M. разделяет общую с экзистенциализмом теорию «вовлечения» (engagement), но вносит в нее дек-рые изменения. Согласно М., личность не «брошена» в мир, не враждебна ему, а разумно «вовлекается», активно включается в него, преобразуя его согласно своим мо-рально-политич. устремлениям, вдохновляемым в конечном счете богом.
Персонализм М. ставил перед собой и конкретные социально-политич. задачи: борьбу с капитализмом и колониализмом, выступления против фашизма, поддержку мира и т. п. Для их решения и распространения идей персонализма в целом М. попытался организовать междунар. группы журнала «Esprit», выступившие единым фронтом (правда, весьма кратковременным) с движением т. н. «третьей силы»; М. высказал солидарность с Движением Сопротивления и т. п. Но, выступая в роли обновителя совр. мира, М. усматривал путь освобождения человечества в плане морального обновления личности и оздоровления общества. Он выступал, с одной стороны, как решительный противник капитализма, с другой — открыто объявлял о необходимости преодоления марксизма, отвергал диктатуру пролетариата, классовую борьбу, партийную орг-цию, учение о социалистич. революции. М. выдвинул идею «персоналистской и общинной духовной революции», программу к-рой он изложил в «Манифесте персоналистов», противопоставленном им «Коммунистическому Манифесту» Маркса и Энгельса. Осн. положение персоналистской программы гласит, что «истиннное общество носит личностный характер, само является личностью личностей» (там же, р. 66). Т. о., попытки М. осуществить синтез христианства, экзистенциализма и элементов марксизма свидетельствуют, насколько чуждо ему понимание классовой природы философии, ее партийности.
Осн. внимание М. было направлено на «чистоту» духовных ценностей. Персоналисты считали, что лучше вовсе не делать революцию, чем совершать ее негодными, т. е. насильственными, средствами. Отсюда и двусмысленный лозунг М.: «Моральная рево-
люция будет экономической или ее вовсе не будет. Экономическая революция будет „моральной" или ее вовсе не будет» («Qu'est cequele personnalisme?», p. 14). Фактически М. вел нерешительную политику т. н. «атантизма» (выжидания), за что его резко критиковали франц. коммунисты (R. Garaudy, Lettre a Е. Mounier, homme d'«Esprit», P., 1949).
Соч.: La pensee de Charles Peguy, P., 1931; De la prop-riete capitaliste a la propriety humaine, P., 19,46; Manifeste au service du personnalisme, P., 1936; L'affrontement Chretien, Nchat., 1944; Traite du caractere, P., 1946; Introduction aux existentialismes, Nchat., 1947; La petit peur du XX-mesiecIe, P., 1948; Carnets de route, t. 1 — 2, P., 1950 — 51; Personnalisme, 4 ed., Milano, 1955; Oeuvres, t. 1 — 3, P., 1961 — 62.
Лит.: Кузнецов В. Н., Франц. персонализм, в сб.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; D e s а п-t i J. Т., Scrupules et ruses d'Emmanuel Mounier, «Nou-velle Critique», 1949, JMi 9; E. Mounier. 1906—1950, «Cahiers Internationaux de Sociologies, P., 1950, v. 8; [Emmanuel Mounier], «Esprit», 1950, № 12 (174); Bulletin des amis d'Emmanuel Mounier. Numero special pour le 20-e anniver-saire de la revue «Esprit», P., 1953; Mounier et sa generation, P., 1956; J i u n H., Emmanuel Mounier, «Critique», 1956, t. 14, JNb 111 — 112; Moix C, La pensee d'Emmanuel Mounier, P., 1960; Lestavel J., Introduction aux per-sonnalismes, P., 1961; Ibarolla J., Le mouvement personnaliste, «Nouvelle Critique», 1961, № 128.
Г. Сахарова. Москва.
