Значение описанных взаимопереходов и взаимопревращений внешней, материальной, практич. деятельности и деятельности внутр., идеальной, мыслит, заслонялось тем их противопоставлением, к-рое возникло на основе отделения умств. труда от физического. В истории развития учения о познании это противопоставление выразилось в том, что внутр., теоретич. деятельность М. абстрагировалась от ее внутр. связи с внешней и практич. деятельностью, от того факта, что «... существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая», и что «разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу» (Энгельс Ф.; см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 545).
Л. Леонтьев. Москва. Лит.: Спенсер Г., Основания психологии, пер. с англ., 2 изд., т. 1 — 2, СПБ—М., 1897—98; Р и б о Т., Эволюция общих идей, пер. с франц., СПБ, 1898; Б и н э А., Механизм мышления, пер. с англ., О., 1894; Психология мышления, СПБ, 1914; Потебня А. А., Мысль и язык, Поли. собр. соч., т. 1, [О. ], 1926; Леви Брюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц., М., 1930; Б л о н-с к и й П. П., Память и мышление, М.—Л., 1935; Г о б б с Т., Левиафан, М., 1936; Сеченов И. М., Элементы мысли, Избр: произв., М., 1953; Анциферова Л. И., Исследования проблемы мышления в современной зарубежной психологии, «Вопр. психологии», 1956, № 3; Валлон А., От действия к мысли, пер. с франц., М., 1956; Выготский Л. С, Мышление и речь, Избр. психо-логич. исследования, М., 1956; Мышление и язык. [Сб. ст.] под ред. Д. П. Горского, М., 1957; Рубинштейне. Л., О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Ш е в ы-р е в П. А., Обобщение ассоциаций, «Вопр. психологии», 1958, № 1; Гальперин П. Я., Развитие исследований по формированию умственных действий, в кн.: Психологическая наука в СССР, т. 1, М., 1959; К о с т ю к Г. С, Вопросы психологии мышления, там же; Пономарев Я. А., Психология творческого мышления, М., 1960; Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Сб. ст. под ред. С. Л. Рубинштейна, М., 1960; Зейгарник Б. В., Патология мышления, [М.], 1962; Колмогоров А. Н., Жизнь и мышление с точки зрения кибернетики, М., 1962; Bain A., The senses and the intellect, 3 ed., L., 1868; M a r b e K., Experimentell - psychologische Untersuchungen Uber das Urteil, Lpz., 1901; Claparede Ё., L'association des idees, P.. 1903; Watt H. J., Experimentelle Beitrage zu einer Theorie des Denkens, «Arch. ges. Psychol.», 1905, Bd 4, H. 3, S. 289—436; Messer A., Experimentell -psychologische Untersuchungen uber das Denken, там же, 1906, Bd 8, H. 1, 2; W u n d t W., Uber Ausfrageexperi-mente und uber die Methoden zur Psychologie des Denkens, «Psychol. Studien», 1907, Bd 3, H. 4; T i t с h e n e г Е. В., Lectures on the experimental psychology of the thought-processes, N. Y., 1909; В i n et A., La psychologie du rai-sonnement, 5 ed., P., 1911; А с h N., Uber die Begriffsbildung, Bamberg, 1921; Z e 1 z O., Zur Psychologie des produk-tiven Denkens und des Irrtums, Bonn, 1922; T h u г n-wald R., Psychologie des primitiven Menschen, в кн.: Handbuch der vergleichenden Psychologie, hrsg. von G. Kafka, Bd 1, Abt. 2, Munch., 1922; Pi его n H., Le cerveau et la pensee, 2 ed., P., 1923; К о If k a K., Bemerkungen
