Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общий обзор литературы по М. 11 страница



Жестоким и циничным заповедям эксплуататорских классов М.к. строителя коммунизма противопостав­ляет нравств. принципы коллективизма и гуманизма, выраженные в словах: «каждый за всех, все за одного», «человек человеку —друг, товарищ и брат» (см. Программа КПСС, 1961, с. 120).


В основе М. к. строителя коммунизма лежит утверждение идеалов международного коммуни­стического движения и борьба за коммунизм. Но это классовое содержание сочетается в нем с обще­человеческой, поскольку борьба за коммунизм от­вечает интересам не только рабочего класса, тру­дящихся, но в конечном итоге и всего человечества.

М. к. служит могуществ. средством нравств. вос­питания сов. людей, он способствует выполнению гл. задачи этого воспитания — сформировать сознатель­ного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого нового человека, свободного от пороков и пережитков старого общества.

Лит.: Ленин В. П., Задачи союзов молодежи, Соч 4 изд., т. 31; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1962; По­становления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963 г. Об очеред­ных задачах идеологической работы партии..., М., 1963; Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М., 1961; Косолапов С. М., Крутова О. П., Нравств.' принципы строителя коммунизма, М., 1962; Журавков М. Г., Важнейший принцип коммуннстич. морали, «Вопр. философии», 1963, № 5, е г о ж е, Об отношении человека к обществу, «Политич. самообразование», 1963, •№■ 4.

М. Журавков. Москва.

МОРГАН(De Morgan), Огастес (Августус) де (1806— 1871)—шотл. математик и логик, основатель логич. ана­лиза отношений; проф.математики (1828—31; 1836—66) Университетского колледжа в Лондоне; первый прези­дент (1866) Лондонского математпч. об-ва. Известен работами по теории математпч. рядов, а также исто-рико-математич. и псторико-физич. исследованиями.

К своим алгебро-логич. идеям М. пришел незави­симо от Буля. М. определял логику как теорию имен предметов и исчисление необходимых и вероятност­ных умозаключений. Осн. результаты М. сформули­рованы в соч. «Формальная логика ...» («Formal lo­gic, or the calculus of inference, necessary and probable», 1847, [2 ed.], 1926), где он изложил элементы логики высказываний и логики классов, дал первую развитую систему алгебры отношений. М. обобщил аристоте­левскую теорию форм высказываний, употребляя знак логич. отрицания не только над предикатом суж­дения, но и над его субъектом (последней операции в дальнейшем было присвоено назв. «квалификация»). Вслед за Ламбертом М. анализировал умозаключения, состоящие из количественно определенных предло­жений, не укладывающихся в рамки традиц. силло­гистики. Алгебра отношений М. содержит такие важ­ные понятия, как логич. сумма и логич. произведение отношений, деление отношений на транзитивные и нетранзитивные и т. п. М.— инициатор применения логич. исчислений к обоснованию теорем теории ве­роятностей. С именем М. связаны т. н. законы де Мор­гана (см. также Алгебра логики).

Соч.: First notions of logic, preparatory to study of geo­metry, L., 1839; A budget of paradoxes, L., 1872, new ed., [L.], 1954; Syllabus of a proposed system of logic, L., 1860.

Лит.: С т я ж к и н Н. И., К характеристике ранней
стадии в развитии идей математич. логики, «Филос. науки»
(Науч. доклады высшей школы), 1958, № 3; D е М о г g a n
S. Е., Memoir of A. de Morgan, L., 1882 (имеется библ.); Н а 1-
s t ed G. В., De Morgan as a logician, «J. speculative Phi-
los.», 1884, v. 18. H. Стяжкин. Москва.

