Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общий обзор литературы по М. 12 страница



Однако результаты семиотич. анализа М. социально­го поведения человека в обществе противоречивы. С од­ной стороны, М. указывает на необходимость иссле­дования каналов передачи информации в обществе, средств массовой коммуникации; на необходимость изучения знаковых систем, к-рые в той или иной фор­ме употребляются всеми членами данного коллектива и с помощью к-рых они овладевают своим поведением и регулируют его. Позитивная сторона этих идей выявилась в связи с развитием приложений киберне­тики, математики и логики к изучению социальных процессов. Но, с др. стороны, М. абсолютизирует зна­чение языка как средства коммуникации, сводит при­чину всех обществ, конфликтов лишь к неправильно­му употреблению знаков, видит в знаках «...наиболее мощный инструмент в индивидуальном освобождении и в социальной реконструкции общества» («Signs, language and behavior», N. Y., 1946, p. 244). По М., необходимо различать «социально-здоровые» и «со­циально-патологические» знаковые процессы — т. н. социальную патологию знаков, проявляющуюся в использовании их индивидуумами и группами в эго-. истич. целях.


Сознавая до нек-рой степени пороки капитализма в США, М. в качестве средства разрешения всех со­циальных конфликтов предлагает т. н. «прикладную семиотику», в основе к-рой лежит апологетич. про­славление идеала бурж. демократии и амер. образа жизни и к-рая отнюдь не затрагивает основных усто­ев амер. империализма. В целом филос. взгляды М. представляют собой сочетание прагматизма, особен­но прагматистской концепции Дж. Мида, со мн. поло­жениями логического позитивизма. Следуя последне­му, М. считает, что философия должна полностью принять методы и установки точных наук, что она якобы должна ограничиться миром непосредствен­но данного и признать бессмысленными общие рас­суждения об объективно существующем мире, лежа­щем в основе человеч. опыта (см. «Pragmatism and the crisis of democracy», Chi., 1934). Следуя праг­матизму, M. подчеркивает, что философия должна рас­сматривать изучаемые ею проблемы в процессе их «работы», функционирования.

Соч.: Logical positivism, pragmatism and scientific empiricism, P., 1937; Six theories of mind, Chi., 1932; Paths of life, preface to a world religion, N. Y.— L., [1942]; 2 ed., N. Y., 1956; The open self, N. Y , [1948]; Axiology as the science of preferential behavior, в кн.: Value; a cooperative inquiry, ed. R. Lepley, N. Y., 1949; Varieties of human value, Chi., [1956].

Лит.: Black M., Language and philosophy, Ithaca (N., Y.), 1949, ch. 7, The semiotic of Charles Morris.

И. Добронравов. Москва. МОРРИСОН(Morrison), Герберт Стэнли (р. 3 янв. 1888) — англ. социолог, нолитич. деятель, лидер и идеолог лейбористской партии. В 1929—31:—ми­нистр транспорта, в 1940—45 —министр внутр. дел и гос. безопасности, в 1951 (март — октябрь) — министр иностр. дел. В гл. своей работе «Мирная револю­ция» («The peaceful revolution», 1949) М. под маской «демократич. социализма» пропагандирует оппорту-нистич. теорию врастания капитализма в социализм, к-рын он определяет как «признание обществом ответ­ственности за социальные проблемы». Вслед за Кейп-сом М. говорит о якобы возможном планировании х-ва, устранении антагонистич. противоречий, достижении полной занятости в условиях капитализма; гос-во, по его мнению, стало играть новую роль: обеспечение общего «благосостояния» и «социальных услуг». Факт существования лейбористского пр-ва в Англии М. рас­ценивает как «осуществленную социальную револю­цию», к-рая, по М., произошла «с общего согласия». Национализацию лейбористским пр-вом нек-рых отра­слей пром-сти и ограниченное планирование эконо­мики в условиях капитализма М. отождествляет с пе­реходом к социализму, выдавая усиление функции контроля со стороны гос-ва и рост гос.-монополистич. капитала за построение социализма. Рабочих, по его мнению, не следует допускать к управлению национа­лизированными предприятиями, т. к. они еще не спо­собны управлять. Принцип капиталистич. прибыли, по М., «правилен и справедлив». По существу М. оправ­дывает колониализм, утверждая, что «капиталистич. империализм» — удел 18 и 19 вв. и что ныне во всей Британской империи не существует эксплуатации.