МУР (Мооге), Джордж Эдуард (4 ноября 1873— 24 окт. 1958) — англ. философ, проф. Кембриджского ун-та (1925—39), член Британской академии наук (с 1918), гл. редактор журн. «Mind» (1921—47). Примкнув в начале своей филос. деятельности к неогегельянству, М. затем переходит на позиции неореализма. В работе «Опровержение идеализма» («The refutation of idealism», опубл. в «Mind», new series, v. 12, 1903, Oct., № 48) подверг критике субъективный идеализм и англ. неогегельянство за отождествление ими «реальности» и «опыта». Предпринятый М. гносеологич. анализ ощущений приводит его к т. зр., согласно к-рой в ощущениях имеется нек-рый общий всем им элемент — «сознание» и элемент различия — «объект», независимый от сознания, хотя и имманентный ему. Этот «объект» (или физич. объект), по М., не совпадает полностью с тем, что непосредственно дано в чувствах человека («чувственно данным», sense-datum). «Чувственно данное» (к-рое М. понимал наподобие «нейтрального элемента» махизма) совпадает лишь с частью внешних проявлений физич. объекта, воспринимаемой нами, или же находится с объектом в нек-ром более общем отношении, причем «ни один философ... не объяснил, каково это отношение...— там, где это не тождество („чувственно данного" и части внешних проявлений физич. объекта.— Ред.)». («Visual sense-data», в кн.: «British Philosophy in the Mid-Century», L., 1957, p. 211). «Чувственно данное» М. рассматривал в качестве непосредств. объекта познания, тем самым повторяя берклианскую подстановку ощущений на место объекта. Вместе с тем М. принимал «взгляд здравого смысла на мир», заимствуя этот подход у шотландской школы (Т. Рид): во Вселенной существуют материальные объекты и акты сознания; последние связаны лишь с нек-рыми материальными телами; материальные тела могут существовать, когда мы их не сознаем, и т. д. (см. «Some main problems of philosophy», L., N. Y., 1958, p. 10—11). Однако, согласно М., «здравый смысл» не исключает возможности того, что мир по своей природе духовен, или что существует божеств, разум, акты этого разума и загробная жизнь. Отстаивая «взгляд здравого смысла», М. тем.самым отвергал сведение философии к позитивистскому «анализу» знания, хотя и считал анализ понятий важной областью философской деятельности. Поскольку всякое понятие выражается в языке, анализ понятий есть одновременно «анализ языка»; при этом, в отличие от логического анализа философии, у М.— это анализ обыденного языка, а не искусственных «языков
512 МУР — МУСА
науки». Развивая эту линию философии М., его последователи (Райл, Остин, Уисдом, Строусон и др.) пришли к философии т. н., лингвистич. анализа.
М. разработал собственную концепцию этики, ис ходный пункт к-рой —■ тезис, что этика основана на неопределимых понятиях «добра» и «зла», представ ляющих собой данные интуиции качества (подобные чувственным качествам) и имеющих объективное зна чение; эти понятия несводимы к к.-л. «внеморальным» качествам, в частности ни к пользе, ни к удовольст вию. Отвергая, т. о., как утилитаризм и гедонизм, так и эгоизм и альтруизм:, М. формулирует «этич. нейтрализм»: долг каждого из нас состоит в улучше ний баланса добра и зла во всей совокупности опыта, т. е. во всей Вселенной; частью к-рой этот опыт яв ляется. Получая «космическое» звучание, этика М. в то же время индивидуалистична, оторвана от жизни об щества. Согласно М-., этич. положения отличны от суж дений (для к-рых имеет смысл ставить вопрос об истин ности или ложности), они лишь раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции, у слушателей или (в скрытом виде), выражают повеление. Эти положе ния М. стоят у истоков двух линий в совр. англо-амер. этике: эмотивизма и т. н. «анализа этич. ВЫСКаЗЫВа- НИЙ». ■•! ................... •• •
: Со ч.: Principia ethica, Camb., 1903; Ethics, L., [1912]; Philosophical studies, L., 19-20, new ed., [L.], 1959; A defence of common sense,, в кн.: Contemporary British philosophy, 2 series, L.— N. Y., [1925]; Proff of an external world, «Pro ceedings of the British Academy», L.,. 1939, v. 25; Philoso phical papers, L,— N. Y., [1959]. ...
