Группа ученых считает, что произношение слов приветствия первый раз является обязательным, а второй раз – желательным.
Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые едины во мнении о том, что допустимо ограничиться одним приветствием».
Ибн Ќудама в книге «Аль-Муѓни» сказал: «Нет ясного текста от Ахмада, где говорится, что произносить два таслима является обязательным. Он только сказал: “Произношение слов приветствия два раза являются наиболее подлинными действиями (которые передают) от посланника Аллаха. Это можно было бы установить, как правило, но никак не обязывая, как этого делают другие. На это также указывается в одном из его высказываний: “Два таслима для меня предпочтительнее”».
Однако ‘Аиша, Салама ибн аль-Аква’ и Сахль ибн Са’д передали:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил слова приветствия один раз, и также поступали мухаджиры[“Муҳаджир“ – переселенец. Муҳаджирами называли мусульман, переселившихся из Мекки в Медину из-за преследований со стороны многобожников. Прим. пер.]».
То, что было нами упомянуто из высказываний сподвижников, как бы подводит итог тому, что два таслима являются правилом и Сунной, а обязательным является произношение одного. На правильность данного иджма’, указывает то, что было упомянуто Ибн аль-Мунзиром, и это не опровергнуть».
Ан-Навави сказал: «Аш-Шафи’и и большинство ученых ранних и поздних поколений считают, что два таслима являются Сунной».
Малик и группа ученых сказали: «Сунной является произношение слов приветствия один раз». Они основываются на слабом хадисе, который не может быть выдвинут против этих достоверных хадисов. Если что-то подобное и было подтверждено от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то это действие было, вероятно, совершено им только для того, чтобы показать, что допустимо произносить только один таслим.
Весьма уважаемые ученые едины во мнении, что только один таслим является обязательным. Если кому-то захотелось ограничиться одним таслимом, то ему следует произносить его не поворачивая голову. Если он произносит два таслима, то он повернется в правую сторону для произношения первого и в левую - для второго. При каждом таслиме он повернется настолько, чтобы те, кто (находится) рядом могли видеть его щеку. Это настолько правильно, что про это можно сказать: - Ели кто-то произносит два таслима вправо или влево, или смотря вперед, или первый влево, а второй вправо, то его молитва все же будет действительной, и (считается, что) он выполнил действие из двух таслимов. Однако он лишится награды за порядок их совершения.
سنن الصلاة
Суннымолитвы [1]
[1] “Сунан”. Имеются в виду действия, не являющиеся обязательными, но совершаемые по примеру пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и в совокупности своей составлющие собой его сунну.
В состав молитвы входят некоторые действия, классифицирующиеся как Сунна, соблюдение которых для молящегося является желательным, чтобы получить за это награду. Мы упомянем некоторые из них:
Поднятие рук
Руки желательно поднимать в четырех местах:
1. При вступительном такбире /такбират-уль-ихрам/
Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые не расходятся во мнении о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал свои руки, вступая в молитву».
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «О поднимании (пророком) рук в начале молитвы, сообщили пятьдесят сподвижников, десять из них это те, кто был обрадован благой вестью о Рае».
Аль-Байхаки сообщает со слов аль-Хакима, что он сказал: «Мы не знаем о какой-либо другой Сунне, переданной от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в чем бы единого мнения были четыре (праведных) халифа, затем десять сподвижников, которым был обещан Рай, и те, кто стояли за ними, несмотря на то, что они находились в девяти разных странах». Аль-Байхаки сказал: «И это так, как говорил наш учитель Абу ‘Абдуллах».
Описание поднятия рук: [То есть о том, как они должны подниматься. Прим. пер.]
Имеется множество версий о том, каким образом следует поднимать руки.
Версия, которой придерживается большинство – это то, что руки будут приподняты напротив плеч, при этом кончики пальцев будут параллельно верхним краям ушей, большие пальцы - к мочкам ушей, а ладони будут приподняты к плечам.
Ан-Навави говорил: «Таким образом, аш-Шафи’и объединил версии хадисов и люди одобрили это».
Поднимая руки, желательно вытянуть пальцы.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ كان النبي صلى الله عليه وسلم إذا قام إلى الصلاة رفع يديه مدا ﴾ رواه الخمسة إلا ابن ماجة .
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, становился на молитву, он поднимал руки, простирая их». Этот хадис передали Ахмад 2/375 Абу Дауд 753, ат-Тирмизи 239 и ан-Насаи 2/124. [Шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 685, «Сахих аль-Джами’» 4761, «Муснад» 8862.]
Время поднятия рук:
Руки следует поднимать в сочетании со вступительным такбиром, либо до него.
﴿فعن نافع :أن ابن عمر رضي الله عنهما كان إذا دخل في الصلاة كبر ورفع يديه ، ورفع ذلك إلى النبي صلى الله عليه وسلم ﴾ رواه البخاري والنسائي وأبو داود .
Передают со слов Нафи‘а о том, что «когда Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, начинал молитву, он произносил такбир и поднимал руки. И он относил это (действие) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передали аль-Бухари 839, ан-Насаи 2/231 и Абу Дауд 741.
Он также сообщил:
﴿ كان النبي صلى الله عليه وسلم يرفع يديه حين يكبر حتى يكونا حذو منكبيه أو قريبا من ذلك ﴾ الحديث رواه أحمد وغيره .
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки, во время произнесения такбира, пока они не становились параллельно его плечам или ближе к этому». Этот хадис передали Ахмад 2/147 и другие. [Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис достоверным. См. «Муснад» 6345.]
Что же касается поднятия рук до того как произнесут вступительный такбир, то по этому случаю имеется хадис переданный со слов Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что он сказал:
﴿ كان النبي صلى الله عليه وسلم إذا قام إلى الصلاة رفع يديه حتى يكونا بحذو منكبيه ثم يكبر ﴾ رواه البخاري ومسلم .
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, становился на молитву, он поднимал руки параллельно плечам и затем произносил такбир». Этот хадис передали аль-Бухари 736 и Муслим 22/390.
А в хадисе переданном от Малика ибн аль-Хувайриса, приводятся слова:
﴿ كبر ثم رفع يديه ﴾ رواه مسلم .
«Он произносил такбир, а затем поднимал свои руки». Этот хадис передал Муслим 24/391.
Эта версия в пользу того, что произнесение такбира должно предшествовать поднятию рук.Однако аль-Хафиз сказал: «Я не видел того, кто бы говорил, что произнесение такбира должно предшествовать поднятию рук».