Соч.: Socialization and transport, L., 1933; Looking ahead, L., 1943; How London is governed, L., 1949; Govern­ment and Parliament, Oxf., 1954; Economic planning, [L., 1946].

Лит.: Итон Д., Маркс против Кейнса. Ответ на «социализм» Г. Моррпсона, пер. с англ., М., 1958.

П. Зыков. Москва.

МОСКА (Mosca), Гаэтано (1 аир. 1858—8 нояб. 1941) — итал. бурж. юрист, социолог и историк об­ществ, -политич. мысли. Известен концепцией о «поли-тич. или правящем классе» («Элементы политич. нау­ки» — «Elementi di scienza politica», 1 ч., 1896, 2 ч., 1923, 6 изд., 1953), сформировавшейся под влиянием Тэна и Гумпловича и являющейся разновидностью реакц. элиты теории. М. утверждал, что «во всех об-


508 МОСКАЛЕНКО — МОСТОВСКИЙ


ществах... существуют два класса людей, управляю­щие и управляемые» (указ. соч., ч, ,2, р. 78). Класс управляющих, хотя он и составляет меньшинство, обладает силой, богатством, организованностью, ис­пользует достижения культуры. По характеристике Грамщи, правящий класс М. «...есть не что иное как интеллигенция господствующей группы», а. учение о нем является «...попыткой объяснить исторический процесс образования и развития интеллигенции и ее роль в государственной и общественной жизни» (Избр. произв., т. 3, М., 1959, с. 458, прим.), Демократию М. считал расширенной аристократией. Он изображал историю как борьбу классов за власть, исход к-рой определяется соответствием качеств того или иного класса потребностям эпохи, отражающим в свою оче­редь изменения в религии, политич. мышлении, науч-но-технич. и экономич, развитии (см., напр., «Storia delle dottrine politiche»,, 2 ed., 1937, nuova ed., 1957).

M. отрицал возможность монистич. толкования исто­
рии, считая, что в последней царит «плюрализм при­
чин». Он враждебно относился к науч., социализму,
характеризуя его как перенос демократич, утопий
из области гос. права и философии в область политики
и теоретич. экономики; отрицал,роль нар. масс в исто­
рии и считал нар. революции «кровавой и ужасной
бойней»,: тормозящей ход истории. -

Осн. положения учения М. о правящем классе объ­ективно оправдывали фашизм..Но сам он отрицатель­но относился к фашизму и его идеологии (в частности, резко критиковал фашистские расистские теории). Фашизм, согласно М., знаменует кризис и упадок «бурж. цивилизации 19 b.»j

Соч.: Sulla teorica dei governi e sul governo parlamen-
tare, Palermo, 1884, 2 ed., Milano, 1924; 11 principio aristo-
cratico e il democratico nel passato e nell'avvenire, Torino,
1903; Cenni ■ storici e critici' sulle dottrine razziste, Roma,
1933; Partiti e sindicati nella crisi del regime parlamentare,
Bari, 1949. . , .

Лит.: Беккер Г. и ' Б о с к о в А., Современная еоциологич. теория в ее преемственности и изменении, М., 1961; Michel's R., Gaetano Mosca und seine Staatstheo-rien, в кн.: Schmoller's Jahrbuch..,, Munch.— Lpz., 1929, Jg: 53, H. 5, S. ill —30; Plane M.' delle, Gaetano Mosca. Classe politica e liberalismo, Napoli, 1952:

, И. Добронравов. Москва.

