Жестоким и циничным заповедям эксплуататорских классов М.к. строителя коммунизма противопоставляет нравств. принципы коллективизма и гуманизма, выраженные в словах: «каждый за всех, все за одного», «человек человеку —друг, товарищ и брат» (см. Программа КПСС, 1961, с. 120).
В основе М. к. строителя коммунизма лежит утверждение идеалов международного коммунистического движения и борьба за коммунизм. Но это классовое содержание сочетается в нем с общечеловеческой, поскольку борьба за коммунизм отвечает интересам не только рабочего класса, трудящихся, но в конечном итоге и всего человечества.
М. к. служит могуществ. средством нравств. воспитания сов. людей, он способствует выполнению гл. задачи этого воспитания — сформировать сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого нового человека, свободного от пороков и пережитков старого общества.
Лит.: Ленин В. П., Задачи союзов молодежи, Соч 4 изд., т. 31; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1962; Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963 г. Об очередных задачах идеологической работы партии..., М., 1963; Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М., 1961; Косолапов С. М., Крутова О. П., Нравств.' принципы строителя коммунизма, М., 1962; Журавков М. Г., Важнейший принцип коммуннстич. морали, «Вопр. философии», 1963, № 5, е г о ж е, Об отношении человека к обществу, «Политич. самообразование», 1963, •№■ 4.
М. Журавков. Москва.
МОРГАН(De Morgan), Огастес (Августус) де (1806— 1871)—шотл. математик и логик, основатель логич. анализа отношений; проф.математики (1828—31; 1836—66) Университетского колледжа в Лондоне; первый президент (1866) Лондонского математпч. об-ва. Известен работами по теории математпч. рядов, а также исто-рико-математич. и псторико-физич. исследованиями.
К своим алгебро-логич. идеям М. пришел независимо от Буля. М. определял логику как теорию имен предметов и исчисление необходимых и вероятностных умозаключений. Осн. результаты М. сформулированы в соч. «Формальная логика ...» («Formal logic, or the calculus of inference, necessary and probable», 1847, [2 ed.], 1926), где он изложил элементы логики высказываний и логики классов, дал первую развитую систему алгебры отношений. М. обобщил аристотелевскую теорию форм высказываний, употребляя знак логич. отрицания не только над предикатом суждения, но и над его субъектом (последней операции в дальнейшем было присвоено назв. «квалификация»). Вслед за Ламбертом М. анализировал умозаключения, состоящие из количественно определенных предложений, не укладывающихся в рамки традиц. силлогистики. Алгебра отношений М. содержит такие важные понятия, как логич. сумма и логич. произведение отношений, деление отношений на транзитивные и нетранзитивные и т. п. М.— инициатор применения логич. исчислений к обоснованию теорем теории вероятностей. С именем М. связаны т. н. законы де Моргана (см. также Алгебра логики).
Соч.: First notions of logic, preparatory to study of geometry, L., 1839; A budget of paradoxes, L., 1872, new ed., [L.], 1954; Syllabus of a proposed system of logic, L., 1860.
Лит.: С т я ж к и н Н. И., К характеристике ранней стадии в развитии идей математич. логики, «Филос. науки» (Науч. доклады высшей школы), 1958, № 3; D е М о г g a n S. Е., Memoir of A. de Morgan, L., 1882 (имеется библ.); Н а 1- s t ed G. В., De Morgan as a logician, «J. speculative Phi- los.», 1884, v. 18. H. Стяжкин. Москва.
МОРГАН(Morgan), Льюис Генри (21 ноября 1818— 17 дек. 1881) — амер. этнограф и историк первобытного общества. В 1841—43 изучал юриспруденцию. В 1844 поступил в адвокатуру в г. Рочестер, в к-рой состоял до конца жизни. В 1840 основал об-во «Великий орден ирокезов», имевшее целью изучение истории и культуры индейцев и оказание им помощи. С этого времени М. систематически посещал резервации ирокезов и изучал хозяйство, культуру и обществ, строй ирокезов. В 1847 М. был усыновлен племенем сенека. В 1851 издал кн.: «Лига ирокезов» («League of the Ho-de-no-sau-nee or Iroquois», нов. изд., т. 1 — 2, 1922). M. провел огромную работу по сравнению системы родства ирокезов и др. индейских племен, а позднее и др. народов мира. В 1871 в монографии
504 МОРГАН — МОРЕЛЛИ
«Системы родства и свойства человеческой семьи»; («Systems of consanguinity and affinity of the human family») M. показал, что Номенклатуры родства отра жают реальные родств. отношения далекого прошло-' го, древние формы брака и семьи и поэтому являются важным история, источником. В 1875 М. был избран членом Нац. АН. В 1877 вышло основное соч. М.-1- «ДревНее- общество...» («Ancient society or researches in the lines of human progress...», рус. пер. под назв. «Первобытное общество» -~ 1900, затем с правильным названием — 1934 и 1935). В 1879 М. был избран пре зидентом амер. ассоциации для развития науки. По следние годы жизни М. занимался изучением жилищ индейцев («ДоМа и домашняя жизнь амер. туземцев» ^-. «Houses and' house-life of the American aborigines», 1881; рус'. Hep. — 1934).
