Прогресс в развитии общества закономерно приводил к прогрессу и в развитии М. «...В морали, как и во всех других отраслях человеческого дознания, в общем наблюдается прогресс» (там же). 3 каждую историч. эпоху прогрессивный характер носили те моральные нормы, к-рые отвечали потребностям обществ, развития, способствовали уничтожению
старого, отжившего обществ, строя и замене его новым. Носителями нравств. прогресса в истории всегда были революц. классы. Прогресс в развитии М. состоит в том, что с развитием общества зарождались и получали все большее распространение такие нормы М., к-рые поднимали достоинство личности, ценность общественно-полезного труда, воспитывали в людях потребность служить обществу, солидарность между борцами за справедливое дело.
М. — древнейшая форма обществ, сознания. Она зародилась в первобытном обществе под непосредств. воздействием процесса произ-ва, к-рый требовал согласования действий членов общины и подчинения воли индивида общим интересам. Практика взаимоотношений, складывавшаяся под влиянием жестокой борьбы за существование, постепенно закреплялась в обычаях, традициях, к-рые строго выполнялись. Основой морали были первобытное равенство и свойственный родовому обществу первобытный коллективизм. Человек чувствовал свою неразрывную связь с коллективом, вне к-рого он но мог добывать пищу и бороться с многочисленными врагами. «Безопасность индивида зависела от его рода; узы родства являлись мощным элементом взаимной поддержки; нанести кому-либо обиду значило обидеть его род» (Архив Маркса и Энгельса, т. 9, 1941, с. 67). Беззаветная преданность и верность своему роду и племени, самоотверженная защита сородичей, взаимопомощь, сострадание по отношению к ним были непререкаемыми нормами М. того времени, и во имя рода его члены проявляли трудолюбие, выдержку, мужество, храбрость, презрение к смерти. В совместном труде закладывалось чувство долга, иа основе первобытного равенства рождалось чувство справедливости. Отсутствие частной собственности на средства произ-ва делало М. единой для всех членов рода, для всего племени. Каждый, даже самый слабый член рода чувствовал за собой его коллективную силу; в этом состоял источник чувства собственного достоинства, свойственного людям того времени. Классики марксизма-ленинизма указывали иа высокий уровень М. в родовом обществе, где, по словам Ленина, общая связь, самое общество, дисциплина, распорядок труда держались «...силой привычки, традиций, авторитетом или уважением, которым пользовались старейшины рода или женщины, в то время часто занимавшие не только равноправное положепие с мужчинами, но даже нередко и более высокое, и когда особого разряда людей — специалистов, чтобы управлять, не было» (Соч., т. 29, с. 438).
Вместе с тем было бы неправильно идеализировать М. первобытнообщинного строя и не видеть ее исторически обусловленной ограниченности. Суровые уело-1 вия жизни, крайне низкий уровень развития произ-ва/ бессилие человека перед еще непознанными силами природы порождали суеверия и крайне жестокие обычаи. В роде получил свое начало древний обычай кровной мести. Лишь постепенно исчезал дикий обычай людоедства, долго еще сохранявшийся во время военных столкновений. Маркс в конспекте книги «Древнее общество» указывал, что в родовом обществе развивались как положительные, так и нек-рые отрн-цат. нравств. качества. «На низшей ступени варварства начали развиваться высшие свойства человека. Личное достоинство, красноречие, религиозное чувство, прямота, мужество, храбрость стали теперь общими чертами характера,новмес-те с ними появились жестокость, предательство и фанатизм» (Архив Маркса и Энгельса, т. 9, с. 45).
