Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общий обзор литературы по М. 10 страница



Прогресс в развитии общества закономерно при­водил к прогрессу и в развитии М. «...В морали, как и во всех других отраслях человеческого дознания, в общем наблюдается прогресс» (там же). 3 каждую историч. эпоху прогрессивный характер носили те моральные нормы, к-рые отвечали потребностям обществ, развития, способствовали уничтожению


старого, отжившего обществ, строя и замене его новым. Носителями нравств. прогресса в истории всегда были революц. классы. Прогресс в развитии М. состоит в том, что с развитием общества зарожда­лись и получали все большее распространение такие нормы М., к-рые поднимали достоинство личности, ценность общественно-полезного труда, воспитывали в людях потребность служить обществу, солидарность между борцами за справедливое дело.

М. — древнейшая форма обществ, сознания. Она зародилась в первобытном обществе под непосредств. воздействием процесса произ-ва, к-рый требовал согла­сования действий членов общины и подчинения воли индивида общим интересам. Практика взаимоотно­шений, складывавшаяся под влиянием жестокой борь­бы за существование, постепенно закреплялась в обы­чаях, традициях, к-рые строго выполнялись. Основой морали были первобытное равенство и свойственный родовому обществу первобытный коллективизм. Чело­век чувствовал свою неразрывную связь с кол­лективом, вне к-рого он но мог добывать пищу и бо­роться с многочисленными врагами. «Безопасность индивида зависела от его рода; узы родства являлись мощным элементом взаимной поддержки; нанести кому-либо обиду значило обидеть его род» (Архив Маркса и Энгельса, т. 9, 1941, с. 67). Беззаветная пре­данность и верность своему роду и племени, самоот­верженная защита сородичей, взаимопомощь, состра­дание по отношению к ним были непререкаемыми нормами М. того времени, и во имя рода его члены проявляли трудолюбие, выдержку, мужество, храб­рость, презрение к смерти. В совместном труде закла­дывалось чувство долга, иа основе первобытного ра­венства рождалось чувство справедливости. Отсут­ствие частной собственности на средства произ-ва делало М. единой для всех членов рода, для всего племени. Каждый, даже самый слабый член рода чув­ствовал за собой его коллективную силу; в этом состоял источник чувства собственного достоинства, свойственного людям того времени. Классики марк­сизма-ленинизма указывали иа высокий уровень М. в родовом обществе, где, по словам Ленина, общая связь, самое общество, дисциплина, распорядок труда держались «...силой привычки, традиций, автори­тетом или уважением, которым пользовались старей­шины рода или женщины, в то время часто занимав­шие не только равноправное положепие с мужчинами, но даже нередко и более высокое, и когда особого разряда людей — специалистов, чтобы управлять, не было» (Соч., т. 29, с. 438).

Вместе с тем было бы неправильно идеализировать М. первобытнообщинного строя и не видеть ее исто­рически обусловленной ограниченности. Суровые уело-1 вия жизни, крайне низкий уровень развития произ-ва/ бессилие человека перед еще непознанными силами природы порождали суеверия и крайне жестокие обычаи. В роде получил свое начало древний обычай кровной мести. Лишь постепенно исчезал дикий обы­чай людоедства, долго еще сохранявшийся во время военных столкновений. Маркс в конспекте книги «Древнее общество» указывал, что в родовом обществе развивались как положительные, так и нек-рые отрн-цат. нравств. качества. «На низшей ступени варвар­ства начали развиваться высшие свойства человека. Личное достоинство, красноречие, религиозное чувство, прямота, мужество, храбрость стали теперь общими чертами характера,новмес-те с ними появились жестокость, предательство и фанатизм» (Архив Маркса и Энгельса, т. 9, с. 45).