M. положил начало научной истории первобытного общества. Гл. причину прогресса человеч. общества он видел в совершенствовании материального произ-ва, хотя и понимал этот процесс только как историю отд. изобретений. «...Морган в Америке по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое-Марксом сорок лет тому назад, и, руководствуясь' им, пришел, при сопоставлении варварства и цивилизации, в главных пунктах к тем же результатам, что и Маркс» (Э н г е л ь с Ф.,. см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.-, 2 изд., т. 21,. с. 25).
Положит, значение для своего времени имела введенная М. периодизация (дикость, варварство, цивилизация' с дальнейшей разбивкой этих крупных периодов на отд. ступени), основанная на развитии отд. элементов материальной культуры. Энгельс подчеркивал, что «Морган был первый, кто со знанием дела попытался внести в предисторию человечества определенную систему, и до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести изменения, предложенная -им- периодизация несомненно останется' в силе» (там же, с. 28).
Важной Стороной соЦиологлч.: концепции М. является его теория об историч., преходящем характере частной собственности, развитие которой «...тесно связано с увеличением числа изобретений и открытий...» (Морга н'Л. Г., Древнее общество, Л., 1934, с. 315). М. нанес удар господствовавшим в бурж. науке взглядам о вечном и неизменном характере частной собственности и Соответствующего ей общества. Вместе с тем М. не сумел глубоко вскрыть причины возникновения частной собственности, классов и гос-ва.
Ядром учения М. является обоснованная им на огромном факттгч, материале теория об универсальности родовой организации и о едином пути развития человеч. общества, прошедшего через периоды матриархата и патриархата. -Открытие М. универсальности материнского рода «...имеет для первобытной истории такое же значение, как теория развития Дарвина для биологии и*как теория прибавочной стоимости Маркса для политической экономии» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 223). Теория М. сыграла большую роль в опровержении почти безраздельно Господствовавшей до тех пор патриархальной теории (см. Патриархат). М. уделил также большоевнимание вопросам развития брачно-семейных отношений, Опроверг библейские представления об изначалыгости семьи, возглавляемой патриархами.
По его схеме брачные Отношения прошли путь от промискуитета' через групповой брак к моногамии, а последовательно сменявшими друг друга формами семьи были крОвнородств. семья, пуналуа, парная и моногамная'семья.
Вскоре после выхода в свет книги М. «Древнее общество» ею заинтересовался К. Маркс и в 1880—1881 составил ее конспект (К. Маркс, Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив
Маркса и Энгельса, т. 9, 1941). По словам Энгельса, Маркс собирался изложить результаты, исследований М. в связи с выводами своего материалистич. изучения истории и «...только таким образом выяснить все их значение» (там же, т. 21, с. 25). В конспекте Маркс не только излагает взгляды М.гно икритикует его по нек-рым вопросам, а в ряде пунктов существенно дополняет материалы М. Так, Маркс подчеркивает роль классовой борьбы в процессе становления государства,, дополняет данные М. своими материалами о поздних формах общины у др. германцев "и южных славян, вскрывает значение перехода от материнского к отцовскому счету родства как процесса распада родовой организации и показывает связь моногамной семьи с возникающими классовыми отношениями. Конспект К; Маркса был использован Ф. Энгельсом при написании книги «Происхождение семьи, частной собственности и государствам.
Впоследствии работами У. Риверса, А. М. Золотарева и' других, гл. обр. сов. ученых, взгляды М. подверглись дальнейшему уточнению. Так, были опровергнуты гипотезы М. о существовании кровнородств. семьи и о. семье пуналуа как обязат. стадии в истории семейно-брачных отнршений.