М. первобытнообщинного строя — гл. обр. М. слепого подчинения непререкаемым требованиям
500 .МОРАЛЬ
обычая..Индивид еще слит с коллективом, он не сознает себя личностью; отсутствует различие «личного» и «общественного». Коллективизм носит огранич. характер. «Все, что было вне племени,- — говорит Энгельс, — было вне закона» (М арке К. и Э н -г е л ь с Ф.; Соч., 2 изд., т. 21, с. 99). Дальнейшее развитие общества потребовало расширения общения людей и должно было закономерно повести за собой расширение тех рамок, в к-рых действуют моральные
нормы. ......... •
С возникновением рабовладельч. общества наступил период существования классовой М. Частная соб ственность подорвала, а затем'и разрушила коллек тивизм родового общества. Энгельс писал, что власть первобытно'й общности «... была сломлена под такими влияниями, которые прямо представ- 'ляются нам упадком, грехопадением по сравнению ' с высоким нравственным уровнем старого родового ^общества. Самые "низменные побуждения — вуль- ' гарная жадность, ' грубая" страсть к наслажде ниям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния — являются воспреем- никами нового, цивилизованного, классового обще ства; самые гнусные средства' — воровство, насилие, коварство, измена — 'иддтачйвают старое бесклас совое родовое общество и приводят к его гибели» (там 'же). Частная собственность освободила рабовладель цев от необходимости трудиться; производит, труд стал ' считаться недостойным свободного человека. В про- 1 тивоположность'обычаям и нравам родового общества, М. рабовладельцев рассматривала социальное нера венство как естественную и справедливую форму неловеч. отношений и защищала частную собствен ность на средства произ-ва. Рабы по существу стояли вне М., они- рассматривались как имущество рабовла дельца, «говорящее орудие». '.-■■"
Тем не менее новая М. являлась отражением более высокого уровня развития обществе и; хотя она и не распространялась на рабов, охватывала гораздо более широкую общность людей, чем род или племя, а именно — все свободное население' гос-ва'. Нравы оставались крайне жестокими,: однако пленных уже, как правило, не убивали. Подверглось нравств. осуждению и исчезло людоедство. Индивидуализм и связанный с ним эгоизм, к-рый пришел на смену первобытному коллективизму и со времея рабовладельч. М. лежит в основе нравственности всех эксплуататорских классов, были на первых порах необходимой формой самоутверждения личности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 236). Вместе с тем то лучшее, что было создано в нравств. сознании родового строя, не умерло совсем, а получило в новых условиях'новую жизнь. Многие из простых норм нравственности и справедливости, зародившихся в родовом обществе, продолжали жить в среде свободных ремесленников и крестьян эпохи рабовладения. Наряду с М. рабовладельцев и ее разновидностью- для угнетенных — рабской М. смирения и покорности — возникала и развивалась в массах рабов М. протеста угнетенных против угнетения. Эта М., будившая возмущение бесчеловечными порядками рабовладельческого строя и развившаяся особенно в эпоху его упадка, отражала противоречия, которые вели к крушению рабовладельческого общества, и ускоряла его крах.
В эпоху феодализма характерной чертой духовной жизни было господство религии, церкви, к-рая выступала «...в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Догматы церкви оказывали большое влияние на нравственность и сами имели, как правило, силу нравств. нормы. М.,
проповедовавшаяся христ. церковью, имела целью защиту феод, отношений и примирение угнетенных классов с их положением в обществе. Эта М. с ее проповедью религ. нетерпимости и фанатизма, ханжеского отказа от мирских благ, христ. равенства людей перед богом и смирения перед власть имущими внешне выступала как единая М. всего общества, но в действительности служила лицемерным прикрытием аморальной практики и дикого произвола духовных и светских феодалов. Для М. господствующих эксплуататорских классов характерно все возрастающее расхождение между официальной М. и практич. М. или реальными нравств. отношениями (нравами). Общей . чертой практич. М. духовных и светских феодалов было презрение к физич. труду и трудящимся массам, жестокость по отношению, к инакомыслящим и всем тем, кто покушался на феод, порядки, ярко проявившаяся в деятельности «святой инквизиции» и в подавлении крест, восстаний. С крестьянином «...всюду обращались как с вещью или вьючным животным, или же еще того хуже» (там же, с. 356). Реальные нравств. отноЩения были очень далеки и от нек-рых норм христ. М. (любви к ближнему, милосердия и т. п.) и от рыцарского кодекса того времени, предписывавшего феодалу проявлять верность сюзерену и «даме сердца», честность, справедливость, бескорыстие и т. д. Предписания этого кодекса играли, однако, определ. положит, роль в развитии нравств. отношений.
