телем и охранителем» природы; бог не вмешивается в ее дела и сам подчиняется объективным закономерностям. Тяготея к материализму, М. подчеркивал, что «непрерывное существование мира, образованного движением материи и лишенного разума, приводит • к заключению, что все его движения совершаются по неизменным законам. Таким образом, дело творения, кажущееся актом произвола, предполагает ряд правил, столь же неизбежных, как рок атеистов» (Избр. произв., М.г 1955, с. 163, вступит, ст. М. П. Баскина. Подробная библиография соч. М. в рус. пер., составленная А. П. Примаковским). Вслед за англ. материалистами М. неоднократно указывал на то, что человек как физич. существо является частью природы и приобретаемые им знания суть прежде-всего знания о природе, основанные на опыте. Подчеркивая свой сенсуализм, М. называл человека чувствующим существом. Благодаря разуму человек оценивает свои ощущения и делает правильные выводы. Как и все просветители, М. считал разум способным к непрерывному прогрессу, призывал человечество к борьбе с суевериями, мешающими людям жить. В этой связи М. отмечал значение науки, к-рую противопоставлял теологии, основанной на плоском антропоморфизме (см. «Персидские письма», 1956, с. 177). В отличие от просветителей-атеистов, М. считал, тем не менее, веру в бога необходимым условием для поддержания обществ, порядка и сохранения нравственности. Вместе с тем он вел борьбу против осн. догматов христианства, в частности против учения о бессмертии души. М. утверждал, что люди, думающие о пребывании души на «том свете», мало заботятся.о земной жизни и не хотят улучшения обществ, строя. В этой же связи М. приходил к выводу, что христианство потворствует паразитизму. М. протестовал против претензий церкви на светскую власть, высказывался за свободу совести и гневно осуждал все проявления религ. фанатизма, считая, что деятельность инквизиции покрыла позором всю Европу («О духе законов», 25 кн.).
Ярким выражением просветительских взглядов М. являются его эстетич. идеи (см. «Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства», написанный для «Энциклопедии»), М. решительно выступал против церк. иск-ва и считал, что гл. задача всех видов и жанров иск-ва — доставлять людям удовольствие, что источником иск-ва является объективная действительность и что оно имеет познават. значение. «Искусство, — заявлял М., — приходит нам на помощь и обнаруживает природу, которая от нас ускользает» (Избр. произв., с. 741). Слабостью эстетики М. является его неумение связать проблемы нск-ва с интересами третьего сословия, с борьбой простого человека за свои права, попираемые церковными и светскими феодалами. В этом отношении он значительно уступал Дидро, Руссо и др. франц. просветителям.
В своей история, концепции М. решительно выступил против теологич. понимания истории (Августина, Фомы Ливийского и др.). М. считал бессмысленным искать божеств, предопределение в социальных явлениях. С т. зр. М., история человечества — независимый от бога закономерный процесс. Он понимал под законами необходимые отношения, вытекающие из природы вещей, объективно существующие правила. «Было бы нелепо дз7мать, что творец мог бы управлять
496МОНТЕСКЬЕ - МОПЕРТЮИ
миром и помимо этих правил, — утверждает М., — так как без них не было бы и самого мира» (там же, с. 163). Признание детерминированности обществ, явлений — большая заслуга М. Вместе с тем, как и др. просветители, он вступил в противоречие с детерминизмом. Идеалистически подходя к истории, М. видел в ней продукт деятельности законодателей (см. «Персидские письма», с. 295) и определял закон, как человеч. разум, управляющий народами («О духе законов», кн. 1). М. — один из основоположников географической школы в социологии. Он доказывал, что географич. среда и в первую очередь климат — решающая причина различия форм гос. власти и законодательства. Так, напр., он утверждал, что «в жарких климатах... обыкновенно царит деспотизм...» (Избр. произв., с. 215). Кроме географич. фактора, М. признавал и такие «естественные законы», как закон самосохранения, стремление человека добывать себе пищу, биологич. влечение людей друг к другу, как к представителям одной животной породы и т. п. В итоге, опираясь на принципы естественного права и общественного договора, М. приходил к выводу, что люди сознательно отказались от «естественного состояния» и пришли к гос-ву и частной собственности-. М. сыграл большую прогрессивную роль как критик королевского деспотизма, к-рому он противопоставлял конституц. монархию англ. образца, защищающую частнособственнич. устои и формальные бурж. свободы. В этом политич. идеале М. отразилась его позиция компромисса аристократии и буржуазии.
