Наиболее достоверным сообщением относительно «ташаххуда» является то, которое передано Ибн Мас’удом, где говорится, что он сказал:
﴿ كنا إذا جلسنا مع رسول الله صلى الله عليه وسلم في الصلاة قلنا السلام على الله قبل عباده ، السلام على فلان وفلان . فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم : لا تقولوا السلام على الله ، فإن الله هو السلام ، ولكن إذا جلس أحدكم فليقل : التحيات لله ، والصلوات ، والطيبات ، السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته ، السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين ، فإنكم إذا قلتم ذلك أصاب كل عبد صالح في السماء والارض . أو بين السماء والارض . أشهد أن لا إله إلا الله ، وأشهد أن محمدا عبده ورسوله ، ثم ليختر أحدكم من الدعاء أعجبه إليه فيدعو به ﴾ رواه الجماعة .
«Когда мы сидели с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и совершали молитву, то говорили: “Мир Аллаху прежде Его рабов, мир такому-то и такому-то”. И (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Не говорите “Мир Аллаху”, поскольку Аллах и есть мир. Однако, когда кто-то из вас сидит, пусть говорит: “Аттахиййату лил-Ляхи, ва-с-салавату, ва-т-таййибату. Ассаляму ‘алейка аййухан-набиййу ва рахматул-Лахи ва баракатуху. Ассаляму ‘алей-на ва ‘аля ‘ибади-л-Лахис-салихийн”/Приветствия Аллаху, и молитвы, и добрые дела. Мир тебе о пророк и милость Аллаха, и Его благословение. Мир и нам праведным рабам Аллаха/. И, поистине, если вы произнесёте (эти слова), они коснутся каждого праведного раба Аллаха на небесах и на земле, или между небесами и землей. “Ашхаду ан ля иляха илля-л-Лах, ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюху”/Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник/.Затем пусть каждый выбирает ту мольбу, которая ему нравится и взывает ею”». Этот хадис передали аль-Бухари 831, Муслим 58/402, Абу Дауд 968, ат-Тирмизи 289, ан-Насаи 3/40, 41 и 50, Ибн Маджах 899.
Муслим сказал: «Люди сошлись на ташаххуде Ибн Мас’уда, поскольку его сподвижники не расходятся во мнениях, тогда как сподвижники другого расходятся».
Ат-Тирмизи, аль-Хаттáби, Ибн ‘Абдуль-Барр и Ибн аль-Мунзир сказали: «Ташаххуд Ибн Мас’уда является самым достоверным хадисом на тему ташаххуда».
После ташаххуда Ибн Мас‘уда по достоверности следует ташаххуд Ибн ‘Аббаса, который говорил:
﴿ كان النبي صلى الله عليه وسلم يعلمنا التشهد كما يعلمنا القرآن ، وكان يقول
( التحيات المباركات ، الصلوات الطيبات لله ، السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته ، السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين ، أشهد أن لا إله إلا الله ، وأشهد أن محمدا عبده ورسوله ) ﴾ رواه الشافعي ومسلم وأبو داود والنسائي .
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, учил нас ташаххуду подобно тому, как учил нас Кураъну, и он говорил: “Аттахиййату-ль-мубаракату- с-салавату-т-таййибату ли-Лляхи. Ассаляму ‘алейка аййуха-н-Набиййу ва рахматул-Лахи ва баракатуху. Ассаляму ‘алей-на ва ‘аля ‘ибадил-Лахи-с-салихийн. Ашхаду ан ля иляха илля-л-Лах, ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюху”». Этот хадис передали аш-Шафи’и, Муслим 60/403, Абу Дауд 974, ат-Тирмизи 290, ан-Насаи 2/242, Ибн Маджах 900.
Аш-Шафи’и сказал: «О ташаххуде были переданы разные хадисы, но этот мне нравится больше, ибо он более совершенный».