МОСКАЛЕНКО,Федор Яковлевич (р..7(20) июня 1901 ]— сов. философ, д-р филос. наук (с 1953), профес­сор (с 1953). Член КПСС с 1927, Окончил Черниговский ин-т нар. образования (1926) и аспирантуру по фило­софии при Ленингр. отделении Коммунистич. акаде­мии (1932). С 1932 преподавал марксистскую фило­софию и логику в, вузах, с 1963— профессор-консуль­тант Киевского ун-та. Разрабатывает вопросы логики. Соч.: Великий предшественник декабристов. 'К 150-летию книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», «Лит. Воронеж», 1940, № 4 (11); Учение об ин­дуктивных выводах в истории рус. логики, К., 1955; Вчення про шдуктивн1 висновки в Працях класитв pocificbKoi фшософп XIX ст., в сб.: Зб1рник фшософського факуль­тету, № 2. HayKOBi записки, т. 14, вип. 3, К., 1955; Карл Маркс i Фрщр1х Энгельс про шдукц1ю та шдуктивш вис­новки. там же, № 3, т. 16, вип. 4, К., 1957; «Матер!ализм i емшрткритицизм» В. I. Лен1на i критика 1деал1зму та соф1стичних перекручень у логщ1, в сб.: Теоретична зброя комушзму, К., 1959; В. И. Ленин о познавательном зна­чении индукции и индуктивных выводов, в сб.: Гносеоло-гич. содержание логич. форм и методов. (Научные труды кафедры философии), К., 1960; Вопросы науки логики в произв. Г. В. Плеханова, там же; Вопросы формальной логики в курсе диалектич. материализма, в сб.: Некоторые вопросы методики преподавания философии, К., 1961.

МОСС (Mauss), Марсель (10 мая 1872—10 февр. 1950) — франц. бурж. этнолог .и социолог, племян­ник и ученик Дюркгейма. С ,1900 — проф. Практи­ческой школы высших исследований, в-1925—27 — ректор франц. ин-та социологии, с 1939 — проф. Кол­леж де Франс, руководитель «Annee sociologiquc» [2 ser.] (с 1925), «Annales sociologiques», ser. B («Soc. religieuse») (с 1939); M.— издатель посмертных соч. Дюркгейма.


Для М. антропология — универсальная наука о человеке, включающая демография., экономич., мо­ральный, религ. и правовой аспекты. Социология и психология, цо М.,— части антропологии. Первая основывается на не вполне четком понятии «социаль­ной морфологии»^ объединяющем все условия жизни той или иной этнич. и обществ, группы. Различиям в типе «социальной морфологии» соответствуют раз­личия типов морали, экономики и правовых отноше­ний («Essai sur les variations saisonieres des societes eskimos», «Annee soc», v. 9). В социальных ин-тах сим­волически выражаются характерные особенности того или иного общества; самая символизация — явле­ние «коллективного», а но индивидуального созна­ния; последнее приобретает символич. характер толь­ко в случаях патологии. Символы как предмет еоцио­логич. и этнологич. исследования оказываются, с этой точки зрения, более реальными, чем то, что символи­зируется.

Несмотря на постоянное подчеркивание идеалисти­чески понимаемого примата «социального» и тезис о полном подчинении психологии социологии, в работах М., по сравнению с трудами его учителя, все отчетли­вее акцент на индивидуальное развитие и тенденция к психологизации социальных явлений. Вне прямого влияния фрейдизма М. начал развивать идею бессоз­нательного, проявляющегося, по его мнению, в рели­гии, магии и гл. обр. в языке. Работы М. оказали влия­ние не только на совр. бурж. социологию и этноло­гию, но также на психиатрию (антиклинич. направ­ление), особенно американскую.

Соч.: La religion et les origines du droit penal, P., 1897; De quelques formes primitives de classification, «Annee socio­logique», 1903, [t. ] 6; Esquisse d'une theorie generale de la magie, «Annee sociologique», 1904, [t.] 7 (совм. с Н. Hubert); La priere, [s. 1.], 1909; Rapports reels et pratiques de la psychologie et de la sociologie, «J. Psychol, normale et patho-logique», 1924, № 10; Effet physique chez l'individu de l'idee de mort..., там же, 1926; Essai sur le don. Forme archaique de l'echange, «Annee sociologique», [2 ser. ], [t. ] 1, P., 1925; Divisions et proportions des divisions de la sociologie, там же, [t.] 2, P., 1927; Une categorie de l'esprit humain: la notion de personne, «J. Royal Anthrop. Inst.», 1938, v. 68; Manuel d'ethnographie, P., 1947; La nation, «Annee sociologique», 3 ser. (1953—54), 1956; Sociologie et anthropologic, P., 1950 (сб. ранее опубликованных работ).