М. первобытнообщинного строя — гл. обр. М. слепого подчинения непререкаемым требованиям


500 .МОРАЛЬ


обычая..Индивид еще слит с коллективом, он не соз­нает себя личностью; отсутствует различие «личного» и «общественного». Коллективизм носит огранич. характер. «Все, что было вне племени,- — говорит Энгельс, — было вне закона» (М арке К. и Э н -г е л ь с Ф.; Соч., 2 изд., т. 21, с. 99). Дальнейшее развитие общества потребовало расширения общения людей и должно было закономерно повести за собой расширение тех рамок, в к-рых действуют моральные

нормы. ......... •

С возникновением рабовладельч. общества наступил
период существования классовой М. Частная соб­
ственность подорвала, а затем'и разрушила коллек­
тивизм родового общества. Энгельс писал, что
власть первобытно'й общности «... была сломлена
под такими влияниями, которые прямо представ-
'ляются нам упадком, грехопадением по сравнению
' с высоким нравственным уровнем старого родового
^общества. Самые "низменные побуждения — вуль-
' гарная жадность, ' грубая" страсть к наслажде­
ниям, грязная скаредность, корыстное стремление
к грабежу общего достояния — являются воспреем-
никами нового, цивилизованного, классового обще­
ства; самые гнусные средства' — воровство, насилие,
коварство, измена — 'иддтачйвают старое бесклас­
совое родовое общество и приводят к его гибели» (там
'же). Частная собственность освободила рабовладель­
цев от необходимости трудиться; производит, труд стал
' считаться недостойным свободного человека. В про-
1 тивоположность'обычаям и нравам родового общества,
М. рабовладельцев рассматривала социальное нера­
венство как естественную и справедливую форму
неловеч. отношений и защищала частную собствен­
ность на средства произ-ва. Рабы по существу стояли
вне М., они- рассматривались как имущество рабовла­
дельца, «говорящее орудие». '.-■■"

Тем не менее новая М. являлась отражением более высокого уровня развития обществе и; хотя она и не распространялась на рабов, охватывала гораздо более широкую общность людей, чем род или племя, а имен­но — все свободное население' гос-ва'. Нравы оста­вались крайне жестокими,: однако пленных уже, как правило, не убивали. Подверглось нравств. осуждению и исчезло людоедство. Индивидуализм и связанный с ним эгоизм, к-рый пришел на смену первобытному коллективизму и со времея рабовладельч. М. лежит в основе нравственности всех эксплуататорских клас­сов, были на первых порах необходимой формой само­утверждения личности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 236). Вместе с тем то лучшее, что было создано в нравств. сознании родового строя, не умерло совсем, а получило в новых условиях'новую жизнь. Многие из простых норм нравственности и справедливости, зародившихся в родовом обществе, продолжали жить в среде свободных ремесленников и крестьян эпохи рабовладения. Наряду с М. рабо­владельцев и ее разновидностью- для угнетенных — рабской М. смирения и покорности — возникала и развивалась в массах рабов М. протеста угнетенных против угнетения. Эта М., будившая возму­щение бесчеловечными порядками рабовладель­ческого строя и развившаяся особенно в эпоху его упадка, отражала противоречия, которые вели к крушению рабовладельческого общества, и ускоряла его крах.

В эпоху феодализма характерной чертой духовной жизни было господство религии, церкви, к-рая выступала «...в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодаль­ного строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Догматы церк­ви оказывали большое влияние на нравственность и сами имели, как правило, силу нравств. нормы. М.,


проповедовавшаяся христ. церковью, имела целью защиту феод, отношений и примирение угнетенных классов с их положением в обществе. Эта М. с ее про­поведью религ. нетерпимости и фанатизма, ханжеского отказа от мирских благ, христ. равенства людей перед богом и смирения перед власть имущими внешне выступала как единая М. всего общества, но в дей­ствительности служила лицемерным прикрытием амо­ральной практики и дикого произвола духовных и светских феодалов. Для М. господствующих эксплуа­таторских классов характерно все возрастающее рас­хождение между официальной М. и практич. М. или реальными нравств. отношениями (нравами). Общей . чертой практич. М. духовных и светских феодалов было презрение к физич. труду и трудящимся массам, жестокость по отношению, к инакомыслящим и всем тем, кто покушался на феод, порядки, ярко проявив­шаяся в деятельности «святой инквизиции» и в по­давлении крест, восстаний. С крестьянином «...всюду обращались как с вещью или вьючным животным, или же еще того хуже» (там же, с. 356). Реальные нравств. отноЩения были очень далеки и от нек-рых норм христ. М. (любви к ближнему, милосердия и т. п.) и от рыцарского кодекса того времени, предпи­сывавшего феодалу проявлять верность сюзерену и «даме сердца», честность, справедливость, бескорыстие и т. д. Предписания этого кодекса играли, однако, определ. положит, роль в развитии нравств. отно­шений.