МОРГАН(Morgan), Льюис Генри (21 ноября 1818— 17 дек. 1881) — амер. этнограф и историк первобыт­ного общества. В 1841—43 изучал юриспруденцию. В 1844 поступил в адвокатуру в г. Рочестер, в к-рой состоял до конца жизни. В 1840 основал об-во «Вели­кий орден ирокезов», имевшее целью изучение истории и культуры индейцев и оказание им помощи. С этого времени М. систематически посещал резервации иро­кезов и изучал хозяйство, культуру и обществ, строй ирокезов. В 1847 М. был усыновлен племенем сенека. В 1851 издал кн.: «Лига ирокезов» («League of the Ho-de-no-sau-nee or Iroquois», нов. изд., т. 1 — 2, 1922). M. провел огромную работу по сравнению си­стемы родства ирокезов и др. индейских племен, а позднее и др. народов мира. В 1871 в монографии


504 МОРГАН — МОРЕЛЛИ


«Системы родства и свойства человеческой семьи»;
(«Systems of consanguinity and affinity of the human
family») M. показал, что Номенклатуры родства отра­
жают реальные родств. отношения далекого прошло-'
го, древние формы брака и семьи и поэтому являются
важным история, источником. В 1875 М. был избран
членом Нац. АН. В 1877 вышло основное соч. М.-1-
«ДревНее- общество...» («Ancient society or researches
in the lines of human progress...», рус. пер. под назв.
«Первобытное общество» -~ 1900, затем с правильным
названием — 1934 и 1935). В 1879 М. был избран пре­
зидентом амер. ассоциации для развития науки. По­
следние годы жизни М. занимался изучением жилищ
индейцев («ДоМа и домашняя жизнь амер. туземцев» ^-.
«Houses and' house-life of the American aborigines»,
1881; рус'. Hep. — 1934).

M. положил начало научной истории первобытного общества. Гл. причину прогресса человеч. общества он видел в совершенствовании материального произ-ва, хотя и понимал этот процесс только как историю отд. изобретений. «...Морган в Америке по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое-Марксом сорок лет тому назад, и, руковод­ствуясь' им, пришел, при сопоставлении варварства и цивилизации, в главных пунктах к тем же резуль­татам, что и Маркс» (Э н г е л ь с Ф.,. см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.-, 2 изд., т. 21,. с. 25).

Положит, значение для своего времени имела вве­денная М. периодизация (дикость, варварство, ци­вилизация' с дальнейшей разбивкой этих крупных периодов на отд. ступени), основанная на развитии отд. элементов материальной культуры. Энгельс под­черкивал, что «Морган был первый, кто со знанием де­ла попытался внести в предисторию человечества определенную систему, и до тех пор, пока значитель­ное расширение материала не заставит внести измене­ния, предложенная -им- периодизация несомненно останется' в силе» (там же, с. 28).

Важной Стороной соЦиологлч.: концепции М. яв­ляется его теория об историч., преходящем характере частной собственности, развитие которой «...тесно связано с увеличением числа изобретений и откры­тий...» (Морга н'Л. Г., Древнее общество, Л., 1934, с. 315). М. нанес удар господствовавшим в бурж. науке взглядам о вечном и неизменном характере частной собственности и Соответствующего ей общества. Вме­сте с тем М. не сумел глубоко вскрыть причины воз­никновения частной собственности, классов и гос-ва.

Ядром учения М. является обоснованная им на огром­ном факттгч, материале теория об универсальности родовой организации и о едином пути развития чело­веч. общества, прошедшего через периоды матриарха­та и патриархата. -Открытие М. универсальности ма­теринского рода «...имеет для первобытной истории такое же значение, как теория развития Дарвина для биологии и*как теория прибавочной стоимости Маркса для политической экономии» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 223). Тео­рия М. сыграла большую роль в опровержении почти безраздельно Господствовавшей до тех пор патриар­хальной теории (см. Патриархат). М. уделил также большоевнимание вопросам развития брачно-семейных отношений, Опроверг библейские представления об изначалыгости семьи, возглавляемой патриархами.

По его схеме брачные Отношения прошли путь от промискуитета' через групповой брак к моногамии, а последовательно сменявшими друг друга формами семьи были крОвнородств. семья, пуналуа, парная и моногамная'семья.