Лит.: Роговин М. С, Социологич. концепции совр. франц. и амер. психопатологии, «Ж. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова», 1964, т. 64, № 2.

__ М. Роговин. Москва.

МОСТОВСКИЙ(Mostowski), Анджей (р. 1 нояб. 1913) — польский логик.и математик, чл.-корр. Поль­ской АН (с 1956), проф. ун-та в Варшаве. М. принадле­жат труды по математич. логике, логич. основаниям теории множеств, по топологии и алгебре. М. написал также ряд монографий и учебников по этим дисципли­нам: большой ун-тский курс «Математич. логика» — «Logika matematyczna», 1948; оригинальное изложе­ние теории К. Гёделя в кн.: — «Неразрешимые пред­ложения формализованной арифметики» — «Senten­ces undecidable in formalized arithmetic», 1952, и др.

Из ранних работ М. (конец 30-х гг., частично сов­местно с А. Тарским и А. Линденбаумом) наибольшей известностью пользуются доказательства независи­мости аксиомы выбора от др. аксиом в ряде аксио-матич. систем теории множеств,— в том числе и при допущении, что всякое множество можно упорядо­чить. (Доказательства М. были получены для таких систем теории множеств, к-рые допускают сущест­вование индивидуумов, не являющихся множествами).

М. занимался исследованиями в области теории вы­числимых функций, теории разрешимых и неразреши­мых формальных систем, вопросами определимости множеств и функций средствами формальной теории, различными проблемами теории моделей, вопросами, относящимися к возможности или невозможности конечной аксиоматизации теории, обобщениями по­нятия квантора и мн. др.


МОТИВЫ — МОХНАЦКИЙ 509


Предложенная М. (1946), независимо от С. К. Клини, классификация множеств (и соответствующая ей иерархия логич. систем) в зависимости от формы, в к-рой могут быть выражены представляющие их предикаты, известна в миро-вой литературе под име­нем «классификации Клини — Мостовского». Она по­ложена М. (1957) в основу определения степени кон­структивности теории. Из многочисленных др. ре­зультатов М. следует отметить: полученное им (совм. с А. Тарским и Р. Робинсоном) доказательство того, что всякая подсистема (частичная система) формали­зованной арифметики, содержащая знаки сложения и умножения, является неразрешимой; доказатель­ство существования полных систем аксиом и правил вывода для нек-рых многозначных исчислений пре­дикатов (1961), полученное средствами топологии (на основе теоремы Тихонова, т. е., как отмечает сам М., неконструктивно), и, наоборот, пример системы с та­кими кванторами, к-рые делают систему неаксиомати­зируемой; пек-рое обобщение теоремы Гёделя о непол­ноте формализованной арифметики (1961).

Первоначально филос. взгляды М. формировались под влиянием львовскв-варшавской школы, но в наст. время М. занимает материалистич. позиции в пони­мании природы логики и математики, подвергает кри­тике неопозитивистские взгляды на математику, под­черкивает значение филос. проблем оснований мате­матики для развития самой математики.

Соч.: О niezaleznoSci definicji skonczonoeci w systemie Iogiki, Кг., 1938; Uber die Unabhangigkeit des Auswahlaxi-oms und einiger seiner Folgerungen (совм. с A. Lindenbaum), «Sprawozdania z posiedzen Towarzystwa naukowego War-szawskiego», wydzial 3 nauk matem.-fizycznyeh, 1938,rok31, z. 1 — 3; Boolesche Ringe mit geordneter Basis (совм. с А. Таг-ski), «Fundamenta Math.», 1939, t. 32; Uber die Unabhan­gigkeit des Wohlordnungssatzes vom Ordnungsprinzip, там же; On definable sets of positive integers, там же, 1946, t. 34; с. 81 —112; A classification of logical systems, в сб.: Studia Philosophica, v. 4, Posnaniae, 1951, c. 237—74; Undecida-bility and essential undecidability in arithmetic (совм. с R. M. Robinson и A. Tarski),: в кн.: T a r s k i A., Undeci-dable theories, Amst., 1953; The classical and the ш-сотр-lete arithmetic (совм. с A. Grzegorczyk и С. Ryll-Nardzew-ski), «J. Symbolic Logic», 1958, v. 23, JMi 2; On various deg­rees of constructivism, в кн.: Constructivity in mathematics, Proceedings of the Colloquium held at Amst., ed. by A. Hey-ting, Amst., 1959; Axiomatizability of some many valued predicate calculi, «Fundamenta Math.», 1961, t. 50, fasc. 2; An example of a non-axiomatizable many valued logic, «Z. Math. Logik und Grundlagen Math.», 1961, Bd 7; A genera­lization of the incompleteness theorem, «Fundamenta Math.», 1961, t. 49, fasc. 2; A system of analysis based on an infini-tary rule of proof, в сб.: Infinitistic methods. Proceeding of the International symposium on foundations of math., Warsz., 1959, [Oxf., а. о.], 1961; в рус. пер.— Совр. состоя­ние исследований по основаниям математики, «Успехи матем. наук». Нов. сер., т. 9, 1954, № 3(61).