М. господствующих классов и сословий феод, об­щества противостояла прежде всего М. крепостных крестьян, отличавшаяся крайней противоречивостью. С одной стороны, века феод, эксплуатации, политич. бесправия и религ. одурманивания в условиях феод, замкнутости . вырабатывали у крестьян смирение и покорность, привычку к подчинению, холопский взгляд па духовного и светского феодала как на отца, определенного богом. Энгельс писал, что «...крестьян, хотя и озлобленных страшным гнетом, все же трудно было поднять на восстание. Их разобщенность чрез­вычайно затрудняла достижение какого-либо общего соглашения. Действовала долгая, переходившая от поколения к поколению привычка к подчинению» (там же, с. 357). С др. стороны, жестокая эксплуата­ция пробуждала в крестьянах чувства стихийного возмущения и протеста, к-рые, хотя и облекались вплоть до 18 в. в религ. форму, давали толчок крест, войнам и восстаниям. Эти последние, в свою очередь, способствовали нравств. развитию крестьянства, про­буждению его классового сознания, выдвижению из крест, среды новых и новых бесстрашных борцов за справедливость. Сама эта справедливость обычно пони­малась крест, революционерами в духе спартанского равенства. Энгельс указывал, что крест, восстаниям зап.-европ. средневековья, носившим религ. окраску, свойствен плебейский и пролет, аскетизм, к-рын был необходим для того, чтобы низшие слои феод, обще­ства пришли в движение.

В недрах феод, общества зарождается и развивается бурж. М. как отражение возникающих и развиваю­щихся бурж. отношений. Эта М., в особенности в ее первоначальных формах, противостоит М. 'феодалов. Моральные нормы ср.-век. бюргерства и буржуазии эпохи революций 17—18 вв. осуждают паразитич. образ жизни аристократии и в качестве положит, тре­бований выдвигают труд (как средство создания и уве­личения богатства), бережливость, скромность, воз­держание (как условие накопления собственности), честность (как условие успешной коммерч. деятель­ности). Эти моральные требования получили религ. освящение в протестантскойМ. (см. Протестантизм). Нравств. идеал буржуазии воплощался в образе энер­гичного, деятельного человека, любыми средствами до-


МОРАЛЬ 501


бивающегося успеха, богатства и уважения сограждан.
М. поднимающейся буржуазии оправдывала и освя­
щала борьбу против феод, строя. Маркс писал: «...как
ни мало героично буржуазное общество, для его появ­
ления на свет понадобились героизм, самопожертво­
вание, террор, гражданская война и битвы народов»
(там же, т. 8, с. 120). ■

Внутр. противоречивость и эксплуататорская сущ­ность бурж. М. проявилась тогда, когда пришедшая к власти буржуазия оказалась лицом к лицу с под­нимавшимся на борьбу пролетариатом. Обещанное бурж. просветителями царство разума и справедли­вости оказалось на деле царством денежного мешка, усилившим нищету рабочего класса, породившим новые социальные бедствия и пороки (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 241). Бурж. М. с ее претензией на всеобщность и вечность оказалась узкой, ограни­ченной и своекорыстной М. буржуа.

Осн. принципом бурж. М., определяемым характе­ром бурж. обществ, отношений, является принцип святости и неприкосновенности частной собственности как «вечной» и «незыблемой» основы всей обществ. жизни. Из этого принципа вытекает моральное оправ­дание эксплуатации человека человеком и всей прак­тики бурж. отношений. Ради богатства, денег, при­были буржуа готов нарушить любые нравствен­ные идеалы и гуманистич. принципы. Буржуазия, достигнув господства, «...не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бес­сердечного „чистогана". В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сенти­ментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость...» (Маркс К. и Э н -г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 426).

В бурж>. М. получил свое законченное выражение свойственный в той или иной мере М. всех эксплуата­торских классов индивидуализм и эгоизм. Частная собственность и конкуренция разъединяют людей и ставят их во враждебные отношения друг к другу. Если в борьбе против феодализма бурж. индиви­дуализм еще способствовал в известной мере станов­лению личности, освобождению ее от феод, и религ. пут, то в период господства буржуазии он стал источ­ником лицемерно маскируемого или открытого амо­рализма. Индивидуализм и эгоизм ведут к подавлению подлинно человеч. чувств и отношений, к пренебре­жению обществ, долгом, подавляют и уродуют разви­тие личности.