М. господствующих классов и сословий феод, общества противостояла прежде всего М. крепостных крестьян, отличавшаяся крайней противоречивостью. С одной стороны, века феод, эксплуатации, политич. бесправия и религ. одурманивания в условиях феод, замкнутости . вырабатывали у крестьян смирение и покорность, привычку к подчинению, холопский взгляд па духовного и светского феодала как на отца, определенного богом. Энгельс писал, что «...крестьян, хотя и озлобленных страшным гнетом, все же трудно было поднять на восстание. Их разобщенность чрезвычайно затрудняла достижение какого-либо общего соглашения. Действовала долгая, переходившая от поколения к поколению привычка к подчинению» (там же, с. 357). С др. стороны, жестокая эксплуатация пробуждала в крестьянах чувства стихийного возмущения и протеста, к-рые, хотя и облекались вплоть до 18 в. в религ. форму, давали толчок крест, войнам и восстаниям. Эти последние, в свою очередь, способствовали нравств. развитию крестьянства, пробуждению его классового сознания, выдвижению из крест, среды новых и новых бесстрашных борцов за справедливость. Сама эта справедливость обычно понималась крест, революционерами в духе спартанского равенства. Энгельс указывал, что крест, восстаниям зап.-европ. средневековья, носившим религ. окраску, свойствен плебейский и пролет, аскетизм, к-рын был необходим для того, чтобы низшие слои феод, общества пришли в движение.
В недрах феод, общества зарождается и развивается бурж. М. как отражение возникающих и развивающихся бурж. отношений. Эта М., в особенности в ее первоначальных формах, противостоит М. 'феодалов. Моральные нормы ср.-век. бюргерства и буржуазии эпохи революций 17—18 вв. осуждают паразитич. образ жизни аристократии и в качестве положит, требований выдвигают труд (как средство создания и увеличения богатства), бережливость, скромность, воздержание (как условие накопления собственности), честность (как условие успешной коммерч. деятельности). Эти моральные требования получили религ. освящение в протестантскойМ. (см. Протестантизм). Нравств. идеал буржуазии воплощался в образе энергичного, деятельного человека, любыми средствами до-
МОРАЛЬ 501
бивающегося успеха, богатства и уважения сограждан. М. поднимающейся буржуазии оправдывала и освя щала борьбу против феод, строя. Маркс писал: «...как ни мало героично буржуазное общество, для его появ ления на свет понадобились героизм, самопожертво вание, террор, гражданская война и битвы народов» (там же, т. 8, с. 120). ■
Внутр. противоречивость и эксплуататорская сущность бурж. М. проявилась тогда, когда пришедшая к власти буржуазия оказалась лицом к лицу с поднимавшимся на борьбу пролетариатом. Обещанное бурж. просветителями царство разума и справедливости оказалось на деле царством денежного мешка, усилившим нищету рабочего класса, породившим новые социальные бедствия и пороки (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 241). Бурж. М. с ее претензией на всеобщность и вечность оказалась узкой, ограниченной и своекорыстной М. буржуа.
Осн. принципом бурж. М., определяемым характером бурж. обществ, отношений, является принцип святости и неприкосновенности частной собственности как «вечной» и «незыблемой» основы всей обществ. жизни. Из этого принципа вытекает моральное оправдание эксплуатации человека человеком и всей практики бурж. отношений. Ради богатства, денег, прибыли буржуа готов нарушить любые нравственные идеалы и гуманистич. принципы. Буржуазия, достигнув господства, «...не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного „чистогана". В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость...» (Маркс К. и Э н -г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 426).
