Ученые едины во мнении в том, что время совершения витра наступает лишь с окончанием вечерней молитвы /‘ишаъ/ и длится до рассвета.
Передают со слов Абу Тамима аль-Джишани, да будет доволен им Аллах, о том, что ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, обращаясь к людям во время пятничной хутбы сказал:
﴿ إن أبا بصرة حدثني أن النبي صلى الله عليه وسلم قال : ﴿ إن الله زادكم صلاة ، وهي الوتر فصلوها فيما بين صلاة العشاء إلى صلاة الفجر ﴾ قال أبو تميم : فأخذ بيدي أبو ذر فسار في المسجد إلى أبي بصرة رضي الله عنه فقال : أنت سمعت رسول الله يقول ما قال عمرو ؟ قال أبو بصرة : أنا سمعته من رسول الله صلى الله عليه وسلم ﴾ رواه أحمد بإسناد صحيح .
«Поистине, Абу Басра рассказал мне о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, Аллах добавил для вас одну молитву, и это – молитва витр, так совершайте же её между вечерней и утренней молитвами”. Абу Тамим сказал: “Абу Зарр взял меня за руку, и мы прошлись по мечети и подошли к Абу Басру, да будет доволен им Аллах, и он спросил его: “Ты слышал, как посланник Аллаха сказал то, о чем говорил ‘Амр?» Он ответил: “Да, я слышал это от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!”» Этот хадис с достоверным иснадом передал Ахмад 6/7.[ Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис достоверным. См. «Муснад» 23902]
Сообщается, что Абу Мас‘уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يوتر أول الليل وأوسطه وآخره ﴾ رواه أحمد بسند صحيح .
«Бывало так, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал витр как в первую часть ночи, так в середине и в последнюю часть ночи». Этот хадис с достоверным иснадом передал Ахмад 4/119.[ Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис слабым из-за разрыва в иснаде. См. «Муснад» 17112.]
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Абу Ќайс сказал:
﴿ سألت عائشة رضي الله عنها عن وتر رسول الله صلى الله عليه وسلم ؟ فقالت : ربما أوتر أول الليل وربما أوتر من آخره ، قلت : كيف كانت قراءته ، أكان يسر بالقراءة أم يجهر ؟ قالت : كل ذلك كان يفعل ، وربما أسر وربما جهر ، وربما اغتسل فنام وربما توضأ فنام( تعني في الجنابة ﴾ رواه أبو داود . ورواه أيضا أحمد ومسلم والترمذي .
«Я спросил у ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, о витре посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и она сказала: “Иногда он совершал витр в первую часть ночи, а иногда в последнюю часть ночи”. Я спросил: “А каким было его чтение? Читал ли он про себя или же читал вслух?” Она ответила: “Он делал и то и другое. Иногда он читал вслух, а иногда про себя. Иногда, перед тем как ложиться спать он совершал полное омовение, а иногда он совершал малое омовение[Речь идет о совершении омовения после полового осквернения.]”». Этот хадис передали Абу Дауд 1437, Ахмад 23314, Муслим 137/745, и ат-Тирмизи 449 и 2924.
О желательности ускорения совершения витра, когда человек не уверен в том, что он проснется к концу ночи, и о том насколько желательно повременить ее совершение, если он считает, что проснется.
Совершение витра в первую часть ночи считается желательным для того, кто боится проспать ее ночью, и в равной степени желательным является задержание ее совершения для того, кто уверен в том, что он проснется в конце ночи.
Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ من ظن منكم أن لا يستيقظ آخره ( أي الليل ) فليوتر أوله ومن ظن منكم أنه يستيقظ آخره فليوتر آخره فإن صلاة آخر الليل محضورة وهي أفضل ﴾ رواه أحمد ومسلم والترمذي وابن ماجه .
«Тот из вас, кто опасается того, что он не сможет проснуться в конце ночи, пусть совершит витр в начале ночи, а тот, кто уверен в том, что проснется в конце (ночи), пусть совершит витр в конце ночи, ибо, молитва, совершаемая в конце ночи, имеет свидетелей и это лучше». Этот хадис передали Ахмад 13691, Муслим 162/755, ат-Тирмизи 455 и Ибн Маджах 1187.[ См.: «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» 2610.]
Джабир, да будет доволен им Аллах, также рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил Абу Бакра:
﴿ متى توتر ؟ . قال : أول الليل بعد العتمة قال : فأنت يا عمر قال : آخر الليل . قال ﴿ أما أنت يا أبا بكر فأخذت بالثقة وأما أنت يا عمر فأخذت بالقوة ﴾ ﴾ رواه أحمد وأبو داود والحاكم وقال : صحيح على شرط مسلم .
«Когда ты совершаешь витр?» (Абу Бакр) ответил: «В первую часть ночи после вечерней молитвы /‘ишаъ/». (Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «А ты о ‘Умар?» (‘Умар) ответил: «В конце ночи». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Что касается тебя, о Абу Бакр, то ты выбрал осторожный путь. А что до тебя о ‘Умар, то ты выбрал трудный путь». Этот хадис передали Ахмад 13803, Абу Дауд 1434 и аль-Хаким, который сказал, что этот хадис достоверный и соответствует условиям Муслима.[ Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Абу Дауд» 1271.]
А что касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он, безусловно, совершал витр ближе к рассвету, так как это лучше всего, как об этом было сказано ранее.
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
﴿ من كل الليل قد أوتر النبي صلى الله عليه وسلم من أول الليل وأوسطه وآخره فانتهى وتره إلى السحر ﴾ رواه الجماعة .
«В каждую ночь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву витр либо в первую часть ночи, либо в середине ночи, или в последнюю часть ночи перед самым рассветом». Этот хадис передали аль-Бухари 996, Муслим 745, ан-Насаи 1692, Абу Дауд 1435, Ибн Маджах 1185, ад-Дарими 1540 и ат-Тирмизи 456 сказавший: “Хороший достоверный хадис”.
Вместе с тем, он, да благословит его Аллах и приветствует, советовал некоторым своим сподвижникам не ложиться спать, не совершив молитву витр, и это делалось в целях предосторожности.
Са’д ибн Аби Ваккас, да будет доволен им Аллах, совершал вечернюю молитву /‘ишаъ/ в мечети посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем совершал витр в один рак’ат и не увеличивал его. Люди сказали ему: «О Абу Исхак, ты совершаешь витр только в один рак’ат и не увеличиваешь его?» Он сказал: «Да, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
﴿ الذي لا ينام حتى يوتر حازم ﴾ رواه أحمد ورجاله ثقات .
«Тот, кто не ложится спать, не совершив витр, является осторожным». Этот хадис передал Ахмад 1/170, и все его передатчики являются людьми, заслуживающими доверия.[ Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис хорошим. См. «Муснад» 1461.]