Неотъемлемой чертой бурж. М. является лицемерие, ханжество, двуличие. Источник этих пороков коре­нится в самой сущности капиталистич. отношений, делающих каждого буржуа лично заинтересованным в нарушении официально провозглашаемых мораль­ных норм и в том, чтобы эти нормы соблюдались ос­тальными членами общества. По образному замечанию Энгельса, буржуа верит в свои нравств. идеалы только с похмелья или когда он обанкротился.

Чем ближе капиталистич. строй к своей гибели, тем антинароднее и лицемернее становится М. бур­жуазии. Особенно реакц. характер она приняла в совр. эпоху — эпоху крушения капитализма и утверждения коммунизма. Глубокир! моральный распад охватил в наибольшей степени верхушку капиталистич. обще­ства — монополистич. буржуаеию. Она превратилась в класс излишний и в процессе произ-ва и в обществ, жизни. Для совр. буржуазии характерно отсутствие подлинно нравств. идеалов, неверие в будущее, песси­мизм и цинизм. Бурж. общество переживает глубокий идейный и нравств. кризис. Моральная деградация буржуазии особенно пагубно сказывается на моло­дежи, в среде к-рой растут преступность и аморализм. Историч. обреченность буржуазии воспринимается


оурж. сознанием как грядущая гибель всего общества, является источником деградации всех моральных ценностей бурж. общества. Чтобы отсрочить свою гибель, буржуазия прибегает к проповеди антиком­мунизма, в к-ром значит, место занимает клевета на героич. М. передовых борцов за мир и прогресс.

Уже на ранних этапах развития бурж. общества в рабочем классе зарождается пролет. М.'Она возни­кает и развивается в борьбе, к-рую рабочий класс ведет против буржуазии, против бесправия и гнета, и формируется затем под воздействием научного, диа-лектико-материалистич. мировоззрения. Марксистско-ленинская теория впервые дала науч. обоснование цели, к к-рой стремились все угнетенные классы — уничтожению эксплуатации — и открыла пути и сред­ства к достижению этой цели. Осн. черты пролет. М. вытекают из особенностей и историч. роли поолета-риата..

Революц. пролетариат сознательно кладет в основу

нравств. оценки классовый интерес. «Для нас, _______

говорил Ленин, — нравственность подчинена инте­ресам классовой борьбы пролетариата... Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех тру­дящихся вокруг пролетариата, созидающего новое об­щество коммунистов» (Соч., т. 31,. с. 267, 268). Эта борьба, по словам Ленина, налагает на пролетариат великие обязанности и требует от него героизма, само­отверженности и сплоченности не только в националь­ном, но и в интернацион. масштабе. Вместе с тем борьба за великие цели освобождения нар. масс служит для пролет, борцов источником морального удовлетворе­ния, чувства достоинства, веры в свои силы. Образцом несгибаемого мужества, героизма, непоколебимой веры в нар. массы является самоотверженная борьба пролет, революционеров-коммунистов.

Для М. рабочего класса характерен последоват. коллективизм, к-рый вытекает из экономич. условий жизни рабочего класса, из особенностей его борьбы за освобождение от капиталистич. эксплуатации. Солидарность рабочего класса становится могучей мо­ральной силой в их борьбе за уничтожение капитализ­ма. Победа социалистич. революции, социалистич. пре­образования в СССР, а затем и в странах нар. демо­кратии открыли широкую дорогу нравств. прогрессу и сопровождались коренными изменениями в нравств. сознании масс. На основе ликвидации эксплуататор­ских классов был преодолен нравств. раскол в жизни общества, уничтожены экономич. корни, питавшие бурж. М. Господствующей стала коммунистич. М., яв­ляющаяся дальнейшим развитием пролет. М.