Устарели'и нек-рые другие частные положения М. Прошедшая в начале 1950-х гг. дискуссия выявила значит, недостатки в периодизации М., напр. неуниверсальность нек-рых ее признаков. Но теории М. о материнском роде, о развитии брачно-семейных отношений от промискуитета через групповой брак к моногамии, а также и другие важнейшие положения успешно выдержали испытания времени.
Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [M.J, 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности' и государства, в кн.: Маркс К., Эн гельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Кос вен М. О., Энгельс и М., в сб.:Вопросы истории доклассового общества, М. — Л., 1936; Толстое С. П., К вопросу о периодизации исто рии первобыт. общества, «Сов. этнография», 1946, № 1, с. 25—30; его. ж е, К. Маркс и Л. Г. М., там же, с. 243— 247: Л еви н М. Г., История, эволюция, диффузия, там же, 1947, № 2, с. '235—40; Гор б а'ч е в а Н. П., К вопросу о пересмотре периодизации М., там те, 1952, >Г« 1, с. 154— 166; К о с в е н М. О., О периодизации первобытной исто рии, там же, № 3, с 157—58; П е р ш и ц А. И., Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа пе риодизации его истории, Там же, 1955, «Ni 4, с. 18 — 32; М о н г а й,т А. Л. иП'ершиц А. И., Нек-рые вопросы первобытной истории в сов. лит. послевоенных лет, «Вопр. истории», 1955, № Г, С е м е н о в Ю. И., «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса ц совр. данные этнографии, «Вопр. философии», 1959, .NS 7; его же, Возникновение человеч. общества, Красноярск, 1962, с. 41—58; Stern В; ' I., L. H. Morgan social evolu tionist, Chi. (111.), [1931]; Resek K., L. H. Morgan, Ame rican scholar, [Chi., 1960]. Л. Файпберг. Москва.
МОРДЙНОВ, Авксентий Егорович [р. 10(23) февр. 1910] — сов. 'философ, д-р филос. наук, (с 1954), профессор, (с 1955). Член КПСС, с 1931. Окончил МИФЛИ (1934). Преподает философию в вузах с 1934. Зав. кафедрой философии Якутского ун-та (с 1956)., Перевел на якут. яз. «Коммунистич. манифест» (1939),' работу Энгельса «Людвиг Фейербах...» (1949), ряд трудов Ленина.: Осн. проблематика науч. работ — формирование и развитие социалистич. культуры. Соч.: В. И. Ленин социалистическай ийэ дойду кему- скэлин тупунан, Якутск, 1943; Расцвет и взаимное обога щение культур народов СССР, «Вопр. философии», 1951, Яг 6; Развитие социалистич. по содержанию, нац. по форме культур народов СССР, в кн.: Социалистич. нации СССР, М., 1955; Развитие языков народов СССР, там же; О социа листич. содержании и нац. форме сов. культуры, М., 1959; В. И. Ленин и социалистич. культура, «По ленинскому пути», Якутск, 1960, № 4; В. И. Ленин о возникновении и разви тии марксизма, Якутск, 1963; Коммунизм тутуута уонна сака Кипини иитии, Якутск, 1963. ' '
МОРЕЛЛЙ (Morelly) —франц. просветитель, фи-, лософ-деист, утопич. коммунист 18 в. Достоверных биографич. данных о М. не сохранилось (наиболее авторитетные исследователи— .Волгин, Ж. Шинар —. склоняются к мысли о реальном существовании М.);
ЙОРЕЛЛИ — МОРЕНО 505
имя М. стояло на трех книгах, изданных в 1743—48 в: Париже и Амстердаме (см. соч.); в 1751—78 вышло пять анонимных работ, ряд указаний в к-рых позволяет приписать. их автору, выступившему под именем М.