В бурж>. М. получил свое законченное выражение свойственный в той или иной мере М. всех эксплуататорских классов индивидуализм и эгоизм. Частная собственность и конкуренция разъединяют людей и ставят их во враждебные отношения друг к другу. Если в борьбе против феодализма бурж. индивидуализм еще способствовал в известной мере становлению личности, освобождению ее от феод, и религ. пут, то в период господства буржуазии он стал источником лицемерно маскируемого или открытого аморализма. Индивидуализм и эгоизм ведут к подавлению подлинно человеч. чувств и отношений, к пренебрежению обществ, долгом, подавляют и уродуют развитие личности.
Неотъемлемой чертой бурж. М. является лицемерие, ханжество, двуличие. Источник этих пороков коренится в самой сущности капиталистич. отношений, делающих каждого буржуа лично заинтересованным в нарушении официально провозглашаемых моральных норм и в том, чтобы эти нормы соблюдались остальными членами общества. По образному замечанию Энгельса, буржуа верит в свои нравств. идеалы только с похмелья или когда он обанкротился.
Чем ближе капиталистич. строй к своей гибели, тем антинароднее и лицемернее становится М. буржуазии. Особенно реакц. характер она приняла в совр. эпоху — эпоху крушения капитализма и утверждения коммунизма. Глубокир! моральный распад охватил в наибольшей степени верхушку капиталистич. общества — монополистич. буржуаеию. Она превратилась в класс излишний и в процессе произ-ва и в обществ, жизни. Для совр. буржуазии характерно отсутствие подлинно нравств. идеалов, неверие в будущее, пессимизм и цинизм. Бурж. общество переживает глубокий идейный и нравств. кризис. Моральная деградация буржуазии особенно пагубно сказывается на молодежи, в среде к-рой растут преступность и аморализм. Историч. обреченность буржуазии воспринимается
оурж. сознанием как грядущая гибель всего общества, является источником деградации всех моральных ценностей бурж. общества. Чтобы отсрочить свою гибель, буржуазия прибегает к проповеди антикоммунизма, в к-ром значит, место занимает клевета на героич. М. передовых борцов за мир и прогресс.
Уже на ранних этапах развития бурж. общества в рабочем классе зарождается пролет. М.'Она возникает и развивается в борьбе, к-рую рабочий класс ведет против буржуазии, против бесправия и гнета, и формируется затем под воздействием научного, диа-лектико-материалистич. мировоззрения. Марксистско-ленинская теория впервые дала науч. обоснование цели, к к-рой стремились все угнетенные классы — уничтожению эксплуатации — и открыла пути и средства к достижению этой цели. Осн. черты пролет. М. вытекают из особенностей и историч. роли поолета-риата..
Революц. пролетариат сознательно кладет в основу
нравств. оценки классовый интерес. «Для нас, _______
говорил Ленин, — нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата... Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» (Соч., т. 31,. с. 267, 268). Эта борьба, по словам Ленина, налагает на пролетариат великие обязанности и требует от него героизма, самоотверженности и сплоченности не только в национальном, но и в интернацион. масштабе. Вместе с тем борьба за великие цели освобождения нар. масс служит для пролет, борцов источником морального удовлетворения, чувства достоинства, веры в свои силы. Образцом несгибаемого мужества, героизма, непоколебимой веры в нар. массы является самоотверженная борьба пролет, революционеров-коммунистов.
Для М. рабочего класса характерен последоват. коллективизм, к-рый вытекает из экономич. условий жизни рабочего класса, из особенностей его борьбы за освобождение от капиталистич. эксплуатации. Солидарность рабочего класса становится могучей моральной силой в их борьбе за уничтожение капитализма. Победа социалистич. революции, социалистич. преобразования в СССР, а затем и в странах нар. демократии открыли широкую дорогу нравств. прогрессу и сопровождались коренными изменениями в нравств. сознании масс. На основе ликвидации эксплуататорских классов был преодолен нравств. раскол в жизни общества, уничтожены экономич. корни, питавшие бурж. М. Господствующей стала коммунистич. М., являющаяся дальнейшим развитием пролет. М.