МОТИВЫ(франц., ед. ч. motif, от лат. moveo — двигаю) — побуждения к деятельности, связан­ные с удовлетворением определ. потребностей; совокупность внутр. психологич. условий, вызы­вающих, направляющих и управляющих человеч. действиями и поступками. Объект потребности, отражаясь в голове человека и побуждая к дея­тельности, выступает в качестве М., предполагаю­щих более или менее осознанную цель действия. Отношение М. к цели действия выражает смысл деятельности. Т. о., М. не тождественны целям действия, образуя с ними единство. Одни и те же М. порождают различные по целям действия, сходные дей­ствия могут вызываться разными М.

Поскольку потребности человека детерминиро­ваны его обществ.-историч. деятельностью, то и М., как форма проявления его потребностей, всегда озна­чают «...то объективное, в чем эта потребность кон-кретизуется в данных условиях и на что направляет­ся деятельность, как на побуждающее ее» (Леон­тьев А. Н., Проблемы развития психики, 1959, с. 225—26). В качестве побуждений сознат. деятель­ности М. являются «идеальными силами» и «идеаль-


ными стремлениями». Материалистич. взгляд на М. человеч. деятельности состоит в том, чтобы, призна­вая существование идеальных побудит, сил, не оста­навливаться на них, а идти к их движущим обществ.-историч. причинам, к-рые в головах действующих лю­дей принимают форму данных М. или побуждений. М. могут выступать в форме образов, мыслей и волевых стремлений, отличаясь значит, многообразием. В за­висимости от того, насколько осознаны М., различают влечения и желания. Влечения — это М. деятель­ности, представляющие собой еще не дифференциро­ванную, недостаточно отчетливо осознанную потреб­ность. Желание как М. деятельности характеризует­ся осознанностью потребности, при этом осознавать­ся могут не только объекты Потребности,'' но и воз­можные пути ее удовлетворения. Среди разнообразных М. в каждый момент жизни человека одни получают большее, другие меньшее значение и в связи с этим может возникать борьба М. Одно желание субъектив­но противопоставляется другому, сталкивается с ним. Исход борьбы М. зависит от уровня развития лично­сти. -Mi отличаются друг от друга видом потребности, к-рой они отвечают, формой, к-рую они принимают (понятие, образ, мысль, мечта и т. п.), степенью акту­ализации или действенности, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в к-рой они реализуются (М. трудовой деятельности, М. учебной деятельности и т, д.). Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одно­временно действующим и взаимодействующим М., образующим разветвленную систему мотивации дей­ствий и поступков человека. Психологич. изучение М. открывает широкие возможности науч. предвидения характера,- хода и результата деятельности, а также ее формирования. См. также Доля, Интерес, Личность, Потребности.

Лит. ом. при ст. Потребности.

, г А. Петровский. Москва.

МОТОРА ЮДЗИРО(1858—1912) — япон. ученый, психолог и философ, «Колебавшийся между материа­лизмом и идеализмом», как правильно характеризо­вал его Нагата Хироси. Философию изучал в Бостон­ском ун-те й ун-те Джона Хопкинса (США). В 1888 вернулся в Токио. М. Ю. отвергал возможность по­строения науч. психологии в отрыве от мира мате­риальных явлений («Психология»—«Синригаку», 1890). М. Ю. придерживался реакц. социально-политич. взглядов. - .