Основываясь на лок-ковском сенсуализме, М. в двух первых работах, объединенных под назв. «Естественные принципы воспитания» («Principes naturels de Г education»), рассматривал человека как . чувствующее . существо, созданное для счастья, заключающегося в удовлетворении его страстей и потребностей. Эти потребности можно удовлетворить .только; в результате совместного с др. людьми труда; т. о., к образованию, общества и развитию солидарности приводит необходимость. В естеств. состоянии люди владеют. веем сообща; живя семьями, они любят друг друга, как братья. Рост населения, расселение привели К ослаблению сознания родства всех людей. Воцарились вражда и распри, возникла частная собственность. Неразумные законодатели освятили сложившиеся отношения, их законы сами стали источником бедствий общества. Но страдания людей не были напрасны. М.— оптимист, для него не существует абсолютного зла в физич. и нравств. мире; то, что представляется поверхностному взгляду :• злом, есть необходимый, элемент общей гармонии Вселенной, установленной богом (М. близок в этом к Лейбницу, его теодицее). Разделяя теологич. взгляд на историю, М. считал, что провидение, заставив людей испытать все беды, привело их к открытию той истины, что соответствующее природе состояние равенства является наилучшим. После того как мудрецами открыты и разъяснены естеств. принципы общества, они постепенно становятся принципами воспитания, к-рое М. (предвосхищая Гельвеция) считал всемогущим; затем просвещенный законодатель придает им силу законов. М. не понял необходимости революц. борьбы нар. масс для преобразования общества. В поисках наиболее совершенной политич. формы М. переходил от идеи абсолютной монархии к идее патриарх, демократии (см. «Государь» — «Le prince...», t. 1—2, 1751 и «Базилиа-да» — «Naufrage des isles flottantes ou Basiliade du celebre Pilpa'i», 1753). В своем осн. произв. «Кодекс природы» («Codedela nature, ou le veritable esprit de sesloix, de tout temps neglige ou meconnu», 1755; [ed. P. Villegardelle], P., 1841; [ed. E. Dolleans], P., 1910;. [ed. O. Chinard, P.], 1950; в рус. пер. 1921, 1938, 1947 и 1956;:два последних с предисл. В. П. Волгина и комментариями Р. Б. Шуваевой) М., критикуя феод, строй; социальное и имуществ. неравенство, опираясь на труды Мора, Кампанеллы, Д. Вера-са, Тедвиля, Мелъе, не только нарисовал картину коммунистич. общества, но п дал разработку законодательства этого общества. К осн. законам М. относил следующие: «1. В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которые каждый употребляет для удовлетворения своих потребностей, для удовольствий, или для своего повседневного труда (М. исходил здесь из представлений о ремесл. производстве, при к-ром орудия труда неразрывно связаны с личностью работника.— В. К.). 2. Каждый гражданин будет, .должностным лицом, обеспеченным работою и получающим содержание на общественный счет.
3. Каждый гражданин* будет содействовать, со своей стороны, общественной пользе сообразно своим силам, дарованиям и возрасту» («Кодекс природы», М.—Л.,, 1947, с. 202). Коммунистич. общество в изображении М. строго централизовано и образует единую экопо-мич. организацию, базирующуюся на обществ, собственности. В нем не существует ни обмена, ни продажи. Все граждане получают необходимые им продукты в «общественном магазине» (см. там же, с.206— 207). Верховный сенат, обладающий абсолютной властью, на основании учета ресурсов и потребностей об* щества устанавливает объем производства продуктов и. число работников каждой профессии. Преодоление противоположности между городом и деревней М. видел в обязательности с.-х. труда для всех граждан в возрасте 20^25 лет. Образование соединено с производит, трудом. Однако проблема преодоления противоположности умств. и физич. труда, как и проблема воспитания гармонически развитой личности, еще не находит • удовлетворительного решения у М., т. к. общее образование весьма элементарно и сводится в основном к изучению законов и моральных обязанностей, и лишь немногие, наиболее одаренные дети имеют возможность заниматься наукой и иск-вом. Для остальных граждан эта возможность открывается только по достижении 30-летнего возраста. Экономич. и административной единицей общества является крепкая патриархальная семья. Обществ, должности замещаются в порядке рчередности (М.отвергал выборность, как нарушающую равенство) отцами семейств, достигшими 40-летнего возраста; остальные члены об-, щества фактически исключены из политич. жизни. Эта социальная структура не подлежит изменению и устанавливается на вечные времена как выражение абсо-, лютной истины, соответствующей порядку природы и разума. М. предусматривал создание свода моральных и филос. истищ изменять к-рые запрещено. Сторонник деизма, М. отвергал существующие религии как вредные суеверия, считал необходимым создание гос-вом «естественной религии» и предлагал положить в основу философии коммунистич. общества положение о том, что существует всеблагой, всемогущий, но непостижимый бог. Черты историч. ограниченности воззрений М. (уравнительские тенденции, непоследовательность применения демократич. принципов, установление границ прогресса общества и познания — он считал непостижимой природу чело-веч, способностей, неприятие материализма и атеизма) не могут заслонить главного у М.— предвосхищения нек-рых черт коммунистич. общества.