zur Denk-Psychologie, «Psychol. Forschung», 1927, Bd 9, [H. 1, 2]; S p a i e r A., La pensee concrete, P., 1927; For-schungen zur Volkerpsychologie und Soziologie, hrsg. von R. Thurnwald, Bd 1 — 10, Lpz., 1925—31; Biihler K., Denken, в кн.: Handworterbuch der Naturwissenschaften, 2 Aufl., Bd 2, Jena, 1933; H a r t 1 e у D. M., Observation on man, his frame, liis duty and his expectations, 6 ed., L., 1934; D un ck er K., Zur Psychologie des produktiven Denkens, В., 1935; Porteus S. D., Primitive intelligence and environment, N. Y., 1937; R e у A., De la pensee primitive a la pensee actuelle, Encyclopedie fran-gaise, t. 1, p. 1, P., 1937; Goldstein K. and S с h e-e r e r M., Abstract and concrete behavior, Evanston (111.), 1941; W a 1 1 о n H., Les origines de la pensee chez 1'enfant, t. 1 — 2, P., 1945; Wertheimer M., Productive thinking, N. Y.—L., [1945]; Bartlett F. C, Programme for experiments on thinking, «Quarterly J. Experimental Psychol.», 1950, v. 2, part 4; Humphrey G., Thinking; an introduction to its experimental psychology, L.—N. Y., [1951]; Piaget J., La psychologie de l'intel-ligence, 3 ed., P., 1952; Johnson D. M., The psychology of thought and judgment, N. Y., 1955; В r u n e r J. S. [a. o.], A study of thinking, N. Y., [1956]; G eer J. P. van d e, A psychological study of problem solving, [s. 1.], 1957; Berlyne D. E. et Piaget J., Theorie du comportement et operations, P., 1960; Johnson D. M., Psychology: a problem-solving approach, N. Y., 1961;
МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК— неразрывно связанные между собой явления — первое как высшая форма отражения действительности, а второе — как мате риальная форма осуществления мыслит, деятель ности. Посредством языка мысли отд. людей превра щаются из их личного достояния в обществ, достояние, в духовное богатство всего общества. Человек может выражать свои мысли многими способами (мимикой, жестами, поступками, музыкальными звуками, рисун ками и красками, чертежами, формулами и т. д.), од нако универсальным средством выражения мысли яв ляется язык. В языке человек фиксирует свою мысль и благодаря этому имеет возможность подвергать ее анализу как вне его лежащий объект. Он служит средством понимания не только чужих, но и своих собств. мыслей. Выражая свои мысли, человек тем самым отчетливее уясняет их сам. Слово существенно для мышления и в силу того, что оно является мате риальной формой существования знания, что в нем откладываются, объективируются и через него акту ализируются знания, посредством к-рых человек во все возрастающей мере осознает окружающую дей ствительность и самого себя. Посредством языка происходит переход от восприятия к понятиям, осуще ствляется формирование обобщенной мысли, проте кает процесс оперирования понятиями. Без обобщаю щей роли языка человек не мог бы приобрести способ ность обозревать бесконечное многообразие отдель ных вещей окружающего мира. «... В языке есть только общее... Всякое слово (речь) уже обобща ет... Чувства показывают реальность; мысль и слово— общее» (Ленин В. П., Соч., т. 38, с. 272, 269). Связь между мышлением и языком не механическая, а органическая: их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Не только язык не суще ствует вне мышления, но и мысли, «идеи не суще ствуют оторванно от языка» (Архив Маркса и Энгель са, т. 4, 1935, с. 99). См. Мышление, Язык и библио графию при этих статьях. А. Спиркин. Москва.
МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ(логические) — законы связи между суждениями и понятиями, законы формирования и развития мысли, определяющие правильные формы и методы познания действительности на ступени абстрактного мышления. Целью изучения М. з. является выяснение объективных условий истинности познания. М. з. определяются исключительно содержанием мысли, однако не конкретным содержанием отдельных мыслей, а тем общим, что имеется в содержании различных мыслей, т. е. в конечном счете нек-рыми общими чертами отражаемых в мышлении предметов и отношений действительности.
520 МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ
Необходимо различать формальнологич. законы и законы диалоктич. логики. Диалектич. М. з. в совокупности составляют логику формирования и развития мысли.