Коммунистич. М. развивается на базе новых, социалистич. обществ, отношений и в то же время является закономерным результатом нравств. прогресса общества. Она органически включает в себя подлинные этич. ценности, созданные нар. массами в предшествующие эпохи. «Простые нормы нравственности и справедливости, которые при господстве эксплуататоров уродовались или бесстыдно попирались, коммунизм делает нерушимыми жизненными правилами как в отношениях между отдельными лицами, так и в отношениях между народами. Коммунистическая мораль включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками» (Материалы XXII съезда КПСС, 1961, с. 410).
Вместе с тем коммунистич. М. качественно отличается от тех нравств. идей, к-рыми руководствовались в своей борьбе угнетенные классы в обществе, основанном на эксплуатации. Коммунистич. М. — это обобщение нравств. отношений нар. масс, борющихся за коммунистич. переустройство общества
502 МОРАЛЬ
под руководством марксистско-ленинской партии. Объективным критерием коммунистич. М. является борьба за укрепление и завершение коммунизма. Коммунистич. М. имеет своей социальной основой обществ, отношения, обеспечивающие единство личных и обществ, интересов людей. Это М. освобожденного труда, перед к-рым открылись необозримые горизонты развития подлинно человеческих качеств и способностей.
Этим определяются характерные черты коммунистич. М. и содержание ее осн. принципов. Коммунистической М. свойствен глубокий оптимизм, жизнеутверждающая сила, вера в победу сил прогресса и торжества светлых нравств. идеалов. Коммунистич. М. высоко поднимает достоинство человека, веру в его возможности и разум. Не менее характерной чертой коммунистич. М. является пронизывающий все ее нормы и принципы последоват. гуманизм.
В коммунистич. М. получает дальнейшее развитие социалистич. коллективизм, взаимопомощь членов социалистич. общества в труде, в обществ, начинаниях, в учебе и быту. Этот моральный принцип, всесторонне развивающийся в период развернутого строительства коммунизма, опирается на подлинный коллективизм обществ, отношений. Благодаря господству социалистич. собственности на средства произ-ва достоянием нравств. сознания членов общества становится та простая истина, что «... интерес, благо, счастье каждого в отдельности неразрывно связаны с благом остальных людей» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 535).
Вопреки клеветнич. утверждениям бурж. идеологов, коммунистич. М. не требует растворения личности в коллективе, подавления личности. Наоборот, принципы коммунистич. М. открывают широкий простор для всестороннего развития и расцвета личности каждого трудящегося человека, потому что только при социализме «...самобытное и свободное развитие индивидов перестаёт быть фразой...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 441). Одним из условий развития высоких нравств. качеств личности (чувства достоинства, мужества, принципиальности в убеждениях и поступках, честности, правдивости, скромности и т. п.) является деятельность индивида в социалистич. коллективе. В сов. обществе, строящем коммунизм, мн. миллионы трудящихся участвуют в управлении гос. делами, проявляют творч. инициативу в развитии социалистич. произ-ва, в борьбе за новую жизнь.
Для нравств. отношений социалистич. общества характерно новое отношение к обществ.-полезному труду, к-рый оценивается обществ, мнением как высо-конравств. дело (см. Коммунистический труд). Нравств. качеством сов. людей стала забота об обществ, благе, высокое сознание обществ, долга. Сов. людям свойственны любовь к социалистич. Родине и социалистич. интернационализм.
Победа социализма утвердила новые нравств. отношения в быту людей, в их семейной жизни, положила конец угнетенному положению женщины.
Семейные отношения в социалистич. обществе освобождаются от материального расчета, основой семьи становятся любовь, взаимное уважение, воспитание детей.
Коммунистич. М. социалистич. общества, строящего коммунизм, представляет собой стройную систему принципов и норм, нашедших обобщенное выражение в .моральном кодексе строителя коммунизма. Эти принципы и нормы утверждаются в жизни сов. общества в борьбе с пережитками капитализма в сознании людей, с чуждыми сов. обществ, строю моральными нормами старого общества, к-рые держатся силой привычки, традиции и под влиянием бурж. идеологии.