Вскоре после выхода в свет книги М. «Древнее об­щество» ею заинтересовался К. Маркс и в 1880—1881 составил ее конспект (К. Маркс, Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив


Маркса и Энгельса, т. 9, 1941). По словам Энгельса, Маркс собирался изложить результаты, исследований М. в связи с выводами своего материалистич. изуче­ния истории и «...только таким образом выяснить все их значение» (там же, т. 21, с. 25). В конспекте Маркс не только излагает взгляды М.гно икритикует его по нек-рым вопросам, а в ряде пунктов сущест­венно дополняет материалы М. Так, Маркс подчерки­вает роль классовой борьбы в процессе становления государства,, дополняет данные М. своими материа­лами о поздних формах общины у др. германцев "и южных славян, вскрывает значение перехода от ма­теринского к отцовскому счету родства как процесса распада родовой организации и показывает связь моно­гамной семьи с возникающими классовыми отноше­ниями. Конспект К; Маркса был использован Ф. Эн­гельсом при написании книги «Происхождение семьи, частной собственности и государствам.

Впоследствии работами У. Риверса, А. М. Золо­тарева и' других, гл. обр. сов. ученых, взгляды М. подверглись дальнейшему уточнению. Так, были опро­вергнуты гипотезы М. о существовании кровнородств. семьи и о. семье пуналуа как обязат. стадии в исто­рии семейно-брачных отнршений.

Устарели'и нек-рые другие частные положения М. Прошедшая в начале 1950-х гг. дискуссия выявила значит, недостатки в периодизации М., напр. неуни­версальность нек-рых ее признаков. Но теории М. о материнском роде, о развитии брачно-семейных от­ношений от промискуитета через групповой брак к моногамии, а также и другие важнейшие положения успешно выдержали испытания времени.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана
«Древнее общество», в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9,
[M.J, 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной
собственности' и государства, в кн.: Маркс К., Эн­
гельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Кос вен М. О., Энгельс
и М., в сб.:Вопросы истории доклассового общества, М. — Л.,
1936; Толстое С. П., К вопросу о периодизации исто­
рии первобыт. общества, «Сов. этнография», 1946, № 1,
с. 25—30; его. ж е, К. Маркс и Л. Г. М., там же, с. 243—
247: Л еви н М. Г., История, эволюция, диффузия, там же,
1947, № 2, с. '235—40; Гор б а'ч е в а Н. П., К вопросу
о пересмотре периодизации М., там те, 1952, >Г« 1, с. 154—
166; К о с в е н М. О., О периодизации первобытной исто­
рии, там же, № 3, с 157—58; П е р ш и ц А. И., Развитие
форм собственности в первобытном обществе как основа пе­
риодизации его истории, Там же, 1955, «Ni 4, с. 18 — 32;
М о н г а й,т А. Л. иП'ершиц А. И., Нек-рые вопросы
первобытной истории в сов. лит. послевоенных лет, «Вопр.
истории», 1955, № Г, С е м е н о в Ю. И., «Происхождение
семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса
ц совр. данные этнографии, «Вопр. философии», 1959, .NS 7;
его же, Возникновение человеч. общества, Красноярск,
1962, с. 41—58; Stern В; ' I., L. H. Morgan social evolu­
tionist, Chi. (111.), [1931]; Resek K., L. H. Morgan, Ame­
rican scholar, [Chi., 1960]. Л. Файпберг. Москва.

МОРДЙНОВ, Авксентий Егорович [р. 10(23) февр.
1910] — сов. 'философ, д-р филос. наук, (с 1954),
профессор, (с 1955). Член КПСС, с 1931. Окончил
МИФЛИ (1934). Преподает философию в вузах с 1934.
Зав. кафедрой философии Якутского ун-та (с 1956).,
Перевел на якут. яз. «Коммунистич. манифест» (1939),'
работу Энгельса «Людвиг Фейербах...» (1949), ряд
трудов Ленина.: Осн. проблематика науч. работ —
формирование и развитие социалистич. культуры.
Соч.: В. И. Ленин социалистическай ийэ дойду кему-
скэлин тупунан, Якутск, 1943; Расцвет и взаимное обога­
щение культур народов СССР, «Вопр. философии», 1951,
Яг 6; Развитие социалистич. по содержанию, нац. по форме
культур народов СССР, в кн.: Социалистич. нации СССР,
М., 1955; Развитие языков народов СССР, там же; О социа­
листич. содержании и нац. форме сов. культуры, М., 1959;
В. И. Ленин и социалистич. культура, «По ленинскому пути»,
Якутск, 1960, № 4; В. И. Ленин о возникновении и разви­
тии марксизма, Якутск, 1963; Коммунизм тутуута уонна
сака Кипини иитии, Якутск, 1963. ' '