К числу диалектич. М. з. относятся, во-первых, общие принципы подхода к исследуемым предметам и явлениям, вытекающие из общего диалектико-мате-риалистич. понимания мира и представляющие собой необходимые условия познания сущности изучаемых явлений; именно в силу всеобщности и необходимости этих принципов как условий истинности результатов процесса познания сущности явлений действительности они являются М. з. Таков, напр., принцип, требующий учета всех (могущих быть выделенными на данной ступени познания) сторон и связей изучаемого предмета с др. предметами; принцип, требующий рассмотрения предметов в развитии; принцип, требующий учета практики как критерия истины и как определителя наиболее главного, решающего в предмете; принцип конкретности истины, требующий конкретности в постановке и решении вопросов и т. д. (см. В. И. Ленин, Соч., т. 32, с. 72—73; т. 38, с. 213 —14). Во-вторых, к диалектич. М. з. принадлежат законы логич. воспроизведения в мышлении хода (осн. этапов, истории) развития тех или иных предметов и явлений действительности: природы, общества, а также и самого мышления. Эти законы совпадают по содержанию с общими законами развития объективной реальности; точнее говоря, общие законы развития предметов оказываются в таких случаях и законами развития мысли. Осн. наиболее общими законами развития предметов и явлений в любой области действительности являются законы: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания закон. Логически воспроизвести (или представить) историю развития к.-л. предмета— значит мысленно проследить характер действия этих законов в реальном, имеющем место в действительности (или в возможности) процессе. Естественно, что законы развития самих предметов оказываются, т. о., и законами движения мысли: «Диалектика вещей создает диалектику и д е й...» (Л е н и н В. И., Соч., т. 38, с. 188). Классич. образец логич. воспроизведения диалектики предмета дан в «Капитале» Маркса. Исследование общих диалектич. М. з. как законов познания имеет важное методологич. значение. Выдвигая на первый план этот логич. аспект диалектики, Ленин особо подчеркивает мысль о том, что «диалектика и е с т ь теория познания (Гегеля и) марксизма...» (там же, с. 360). Наконец, необходимо выделить диалектич. законы, выражающие специфику самого процесса отражения предметов и явлений действительности в мышлении. Отражение предметов, а также процессов их развития представляет собой сложный и противоречивый процесс движения мысли от поверхностного и одностороннего ко все более глубокому и полному знанию предмета.
В процессе познания, как отмечал В. И. Ленин, выделяются три члена: 1. Природа (познаваемые объекты); 2. Мозг человека как орган познания и 3. Форма отражения природы в познании человека. Последнюю составляют формы мысли и законы, присущие процессу познания. Один из осн. законов процесса отражения состоит в том, что всякий отд. предмет познается через общее (через многообразие общих понятий, отражающих отдельные, общие с др. предметами, стороны предмета). Всякое конкретное нечто предварительно разлагается мышлением на отд. части и стороны и лишь на основе образованных абстракций воспроизводится как целое (см. Анализ, Восхождение от абстрактного к конкретному). Законы процесса отражения — законы образования абстракций, форми-
рования и развития понятий, теорий и т. д. — представляют собой споцифич. формы проявления общих законов развития и являются отражением диалектики объективного мира. Законы, присущие предметам и явлениям действительности и выступающие как законы их познания, а также специфич. законы процесса отражения в совокупности определяют диалектич. метод исследования действительности, мысленного воспроизведения связей вещей и их развития.
Вместе с тем в процессе такого исследования используются уже сформировавшиеся понятия и суждения, в операциях с к-рыми существенно учитывать их формальные связи, подчиняющиеся формально-ло-гич. М. з., среди к-рых осн. значение имеют законы, выражающие зависимость истинности одних суждений от истинности (или ложности) других; при этом суждения характеризуются лишь своими логич. формами, а общность закона состоит в справедливости его для суждений определ. вида с любым конкретным содержанием. Значение законов этого рода состоит в том, что они определяют логически правильные формы умозаключений.