Лит.: Богомолов А. С, Философия англо-амер. неореализма, М., 1962; История философии, т. 5, М., 1961; The philosophy of G. E. Moore, ed. by .P. A. Schilpp, Evanston — Chi., 1942; White A. R., G. E. Moore A critical exposition, Oxf., 1958. А. Богомолов, Москва#
МУР(Moore), Уилберт Эллис (р. 26 окт. 1914) — амер. реакц. буря{. социолог и экономист. Проф. социологии Принстонского ун-та (с 1951). Ученик и последователь Т. Парсонса, М. видит цель социолога в том, чтобы «сформулировать основные принципы социальной организации и нормативного порядка в обществе» (см. «Sociology of economic organization», в сб.: «Twentieth century,sociology», N.Y.,. 1945, p. 439).
■ Он следующим образом определяет осн.. задачи социологии экономики: «разработка принципов разумного социального контроля над экономическим порядком, включая экономическое планирование в его различных формах, изучение влияния этого контроля не только на экономическую организацию, но и на социальную структуру в целом, исследование влияния профессий и разделения труда на общий социальный статус, источников предложения рабочей силы и факторов, влияющих иа ее количество, качество и мобильность, исследование взаимоотношений между
■группами „экономического интереса" и между ними и другими типами организаций, исследование роли технологии и экономич. организации в формировании социальной структуры и в процессах социального изменения» (там же, р. 442). Занимаясь этими проблемами, М.- истолковывает их в духе апологетики
.бурж. экономич. порядка и придерживается реакц. теорий «единого индустриального общества», «регу-
' лируемого капитализма», «нового среднего класса», участия рабочих в прибылях, поддерживает миф о том, что в совр. амер. обществе исчезла эксплуатация рабочего класса, изменились формы собственности, что якобы в США «нет частной собственности в ее старом понимании» («The emergence of new property conceptions in America», см. «Journal of legal and political sociology», 1943, v. 1, № 3—4, p. 34—58). M. выступает с критикой марксизма и марксистской политич. экономии, утверждая, что экономич. фактор не является решающим в обществ, развитии (см. «Sociology of economic organization», p. 448—59). Придер-
живаясь ненауч. теории факторов, М. утверждает, что в развитии экономики взаимодействуют комплексы идей и культурных, ценностей, институциональный i контроль (т. е. система обществ, норм поведения; она включает право собственности, методы распределения и т. п.), изменение технологии и др. М. заявляет, что «в каждом конкретном случае анализ должен показать, какой фактор развития является определяющим» (там же/.р. 459). Эта концепция обусловливает и по нимание им природы экономич.. законов, к-рые «подоб но любым, другим — универсальны только, в абстрак ции и применимы только в тех условиях, при которых они возникли» (там же, р. 463). Приписывая марксиз му не- только «абсолютизацию» и «универсализацию» экономики, но и недооценку роли норм и ценностей в обществ, развитии, М. пытается доказать, что эти последние «в широком смысле определяют экономи ческую деятельность» (см. там же, р. 452 и 458). Соч.: Industrial relations and the social order, N. Y., 1950; Some principles of stratification, «Amer. Sociol. Rev.», 1945, v. 10, N° 2 (в соавторстве с Davis K.); Industrializa tion and labor, Ithaca, [,1951,]; Economy and society, Garden city (N. Y.), 1955; Labor commitment and social change in developing areas, ed. by W. E. Moore and A. S. Fpldman, N. Y., 1960. v, И. Добронравов. Москва.
МУРО КЮСО(наст, имя — Н а о к е) (1658—1734)— япон. философ. Выступая против субъективного идеализма Ван Ян-мина, М. К. отвергал.учение о врожденном знании. Он утверждал, что идеальное начало ри не является абсолютным творцом вещей и первопричиной движения природы: ри связано с материей ки и без нее существовать не может. Ки существует вне сознания человека, вне богов и духов. Оно принимает различные формы и в зависимости от того, как взаимосочетаются силы движения инь и ян М. К. придерживался прогрессивных социально-политич. воззрений; разоблачал теории синтоизма о том,что императоры будто бы являются «богами в образе людей». По егомнению, не народ должен почитать императоров, а «правитель обязан почитать его, как само небо». За эти идеи он стал впоследствии подвергаться злобной критике со стороны япон. монархистов.
Соч.: Сюндай дзацува (Разные беседы в Суруга дай), Токио, 1732.