МОРЕЛЛЙ (Morelly) —франц. просветитель, фи-, лософ-деист, утопич. коммунист 18 в. Достоверных биографич. данных о М. не сохранилось (наиболее ав­торитетные исследователи— .Волгин, Ж. Шинар —. склоняются к мысли о реальном существовании М.);


ЙОРЕЛЛИ — МОРЕНО 505


 
 

имя М. стояло на трех книгах, изданных в 1743—48 в: Париже и Амстердаме (см. соч.); в 1751—78 вышло пять анонимных работ, ряд указаний в к-рых поз­воляет приписать. их автору, выступившему под именем М.

Основываясь на лок-ковском сенсуализме, М. в двух первых рабо­тах, объединенных под назв. «Естественные принципы воспитания» («Principes naturels de Г education»), рассматривал человека как . чувствующее . существо, созданное для счастья, заключающегося в удовлетворении его страстей и потребностей. Эти потребности можно удовлетворить .только; в результате совместного с др. людьми труда; т. о., к образованию, общества и развитию солидарности приводит необходимость. В естеств. состоянии люди владеют. веем сообща; живя семьями, они любят друг друга, как братья. Рост населения, расселение привели К ослаб­лению сознания родства всех людей. Воцарились вражда и распри, возникла частная собственность. Неразумные законодатели освятили сложившиеся от­ношения, их законы сами стали источником бедствий общества. Но страдания людей не были напрасны. М.— оптимист, для него не существует абсолютного зла в физич. и нравств. мире; то, что представляется поверхностному взгляду :• злом, есть необходимый, элемент общей гармонии Вселенной, установленной богом (М. близок в этом к Лейбницу, его теодицее). Разделяя теологич. взгляд на историю, М. считал, что провидение, заставив людей испытать все беды, при­вело их к открытию той истины, что соответствующее природе состояние равенства является наилучшим. После того как мудрецами открыты и разъяснены естеств. принципы общества, они постепенно стано­вятся принципами воспитания, к-рое М. (предвосхи­щая Гельвеция) считал всемогущим; затем просвещен­ный законодатель придает им силу законов. М. не понял необходимости революц. борьбы нар. масс для преобразования общества. В поисках наиболее со­вершенной политич. формы М. переходил от идеи абсо­лютной монархии к идее патриарх, демократии (см. «Государь» — «Le prince...», t. 1—2, 1751 и «Базилиа-да» — «Naufrage des isles flottantes ou Basiliade du celebre Pilpa'i», 1753). В своем осн. произв. «Кодекс природы» («Codedela nature, ou le veritable esprit de sesloix, de tout temps neglige ou meconnu», 1755; [ed. P. Villegardelle], P., 1841; [ed. E. Dolleans], P., 1910;. [ed. O. Chinard, P.], 1950; в рус. пер. 1921, 1938, 1947 и 1956;:два последних с предисл. В. П. Вол­гина и комментариями Р. Б. Шуваевой) М., крити­куя феод, строй; социальное и имуществ. неравенст­во, опираясь на труды Мора, Кампанеллы, Д. Вера-са, Тедвиля, Мелъе, не только нарисовал картину коммунистич. общества, но п дал разработку законо­дательства этого общества. К осн. законам М. относил следующие: «1. В обществе ничего не будет принадле­жать отдельно или в собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которые каждый употребляет для удовлетворения своих потребностей, для удоволь­ствий, или для своего повседневного труда (М. исхо­дил здесь из представлений о ремесл. производстве, при к-ром орудия труда неразрывно связаны с лично­стью работника.— В. К.). 2. Каждый гражданин будет, .должностным лицом, обеспеченным работою и получающим содержание на общественный счет.