Существует (как это стало ясно в результате развития математич. логики) бесчисленное множество законов связи между суждениями н понятиями. Напр., наряду с известными в традиц. формальной логике законами (лежащими в основе описываемых в ней форм умозаключений) большое значение имеют мн. др. законы логики высказываний и логики предикатов, в частности коммутативности законы для конъюнкции и дизъюнкции: а-Ь=Ъ-а, a\/b=b\/a\ законы ассоциативности для этих операций: a-(b-c) = (a-b) -с, а\/(Ъ\/с) = (а\/Ь)\/с; законы идемпотентности: а-а=а, а\/а=а; законы поглощения: a\/(a-b)=a,a ■ (а\/Ь) = = а; законы де Моргана и др. Знак равенства выражает здесь отношения равнозначности между высказываниями, к-рое имеет тот смысл, что всегда, когда истинно сложное суждение, стоящее слева от него (при этом предполагается, что вместо переменных а, Ь, с взяты определ. суждения), то истинно также суждение, стоящее справа от него, и наоборот. Все эти выражения можно рассматривать также и как законы связи между классами (объемами понятий), если под а, Ъ, с понимать классы предметов, обладающих, соответственно, признаками а, Ь, с (см. Логика классов). При такой интерпретации мы получаем законы отношений между объемами сложных понятий, определяемые логич. структурой признаков, составляющих их содержание.
Законы связи между высказываниями, в свою очередь, могут быть выражены в форме высказываний. Так, закон, согласно к-рому при истинности суждения вида: «Все S суть Р» истинно также суждение вида: «Ни одно пс-Р не есть S», может быть выражен высказыванием «Если истинно суждение „Все S суть Р", то истинно и суждение „Ни одно яе-Р не есть 5"», или: «Если все S суть Р, то ни одно ве-Р не есть S». Обозначив отношение, выражаемое словами «если..., то...» (импликация), знаком „ — >", получим: (1). «Все S суть Р—»Ни одно не - Р не есть S». Аналогично, напр., для а-а=а получаем высказывание: (2) [а-а~^а] ■ [а-^а-а].
Подобные выражения отличаются тем, что они обращаются в истинные суждения при подстановке на место встречающихся в них переменных (в приведенных выражениях S, Р, а, Ъ, с) любых допустимых значений (характер к-рых зависит от семантич. природы переменных; напр., допустимыми значениями для переменных S, Р являются любые классы предметов; для а, Ь — любые суждения) и т. п. В силу этого такие выражения наз. тождестве нн о-и с-тинными(а иногда тавтологиями или логич. тавтологиями); сами законы (имеются в виду законы связи
МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ 521
между суждениями и понятиями) определяют именно как тождественно-истинные выражения; более точно, формальнологич. законы представляют собой такие тождественно-истинные выражения, в к-рых нет постоянных терминов (терминов с вполне определ. содержанием), кроме логич. констант (см. Константа).
Суждения, к-рые получаются из тождественно-истинных выражений при замене переменных постоянными терминами (и, следовательно, превращающиеся, наоборот, в тождественно-истинные выражения при замене в их словесной формулировке всех нелогич. постоянных терминов переменными), представляют собой конкретные проявления логич. законов. Нередко (особенно в традиц. логике) их также наз. логич. законами.
Исследование законов связи между высказываниями и выработка критериев для их распознавания составляют важную задачу математич. логики, в к-рой впервые было сформулировано точное понятие логич. закона этого вида. Это понятие играет важную роль в анализе логич. связей; так, с его помощью удалось уточнить понятие логич. следствия и выработать точные критерии, по к-рым можно судить о логич. правильности умозаключений.
Логич. законы связи между суждениями представляют собой выражение общих логич. свойств суждений и гл. обр. свойств логич. отношений, составляющих общий смысл (формальное содержание) суждений, различных по своему конкретному содержанию, но имеющих одну и ту же логич. форму. По существу логич. отношения — это нек-рые наиболее общие объективные отношения, стихийно выделенные в историч. процессе формирования мышления (зафиксированные в логич. связках языка) и определяющие его осн. формы. В этом смысле М. з. носят объективный характер, что выражается, в частности, в возможности чисто онтологических их формулировок. (Напр., закон «Все 5 суть Р -* Ни одно не-Р но есть S» может быть истолкован так: «если каждый предмет, обладающий свойством S, имеет свойство Р, то ни один предмет, не имеющий свойства Р, не имеет и свойства 5».) Они являются М. з. лишь постольку, поскольку определяют общие формы умозаключений.