Основоположники марксизма, высоко оценивая просветительскую деятельность М., неоднократно отмечали бурж. ограниченность его взглядов и принципиальную несостоятельность его'оценки монархич. строя (см., напр., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 374). Такой же ограниченный бурж. характер носит развиваемое М. под влиянием Локка учение о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.
М. неоднократно высказывался о России (см., напр., «О духе законов», кн. 10, гл. 13; кн. 13, гл. 6; кн. 19, гл. 14). Он беспощадно бичевал ее деспотич. режим, отмечал достоинства рус. народа, в к-ром ценил такие черты, как патриотизм и настойчивость. М. особо интересовался деятельностью Петра I, эко-номич. прогрессом России, к-рый связывал с уничтожением феод.-крепостнич. отношений. М. пользовался большим уважением среди передовых деятелей России — Радищева, Пушкина, декабристов, революц. демократов. Уже в 18 в. появились первые переводы соч. М. на рус. язык («Размышления о причинах величества Римского народа и его упадка», 1769; позже напечатаны под назв. «Рассуждения о причинах возвышения и упадка римлян», 1893; «Персидские письма», 1789, и др.).
Франц. компартия неоднократно подчеркивала прогрессивную роль М. в истории Франции и мировой обществ, мысли. По постановлению Всемирного Совета Мира 20 мая 1955 во всех странах отмечалось
ДВуХСОТДеТИО СО ДНЯ СМорТИ М. \М. Баскйп~\.Москва. Соч.: О духе законов (De l'esprit des lois) — осн. произведение М. Первое изд. в 2 тт. вышло в 1748 в Женеве. Книга переиздавалась десятки раз. Включена во все многочисл. полные собр. соч. М., начиная с трехтомника 1758 (Амстердам— Лейпциг), в т. ч. в двухтомник 1949—51 (ed. R. Caillois) и в 1-й том Полн. собр. соч., Париж, 1950 (ed.de М. A. Masson). Многочисл.пер.на англ. яз., начиная с 1749 (Лондон), в т. ч. американские, начиная с 1802 (Вустер, Масс.) вплоть до 1949 (Нью-Йорк) и 1955 (Чикаго); пер. на нем. яз.— первое изд. 1753 (Франкфурт — Лейпциг). Из поздних — пер. 1951 (Тюбинген). Книга вошла во все нем. собр. соч. Пер. на гол. яз. (1771—73), исп. (многочисл. изд. 1787 до 1921, 2 тт.), итал. (от 1777 до 1931), польский (1777, 1957), венг. (1833, 1962). Первый рус. пер. (1 тома) В. Крамаренкова, СПБ, 1775 (2 «тиснение», 1801). Полн. пер. осуществлены Дм. Языковым в 4 чч. в 1809—
1814, Е. Карнеевым в 3 чч. (СПБ, 1839 и 1862), А. Г. Горн-фельдом со вступ. статьей М. М. Ковалевского (СПБ, 1900), А. Прессом (СПБ, 1901); пер. А. Г. Горнфельда с исправлениями А. И. Рубина вошел в «Избранные произведения» Монтескье (М., 1955). Неск. раз печатались пер. отрывков в хрестоматиях по истории философии (А. Фулье, М., 1895, пер. П. Николаева и др.).
Letters persanes, Amst., 1721; Considerations sur les causes de la grandeur de Romains et de leur decadance, Amst., 1734.