3. Каждый гражданин* будет содействовать, со своей стороны, общественной пользе сообразно своим силам, дарованиям и возрасту» («Кодекс природы», М.—Л.,, 1947, с. 202). Коммунистич. общество в изображении М. строго централизовано и образует единую экопо-мич. организацию, базирующуюся на обществ, соб­ственности. В нем не существует ни обмена, ни про­дажи. Все граждане получают необходимые им про­дукты в «общественном магазине» (см. там же, с.206— 207). Верховный сенат, обладающий абсолютной вла­стью, на основании учета ресурсов и потребностей об* щества устанавливает объем производства продуктов и. число работников каждой профессии. Преодоление противоположности между городом и деревней М. видел в обязательности с.-х. труда для всех граждан в возрасте 20^25 лет. Образование соединено с произ­водит, трудом. Однако проблема преодоления проти­воположности умств. и физич. труда, как и проблема воспитания гармонически развитой личности, еще не находит • удовлетворительного решения у М., т. к. общее образование весьма элементарно и сводится в основном к изучению законов и моральных обязан­ностей, и лишь немногие, наиболее одаренные дети имеют возможность заниматься наукой и иск-вом. Для остальных граждан эта возможность открывается только по достижении 30-летнего возраста. Экономич. и административной единицей общества является креп­кая патриархальная семья. Обществ, должности за­мещаются в порядке рчередности (М.отвергал выбор­ность, как нарушающую равенство) отцами семейств, достигшими 40-летнего возраста; остальные члены об-, щества фактически исключены из политич. жизни. Эта социальная структура не подлежит изменению и уста­навливается на вечные времена как выражение абсо-, лютной истины, соответствующей порядку природы и разума. М. предусматривал создание свода мо­ральных и филос. истищ изменять к-рые запрещено. Сторонник деизма, М. отвергал существующие рели­гии как вредные суеверия, считал необходимым соз­дание гос-вом «естественной религии» и предлагал положить в основу философии коммунистич. общества положение о том, что существует всеблагой, всемогу­щий, но непостижимый бог. Черты историч. ограни­ченности воззрений М. (уравнительские тенденции, непоследовательность применения демократич. прин­ципов, установление границ прогресса общества и познания — он считал непостижимой природу чело-веч, способностей, неприятие материализма и атеиз­ма) не могут заслонить главного у М.— предвосхи­щения нек-рых черт коммунистич. общества.

Работы М. были почти незамечены современниками, но «Кодекс природы» оказал большое влияние на идео­логию бабувизма (см. Бабёф) и на франц. утопич. ком­мунистов 1-й пол. 19 в. (Кабе, Дезами).

Соч.: Essai sur 1' esprit humain, P., 1743; Essai sur le coeur humain, P., 1745; Physique de la beaute, ou Pouvoir surnaturel de ses charmes, Amst. — Brux., 1748.

Лит.: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопшг к науке, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. про­изв., т. 2, М., 1952, с. 109; В о л г и н В. П., История социа-листич. идей, ч. 1, М. — Л., 1928; его же, Очерки по исто­рии социализма, 4 изд., М.—Л., 1935; его же, Француз­ский утопич. коммунизм, М., 1960; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 336 — 39; История философии, т. 1, М\, 1957, с. 584—86; R e v ег d у A., Morelly; idees philospphiques, economiques et politiques, Poitier, 1909; Daut'ty J., Ref­lexions sur Morelly et le «Code de la nature», «Pensee», 1956, №65; RappoportC h., Le Socialisme, [fasc. ] 3, Le Soci-alisme au XVIII siecle: Morelly, P., [s. a.].

В. Кузнецов. Москва.