Коммунистич. М. развивается на базе новых, социалистич. обществ, отношений и в то же время является закономерным результатом нравств. прогресса общества. Она органически включает в себя подлинные этич. ценности, созданные нар. массами в предшествующие эпохи. «Простые нормы нравствен­ности и справедливости, которые при господстве экс­плуататоров уродовались или бесстыдно попирались, коммунизм делает нерушимыми жизненными прави­лами как в отношениях между отдельными лицами, так и в отношениях между народами. Коммунисти­ческая мораль включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с со­циальным гнетом и нравственными пороками» (Ма­териалы XXII съезда КПСС, 1961, с. 410).

Вместе с тем коммунистич. М. качественно отли­чается от тех нравств. идей, к-рыми руководствова­лись в своей борьбе угнетенные классы в обществе, основанном на эксплуатации. Коммунистич. М. — это обобщение нравств. отношений нар. масс, борю­щихся за коммунистич. переустройство общества


502 МОРАЛЬ


под руководством марксистско-ленинской партии. Объективным критерием коммунистич. М. является борьба за укрепление и завершение коммунизма. Коммунистич. М. имеет своей социальной основой обществ, отношения, обеспечивающие единство личных и обществ, интересов людей. Это М. освобожденного труда, перед к-рым открылись необозримые горизонты развития подлинно человеческих качеств и способ­ностей.

Этим определяются характерные черты коммунистич. М. и содержание ее осн. принципов. Коммунистиче­ской М. свойствен глубокий оптимизм, жизнеутверж­дающая сила, вера в победу сил прогресса и торжества светлых нравств. идеалов. Коммунистич. М. высоко поднимает достоинство человека, веру в его возмож­ности и разум. Не менее характерной чертой комму­нистич. М. является пронизывающий все ее нормы и принципы последоват. гуманизм.

В коммунистич. М. получает дальнейшее развитие социалистич. коллективизм, взаимопомощь членов социалистич. общества в труде, в обществ, начина­ниях, в учебе и быту. Этот моральный принцип, всесто­ронне развивающийся в период развернутого строи­тельства коммунизма, опирается на подлинный кол­лективизм обществ, отношений. Благодаря господству социалистич. собственности на средства произ-ва достоянием нравств. сознания членов общества стано­вится та простая истина, что «... интерес, благо, счастье каждого в отдельности неразрывно связаны с благом остальных людей» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 535).

Вопреки клеветнич. утверждениям бурж. идеоло­гов, коммунистич. М. не требует растворения лич­ности в коллективе, подавления личности. Наоборот, принципы коммунистич. М. открывают широкий простор для всестороннего развития и расцвета лич­ности каждого трудящегося человека, потому что только при социализме «...самобытное и свободное развитие индивидов перестаёт быть фразой...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 441). Одним из условий развития высоких нравств. качеств личности (чувства достоинства, мужества, принципиальности в убеждениях и поступках, чест­ности, правдивости, скромности и т. п.) является деятельность индивида в социалистич. коллективе. В сов. обществе, строящем коммунизм, мн. миллионы трудящихся участвуют в управлении гос. делами, проявляют творч. инициативу в развитии социалистич. произ-ва, в борьбе за новую жизнь.

Для нравств. отношений социалистич. общества характерно новое отношение к обществ.-полезному труду, к-рый оценивается обществ, мнением как высо-конравств. дело (см. Коммунистический труд). Нравств. качеством сов. людей стала забота об обществ, благе, высокое сознание обществ, долга. Сов. людям свойственны любовь к социалистич. Родине и социалистич. интернационализм.

Победа социализма утвердила новые нравств. отно­шения в быту людей, в их семейной жизни, положила конец угнетенному положению женщины.

Семейные отношения в социалистич. обществе осво­бождаются от материального расчета, основой семьи становятся любовь, взаимное уважение, воспитание детей.

Коммунистич. М. социалистич. общества, строящего коммунизм, представляет собой стройную систему принципов и норм, нашедших обобщенное выражение в .моральном кодексе строителя коммунизма. Эти принципы и нормы утверждаются в жизни сов. обще­ства в борьбе с пережитками капитализма в сознании людей, с чуждыми сов. обществ, строю моральными нормами старого общества, к-рые держатся силой привычки, традиции и под влиянием бурж. идеологии.