Работы М. были почти незамечены современниками, но «Кодекс природы» оказал большое влияние на идеологию бабувизма (см. Бабёф) и на франц. утопич. коммунистов 1-й пол. 19 в. (Кабе, Дезами).
Соч.: Essai sur 1' esprit humain, P., 1743; Essai sur le coeur humain, P., 1745; Physique de la beaute, ou Pouvoir surnaturel de ses charmes, Amst. — Brux., 1748.
Лит.: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопшг к науке, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1952, с. 109; В о л г и н В. П., История социа-листич. идей, ч. 1, М. — Л., 1928; его же, Очерки по истории социализма, 4 изд., М.—Л., 1935; его же, Французский утопич. коммунизм, М., 1960; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 336 — 39; История философии, т. 1, М\, 1957, с. 584—86; R e v ег d у A., Morelly; idees philospphiques, economiques et politiques, Poitier, 1909; Daut'ty J., Reflexions sur Morelly et le «Code de la nature», «Pensee», 1956, №65; RappoportC h., Le Socialisme, [fasc. ] 3, Le Soci-alisme au XVIII siecle: Morelly, P., [s. a.].
В. Кузнецов. Москва.
МОРЁНО(Moreno), Якоб(Джэкоб) (р. 20 мая 1892) — бурж. социальный психолог и психиатр, основатель социометрии. Род. в Бухаресте. Окончил Венский ун-т, где изучал философию и медицину. Работал в психи-атрич. клиниках и ин-тах Австрии и США (с 1927); создатель первого терапевтич. театра (1936); основатель (1936) и гл. врач клиники в Бикон-Хилле (ныне —
506 МОРИ КОИТИ — МОРР"ИС
санаторий Морено), основатель журн. «Sociometry» (1937), Ин-та социометрии и психодрамы (1940; Ин-т Морено), проф. (с 1951) Нью-Йоркского ун-та.
Отталкиваясь от психоанализа и гештальтпсихо-логии, под влиянием Зиммеля, Кули, Л. фон Визе, М. сконцентрировал внимание на психологич. взаимоотношениях людей в небольших группах.
Целостностью первого порядка М. считает «социальный атом» — индивида в окружении эмоциональных связей с другими людьми. Эта связь осуществляется якобы посредством «теле» — невидимых, нематериальных сгустков эмоциональной энергии, направленных от'человека к человеку. Гл. качество людей, по М.,— их «спонтанность», соответствующая «жизненному порыву» Бергсона.
М. исходит из того, что, кроме ясно видимой, офиц. макроструктуры общества, изучаемой социологией, существует некая внутр. неформальная микроструктура, образуемая переплетением индивидуальных влечений, притяжений и отталкиваний. В тех случаях, когда внешняя структура не соответствует внутренней, возникают неврозы и конфликты. Микроструктура обнаруживается с помощью разработанного М. социометрич. теста, результаты к-рого оформляются в социограмму. Последняя является как бы статич. срезом отношений в коллективе. Динамику этих отношений и причины конфликтов позволяют вскрыть, по М., психодрама и социодрама. Обнаруженный конфликт устраняется хирургически (перестановка людей) или терапевтически (терапевтич. театр). Применение социометрич. методов иногда позволяет достигнуть нек-рых практич. результатов повышения производительности труда, смягчения конфликтов, лечения неврозов.
М. критиковал пороки капиталистич. строя, он выступал против подготовки новой войны и гонки вооружений. В то же время он выступил против учения Маркса, ложно утверждая, что марксизм сводит жизнь общества к экономич. схемам, игнорирует роль психологич. отношений между людьми. М. абсолютизирует роль психологич. отношений и неправомерно распространяет выводы, полученные на небольших социально однородных группах, на все общество. В целом его социометрия, выдаваемая за беспартийную науку,— лишь социальная утопия, объективно служащая сохранению капиталистич. строя.