Лит.: Р а д у л i. - 3 а т у л 6 в' с к и й , Конфуцианство и его распространение в Японии, М.—Л., 1947, стр. 181, 295, 296, 319—26; Н агата Хироси, Нихон тэцу-гаку сисоеи (История япон. филос. мысли), Токио, 1938, стр. 112—16; его же, Нихон хокэнсэй идэорогй (Япон. феод, идеология), Токио, 1938, стр. 81, 239,'.245, 257.
Я, Радулъ-Затуловский. Ленинград.
МУСА,Салама (1880—1958)— егип. философ, публицист и обществ1, деятель демократич. направления, один из основоположников первой в Египте социали-стич. партии (1920). На раннем этапе испытал влияние Ницше (в вопросах этики), В. Шоу (во взглядах на социализм), Фрейда (в психологии) и особенно Ч.Дарвина (в философии природы). . .. ■
Решающее влияние на формирование мировоззрения М. оказала философия марксизма, к-рую он рассматривал как единств, науч. базу этики, социологии и психологии. М. однако не стал последоват. сторонником науч. материализма; он предлагал сочетать науку с религией. Солидаризируясь с.марксизмом в вопросах объяснения социальных и политич. явлений, он вместе с тем не выходил за рамки фабианского учения о социалистич. переустройстве общества. В эстетике М. выступал против теории «чистого» искусства и отстаивал идею партийности литг-ры. Будучи другом стран социалистич. лагеря, М,. считал, что могущество СССР является единственной гарантией мира во всем Мире.
Соч.: ан-Нахийя аль-иджтимаийя ва-с-сий ясий я фи фальсафа Ибн-Сина (Общественно-политич. аспекты в философии Ибн-Сины), Каир, 1952; Акли ва акляка (Мой разум и твой), Каир, 1953; Кнтаб ас-еаурат (Книга о революциях), Бейрут, 1955; Тарбийят Салама Муса (Формирование Салямы Мусы), Каир, 1958; Ма.шаиль ат-тарик ли-ш-шабаб (Факелы,
МУТАЗИЛИТЫ(от араб. — му'тазила — отделяющиеся) — приверженцы особого течения или секты в исламе, возникшей во 2-й пол. 8 в. в ранне-феод. халифате. Осн. положения учения М. — единобожие и справедливость. Под единобожием М. понимали отрицание атрибутов бога, недопустимость антропоморфных представлений о нем, невозможность лицезреть бога. Бог, по мнению М., в силу своей природы не может осудить человека на вечные мучения и обязан дать загробное воздаяние людям. Это представление о благом и правосудном боге связывалось с признанием свободной воли у человека; М. были волюнтаристами и вели упорную борьбу с мусульм. право-верами, сторонниками учения о предопределении.
Коран М. рассматривали как одно из творений бога-аллаха, тогда как ортодоксальные мусульмане считают эту книгу несотворонной, иредвечно существовавшей. М. выступили в качестве первых богословов в исламе, создателей мусульм. спекулятивной догматики (см. Калам). Будучи знакомы по арабским переводам с антич. философией, они использовали ее как «служанку богословия». М. не стремились противопоставить разум вере, а пытались объяснить свои догматы, привлекая доводы разума. Попытка ввести учение М. в качестве гос. религии в халифате при абба-сидском халифе Мамуне [813—833] не увенчалась успехом: оно оставалось идеологией придворно-пра-вительств. группировки феодалов, не оказав влияния на мусульм. массы. Догматы М., насильственно прививавшиеся халифскими властями, должны были служить идеологич. оружием в борьбе с антифеод, движением и укреплять самодержавие халифа.
Лит.: Гольдциер И., Ислам, пер. [с нем. ], СПБ, 1911; Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957; Nader A. N., Le systeme philosophique des mu- tazila, [Beyrouth], 1956. E. Беляев. Москва.
МУТАИ РИСАКУ(р. 1890) — япон. философ, профессор ун-та Кэйо (Токио), был сторонником фено-менологич. философии; затем эволюционировал к материализму, особенно в трактовке проблем этики. В соч. «Третий гуманизм и теория мира» («Дайсан хюманизуму то хэйварон», 1951) отстаивает необходимость борьбы за мир. В соч. «Изучение совр. этич. мысли» («Киндай ринри сисо-но кэнкю», 1955) ищет «природу истинного гуманизма» в «социалистич. гуманизме» и находит ее в марксизме.