Коммунистич. партия рассматривает борьбу с прояв­лениями бурж. моралд как важную задачу комму­нистич. воспитания и считает необходимым добиться, чтобы новые нравств. нормы стали внутр. потреб­ностью всех сов. людей. Новые моральные нормы по­рождаются самой жизнью социалистич. общества и являются отражением новых общественных отно­шений. Но для того чтобы они стали достоянием всего народа, необходима настойчивая, целеустрем­ленная идеологическая и организаторская работа партии.

Свое полное развитие коммунистич. М. получит
в коммунистич. обществе, где нравств. отношения
будут играть роль гл. регулятора человеч. поведения.
Вместе с совершенствованием коммунистич. обществ,
отношений будет постоянно совершенствоваться и
коммунистич. М., будет все больше раскрываться
красота подлинно человеческих нравственных отно­
шений. В. Морозов. Москва.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Манифест Комму­нистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой филосо­фии, там же, т. 21; В. И. Ленин о морали, М.—Л., 1926; В. И Ленин о коммунистической нравственности, 2 изд., М., 1963; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, [М.], 1954; Про­грамма КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Мораль как ее понимают коммунисты, [Документы, письма, высказывания], 2 изд., М., 1963; Шопенгауэр А., Свобода воли и основы М., 3 изд., СПБ, 1896; Вертелом., Наука и нравственность, М., 1898; Летурно Ш., Эволюция М., 1899; Брюнетьер Ф., Иск-во и нравственность, СПБ, 1900; Ницше Ф. В., Происхождение морали, Собр. соч., т. 9, М., [1902]; Каутский К., Происхождение М., М., 1906; К р ж и в и ц к и й Л. И., Происхождение и развитие нравственности, Гомель, 1924; Луначарский А. В., М. с марксистской точки зрения, X., 1925; Марксизм и этика. [Сб. ст.], 2 изд., [К.], 1925; Ярославский Е., М. и быт пролетариата в переходный период, «Молодая Гвар­дия», 1926, кн. 5, с. 138 — 53; Л а ф а р г П., Исследования о происхождении и развитии идей: справедливости, добра, души и бога, в кн.: Л а ф а р г П., Экономич. детерминизм Карла Маркса, 2 изд., М.—Л., [1928]; Морган Л. Г., Древнее общество, 2 изд., Л., 1935; Калинин М. И., О моральном облике нашего народа, 2 изд., М., 1947; К а-р с в а М. П., Право и нравственность в социалистич. об­ществе, М., 1951; Волгин В. П., Гуманизм и социализм, М., 1955; Шишкин А. Ф., Основы коммунистич. М., М., 1955; его же, Основы марксистской этики, М., 1961; Б у с л о в К., В. И. Ленин о классовой сущности морали, «Коммунист Белоруссии», 1957, № 6; Колоницкий П. Ф., М. и религия, М., 1958; Мухортов Н. М., Не­которые вопросы коммунистической М. в связи с проблемой необходимости и свободы, «Тр. Воронеж, ун-та», 1958, т. 69, с. 187 — 201; Кон И. С, М. коммунистич. и М. буржуазная, М., 1960; Бакшутов В. К., Моральные стимулы в жиз­ни человека, [Свердл. ], 1961; Е ф и м о в Б. Т..Коммунизм и М., К., 1961; Прокофьев В. И., Две М. (М. рели­гиозная и М. коммунистич.), М., 1961; Штаерман Е. М., М. и религия угнетенных классов Римской империи, М., 1961; Марксистская этика. Хрестоматия, сост. В. Т. Ефимов и И. Г. Петров, М., 1961; Б а с к и н М. П., Кризис бурж. сознания, М., 1962; Б ё к Г., О марксистской этике и социа­листич. М., пер. с нем., М., 1962; В человеке все должно быть прекрасно. [Сб. ст.], Л., 1962; К у р о ч к и н П. К., Пра­вославие и гуманизм, М., 1962; О коммунистич. этике. [Сб. ст.], Л., 1962; СелзамГ., Марксизм и М., пер. с англ., М., 1962; Уткин С, Очерки по марксистско-ленинской эстетике, М., 1962; X а й к и н Я. 3., Нормы права и М. и их связь при переходе к коммунизму, «Уч. зап. Тартуского ун-та», 1962, вып. 124, Тр. по философии, вып. 6, с. 94— 123; Дробницкий О. Г., Оправдание безнравствен­ности. Критич. очерки о совр. бурж. этике, М., 1963; Ж у-р а в к о в М. Г., Важнейший принцип коммунистической морали, «Вопр. философии», 1963, № 5; И в а н о в В. Г. и Рыбакова Н. В., Очерки марксистско-ленинской эти­ки, [Л. ], 1963; С а д ы к о в Ф. В., Коммунистич. нравствен­ность, [Новосиб. ], 1963; Шварцман К. А., «Психо­анализ» и вопросы М., М., 1963; Златаров А., Морал и наука, в кн.: Златаров А., Очерки по философия на биологията, София, 1911, стр. 46—105; Schweitzer A., Civilization and ethics, 3 ed., L., 1946; О a k 1 e у Н. D., Greek ethical thought from Homer to-the stoics, Bost., 1950; D г a z M. A., La morale du Koran, P., 1951; L о t t i n D. O., Psychologie et morale aux XII et XIII siecles, t. 2— 4, Louvain—Gembloux, 1948 — 54; С a r r i t t E. F., Morals and politics. Theories of their relation from Hobbes and Spi­noza to Marx and Bosanquet, Oxf., [1952].