Соч.: Das Stegreiftheater, Potsdam, [1924]; англ. пер.— The theatre of spontaneity, N. Y., 1947; Application of the group method to classification, 2 ed., N. Y., 1932; The words of the father, N. Y., [1941]; Sociometry and the cultural order, [N. Y.], 1943; Sociodrama, a method for the analysis of social conflict/N. Y., [1944]; Who shall survive?, Washington, 1934, 2 ed., Beacon [N. Y. ], 1953; Sociometry and the science of man, N. Y., 1956; Gruppenpsychotherapie und Psychodrama, Stuttg., 1959; в рус. пер. — Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе, М., 1958.
Лит.: Бахитов М. Ш., Об одной «новейшей» со циальной утопии, М., 1958. В. Олъшстспий. Москва.
МОРИ КОЙТИ(наст, фамилия и имя — С у г и х а-
р а К э й д з о) (р. 1901) — японский философ, теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма, член КПЯ, лектор Центрального рабочего колледжа (Тюэиродо гакуин) в Токио. Окончив филос. отделение Токийского императорского ун-та (1924), в конце 20-х гг. перешел на позиции марксизма. С 1932 сотрудничал в Обществе по изучению материализма. Выступал с пропагандой марксизма-ленинизма в филос. журнале «Изучение материализма» (Юибу-цурон кэнкю). Подверг критике совр. бурж. филос. направления: иррационализм, экзистенциализм, фе-номенологизм и др. Осн. внимание уделяет исследованиям в области марксистской мысли, ленинского этапа в философии, филос. материализма вообще. В 1961 в составе делегации япон. философов посетил Сов. Союз, где выступал с науч. докладами.
Соч.: Иссэн кухяку сандзю си нэндо-но гаккай—. Тэцугаку (Научный мир в 1934 г. — Философия), «Юибу-цурон кэнкю», 1935, Л1 27; Рэкиси рирон-ни окэру дзинруй-то юибуцурон (Антропология и материализм в историч. теории), там же, Jsffi 28; «Дзиссэн» гайнэн-ни кансуру токэн (Исследование, касающееся общей идеи «практики». Изучение тенденции япон. академич. философии), там же, 1936, 5й 44; Сайкин-но рэкисирон-ни окэру мондай-ни ёеэтэ (О проблемах новейшей историч. теории), там же, № 45; Дзинсэйкан сёби хюманизму-но мондай (Взгляд на человеч. жизнь и проблемы гуманизма), там же, 1936, № 50; Киндай юибуцурон си (История совр. материализма), Токио, 1935, 2 изд., Токио, 1948; Рэнин «Тэцугаку ното» кэнкю (Изучение «Философских тетрадей» В. И. Ленина), ч. 1, Изучение материализма (Орган Ин-та по изучению материализма), Сб. № 6, Токио, 1949, сент.; ч. 2, там же, Сб. № 7, 1950, февр.; Тэцугаку нюмон (Введение в философию), Токио, 1957; Переводы на япон. яз.: Марне К. и Э н г е л ь с Ф., Немецкая идеология, Токио, 1937, 2 изд., Токио, 1947; Ленин В. И., Государство и революция, Токио, 1946.
Я. Радулъ-Затуловский. Ленинград,
МОРРИС(Morris), Уильям (24 марта 1834 — 3 дек. 1896) — англ. утопич. социалист, поэт, художник и теоретик иск-ва. Окончил Оксфордский ун-т. Свою деятельность начал в кружке художников-прерафаэлитов (Россетти, Бёрн-Джонс), пытался реорганизовать художеств, пром-сть по образцу ср.-век. ремесла. В 80-х гг. принимает активное участие в англ. рабочем движении. В 1883 примкнул к с.-д. федерации; в 1884 вместе с Элеонорой Маркс -Эвелинг и ее мужем возглавлял Социалистич. лигу; редактор журн. «Commonweal».
М.— автор утопич. романов «Сон про Джона Болла» («A dream of John Ball», в журн. «Commonweal», 1886—87, рус. пер.—[1911], нов. изд.— 1923), «Вести ниоткуда» («News from nowhere», в журн. «Commonweal», 1890, рус. пер.—[1906], нов. изд.— 1962).