Лит.: Сакисака Ицуро (ред.-составитель), Совр. япон. мыслители, пер. с япон., М., 1958, с. 242—43; Тосака Дзюн, Сэнсю (Избр. соч.), т. 5, Сякай то бунка (Общество и культура), Токио, 1947, с. 136.
Я. Б. Радулъ-Затуловский. Ленинград.
МУТАКАЛЛЙМЫ— приверженцы мусульм. ортодоксального богословия — калама (см. Ислам). Среди М. различают два осн. направления: ашаритов — последователей богослова Ашари, и мутазилитов.
МУХАММЕД(ок. 570—632) — араб, религ. и гос. деятель, к-рого зап. бурж. востоковеды считают «основателем» ислама и автором Корана, а мусульмане— величайшим пророком, посланником божьим. Достоверных биографич. данных о М. очень мало, никаких подлинных документов, непосредственно восходящих к нему, не сохранилось. Коран не содержит сведений о его жизни. Наиболее ранняя из дошедших до нас биографий М., составленная мединцем Ибн Исхаком во 2-й пол. 8 в. в Багдаде и переработанная в 9 в. филологом Ибн Хишамом, переполнена легендами и мифами, затемняющими и искажающими реальный историч. образ М. В последующих мусульм. биографиях М. он превращен в фантастич. чудотворца и провидца. По преданию, М. родился в Мекке. Был пастухом, сопровождал торговые караваны. Ок. 610
выступил с проповедью новой религии, к-рой впослед ствии дал название «ислам». Не получив признания в Мекке, М. осенью 622 переселился в Медину, где возглавлял мусульм. общину верующих, стал пра вителем этого города, военачальником и верховным судьей мусульман. Его борьба с мекканцами завер шилась сдачей Мекки, в к-рую М. в 630 вступил побе дителем. _ е. Беляев. Москва. МХИТАР ГЕРАЦИ(12 в.) — арм. врач, астроном, один из основоположников натурфилос, естественно- науч. мысли в Армении. Источником познания М. Г. считал опыт и наблюдения.
Соч.: Утешение при лихорадках, пер. с арм. Г. Ару-тюняна [и др.], Ер., 1955.
МХИТАР ГОШ(1133—1213) — арм. мыслитель, идеолог просвещенной части арм. общества. Автор «Арм. судебника» (1184, опубл. 1880, нов. изд. 1954). Не выступая против феод, правопорядка в целом, М. Г. осуждал его пороки. Каждый человек, по М. Г., обладает «естественным правом», к-рое трактуется им как выражение божеств, разума в человеке. Бог наделил человека свободой воли, дающей ему возможность выбора между добром и злом. Исходя из принципа разделения человеч. природы на душу и тело, М. Г. признавал необходимость правовых норм двух родов — духовных и телесных. Видя бедств. положение нар. масс, он требовал от властителей не творить беззаконий, ибо власть их исходит от бога и должна быть проникнута заботой о «простых и слабых». М. Г. — ревностный защитник идеи строго централизованного гос-ва, необходимого для нормальной жизни страны. Социальная философия М. Г. оказала большое влияние на последующее развитие арм. обще-ственно-политич. мысли, в частности на философию Иоанна Ерзынкаци, Григора Татеваци и др.
Лит.: Алексеев К., Изложение законоположе ний, заключающихся в Арм. судебнике, М., 1870; М а р р Н. Я., Сборники притч Вардана, ч. 1 — 3, СПБ, 1894—99; О р б ел и И., Басни средневековой Армении, М.—Л., 1956; Ч а л о я н В. К., История арм. философии, Ер., 1959. „ С. Аревшатяп. Ереван.
МЦИРЕ,Ефрем (11 в.) — представитель схоластики в Грузии. Филос. деятельность М. выразилась в переводе и комментировании «Источника знания» Иоанна Дамаскина, благодаря чему в Грузию проникли идеи двух значит, филос. направлений античности: неоплатонизма и аристотелизма. М. выступал против принципа Дамаскина, согласно к-рому философия должна подчиняться теологии, и писал о том, что между философией и теологией должен существовать равноправный союз.