Л. Аварх. Москва.


МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ - МОРГАН 503


МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ— см. Мораль (раздел Коммунистическая мораль), Моральный ко­декс, Коммунистическое воспитание, Коммунисти­ческий труд, Этика.

МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО

СМ. Социально-политическое и идейное единство.

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКСстроителя ком­мунизма — свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалисти­ческом обществе и нашедших свое теоретическое обоб­щение в Программе КПСС, принятой XXII сьездом КПСС. В истории существовали различные моральные кодексы, как писаные (заповеди религии, сословные кодексы, дуэльные и т. д.), так и неписаные, факти­чески существующие в каждой, исторически известной форме морали. О высоком М. к. мечтал Руссо, к-рый писал в письме Вольтеру от 18 авг. 1756: «Я хотел бы, чтобы в каждом государстве существовал моральный кодекс, нечто вроде исповедания гражданской веры, которое содержало в положительной форме те обще­ственные максимы, которые всякий должен призна­вать, и в отрицательной форме нетерпимые максимы, которые следует отвергать не как безбожные, а как мятежные. Этот кодекс, будучи составлен тщательно, был бы, по-моему, наиболее полезной книгой из когда-либо написанных и, быть может, единственной, необ­ходимой людям» (цит. по кн.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 2, 1955, с. 363). Необ­ходимость новых М. к. утверждали и утопич. социа­листы. Так, напр., Сен-Симон говорил о созданий Ака­демии моральных наук, целью к-рой было бы уста­новление «кодекса чувств», соответствующего спра­ведливым законам и принципам поведения (см. Избр. соч., т. 2, М.—Л., 1948, с. 256—58). Появление М. к. не случайно, обычно они формулируются тогда, когда выраженные в них требования уже прочно закреплены в обществ, мнении соответствующей обществ, группы.

В противовес абстрактному содержанию моральных кодексов прошлого, претендовавших на выражение вечных и неизменных «добродетелей», М. к. строи­теля коммунизма носит конкретно-историч. характер, отражает уровень обществ, развития, степень и форму распространения новых нравств. норм, высокую мо­ральную культуру социалистич. общества и опреде­ляющие тенденции нравств. развития личности в усло­виях перехода к коммунизму. Кодекс рожден самой эпохой строительства коммунизма, когда в обществе все больше возрастает и расширяется сфера дей­ствия нравственности и сокращается сфера действия административного регулирования отношений между людьми.

Ведущим принципом М. к. является преданность делу коммунизма, любовь к социалистич. Родине. В нем определено новое отношение человека к труду, к обществ, собственности, к обществ, интересам, об­щению между людьми в условиях господства социа­листич. производств, отношений (коллективизм, гуман-ность,честность и правдивость, простота и скромность), отношение его к семье, к детям. Нетерпимость к поро­кам старого мира и непримиримость к врагам комму­низма, дела мира и свободы народов М. к. сов. чело­века причисляет к важнейшим принципам коммунис-тич. морали, выражающим ее революц. направлен­ность и боевой дух. Интернациональная природа М. к. раскрывается в утверждении им дружбы и брат­ства народов СССР, братской солидарности с тру­дящимися всех стран, со всеми народами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.