Чтение Куръана вслух молящимся в двух рак’aтах утренней и пятничной молитв, первых двух рак’aтах закатной и вечерней молитв, двух праздничных молитв, молитвы во время затмений, и молитвы по испрашиванию дождя является сунной. Следовательно, во время полуденной и послеполуденной молитв, в третьем рак’aте закатной молитвы, и в последних двух рак’aтах вечерней молитвы он будет читать про себя. Что касается остальных добровольных молитв, совершаемых днём, то на них вслух не читается, а на ночных молитвах можно выбрать между чтением вслух и про себя, однако предпочтительным является серединное положение.
﴿ مر رسول الله صلى الله عليه وسلم ليلة بأبي بكر وهو يصلي ، يخفض صوته ، ومر بعمر وهو يصلي رافعا صوته ، فلما اجتمعا عنده قال : ( يا أبا بكر مررت بك وأنت تصلي تخفض صوتك ؟ ) فقال : يا رسول الله قد أسمعت من ناجيت ، وقال لعمر :
( مررت بك وأنت تصلي رافعا صوتك ) فقال : يا رسول الله ، أوقظ الوسنان وأطرد الشيطان . فقال صلى الله عليه وسلم : ( يا أبا بكر ارفع من صوتك شيئا ) وقال لعمر :
( اخفض من صوتك شيئا )﴾ رواه أحمد وأبو داود
«Однажды ночью, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, когда тот молился очень тихим голосом, и проходил мимо ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который молился, повысив голос. (Позже), когда они встретились с ним, он сказал: “O Абу Бакр, я проходил мимо тебя, и ты молился понизив голос”. Он ответил: “O посланник Аллаха, Тот, к кому я обращался с молитвой, мог слышать меня”. И он сказал ‘Умару: “Я проходил мимо тебя, и ты молился, повысив голос”. Он ответил: “O посланник Аллаха, тем самым я удаляю сонливость и прогоняю шайтана”. И (пророк), да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “O Абу Бакр, повысь немного свой голос”. И сказал ‘Умару: “А ты ‘Умар, (читай) чуть понизив голос”. Этот хадис передали Ахмад и Абу Дауд 1329. [Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1180.]
Если кто-то по забывчивости прочтет громко, когда следует читать тихо или наоборот, то в этом нет ничего такого, и если во время чтения он вспомнит, то поправит.
Чтение за имамом
Собственно, молитва, во время которой не читается сура «аль-Фатиха», является недействительной, так как ее следует читать во время каждого рак’ата, как в обязательной, так и в добровольной молитве, как уже говорилось в главе «Предписания молитвы»,за исключением того, что маъмум (молящийся стоя за имамом) освобождается от чтения и должен внимать чтению в той молитве, в которой (Куръан) читается вслух, согласно словам Всевышнего Аллаха:
﴿ وإذا قرئ القرآن فاستمعوا له وأنصتوا لعلكم ترحمون ﴾
«Когда читается Куръан, то слушайте его и храните молчание, быть может, вас помилуют». Сура «аль-А’раф», 204.
А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إذا كبر الامام فكبروا وإذا قرأ فأنصتوا ﴾ صححه مسلم
«Когда имам произносит такбир, вы (также) произносите такбир, а когда он читает – слушайте и храните молчание».Достоверность этого хадиса подтвердил Муслим 404.
Такого же содержания есть и другой хадис:
﴿ من كان له إمام فقراءة الامام له قراءة ﴾
«Чтение имама, является чтением для того, кто молится за ним».
То есть, чтение имама во время молитв, где Куръан читается вслух, является чтением маъмума, а что касается молитв, которые читаются тихо, то на них маъмум тоже должен читать. Он также должен читать и в молитвах, где Куръан читается вслух, если он не в состоянии слышать чтение имама.
Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: «Предпочтительным для нас является то, что чтение во время молитв, где Куръан читается тихо, является обязательным, а что касается тех молитв, где Куръан читается вслух, то на них не стоит читать по трем причинам:
1. Так поступали жители Медины,
2. Так как это норма Куръана, поскольку Всевышний Аллах сказал:
﴿ وإذا قرئ القرآن فاستمعوا له وأنصتوا ﴾
«Когда читается Куръан, то слушайте его и храните молчание [Сура «аль-А’раф», 204.]», и что поддержано Сунной двумя хадисами.
Один из них со слов ‘Имрана ибн Хусайна (в котором говорится):
﴿ قد علمت أن بعضكم خالجنيها ﴾
«Я так и понял, что кто-то из вас отвлекается (от моего чтения)».
И второй, в котором он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ وإذا قرأ فأنصتوا ﴾
«А когда он читает - слушайте».
3. Вероятность того, что чтение вместе с имамом непозволительно. Так когда же следует читать? Если скажут, что следует читать, когда имам молчит, то мы скажем: имаму не надлежит молчать. А как можно приобщить к обязательному то, что им не является? Особенно, когда имеется такая возможность для чтения в тех молитвах, где Куръан читается вслух, посредством сердца, обдумывая и размышляя над аятами. Это - порядок Куръана, хадиса, оберегания поклонения, следование Сунне и это является действием, основанным на вероятности». Конец цитаты (Абу Бакра ибн аль -‘Араби).
Это - выбор аз-Зухри и Ибн аль-Мубарака, и это мнение Малика, Ахмада и Исхака. Ибн Таймиййа поддержал и подкрепил (это мнение).