Лит.:' История философии, т. 4, М., 1959, с. 545—47; С а й г у с а Хирото, Нихон юибуцуронея (Япон. мате­риалисты), Токио, 1956, с. 276, 279— 80; Ф у н а я м а С и н ъ и т и, Мэйдзи тэцугаку си кэнкю (Изучение исто­рии философии времени Мэйдзи), Киото, 1959, стр. 19, 20, 22, 23, 46, 153, 261, 265, 276—77.

Я. РадулЪ-Затуловский. Ленинград.

МОХНАЦКИЙ(Mochnacki), Маурици [13 сент. 1803 (или 1'804) — 12 дек. 1834] — польский фило­соф, представитель эстетики революц. романтиз­ма. Принимал участие в шляхетско-революц. движе­нии; был одним из организаторов восстания 1830. В это время М. выдвигал идею социальной револю­ции и союза народов в борьбе против деспотизма. По­следние годы жизни провел в эмиграции во Франции.

Основы филос. и лит. взглядов М. сформировались под влиянием нем. романтич. школы, гл. обр.филосо­фии Шеллинга. Согласно М., история — это процесс достижения народом самопознания, к-рое, по его мне­нию, осуществляется в лит-ре, представляющей собой сознание и совесть парода. Поэтому важнейшей проб­лемой философии М. считал проблему народности лит-ры. Разрабатывая социально-политич. идеи, он считал, что польская революция должна быть в своей основе тождественна с восстановлением исконных нац. прав и традиций. Этот элемент обществ, теории М. был фактором его позднейшего сближения с кон-


510 МО-ЦЗЫ — МУНЬЕ


серваторами. М. принадлежит ряд работ в области истории лит-ры и политики: «О польской литературе 19 в.» («О literaturze polskiej w wieku dziewietnastym», 1830), «Восстание польского народа в 1830—1831 гг.» («Powstanie narodu polskiego w roku 1830 i 1831», t. 1-2, 1834—35) и др.

Соч.: Dziela, t. 1 — 5, Poznan, 1863; Pisma wybrane, [Warsz.], 1957; в рус. пер.— в кн.: Избр. произв. прогрес­сивных польских мыслителей, т. 2, М., 1956, с. 55 — 65.

Лит.: S 1 i w i n s k i A., M. Mochnacki. Zywot i dzi-eja, Lwuw, 1910; Gollenhofer J., Polityczna strona dziaJalnoSci M. Mochnackiego, Kr., 1910; BankowskiP., M. Mochnacki jako teoretyk i krytyk roraantyzmu polskiego, Kr., 1913; Szacki J., Mochnacki i problem historii, «Arch, historii filoz. i mysli spojecznej», 1959, №4; S с h.r fi­de r H., Studien iiber M. Mochnacki mit besonderer Berii-cksichtigung des deutschen Einflusses, B.— Wiesbaden, 1953.