Лит.: Нуцубидзе Ш., История груз, философии, Тб., 1960; на груз. яз. —Б л е й к Р., Из лит. деятельности Е. М., «Мимомхилвели», 1926. Е. Хидашели. Тбилиси.
МШВЕНИЕРАДЗЕ,Владимир Власович (р. 1 марта 1926) — сов. философ, д-р фялос. наук (с 1963). Член КПСС с 1945. Окончил филос. фак-т Тбилисского ун-та (1953) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1957). Старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1959). Ведет науч. работу по истории философии и критике совр. бурж. философии и социологии, гл. обр. неопозитивизма и антикоммунизма. Соч.: Разносчик «прикладного христианства», «Коммунист», 1955, № 14 (совм. с А. Чанышевым); Совр. материализм — философия сотрудничества между народами, «Вопр. философии», 1955, № 5, Философия неопозитивизма, там же, 1957, № 2; О филос. сущности «семантич. концепции истины», в сб.: Логич. исследования, М., 1959; Великое филос. произв. творч. марксизма. К 50-летию выхода в свет книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909—1959), М., 1959 (совм. с А. Ф. Окуловым); Филос. мысль в Канаде, гл. из кн.: История философии, т. 5, М., 1961; Философия неопозитивизма и семантики, М., 1961; Осн. течения совр. бурж. философии, К., 1961; Антикоммунизм — идеология реакции, в сб.: Великая хартия ком-мунистич. и рабочих партий, М., 1961; Антикоммунизм —■ отражение крайней степени деградации бурж. идеологии, в кн.: От социализма к коммунизму, М., 1962; Слова и вещи (Вступит, статья), в кн.: Г е л л и е р Э., Слова и вещи, пер. с англ., М., 1962; Антикоммунизм — враг культуры,
514 «МЫСЛИ» — МЫШЛЕНИЕ
в сб.: Строительство коммунизма и проблемы культуры, М., 1963; Антикоммунизм — оружие обреченных, М., 1964; Report on Analysis. «Problem № 12», «Analysis», 1958, v. 18, № 5; Die semantische Philosophie — eine Abart des subjek-tiven Idealismus, «Dtsch. Z. Philos.», 1961, № 8; Sociology in the USSR, «Social Sci. Information», 1962, v. 1, JVs 3 (совм. с G. V.,Osipov).
«МЫСЛИ» («Pensees») — сочинение Паскаля, изданное посмертно (1670), в к-ром собраны его афоризмы по религ.-филос. вопросам.
МЫШЛЕНИЕ— процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеч. познания. М. дает знание о существ, свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к сущности». В отличие от ощущения и восприятия, т. е. процессов непосредственно-чувств. отражения, М. дает непрямое, сложно опосредствованное отражение действительности. Хотя М. имеет своим единств, источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувств. познания и позволяет человеку получать знание о таких свойствах, процессах, связях и отношениях действительности, к-рые не могут быть восприняты его органами чувств. Спец. устройство, напр., нашего глаза потому и не ставит абс. границы человеч. познанию, что к нему присоединяются, по выражению Энгельса, не только др. органы чувств, но и деятельность нашего М. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 554—55). Способность М. переходить границы непосредственно-чувств. познания объясняется тем, что мыслит, деятельность заключается в активном соотнесении между собой данных практич. опыта, а также данных, представляющих собой продукт самой мыслит, деятельности в виде уже имеющихся знаний, понятий.
М. является объектом изучения ряда науч. дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время М. изучается также в кибернетике в связи с задачами технич. моделирования логич. операций. Строго научное, последовательно материалистич. понимание М. было впервые дано в трудах классиков марксизма. Марксизм решительно отвергает подход к М. как проявлению особого духовного начала, как «чистой активности сознания», якобы стоящей над чувственностью. Вместе с тем марксизм полностью преодолевает в учении о М. ограниченность метафизич. материализма, его созерцательность и порождаемые им упрощенные представления о процессах мыслит, деятельности, сводящие ее к элементарным процессам анализа и генерализации чувств, впечатлений и их ассоциированию в сознании человека. Марксизм рассматривает М. как продукт историч. развития обществ, практики, как особую, теоретич. форму человеч. деятельности, являющуюся дериватом деятельности практической. Даже на той ступени развития, когда М. приобретает относит, независимость, практика остается его основой и критерием его истинности.