Коммунистич. партия рассматривает борьбу с проявлениями бурж. моралд как важную задачу коммунистич. воспитания и считает необходимым добиться, чтобы новые нравств. нормы стали внутр. потребностью всех сов. людей. Новые моральные нормы порождаются самой жизнью социалистич. общества и являются отражением новых общественных отношений. Но для того чтобы они стали достоянием всего народа, необходима настойчивая, целеустремленная идеологическая и организаторская работа партии.
Свое полное развитие коммунистич. М. получит в коммунистич. обществе, где нравств. отношения будут играть роль гл. регулятора человеч. поведения. Вместе с совершенствованием коммунистич. обществ, отношений будет постоянно совершенствоваться и коммунистич. М., будет все больше раскрываться красота подлинно человеческих нравственных отно шений. В. Морозов. Москва.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; В. И. Ленин о морали, М.—Л., 1926; В. И Ленин о коммунистической нравственности, 2 изд., М., 1963; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, [М.], 1954; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Мораль как ее понимают коммунисты, [Документы, письма, высказывания], 2 изд., М., 1963; Шопенгауэр А., Свобода воли и основы М., 3 изд., СПБ, 1896; Вертелом., Наука и нравственность, М., 1898; Летурно Ш., Эволюция М., 1899; Брюнетьер Ф., Иск-во и нравственность, СПБ, 1900; Ницше Ф. В., Происхождение морали, Собр. соч., т. 9, М., [1902]; Каутский К., Происхождение М., М., 1906; К р ж и в и ц к и й Л. И., Происхождение и развитие нравственности, Гомель, 1924; Луначарский А. В., М. с марксистской точки зрения, X., 1925; Марксизм и этика. [Сб. ст.], 2 изд., [К.], 1925; Ярославский Е., М. и быт пролетариата в переходный период, «Молодая Гвардия», 1926, кн. 5, с. 138 — 53; Л а ф а р г П., Исследования о происхождении и развитии идей: справедливости, добра, души и бога, в кн.: Л а ф а р г П., Экономич. детерминизм Карла Маркса, 2 изд., М.—Л., [1928]; Морган Л. Г., Древнее общество, 2 изд., Л., 1935; Калинин М. И., О моральном облике нашего народа, 2 изд., М., 1947; К а-р с в а М. П., Право и нравственность в социалистич. обществе, М., 1951; Волгин В. П., Гуманизм и социализм, М., 1955; Шишкин А. Ф., Основы коммунистич. М., М., 1955; его же, Основы марксистской этики, М., 1961; Б у с л о в К., В. И. Ленин о классовой сущности морали, «Коммунист Белоруссии», 1957, № 6; Колоницкий П. Ф., М. и религия, М., 1958; Мухортов Н. М., Некоторые вопросы коммунистической М. в связи с проблемой необходимости и свободы, «Тр. Воронеж, ун-та», 1958, т. 69, с. 187 — 201; Кон И. С, М. коммунистич. и М. буржуазная, М., 1960; Бакшутов В. К., Моральные стимулы в жизни человека, [Свердл. ], 1961; Е ф и м о в Б. Т..Коммунизм и М., К., 1961; Прокофьев В. И., Две М. (М. религиозная и М. коммунистич.), М., 1961; Штаерман Е. М., М. и религия угнетенных классов Римской империи, М., 1961; Марксистская этика. Хрестоматия, сост. В. Т. Ефимов и И. Г. Петров, М., 1961; Б а с к и н М. П., Кризис бурж. сознания, М., 1962; Б ё к Г., О марксистской этике и социалистич. М., пер. с нем., М., 1962; В человеке все должно быть прекрасно. [Сб. ст.], Л., 1962; К у р о ч к и н П. К., Православие и гуманизм, М., 1962; О коммунистич. этике. [Сб. ст.], Л., 1962; СелзамГ., Марксизм и М., пер. с англ., М., 1962; Уткин С, Очерки по марксистско-ленинской эстетике, М., 1962; X а й к и н Я. 3., Нормы права и М. и их связь при переходе к коммунизму, «Уч. зап. Тартуского ун-та», 1962, вып. 124, Тр. по философии, вып. 6, с. 94— 123; Дробницкий О. Г., Оправдание безнравственности. Критич. очерки о совр. бурж. этике, М., 1963; Ж у-р а в к о в М. Г., Важнейший принцип коммунистической морали, «Вопр. философии», 