Во мн. выступлениях и работах М., отстаивая социалистич. традицию в эстетике, развивал взгляд на иск-во как на трудонаслаждение. Согласно М., всякое художеств, творчество уходит своими корнями в свободный труд, к-рый выступает как наслаждение, как развитие и применение в процессе деятельности разносторонних сил и способностей человека. «То, что я признаю за подлинное искусство,— говорил М.,— есть выражение наслаждения человека своим трудом» (The collected works of William Morris, v. 22, L. —N.Y., 1914, p. 42). Связывая творчество красоты со свободным и поэтому радостным трудом, М. остро ставил вопрос о народности иск-ва, ибо, по его мнению, приобщение к творч. труду делает каждого человека художником.
Согласно М., капиталистич. общество оказывается враждебным и губительным для иск-ва потому, что оно превращает труд миллионов людей в тяжкую обязанность. Иск-во в этих условиях становится все более рафинированным, далеким от жизни, вырождается в пустое времяпровождение богатых и праздных людей, в «искусство для искусства».
М. подошел к пониманию глубокой органич. связи судеб иск-ва с судьбой народа, с борьбой его за освобождение от капиталистич. рабства. М. примыкает к революц. движению рабочего класса, становится активнейшим участником социалистич. движения в Англии. Однако по сути дела он был, по характеристике Энгельса, «социалистом чувства». Рассматривая проблемы классовой и партийной борьбы скорее с эстетич. т. зр., М. не всегда мог правильно решать конкретные вопросы, подпадал иногда под влияние анархизма.
Соч.: Selections, M., 1959, в рус. пер.— Как я стал социалистом, СПБ, 1906.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 2, М., 1957, с. 375— 79; Ш р а г и н Б , Наследие У. М., «Декоративное искусство СССР», 1960, № 5; Scott Т., A bibliography of the works of W Morris, L., 1897; Glasi-e r J. В., W. Morris and the early days of the socialist movement, L., 1921; Fritzsche G., W. Morris'Sozialismus und anarchistischer Kommunismus, Lpz., 1927; M а с k a-i 1
МОРРИС — МОСКА 507
J. W., The life of W. Morris, L, 1950; T h о m p s о n E. P., W. Morris. Romantic to revolutionary, L., 1955; M а с I e о d B. D., W. Morris (As seen by his contemporaries), new ed., Glasgow, 1956. В. Шрагин. Москва.
МОРРИС(Morris), Чарлз Уильям (р. 23 мая 1901) — амер. философ. Проф. философии Чикагского (1931—47) и Флоридского (с 1958) ун-тов, член Амер. академии наук и искусств, Амер. филос. ассоциации, вице-президент ин-та по единству науки, один из редакторов серии «International encyclopedia of unified science».
Филос. работы М. ориентируются больше на психологию, биологию и социологию, поскольку основной задачей своих исследований он считает анализ социального и биологич. поведения человека, систематич. изложение и дальнейшее развитие социально-психо-логич. аспектов семиотич. наследия Ч. Пирса.
В своих гл. соч. «Основы теории знаков» («Foundations of the theory of signs», Chi., 1938) и «Знаки, язык и поведение» («Signs, language and behavior», N. Y., 1946, 2 ed., 1955) M., исходя из положений бихевиоризма, выдвинул прагматическую (см. Прагматика) ■ концепцию, согласно к-рой поведение человека определяется лишь в терминах реакций на знаки, а значение знаков — функционированием в качестве организаторов поведения человека, использующего разветвленную и все более усложняющуюся сеть знаковых систем. Эта концепция неправомерно сводит весь процесс познания к созданию эффективных систем знаков. В ее рамках М. определяет такие понятия, как «знак», «символ», «значение» (знака), «интерпретация» (знака), «интерпретатор» и т. д. В пределах этой же концепции М., подчеркивая, что знаки и их сочетания обычно обозначают ч.-л. неоднозначно, различает определ. типы или «модусы» обозначения и — соответственно им — определ. способы употребления знаков. Сочетания модусов обозначения и способов употребления знаков образуют по М. определ. типы рассуждений. Исходя из этих типов рассуждений, он пытается дать классификацию всех отраслей человеч. знания, приписывая каждой из них свой, характерный для нее тип рассуждений. Напр., в науке, согласно М., преобладают указующе-информирующие рассуждения; в поэзии — оценочные; в праве — указую-ще-побуждающие; в политике — предписывающе-оценочные (предписывающие определ. линию поведения с целью добиться ее общественного одобрения); в религии — побуждающе-оценочные и т. д. В ходе рассмотрения всех этих проблем М. впервые были четко сформулированы основные понятия и принципы новой научной дисциплины —семиотики.