М. есть функция человеч. мозга и в этом смысле представляет собой естеств. процесс; однако М. человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслит, деятельности •— логич., матема-тич. и т. п. действий и операций. Каждый отд. человек становится субъектом М., лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно-историч. практики; даже задачи, к-рые он ставит перед своим М., порождаются обществ, условиями, в к-рых он живет. Т. о., М. человека имеет обществ, природу.
Старый метафизич. подход к М. неизбежно ограничивал возможности науч. исследования природы и механизмов мыслит, деятельности. Эта ограниченность порождалась прежде всего тем, что М. рассматрива-
лось исключительно в форме внутр., данной в самонаблюдении деятельности, в форме процессов дискурсивного, словесно-логич. познания, протекающих по якобы неизменным, присущим им внутр. законам. Приэтом объектом изучения служили, как правило, собств. мыслит, процессы исследователей.
На протяжении почти всего 19 в. конкретно науч. представления о М. развивались под влиянием формальной логики и на основе субъективно-эмпирич. ассоцианистич. психологии. Психологич. анализ М. сводился гл. обр. к выделению отд. мыслит, процессов: абстракции и обобщения, сравнения и классификации. Описывались также разные виды суждений и умозаключений, причем описания эти прямо заимствовались из формальной логики. В формаль-нологич. духе освещался и вопрос о природе понятий. Понятия изображались как продукт процесса своеобразного «наслаивания» друг на друга чувств, образов, в ходе к-рого несовпадающие признаки воспринятых объектов стираются, а общие их признаки, наоборот, взаимно усиливаются; последние якобы и образуют содержание общих представлений и понятий, к-рые у человека ассоциируются с соответств. словами. Основы ассоцианистич. теории, заложенные Гоббсом и развитые особенно в трудах Гартли и Пристли, были внесены в субъективно-эмпирич. психологию 19 в. в Англии гл. обр. Спенсером и Бэном, в Германии — Гербартом, Эббингаузоми Вундтом, во Франции — Тэном и др. Ее осн. объяснит, понятием стало понятие ассоциации, т. е. связи между психич. явлениями (ощущениями, представлениями, идеями), к-рая возникает под влиянием повторения их сочетаний во времени или пространстве. С этой т. зр., М. изображалось как процесс, представляющий собой сложные цепи ассоциаций, протекающих в сознании. Последоват. проведение взглядов на М. как на поток ассоциаций наталкивалось, однако, на неразрешимые трудности. Невозможно было, напр., объяснить, каким образом ассоциации, образующие мыслит, процессы, приобретают избират. и целенаправл. характер. Поэтому большинство авторов, стоящих на ассоцианистич. позициях, было вынуждено ввести, наряду с понятием ассоциации, понятия творч. синтеза, активной операции и т. п., в к-рые вкладывался идеалистич. смысл. Хотя само по себе понятие ассоциации отражает бесспорную психологич. реальность и широкое введение этого понятия имело прогрессивное значение, учение об ассоциациях в субъективно-эмпирич. психологии оставалось метафизическим. Последующие попытки свести М. к элементарным процессам были сделаны в 1-й четверти 20 в. амер. психологами-бихевиористами (Торндайк, Уотсон). Они пытались интерпретировать внутр., мыслит, деятельность как совокупность сложных цепей речевых (беззвучных) навыков, формирующихся по общей для поведения животных и человека схеме «стимул реакции». Впоследствии это представление о М. было усложнено, но его чисто натуралистич. характер полностью сохранился.
К направлениям, противостоящим в пределах бурж. психологии ассоцианистскому и «атомистич.» пониманию М., относятся прежде всего работы вюрцбургской школы (Ах, Кюльпе, Мессер и др.). Изучая логич. М. у взрослых с помощью метода экспериментального самонаблюдения, эти авторы описали ряд особенностей, характеризующих с субъективной стороны протекание внутр., мыслит, процессов: их несводимость к простому ассоциированию словесных понятий, подчиненность их цели («детерминирующей тенденции») и свойственную им безобразность. Исследователи вюрцбургской школы, однако, полностью оставались на идеалистич. позициях, рассматривая М. в отрыве от чувственности и практики — как проявление осо-