Л- Азарх. Москва.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, 3, 5, 20, 23 (по имен, указат.); Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 25, с. 402; Никонов А. А., М., его жизнь и учено-литер. деятельность, СПБ, 1893; С о р е л ь А., Монтескье, пер. с франц., М., 1898; И л ь б е р т К., Монтескье, пер. с англ., СПБ, 1904; Герцен А. И., Собр. соч. в 30 тт., т. 7, М., 1956, с. 332; Волгин В. П., Социальные и политич. идеи во Франции перед революцией (1748 — 1789), М.—Л., 1940; История философии, т. 2, [М.], 1941 (по имен. указат.); Писарев Д. И., Избр. филос. и обществ.-политич. статьи, [М.], 1949;- М о м д-ж я н X. Н., Гельвеций и М., «Изв. АН Арм. ССР. Обществ, науки», 1948, N° 10; е г о ж е, Философия Гельвеция, М., 1955, с. 18 — 48; его же, Монтескье, «Коммунист», 1955, № 4; Б а с к и н М. П., Ш. Л. М. — выдающийся франц. мыслитель XVIII века, М., 1955; История философии, т. 1, М., 1957, с. 533—35; Viaa L., Histoire de Montesquieu, sa vie et ses oeuvres, P., 1878; Brunetiere F., Histoire de la litterature francaise classique (1515—1830), t. 3, P., [1913]; Hazard P., La pensee europeenne au XVIII siecle de Montesquieu a Les-sing, t. 1 — 3, P., 1946; L a n s о n G., Histoire de la litterature francaise, P., [1952]; Durkheim E., Montesquieu et Rousseau precurseurs de la sociologie, P., 1953; С о t t a S., Montesquieu e la scienza della societa, Torino, 1953; Groethuysen В., Philosophie de la Revolution francaise, 6 ed.. P., 1956; R о m b о u t M. W., La conception stoi'cienne du bonheur cbez Montesquieu..., Leiden, 1958 (Дисс); A 1 t h u s s e r L., Montesquieu..., P., 1959; Shack let on R., Montesquieu..., [Oxf.], 1961.
| M. Баскин\. Москва.
МОПЕРТЮИ(Maupertuis), П~ьё~р" Луи Моро (28 сент. 1698—27 июля 1759) — франц. математик, физик и философ; чл. Франц. академии наук (1723), с 1745 — президент Прусской академии наук. После посещения Англии в 1728 М. стал одним из первых энергичных проводников идей Ньютона, к-рые он защищал и разрабатывал в полемике с картезианством. Считая неприменимыми для объяснения всех явлений природы декартовский закон сохранения количества движения и лейбницевский закон сохранения «живой силы», М. в качестве универсального механич. закона Вселенной сформулировал принцип наименьшего действия, к-рый в уточненной и обобщенной форме явился одним из осн. принципов физики: «когда происходит в природе какое-нибудь изменение, то количество движения, употребленное для этого изменения, всегда является наименьшим из возможных» (Oeuvres..., t. 1, Lyon, 1756, p. 42— 43). Согласно М., все законы движения могут быть выведены из этого принципа. Принцип этот является для М. наиболее убедит, доказательством существования всемогущего и всеведущего существа. При объяснении природы М. считал необходимым умеренное пользование конечными причинами (целями). Он занимал промежуточную позицию между носледоват. деизмом и теизмом. Та же примирит, тенденция заметна в отношении М. к христианству, к-рое, по его мнению, полно непонятных догм и в то же время учит наиболее совершенной морали, способной сделать людей счастливыми.
Промежуточная позиция М. вызвала критику как со стороны теологов, недовольных его вольнодумством, так и со стороны противников христианства — атеистов и деистов.
В филос. взглядах М. имеются моменты, сближающие его с франц. материализмом 18 в. М. стремился преодолеть дуализм материи и духа, объяснить явления психики из свойств самой материи. Это привело его к крайним формам гилозоизма и органицизма. Для объяснения органич. жизни, по М., совершенно недостаточно ссылки на такие свойства материи, как протяженность, непроницаемость, подвижность, инерция,
MOP 497
притяжение. Нужно предположить, что мельчайшим частицам материи, ее элементам принадлежат свойства, к-рые в людях называются желанием, отвращением, памятью, разумом. Характеризуя эту теорию, высказанную в работе «Система природы» («Sy.s-teme de la nature»,- 1754) как «...наиболее соблазнительный вид материализма», Дидро вместе с тем отмечал необоснованность предположений М., полагая, что у элементов, материи — органич. молекул — следует допустить лишь наличие неразвитой формы психики — чувства, . «похожего на тупое и смутное осязание» (см. Избр. филос. произв., М., 1941, с. 124); на эту гипотезу. Дидро обратил внимание Ленин (см. Соч., т. 14, с. 25 и 34). Критика М. идеалистич. монадологии Лейбница и вообще пристрастия философов к созданию законченных систем, защита им идей трансформизма, принятие локковского сенсуализма — все это также свидетельствует о материалистич. тенденциях в философии М.
С о ч.:: Ouvres, t. ,1—4, Lyon, 1768.