Марксизм-ленинизм понимает М. з. (и диалектические, и формальнологические) как отражения закономерных связей и отношений объективного мира в сознании людей. В зарубежной лит-ре существует взгляд, что законы, изучаемые формальной логикой, вообще не имеют никакого специального отношения к мышлению (см., напр., Я. Лукасевич, Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики, М., 1959, с. 48). Этот взгляд является следствием неправомерного, отвергаемого диалек-тич. материализмом, противопоставления М. з. законам внешнего мира. «Законы логики, — по определению Ленина, — суть отражения объективного в субъективном сознании человека» (Соч., т. 38, с. 174). Вместе с этим диалектич. материализм подчеркивает определенное единство законов объективного мира и мышления. «Над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласоваться между собою» (Э н-гельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 213). Всякий закон объективного мира в определ. смысле является вместе с тем М.з., ибо, как это отмечал Фреге, любой закон, указывая на то, что есть в действительности, указывает также на то, как правильно мыслить о соответствующей области явлений действительности; логические же законы, по характеристике Фреге, являются наиболее общими законами,
предписывающими, как следует думать всюду, где вообще думают (см. «Grundgesetze der Arithmetik», Iena, 1893, Bd 1, S. XV). Всеобщность логич. законов, состоящая в том, что они (в отличие от др. законов науки) не связаны со спецификой объектов той или иной области, и обусловленная этим их особая роль в мышлении служат основанием для выделения их как М. з.
Решение вопроса о том, является ли то или иное выражение логич. законом, зависит от истолкования встречающихся в нем логич. постоянных (что обычно не учитывалось в традиц. логике). Так, предложение (1), рассматриваемое в традиц. логике как выражение логич. закона, оказывается таковым лишь при определ. понимании слова «суть», а именно, если ему придается ноэкзистенциальный смысл, при к-ром в суждениях вида «Все <р суть ф » и «Ни одно <р не есть ф» не обязательно подразумевается существование предметов ер; если же связка «суть» понимается в экзистенциальном смысле (предполагающем существование предметов <р, имеющихся в виду в суждении вида «Все <р суть <|л>; именно в этом смысле она употребляется обычно в традиц. логике), то предложение (1) не выражает логич. закона, ибо высказывание «Если все S суть Р, то ни одно не-Р не есть 5» становится ложным в случае, когда Р представляет собой универсальный класс предметов (т. к. «не-Р» оказывается пустым классом). С др. стороны, при употреблении связки «есть», в неэкзистенциальном смысле оказывается, что нек-рые выражения, принимавшиеся в традиц. логике за логич. законы, не являются таковыми. (Напр., закон, соответствующий принципу умозаключения по модусу Darapti, и др.).
В совр. логике принято говорить о логич. законах лишь в той или иной логич. системе, строящейся на основе точного определения употребляющихся в ней терминов; при этом, однако, не всегда осознается, что в самих этих определениях с большей или меньшей степенью полноты воспроизводится интуитивно воспринимаемый смысл логич. терминов обычного языка и тем самым отражаются свойства обозначаемых ими логич. отношений. Существуют разные логич. системы, различающиеся определением употребляемых в них логич. связей. Так, наряду с классич. системами с т. н. материальной импликацией, существуют системы со строгой и сильной импликацией. Есть системы, различающиеся истолкованием отрицания и др. логич. связей. Выражения, доказуемые (представляющие собой законы логики) в одних логич. системах, могут быть недоказуемыми в других. Существенно различаются по составу законов системы классической и конструктивной логики (см. Конструктивное направление, Интуиционизм, Принцип исключенного третьего). Это многообразие систем может создать ошибочное представление о произволе в их построении; оно является одним из гносеологич. источников идеалистич. истолкования природы логич. систем и логич. законов нек-рыми философами и логиками-нсмарксистами. Так возник, напр., распространенный в совр. бурж. логике принцип конвенционализма. В действительности, однако, различия систем по составу логич. законов (подобно, напр., различию между классич. и релятивистской механикой) обусловлены степенью полноты и точности отражения в них определ. объективных связей, прежде всего логич. отношений.