МОРЁНО(Moreno), Якоб(Джэкоб) (р. 20 мая 1892) — бурж. социальный психолог и психиатр, основатель со­циометрии. Род. в Бухаресте. Окончил Венский ун-т, где изучал философию и медицину. Работал в психи-атрич. клиниках и ин-тах Австрии и США (с 1927); создатель первого терапевтич. театра (1936); основа­тель (1936) и гл. врач клиники в Бикон-Хилле (ныне —


506 МОРИ КОИТИ — МОРР"ИС


санаторий Морено), основатель журн. «Sociometry» (1937), Ин-та социометрии и психодрамы (1940; Ин-т Морено), проф. (с 1951) Нью-Йоркского ун-та.

Отталкиваясь от психоанализа и гештальтпсихо-логии, под влиянием Зиммеля, Кули, Л. фон Визе, М. сконцентрировал внимание на психологич. взаи­моотношениях людей в небольших группах.

Целостностью первого порядка М. считает «социаль­ный атом» — индивида в окружении эмоциональных связей с другими людьми. Эта связь осуществляется якобы посредством «теле» — невидимых, нематериаль­ных сгустков эмоциональной энергии, направленных от'человека к человеку. Гл. качество людей, по М.,— их «спонтанность», соответствующая «жизненному по­рыву» Бергсона.

М. исходит из того, что, кроме ясно видимой, офиц. макроструктуры общества, изучаемой социологией, существует некая внутр. неформальная микрострук­тура, образуемая переплетением индивидуальных вле­чений, притяжений и отталкиваний. В тех случаях, когда внешняя структура не соответствует внутрен­ней, возникают неврозы и конфликты. Микрострук­тура обнаруживается с помощью разработанного М. социометрич. теста, результаты к-рого оформляются в социограмму. Последняя является как бы статич. срезом отношений в коллективе. Динамику этих отно­шений и причины конфликтов позволяют вскрыть, по М., психодрама и социодрама. Обнаруженный конф­ликт устраняется хирургически (перестановка людей) или терапевтически (терапевтич. театр). Применение социометрич. методов иногда позволяет достигнуть нек-рых практич. результатов повышения произво­дительности труда, смягчения конфликтов, лечения неврозов.

М. критиковал пороки капиталистич. строя, он вы­ступал против подготовки новой войны и гонки воо­ружений. В то же время он выступил против учения Маркса, ложно утверждая, что марксизм сводит жизнь общества к экономич. схемам, игнорирует роль психо­логич. отношений между людьми. М. абсолютизирует роль психологич. отношений и неправомерно распро­страняет выводы, полученные на небольших социаль­но однородных группах, на все общество. В целом его социометрия, выдаваемая за беспартийную науку,— лишь социальная утопия, объективно служащая сох­ранению капиталистич. строя.

Соч.: Das Stegreiftheater, Potsdam, [1924]; англ. пер.— The theatre of spontaneity, N. Y., 1947; Application of the group method to classification, 2 ed., N. Y., 1932; The words of the father, N. Y., [1941]; Sociometry and the cultural order, [N. Y.], 1943; Sociodrama, a method for the analysis of social conflict/N. Y., [1944]; Who shall survive?, Washington, 1934, 2 ed., Beacon [N. Y. ], 1953; Sociometry and the science of man, N. Y., 1956; Gruppenpsychotherapie und Psychodrama, Stuttg., 1959; в рус. пер. — Социометрия. Эксперименталь­ный метод и наука об обществе, М., 1958.

Лит.: Бахитов М. Ш., Об одной «новейшей» со­
циальной утопии, М., 1958. В. Олъшстспий. Москва.