E. Шацкий. ПНР. МО-ЦЗЫ(М о Д и) (479—381 до и. э.) —кит. фи­лософ и политич. деятель, создатель моизма — учения, направленного против конфуцианства. Осн. источником для изучения жизни и взглядов мысли­теля служит философско-политич. трактат «Мо-цзы», излагающий учение как самого М.-ц., так и его после­дователей. М.-ц. происходил из средних слоев и выра­жал их идеологию. Вначале выступил гл. обр. с кри­тикой доктрины о воспитании народа посредством му­зыки (юэ) и ритуала (ли) («Мо-цзы», гл. Фэй жу, II). В дальнейшем подверг критике зтико-политич. систе­му конфуцианства; в основе критики лежали разрабо­танные М.-ц. принципы шансянь (уважение талантов), шантун (взаимоуважение), цзеюн (экономия), фэйгун (ненападение) и Цзяньай (всеобщая любовь). М.-ц. утвер­ждал, что доступ к власти должен быть открыт для всех способных и талантливых людей, а не только для тех, кто имеет знатное происхождение (принципы шансянь и шантун), выступал против аристократич. роскоши И излишеств (принцип цзеюн), войн (принцип фэй­гун): «нельзя нападать на соседние царства, убивать народ, захватывать скот и грабить богатства» («Мо-цзы», гл. Лу вэнь). Принцип всеобщей любви был ос­новным в системе М.-ц. По его мнению, все социаль­ные и политич. конфликты можно разрешить с помо­щью этого морально-этич. принципа. В принцип все­общей любви М.-ц. вкладывал еще экономич. и поли­тич. значение, т. к. подкреплял необходимость его осуществления идеей о «взаимной выгоде» (любя друг друга и помогая друг другу, люди могут избегать экономич. трудностей), а если правитель будет управ­лять страной, руководствуясь этим принципом, то никогда не будет политич. хаоса. Не видя в тогдаш­нем обществе социальной силы, способной побудить людей выполнять его принципы, М.-ц. прибегал к традиционному положению о «воле неба», утверждая, что небо наказывает тех, кто не проявляет любви к ближнему («Мо-цзы», гл. Фа и). Выступая против конфуцианского определения «воли неба» как божест­ва, предопределяющего судьбу человека, М.-ц. го­ворил, что если люди поверят в судьбу, они переста­нут бороться за свое благосостояние (см. там же, гл. Фэй мин). М.-ц. впервые в истории кит. философии выдвинул категории причины (гу) и рода (лэй), на основе материалистич. истолкования к-рых разви­лась теория познания и логики позднейших моистов. М.-ц. говорил, что истиной является: 1) то, что ос­новывается на опыте прошлого (причем он требовал критич. его изучения: брать у древности только хо­рошее; 2) то, что соответствует пользе народа; 3) то, что является истиной в понимании народа (если народ говорит «да», это будет истина). Выступая против рас­пространенной теории «врожденного знания», М.-ц. говорил, что знания человек получает только в про­цессе практич. деятельности, а те знания, к-рые чело­век получил и к-рым не находит применения, в жизни не являются истинными. Учение М.-ц. подвергалось непрерывным нападкам со стороны конфуцианцев.


Лит.: Петров А. А., Очерк философии Китая, в сб.: Китай, М.—Л., 1940; Ян X и н - ш у н, Теория поз­нания моистов, «Вопр. философии», 1956, № 1; Ян Ю н-г о, История древнекитайской идеологии, М., 1957, с. 91 — 172, 339—75; История философии, т. 1, М., 1957, с. 62—63; Александров Г. Ф., История социологич. учений. Древний Восток, М., 1959.

МУКАРЖОВСКИЙ(Mukarovsky), Ян (р. 11 сент. 1891) — чешский философ, литературовед и эсте­тик. Академик, проф. эстетики Карлова ун-та в Праге. В осн. своих работах М. решал проблемы эстетики и литературоведения с позиций структурализма. После 2-й мировой войны М. подверг пересмотру ис­ходные положения структуралистской эстетики и перешел на позиции марксистского литературо­ведения.

Соч.: EstetikA, funkce, norma u hodnota jako socialnf
fakty, Praha, 1936'; Kapitoly z ceske poetiky, dl 1 — 3, Praha,
1948. К. Хватик. ЧССР.

МУКИМЙ,Мухаммед Амин (1851—1903) — узб. просветитель, один из основоположников демокра­тической литературы в Узбекистане; стоял на идеа­листических позициях. Выражая интересы бедного крестьянства и трудовой части гор. населения, М. протестовал против неравенства и эксплуатации и разоблачал реакц. духовенство, представителей рус. и местной буржуазии. М. выдвигал принцип правди­вости и народности художеств, произведений, был сторонником передовой рус. культуры.

Соч.: Асарлар туплами, т. 1 — 2, Тош., 1960; на рус. яз.— Избр. произв., Таш., 1958.

Лит.: Муминов И. М., Из истории развития
обществ.-филос. мысли в Узбекистане конца XIX и начала
XX вв., Таш., 1957; Муминов И. М., X а й р у л-
л а е в М. М., Из истории прогрессивных эстетич. учений
в Узбекистане конца XIX и начала XX вв., «Изв. АН
Уз. ССР», сер. обществ, наук, 1958, № 5; Каримов Г.К.,
Узб. поэт-демократ М. и лит. его времени, Таш., 1962 (авто­
реферат), м. Хайруллаев. Ташкент.