В традиц. формальной логике было принято выделять в качестве основных четыре логич. закона: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Содержание этих законов не было выяснено с достаточной точностью (это особенно касается трех первых из указанных законов), о чем свидетельствует
522 МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ — МЭЙО
поразительный разнобой в их формулировках; при этом нередко под одними и теми же названиями подразумевались фактически разные положения. Более или менее ясно выделяются два различных понимания этих законов. С одной стороны, под этими законами понимаются законы, представимые в виде тождественно-истинных выражений. Закон тождества в этой трактовке может быть описан как утверждение, что всякая вещь, имеющая нек-рое качество А, имеет его: А есть А; согласно закону противоречия, не могут быть истинными два суждения, из к-рых в одном
отрицается то, что утверждается в другом (А -А); по закону исключенного третьего одно из таких суждений обязательно истинно (А \/ А). С таким содержанием они вошли в математич. логику, в к-рой, однако, их не считают основными. Обычно в логич. системах они выводятся из др. законов, принятых за исходные. «Они не более основные и не более самоочевидны, чем различные другие принципы» (Р а с-сел В., Проблемы философии, СПБ, 1914, с. 54). В др. истолковании эти законы вместе с законом достаточного основания (к-рый вообще не находит места в системах математич. логики) представляют «обой специфич. законы мышления как познавательной деятельности (законы логики в этом смысле не учитываются явно при построении систем математич. логики, поскольку здесь ставится задача формализации выводов и доказательств, а не исследование процесса мышления вообще):
I. Закон тождества выражает необходимость выде лять всякий предмет мысли по относительно посто янным признакам с тем, чтобы с ним можно было оперировать как с тождественным самому себе в этих (определяющих) признаках. (Этот принцип часто фор мулируется в виде требования определенности и тож дества понятий самим себе в процессе рассуждения или определенности и постоянства значений слов, см. Аристотель, Метафизика, IV, 4.)
II. Согласно закону противоречия (к-рый при данном понимании иногда называют законом непротиворечия), недопустимо что-либо утверждать и то же самое (в том же смысле, о том же самом предмете, взятом в то же время и в том же отношении) отрицать. В процессе познания нередко возникают такие ситуации, когда оказываются как будто истинными утверждение и отрицание того же самого. Действие данного закона проявляется при этом в стремлении разрешить возникшее противоречие путем уточнения мысли, более строгого определения понятий, посредством отказа от нек-рых предпосылок и т. д. Обеспечение непротиворечивости науч. систем является непременной заботой любой науки.
III. По закону исключенного третьего, решение всякого вопроса должно доводиться до определ. утверждения или отрицания (между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого нет ничего третьего). В силу неопределенности граней в природе обычны «лучаи, когда о нек-ром явлении а (из класса явлений, для к-рых имеет смысл утверждать или отрицать наличие нек-рого признака Р) нельзя сказать, что оно обладает этим признаком, и вместе с тем неприемлемо отрицание этого признака относительно данного явления (напр., нек-рые промежуточные состояния между жизнью и смертью таковы, что об организме нельзя определенно сказать, жив он или нежив). Смысл закона исключенного третьего сводится в таких случаях к требованию уточнения понятий (хотя бы за счет допустимого огрубления явлений действительности, искусств, усиления разграничит, линий между различными их классами) так, чтобы обеспечить возможность определ. решения вопроса о наличии или отсутствии Р в том или ином конкретном
случае (если, конечно, решение подобных вопросов имеет существ, значение).
Когда в логике формулируют законы противоречия и исключенного третьего как выражения свойств
противоречащих суждений (А-А и А \/ А), то имеют в виду именно суждения, обработанные в соответствии с требованиями, выраженными в пунктах I, II и III.