МОРИ КОЙТИ(наст, фамилия и имя — С у г и х а-

р а К э й д з о) (р. 1901) — японский философ, тео­ретик и пропагандист марксизма-ленинизма, член КПЯ, лектор Центрального рабочего колледжа (Тюэиродо гакуин) в Токио. Окончив филос. отделение Токийского императорского ун-та (1924), в конце 20-х гг. перешел на позиции марксизма. С 1932 сот­рудничал в Обществе по изучению материализма. Выступал с пропагандой марксизма-ленинизма в филос. журнале «Изучение материализма» (Юибу-цурон кэнкю). Подверг критике совр. бурж. филос. направления: иррационализм, экзистенциализм, фе-номенологизм и др. Осн. внимание уделяет иссле­дованиям в области марксистской мысли, ленинского этапа в философии, филос. материализма вообще. В 1961 в составе делегации япон. философов посетил Сов. Союз, где выступал с науч. докладами.


Соч.: Иссэн кухяку сандзю си нэндо-но гаккай—. Тэцугаку (Научный мир в 1934 г. — Философия), «Юибу-цурон кэнкю», 1935, Л1 27; Рэкиси рирон-ни окэру дзинруй-то юибуцурон (Антропология и материализм в историч. тео­рии), там же, Jsffi 28; «Дзиссэн» гайнэн-ни кансуру токэн (Ис­следование, касающееся общей идеи «практики». Изучение тенденции япон. академич. философии), там же, 1936, 5й 44; Сайкин-но рэкисирон-ни окэру мондай-ни ёеэтэ (О проб­лемах новейшей историч. теории), там же, № 45; Дзинсэйкан сёби хюманизму-но мондай (Взгляд на человеч. жизнь и проб­лемы гуманизма), там же, 1936, 50; Киндай юибуцурон си (История совр. материализма), Токио, 1935, 2 изд., Токио, 1948; Рэнин «Тэцугаку ното» кэнкю (Изучение «Философских тетрадей» В. И. Ленина), ч. 1, Изучение материализма (Ор­ган Ин-та по изучению материализма), Сб. № 6, Токио, 1949, сент.; ч. 2, там же, Сб. № 7, 1950, февр.; Тэцугаку нюмон (Введение в философию), Токио, 1957; Переводы на япон. яз.: Марне К. и Э н г е л ь с Ф., Немецкая идеология, Токио, 1937, 2 изд., Токио, 1947; Ленин В. И., Государ­ство и революция, Токио, 1946.

Я. Радулъ-Затуловский. Ленинград,

МОРРИС(Morris), Уильям (24 марта 1834 — 3 дек. 1896) — англ. утопич. социалист, поэт, художник и теоретик иск-ва. Окончил Оксфордский ун-т. Свою деятельность начал в кружке художников-прера­фаэлитов (Россетти, Бёрн-Джонс), пытался реоргани­зовать художеств, пром-сть по образцу ср.-век. ре­месла. В 80-х гг. принимает активное участие в англ. рабочем движении. В 1883 примкнул к с.-д. федерации; в 1884 вместе с Элеонорой Маркс -Эвелинг и ее му­жем возглавлял Социалистич. лигу; редактор журн. «Commonweal».

М.— автор утопич. романов «Сон про Джона Болла» («A dream of John Ball», в журн. «Common­weal», 1886—87, рус. пер.—[1911], нов. изд.— 1923), «Вести ниоткуда» («News from nowhere», в журн. «Commonweal», 1890, рус. пер.—[1906], нов. изд.— 1962).

Во мн. выступлениях и работах М., отстаивая социа­листич. традицию в эстетике, развивал взгляд на иск-во как на трудонаслаждение. Согласно М., всякое художеств, творчество уходит своими корнями в сво­бодный труд, к-рый выступает как наслаждение, как развитие и применение в процессе деятельности разно­сторонних сил и способностей человека. «То, что я признаю за подлинное искусство,— говорил М.,— есть выражение наслаждения человека своим трудом» (The collected works of William Morris, v. 22, L. —N.Y., 1914, p. 42). Связывая творчество красоты со свобод­ным и поэтому радостным трудом, М. остро ставил вопрос о народности иск-ва, ибо, по его мнению, при­общение к творч. труду делает каждого человека ху­дожником.