Лит.: Д ид р о Д., Собр. соч., т. 1, М. — Л., 1935 (по указат. имен)'; Brunet P., Maupertuis, v. 1 — 2, P., 1929; G » е г о u, 1 t M., Dynamique et metaphysique leibniiiennes, Strasb., 1934; Grombie A.. C-, E.—"£.. Moreau de Maupertuis, precurseur du translormisme, «Revue de synthese», 1957,. N» 5—6.
• '.>.... ._ . | В. Зубов |, В. Кузнецов. Москва.
MOP(More), Генри (12 окт. 1614—1 сент. 1687) — англ. философ-мистик и.поэт, один из гл. представителей школы кембриджских платоников, проф* философии и теологии Кембриджского ун-та. Свой крайне мистич. идеализм М. отстаивал в борьбе против материализма Гоббса и.физики Декарта, подвергая меха-нистич. понимание природы критике справа и отрицая, что в мире что-либо существует на основе чисто физич. законов, независимо от духовных факторов. В полемике с Декартом (1648—49) М. отвергал понимание протяжения как атрибута материи и рассматривал его как атрибут бога. Пространству он приписывал'четыре измерения, признавая его материальным и считая протяжение присущим как материальной, так и духовной субстанции. М. подверг также критике с идеалистич-. позиций механистич. учение Декарта о животных, признавая душу не только у человека (и ангелов), но также животную и растительную души. Против картезианского учения о корпускулах М. выдвинул учение о бесконечно малых одухотворенных первичных элементах, лишенных формы (фигуры). Придерживаясь теизма^. М. считал, что «мировая душа», правящая материальным миром, подчиняется богу. Он признавал не только бессмертие души, но и предсуществование душ и присущие им врожденные идеи, отрицая опытное происхождение знания. К врожденным идеям М. относил и вечные аксиомы морали. В противовес детерминизму, а также кальвинистской догме предопределения, он был сторонником свободы воли, основывая на ней свое религ.-этич. учение. Больше, чем у других кембриджских платоников, его> философия наполнена фантастич. суевериями, оккультизмом, теософией, каббалистикой.
Соч.: Antidotus adversus atheismurn, L., 1652;- Enchiridion, ethicum,, [s. 1.], 1668, [4 ed.], Amst., 1695; Enchiridion metaphysicum, L., 1671; Opera omnia, v. 1—3, L.., 1675—79; переписка с Декартом, см.: Oeuvres de Descartes, ed. Ch. Adam et P. Tannery, v. 5, Correspondence, P., 1903; Philosophical writings..., ed. with introduction and notes by F. I. Mackinnon, N. Y., 1925 (имеется, библ.).
Лит.: [СмирновА. И.], Англ. моралисты XVII в., Каз., 1880; его же, История англ. этики, т. 1, Каз., 1880, с. 346—57; Ward R., The life of the learned and pious, L., 1710, [new ed.], L., 1.911; Cassirer E., Die Platonisclie Renaissance in England..., Lpz. — В., 1932; англ. пер., Edinb., 1953; A n d ers о n P. R-, Science in defense of liberal religion; a study of H. More's attempt to link seventeenth century religion with science, N. Y.—L., 1933.
Б. Быховский. Москва.
MOP(More), Томас (7 февр. 1477 или 1478 — 7 июля 1535) — англ. гуманист и пблитич. деятель, осно-
ватель утопического социализма. В 1492 поступил в Оксфордский ун-т, где сблизился с кружком англ. гуманистов (Колет, Гроцин,. Линакр). Большое влияние на М. оказали взгляды итал. философа-гуманиста Пико делла Миран-дола, в особенности его учение о человеке. В 1494 М. оставил ункг и занялся изучением права. К 1497 относится начало многолетней дружбы М. С Эразмом Роттердамским, посвятившим ему впоследствии свое сочинение «Похвала глупости»;. Своей справедливостью М. приобрел популярность как адвокат, и в 1504 был избран в парламент. Смелым выступлением против финансовых притязаний королевской власти. М. вызвал недовольство Генриха VII и вынужден был отойти от политической деятельности, до вступления на престол Генриха VIII (1509). В 1510 М. стал .помощником шерифа Лондона, с 1523 — пред. палаты общин, ас 1529 — лорд-канцлер королевства. В годы Реформации М. выступал в. защиту католицизма, резко полемизировал с лютеранами. За выступление в защиту верховенства папы и отказ дать присягу королю, как главе церкви, М. был заключен в Тауэр и казнен.
