أحمد والبخاري ومسلم وأبو داود .
«Тот, кто после окончания каждой молитвы восславит Аллаха [То есть скажет: «Субханаллах». Прим. пер.] тридцать три раза, и воздаст хвалу Аллаху [То есть скажет: «Альхамдулиллах». Прим. пер.] тридцать три раза и возвеличит Аллаха [То есть скажет: «Аллаҳу акбар». Прим. пер.] тридцать три раза и затем скажет, завершая сотню: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит Царство, и Ему принадлежит хвала, и Он над всякой вещью мощен!”/Ля иляха илля-л-Лаху вахдаху ля шарика лаху, лаху-ль-мульку, ва лаху-ль-хамду, ва Хува ‘аля кули шайъин кадир!/, то ему простятся его грехи, даже если они будут подобны пене морской». Этот хадис передали Ахмад 2/483, аль-Бухари 6329, Муслим 597 и Абу Дауд 1504.
8.Передают со слов Ка’ба ибн ‘Уджры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ معقبات لا يخيب قائلهن أو فاعلهن دبر كل صلاة مكتوبة ثلاثا وثلاثين تسبيحة ، وثلاثا وثلاثين تحميد وأربعا وثلاثين تكبيرة ﴾ رواه مسلم .
«(Существуют слова восхваления Аллаха именуемые) “му’аккибат”, произносящий их, либо соблюдающий после окончания каждой обязательной молитвы, не потерпит неудачу. (Это) - прославление Аллаха /Субханаллах/ тридцать три раза, восхваление Аллаха /Альхамдулиллах/ тридцать три раза и возвеличивание Аллаха /Аллаху акбар/ тридцать четыре раза». Этот хадис передали Муслим 596, ат-Тирмизи 3412, ан-Насаи 3/75 и в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейла» 155-165.
9. Передают, что Сумаййа сообщил от Абу Салиха со слов Абу Хурайры, что (однажды) бедные мухаджиры пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали:
﴿ ذهب أهل الثور بالدرجات العلا والنعيم المقيم قال ﴿وما ذاك ؟﴾ قالوا : يصلون كما نصلي ، ويصومون كما نصوم ، ويتصدقون ولا نتصدق ويعتقون ولا نعتق ، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم ﴿ أفلا أعلمكم شيئا تدركون به من سبقكم ، وتسبقون من بعدكم ، ولا يكون أحد أفضل منكم ، إلا من صنع مثل ما صنعتم ؟﴾ قالوا : بلى يا رسول الله ، قال : ﴿تسبحون الله وتكبرون وتحمدون دبر كل صلاة ثلاثا وثلاثين مرة﴾ فرجع فقراء المهاجرين إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فقالوا : سمع اخواننا أهل الاموال بما فعلنا ففعلوا مثله . فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ( ذلك فضل الله يؤتيه من يشاء ) قال سمي : فحدثت بعض أهلي بهذا الحديث فقال : وهمت ، إنما قال لك تسبح ثلاثا وثلاثين ، وتحمد ثلاثا وثلاثين ، وتكبر أربعا وثلاثين . فرجعت إلى أبي صالح فقلت له ذلك ، فأخذ بيدي فقال : الله أكبر ، وسبحان الله ، والحمد لله ، والله أكبر ، ( وسبحان الله ، والحمد لله ، حتى يبلغ من جميعهن ثلاثا وثلاثين ) متفق عليه .
«Богачи достигнут самого высокого положения и обретут вечное блаженство. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что это значит?» Они сказали: «Они молятся, также как и мы, и постятся так же, как постимся мы. (Но) они дают милостыню, а мы – нет, они освобождают рабов, а мы не можем сделать этого». И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так не научить ли мне вас тому, благодаря чему вы сможете догнать тех, кто превосходил вас, и превзойти тех, кто будет после вас, и никто не будет тогда лучше вас, кроме тех, кто сделает то же самое, что и вы?». Они сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!»(Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Прославляйте Аллаха, возвеличивайте и воздайте Ему хвалу по тридцать три раза после окончания каждой молитвы».(Затем) эти бедняки из числа мухаджиров вновь вернулись к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: «Наши братья из числа богатых услышали о том, что мы делаем и делают то же самое. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это милость Аллаха, которую Он оказывает тому, кому Он пожелает».
Сумаййа сказал: «И тогда я рассказал об этом кому-то из членов моей семьи, и он сказал: “Ошибаешься, он сказал тебе “Субханаллах” тридцать три раза, “Альхамдулиллах” тридцать три раза и “Аллаху акбар” тридцать четыре раза». И я вернулся к Абу Салиху и рассказал ему об этом. Он взял меня за руку и сказал: “Аллаху акбар, Субханаллах, Альхамдулиллах, Аллаху акбар, Субханаллах, Альхамдулиллах ...” пока не произнес их по тридцать три раза». Этот хадис передали аль-Бухари 6329, Муслим 596.
10. Такжедостоверным является произношение слов «Субханаллах», «Альхамдулиллах», «Аллаху акбар» по двадцать пять раз, и (затем) сказать: «Ля иляха илля-л-Лаху вахдаху ля шарика лаху, лаху-ль-мульку, ва лаху-ль-хамду, ва Хува ‘аля кулли шайъин кадир!»/«Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит Царство, и Ему принадлежит хвала, и Он над всякой вещью мощен!»/.
11. Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ ﴿خصلتان من حافظ عليهما أدخلتاه الجنة وهما يسير ومن يعمل بهما قليل ﴾، قالوا : وما هما يا رسول الله ؟ قال : ﴿أن تحمد الله ، وتكبره وتسبحه في دبر كل صلاة مكتوبة عشرا عشرا وإذا أتيت إلى مضجعك ، تسبح الله وتكبره وتحمده مائة . فتلك خمسون ومائتان باللسان ، وألفان وخمسمائة في الميزان . فأيكم يعمل في اليوم والليلة ألفين وخمسمائة سيئة﴾ قالوا : كيف من يعمل بها قليل ؟ قال
﴿ يجئ أحدكم الشيطان في صلاته فيذكره حاجة كذا وكذا فلا يقولها ، ويأتيه عند منامه فينومه فلا يقولها ﴾
قال : ورأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يعقدهن بيده﴾ رواه أبو داود والترمذي وقال : حسن صحيح .
«Есть две особенности, соблюдение которых введёт человека в рай. Это очень простые деяния, и лишь немногие совершают их». Люди спросили: «А что это за деяния, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Восхваление Аллаха, возвеличивание и прославление Его в конце каждой обязательной молитвы по десять раз каждый и когда ты отправишься спать, то прославляй Аллаха, возвеличь Его и воздай Ему хвалу по сто раз. И того будет двести пятьдесят, произносимых языком, но на весах их будет две с половиной тысяча. Кто из вас совершает две с половиной тысяч плохих дел в течение дня и ночи?» Они сказали: «Как это? Мало кто так поступит!». Он сказал:
«Шайтан приходит к одному из вас во время его молитвы и напоминает ему о такой-то и такой-то потребности, и он забывает сказать (вышеупомянутое). Он приходит к нему в постель и усыпляет его, и он не говорит это».
(‘Абдуллах) сказал: «И я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сосчитывающего их своими руками».Этот хадис передали Абу Дауд 5065, ан-Насаи 3/37, Ибн Маджах 926, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 2015 и ат-Тирмизи 3410, который сказал: «Хороший достоверный хадис». [Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 1/299.]
12. От ‘Али сообщается, что он и Фатима, да будет доволен Аллах ими обоими, попросили дать им прислугу, чтобы облегчить себе некоторые дела. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказал им в этом и затем сказал:
﴿ ألا أخبركما بخير مما سألتماني ؟﴾ قالا : بلى . فقال : ﴿ كلمات علمنيهن جبريل عليه السلام : تسبحان في دبر كل صلاة عشرا ، وتحمدان عشرا ، وتكبران عشرا ، وإذا أويتما إلى فراشكما ، فسبحا ثلاثين وثلاثين : وأحمدا ثلاثا وثلاثين ، وكبر أربعا وثلاثين ﴾ وقال ﴿ فوالله ما تركتهن منذ علمنيهن رسول الله صلى الله عليه وسلم ﴾
«Не сообщить ли мне вам нечто лучшее чем то, что вы просили у меня?» Они сказали: «Конечно». Он сказал: «Это слова, которым научил меня Джибриль, мир ему: прославление Аллаха после каждой молитвы по десять раз, восхваление Его десять раз, и возвеличивание Его десять раз. Когда вы отправитесь спать, прославляйте Аллаха тридцать три раза, восхваляйте Его тридцать три раза и возвеличьте Его тридцать четыре раза».
(‘Али) сказал: «И клянусь Аллахом, я никогда не оставлял это с тех пор, как научил нас этому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передали Ахмад 1/106, аль-Бухари 5362, Муслим 2727, Абу Дауд 5063, ат-Тирмизи 3408.
13. Со слов ‘Абду-р-Рахмана ибн Ѓанима передают, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ من قال قبل أن ينصرف ويثني رجله من صلاة المغرب والصبح : لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد بيده الخير يحيي ويميت وهو على كل شئ قدير . عشر مرات كتب له بكل واحدة عشر حسنات ومحيت عنه عشر سيئات ، ورفع له عشر درجات ، وكانت حرزا من كل مكروه ، وحرزا من الشيطان الرجيم ، ولم يحل لذنب يدركه إلا الشرك فكان من أفضل الناس عملا إلا رجلا يفضله . يقول أفضل مما قال ﴾ رواه أحمد وروى الترمذي نحوه بدون ذكر ( بيده الخير ).
«Тому, кто, не сменив свою позицию с утренней и закатной молитв, скажет: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, всё добро в Его руках, Он оживляет и умерщвляет, и Он над всякой вещью мощен”/Ля иляха илля-л-Лаху вахдаху ля шарика лаху, лаху-ль-мульку, ва лаху-ль-хамду, би-йадихи-ль-хайру, йухъи ва йумит, ва Хува ‘ала кули шайъин кадир!/, десять раз, то ему запишется за каждое одно (восхваление) десять хороших дел, и с него снимут бремя десяти плохих дел. Он будет возвышен на десять ступеней, будет защищен от всяких козней, и (будет) защищен от шайтана побиваемого камнями. Никакой грех не погубит его, кроме многобожия /ширк/, и он будет лучше (других) людей делами, и превзойдет его только тот, кто сделает и скажет больше чем то, что он сказал». Этот хадис передал Ахмад 4/227. Также этот хадис передал Ат-Тирмизи 3474, но без слов «… все добро в Его руках …». [Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Сунан ат-Тирмизи» 5/515.]
14. Муслим ибн аль-Харис сообщил, что его отец рассказывал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне:
﴿ إذا صليت الصبح فقل قبل أن تكلم أحدا من الناس : اللهم أجرني من النار ، سبع مرات ، فإنك إن مت من يومك كتب الله عزوجل لك جورا من النار ، وإذا صليت المغرب فقل قبل أن تكلم أحدا من الناس : اللهم إني أسألك الجنة : أللهم أجرني من النار ، سبع مرات