1963, № 5; И в а н о в В. Г. и Рыбакова Н. В., Очерки марксистско-ленинской этики, [Л. ], 1963; С а д ы к о в Ф. В., Коммунистич. нравственность, [Новосиб. ], 1963; Шварцман К. А., «Психоанализ» и вопросы М., М., 1963; Златаров А., Морал и наука, в кн.: Златаров А., Очерки по философия на биологията, София, 1911, стр. 46—105; Schweitzer A., Civilization and ethics, 3 ed., L., 1946; О a k 1 e у Н. D., Greek ethical thought from Homer to-the stoics, Bost., 1950; D г a z M. A., La morale du Koran, P., 1951; L о t t i n D. O., Psychologie et morale aux XII et XIII siecles, t. 2— 4, Louvain—Gembloux, 1948 — 54; С a r r i t t E. F., Morals and politics. Theories of their relation from Hobbes and Spinoza to Marx and Bosanquet, Oxf., [1952].
МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКСстроителя коммунизма — свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалистическом обществе и нашедших свое теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой XXII сьездом КПСС. В истории существовали различные моральные кодексы, как писаные (заповеди религии, сословные кодексы, дуэльные и т. д.), так и неписаные, фактически существующие в каждой, исторически известной форме морали. О высоком М. к. мечтал Руссо, к-рый писал в письме Вольтеру от 18 авг. 1756: «Я хотел бы, чтобы в каждом государстве существовал моральный кодекс, нечто вроде исповедания гражданской веры, которое содержало в положительной форме те общественные максимы, которые всякий должен признавать, и в отрицательной форме нетерпимые максимы, которые следует отвергать не как безбожные, а как мятежные. Этот кодекс, будучи составлен тщательно, был бы, по-моему, наиболее полезной книгой из когда-либо написанных и, быть может, единственной, необходимой людям» (цит. по кн.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 2, 1955, с. 363). Необходимость новых М. к. утверждали и утопич. социалисты. Так, напр., Сен-Симон говорил о созданий Академии моральных наук, целью к-рой было бы установление «кодекса чувств», соответствующего справедливым законам и принципам поведения (см. Избр. соч., т. 2, М.—Л., 1948, с. 256—58). Появление М. к. не случайно, обычно они формулируются тогда, когда выраженные в них требования уже прочно закреплены в обществ, мнении соответствующей обществ, группы.
В противовес абстрактному содержанию моральных кодексов прошлого, претендовавших на выражение вечных и неизменных «добродетелей», М. к. строителя коммунизма носит конкретно-историч. характер, отражает уровень обществ, развития, степень и форму распространения новых нравств. норм, высокую моральную культуру социалистич. общества и определяющие тенденции нравств. развития личности в условиях перехода к коммунизму. Кодекс рожден самой эпохой строительства коммунизма, когда в обществе все больше возрастает и расширяется сфера действия нравственности и сокращается сфера действия административного регулирования отношений между людьми.
Ведущим принципом М. к. является преданность делу коммунизма, любовь к социалистич. Родине. В нем определено новое отношение человека к труду, к обществ, собственности, к обществ, интересам, общению между людьми в условиях господства социалистич. производств, отношений (коллективизм, гуман-ность,честность и правдивость, простота и скромность), отношение его к семье, к детям. Нетерпимость к порокам старого мира и непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов М. к. сов. человека причисляет к важнейшим принципам коммунис-тич. морали, выражающим ее революц. направленность и боевой дух. Интернациональная природа М. к. раскрывается в утверждении им дружбы и братства народов СССР, братской солидарности с трудящимися всех стран, со всеми народами.