Согласно М., капиталистич. общество оказывается враждебным и губительным для иск-ва потому, что оно превращает труд миллионов людей в тяжкую обя­занность. Иск-во в этих условиях становится все более рафинированным, далеким от жизни, вырождает­ся в пустое времяпровождение богатых и праздных людей, в «искусство для искусства».

М. подошел к пониманию глубокой органич. связи судеб иск-ва с судьбой народа, с борьбой его за осво­бождение от капиталистич. рабства. М. примыкает к революц. движению рабочего класса, становится активнейшим участником социалистич. движения в Англии. Однако по сути дела он был, по характери­стике Энгельса, «социалистом чувства». Рассматривая проблемы классовой и партийной борьбы скорее с эстетич. т. зр., М. не всегда мог правильно решать конкретные вопросы, подпадал иногда под влияние анархизма.

Соч.: Selections, M., 1959, в рус. пер.— Как я стал со­циалистом, СПБ, 1906.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 2, М., 1957, с. 375— 79; Ш р а г и н Б , Наследие У. М., «Декоративное искусство СССР», 1960, № 5; Scott Т., A bibliography of the works of W Morris, L., 1897; Glasi-e r J. В., W. Morris and the early days of the socialist move­ment, L., 1921; Fritzsche G., W. Morris'Sozialismus und anarchistischer Kommunismus, Lpz., 1927; M а с k a-i 1


МОРРИС — МОСКА 507


J. W., The life of W. Morris, L, 1950; T h о m p s о n E. P.,
W. Morris. Romantic to revolutionary, L., 1955; M а с I e о d
B. D., W. Morris (As seen by his contemporaries), new ed.,
Glasgow, 1956. В. Шрагин. Москва.

МОРРИС(Morris), Чарлз Уильям (р. 23 мая 1901) — амер. философ. Проф. философии Чикаг­ского (1931—47) и Флоридского (с 1958) ун-тов, член Амер. академии наук и искусств, Амер. филос. ассо­циации, вице-президент ин-та по единству науки, один из редакторов серии «International encyclopedia of unified science».

Филос. работы М. ориентируются больше на психо­логию, биологию и социологию, поскольку основной задачей своих исследований он считает анализ социаль­ного и биологич. поведения человека, систематич. изложение и дальнейшее развитие социально-психо-логич. аспектов семиотич. наследия Ч. Пирса.

В своих гл. соч. «Основы теории знаков» («Founda­tions of the theory of signs», Chi., 1938) и «Знаки, язык и поведение» («Signs, language and behavior», N. Y., 1946, 2 ed., 1955) M., исходя из положений бихевио­ризма, выдвинул прагматическую (см. Прагматика) ■ концепцию, согласно к-рой поведение человека опре­деляется лишь в терминах реакций на знаки, а зна­чение знаков — функционированием в качестве орга­низаторов поведения человека, использующего раз­ветвленную и все более усложняющуюся сеть знако­вых систем. Эта концепция неправомерно сводит весь процесс познания к созданию эффективных систем знаков. В ее рамках М. определяет такие понятия, как «знак», «символ», «значение» (знака), «интерпрета­ция» (знака), «интерпретатор» и т. д. В пределах этой же концепции М., подчеркивая, что знаки и их соче­тания обычно обозначают ч.-л. неоднозначно, разли­чает определ. типы или «модусы» обозначения и — со­ответственно им — определ. способы употребления знаков. Сочетания модусов обозначения и способов употребления знаков образуют по М. определ. типы рассуждений. Исходя из этих типов рассуждений, он пытается дать классификацию всех отраслей человеч. знания, приписывая каждой из них свой, характер­ный для нее тип рассуждений. Напр., в науке, соглас­но М., преобладают указующе-информирующие рас­суждения; в поэзии — оценочные; в праве — указую-ще-побуждающие; в политике — предписывающе-оценочные (предписывающие определ. линию поведе­ния с целью добиться ее общественного одобрения); в религии — побуждающе-оценочные и т. д. В ходе рассмотрения всех этих проблем М. впервые были четко сформулированы основные понятия и принципы новой научной дисциплины —семиотики.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.