Аль-Хафиз сказал: «У аш-Шафи’и спросили относительно его выбора и о ташаххуде Ибн ‘Аббаса, на что он ответил: “Поскольку я нахожу его обширным и слышал я его со слов Ибн ‘Аббаса, будучи достоверным. У меня были и другие формы не менее содержательные, но я выбрал его, не осуждая тех, кто сделал иной выбор”».
Есть другая форма ташаххуда, которую выбрал Малик. В «аль-Муваттаъ» передается от ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Абдуль-Ќари, что он слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб обучал людей произносить слова ташаххуда, стоя на минбаре. Он говорил: «Говорите:
﴿ التحيات لله ، الزاكيات لله ، الطيبات والصلوات لله ، السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته ، السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين ، أشهد أن لا إله إلا الله ، وأشهد أن محمدا عبده ورسوله ﴾
«Аттахиййату лил-Ляхи, аз-закийату ли-Лляхи, ат-таййиба-ту ва-с-салавату ли-Лляхи. Ас-саляму ‘алей-ка аййуха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракату-ху. Ас-саляму ‘алей-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин. Ашхаду ан-ля иляха илля-Ллаху, ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху» /Приветствия - Аллаху, (все) Пречистые (Имена) - Аллаху, (все) благие слова [- Аллаху], молитвы - Аллаху. Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник/.
Ан-Навави сказал: «Все эти хадисы о ташаххуде являются достоверными. Ученые-хадисоведы едины во мнении, что самым сильным из них является хадис Ибн Мас’уда, а затем хадис Ибн ‘Аббаса. Аш-Шафи’и сказал: “Можно (читать) любой “ташаххуд”, поскольку ученые едины во мнении, что можно (читать) любой один из них”».
9. «Ас-Салям»[ Произношение слов Ассаляму ‘алейкум ва рахматуллах /Мир вам и милость Аллаха/ в конце молитвы. Прим. пер.]
Обязательность «ас-Саляма» подтверждено высказываниями и действиями посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Со слов ‘Али передают, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ مفتاح الصلاة الطهور وتحريمها التكبير ، وتحليلها التسليم ﴾ . رواه أحمد والشافعي وأبو داود وابن ماجة والترمذي . وقال : هذا أصح شئ في الباب وأحسن .
«Ключ к молитве - очищение, вход в нее – такбир, а выход из нее – таслим».
Этот хадис передали Ахмад, аш-Шафи’и, Абу Дауд, Ибн Маджах и ат-Тирмизи, который сказал: «Это самое достоверное и лучшее сообщение на эту тему».[ Тахридж этого хадиса был приведен ранее. Прим. пер.]
Передают со слов ‘Амира ибн Са’да о том, что его отец сказал:
﴿ كنت أرى النبي صلى الله عليه وسلم يسلم عن يمينه وعن يساره حتى يرى بياض خده ﴾ ورواه أحمد ومسلم والنسائي وابن ماجه .
«Я видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произносящего слова приветствия/таслим/ в правую и левую стороны так, что мог видеть белизну его щек». Этот хадис передали Ахмад 1/172, Муслим 119/582, ан-Насаи 3/61 и Ибн Маджах 915.
Сообщается, что Ваиль ибн Худжра сказал:
﴿ صليت مع رسول الله صلى الله عليه وسلم فكان يسلم عن يمينه : ( السلام عليكم ورحمة الله وبركاته ) . وعن شماله : ( السلام عليكم ورحمة الله وبركاته ) ﴾ قال الحافظ ابن حجر في بلوغ المرام . رواه أبو داود بإسناد صحيح .
«Я молился с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он (повернув голову) в правую сторону произносил слова таслима: “Ассаляму ‘алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху” /Мир вам и милость Аллаха и его благословение/, и (повернувшись) влево (также говорил): “Ассаляму ‘алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху”».
В «Булуѓ аль-Марам» Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис передал Абу Дауд (997) с достоверным иснадом».[ Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 879.]