МУМИНОВ,Ибрагим Муминович [р. 25 окт. (7 нояб­ря) 1908] — сов. философ, д-р филос.наук (с 1950), проф. (с 1950), акад. (с 1956) и вице-президент АН Узб. ССР (с 1956). Член КПСС с 1940. Член ЦК КП Узбе­кистана (избран XVI съездом КП Узбекистана, 1962). Окончил обществ .-экономич. факт Узб. педагогич. академии в Самарканде (1931). Научно-педагогич. ра­боту в области марксистско-ленинской философии ве­дет с 1931. Один из организаторов Гос. ун-та в Самар­канде (1933) и Ин-та философии и права АН Узб. ССР (1958). Пред. правления респ. об-ва по распростране­нию политич. и науч. знаний (с 1958). Специалист в об­ласти обществ.-филос. мысли народов Ср. Азии. Ре­дактор и один из авторов трудов: «Материалы по исто­рии прогрессивной обществ.-филос. мысли Узбеки­стана» (1957), «Вопросы дналектич. материализма». («Диалектик материализм масалалари», 1958), «Воп­росы историч. материализма» («Тарихий материализм масалалари», 1962), «Из истории распространения марксистско-ленинских идей в Узбекистане» (1962).

Соч.: К вопросам истории развития общественно-филос. мысли в Узбекистане (XIX — начало XX вв.), «Тр. Узб. ун-та», новая серия, вып. 54, Самарканд, 1954; Филос. взгляды Мирзы Бедиля, Самарканд, 1946, нов. изд., Таш., 1958; Из истории развития общественно-филос. мысли в Узбекистане конца XIX и нач. XX вв., 2 изд., Таш., 1957; на узб. яз.— 1960; автор разделов об обществ.-филос. мысли народов Узбекистана, в кн.: История философии, т. 2, з, М,, 1957—59, Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1 — 2, М., 1955—56.

МУНЬЁ(Mounier), Эмманюэль (1 апр. 1905 —22 мар­та 1950) —основатель и глава совр. франц. персона­лизма, организатор и руководитель его теоретич. органа — жури. «Esprit» («Дух») (осн. в 1932). М. характеризует свою теорию как филос, моральное и социальное учение, основанное на признании аб­солютной ценности личности. Человеч. личность, пи­шет М., «есть первичная реальность», она является «главным объектом и необходимым содержанием фило­софии» («Esprit», 1948, № il, p. 685). М. резко отгра­ничивает понятие личности от понятия индивидуума.


МУНЬЕ—МУР 511


Если индивид, по М.,— это изолированное яеловеч. «Я», замкнутый в себе, погруженный в свой внутр. мир человек (под к-рым М. подразумевает, в частно­сти, «эгоцентрич. буржуа» совр. капиталистич. общест­ва), то личность — это высшая духовная сущность, «единственная из всех реальностей Вселенной, под­линно „общаемая" (communicable. — Ред.)<> («Qu'est-ce que le personnalisme?», P., 1948, p. 52).В противопо­ложность индивиду личность стремится но к достиже­нию собств. счастья, а к благу всего общества. Но лич­ность, в понимании М., не может удовлетвориться лишь земными идеалами. Она в конечном счете стоит «над» условиями природы и общества. Конечная цель личности — превзойти «эмпирич. план» своего сущест­вования и устремиться к «сверхчеловеч. миру абсолют­ных ценностей». В этом призыве к потустороннему, к мистич. «благодати» персонализм М. опирается на непреложные «истины» христианства и выстугшет как религ.-филос. учение явно прокатолич. ориентации. Хотя М. призывает личность к борьбе и активному служению человечеству, он считает осн. задачей каж­дого человека духовное самосовершенствование и стремление к трансцендентному. Без ориентации "па трансцендентность «всякая свобода и всякая деятель­ность ведут к порабощению» (там же, р. 42). Персона­лизм М.— одна из разновидностей волюнтаристского идеализма (хотя сам М. называл свое учение «реализ­мом», противопоставляя его идеализму и материализ­му). Не отрицая реального существования внешнего мира,М. утверждал примат духовного над материаль­ным, полагая, что «именно благодаря духу все вещи обладают плотностью» («Revolution personnaliste et communautaire», P., 1935, p. 41).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.