IV. Закон достаточного основания указывает на необходимость утверждать или отрицать что-либо лишь на достаточном основании (причем следует иметь в виду не только логич. основания, но также, напр., показания органов чувств при определ. условиях; в конечном счете основанием всех утверждений науки является обществ, практич. деятельность).
Перечисленные в пунктах I—IV законы выражают наиболее общие и необходимые условия не только логич. правильности, но и самой возможности мышления как познават. деятельности и потому правомерно называются осн. М. з. (подробное см. Тождества закон, Противоречия закон, Принцип исключенного третьего, Достаточного основания принцип). В определ. смысле их можно назвать формальнологическими, поскольку они выражают общие необходимые требования, к-рым должны удовлетворять осн. формы мысли — понятия и суждения, независимо от их конкретного содержания. К числу логич. М. з. этого же рода относятся также необходимые условия, к-рым должны удовлетворять различные формы логич. операций (эти условия формулируются обычно в виде правил; таковы, напр., правила определения, правила деления понятий и т. п.).
Формальнологич. М. з. имеют самостоят, значение и действуют в любом процессе познания наряду с диалектич. М. з. И те и другие объективны по происхождению, в них находят отражение наиболее общие свойства, отношения и законы развития объективного мира, а также общие условия и закономерности развития общественной практич. деятельности людей. Этим объясняется их единый, общечеловеч. характер. См. также Логика диалектическая, Диалектический материализм, Формальная логика.
Лит.: Маркс К., [Письмо] Л. Кугельману, 11 июля 1868, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, [Л.], 1953; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 79—90, 309—17, 349—58; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; Л е-н и н В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 344—46; его же, Философские тетради, там же, т. 38; Аристотель, Метафизика, М.—Л., 1934, кн. 4и9; Ахманов А. С, Формы мысли и законы формальной логики, в сб.: Вопр. логики, М., 1955; Розенталь М. М., Принципы диалектич. логики, М., 1960, гл. 3; Рассел Б., Проблемы философии, пер. с англ., СПБ, 1914, с. 54; К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, с. 373; Витгенштейн Л., Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958, с. 59—60; Клаус Г., Введение в формальную логику, пер. с нем., М., 1960, гл. 3; F г е g e G., Grund-gesetze der Arithmetik, Bd 1, Jena, 1893, S. 13; Wright G. H. v о n, Form and content in logic, Camb., 1949.
E. Войшвилло. Москва.
МЭЙО, Ме й о (Мауо), Элтон (26 дек. 1880 — 7 сент. 1949)—амер. бурж. социолог, проф. в школе бизнеса при Гарвардском ун-те, один из основателей амер. индустриальной социологии, психологич. направления в ней (т. н. «школа М.») и программы «человеческих отношений» (см. «The human problems of an industrial civilization», 1933, нов. изд. [1949]). Все проблемы отношений между социальными группами в пром-сти (напр., предпринимателей и рабочих), по М., лежат в области взаимного сознательного или эмоционально-личного отношения между членами этих групп («коммуникации» между ними), их взаимопонимания. Не существует якобы объективного противоречия классовых (в т. ч. экономия.) интересов предпринимателей и рабочих, но лишь «нарушения коммуникации» между отд. представителями этих социаль-
МЭМФОРД - МЭХЭН 523
■вых групп. Поэтому путь ликвидации столкновений между трудом и капиталом (в т. ч. забастовок) лежит в улучшении личных отношений рабочих и предпринимателей (руководства). Извращая существо реальных отношений эксплуатации на капиталистич. предприятии, М. утверждал, что рабочие как личности заинтересованы не в повышении своего материального благосостояния и улучшении условий труда, а в установлении доброжелат. личных отношений друг с другом и с начальством; это объясняется тем, что все материальные потребности трудящихся в совр. капиталистич. обществе якобы удовлетворены. Социология, согласно М., должна практически содействовать установлению «мира в промышленности», к-рый провозглашается им «главной проблемой современности». Индустриальная социология должна вырабатывать рекомендации по влиянию на сознание, психологию, мораль трудящихся с тем, чтобы приспособить их к существующим буржуазным отношениям, т. е. примирить с отношениями эксплуатации.