В обширном и разнообразном лит. наследии М., включающем переводы диалогов Лукиана, нек-рых произведений Пико делла Мирандола, лат. стихотворения и послания, «Историю короля Ричарда III», морально-фидос. трактаты и; полемич. соч. против лютеран, центр, место занимает «Утрпия» (1516; см. соч. библиографич. справку в конце, статьи), положившая начало, лит-ре утошгч. социализма. Само слово «утопия» составлено из греч. слов «отрицание» и «место», и означает «несуществующее место». В этой книге М. дал резкую критику совр.. ему обществ, строя, нарисовал потрясающую картину, бедствий трудящихся^масс Англии, на к-рую ссылается Маркс, характеризуя процесс первоначального накопления в Англии (см. «Капитал», т. 1, 1955, с. 724—40). Осн. причиной пороков общества. М. считал, господство частной собственности, но причину ее существование видел в дурных качествах людей — гордоети, тщеславии. Миру.эксплуатации и несправедливости М. противопоставлял идеальное общество острова Утопии.
В Утопии не существует частной собственности. Земля, является обществ.- достоянием И находится в собственности гос-ва, представляющего собой федерацию городов.. Основу производства составляет с. х-во, однако с. -х. населения в Утопии не существует. С.-х. произ-во организовано по принципу всеобщей трудовой повинности — в нем участвуют все граждане, живущие в городах и выезжающие на два года поочередно на земледельч. работы. Большая часть населения занимается ремесл. произ-вом. Гл. хоз. ячейка — семья, организованная не столько на родственных, сколько на производств, началах; в случае, если кто-нибудь испытывает склонность к др. виду ремесла, он переходит в др. семью; подобные переходы осуществляются и по распоряжению гос-ва в случае экономич. целесообразности. Все граждане Утопии участвуют в производит, труде. От физич. труда освобождена только, небольшая группа лиц, проявивших особые способности к науч. занятиям. Все продукты с. х-ва и ремесл. произ-ва являются обществ, достоянием; все необходимое граждане получают из обществ, складов. Распределение осу-
498 MOP — МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ
ществляется по потребности; в Утопии достигнуто изобилие продуктов, рабочий день сокращен до 6 часов. Это оказывается возможным в результате упразднения тунеядства, паразитизма. Особую категорию населения Утопии составляют рабы, выполняющие наиболее тяжелые работы. Это либо военнопленные, либо лица, осужденные на каторжные работы (смертная казнь в Утопии применяется только по отношению к закоренелым преступникам), причем честный труд и хорошее поведение могут привести к освобождению от рабства.
Должностные лица в Утопии избираются гражданами прямо или косвенно. Утопийцы воюют только тогда, когда защищают свою территорию, прогоняя врагов, или защищают своих союзников и освобождают их от ига тирана.
Короткий рабочий день и всеобщее изобилие создают возможности для занятий науками. В Утопии учатся все дети, кроме того, значительная часть мужчин и женщин, занятых физич. трудом, изучают науки в свободное от работы время. Обучение детей связано с их подготовкой к производств, деятельности в с. х-ве и ремесле.
Женщины в Утопии пользуются равными с мужчинами правами, наравне с ними участвуют в произ-ве, в обществ, жизни, получают равное образование, участвуют в защите родины от врагов в случае войны и могут быть избранными в священники. Женщины, как правило, свободны от домашнего х-ва, т.к., хотя у то пиццам и разрешается обедать дома, они предпочитают общие трапезы в специально отведенных дворцах. Больные содержатся в обществ, больницах, где им обеспечено лечение и уход.
Гуманистич. мораль утопийцов осуждает тунеядство, в то же время она свободна от аскетизма. Утопийцы ценят красоту, здоровье как дары природы, физич. и духовные наслаждения. Утопийцы презирают золото, золотые цепи надевают только на рабов и из золота делают отхожие места. Высшее наслаждение они видят в изучении наук, в познании окружающего их мира.
В Утопии господствует полная веротерпимость. Обязательными для всех являются вера в сотворение мира богом и в бессмертие души, без чего, по мнению утопийцев, невозможна нравственность. Атеистам запрещено проповедовать свои взгляды публично, они могут беседовать лишь со священниками и старейшинами, но никаким наказаниям они не подвергаются. Священники выборны, всякое насильств. навязывание религ. убеждений преследуется законом. В целом религия утопийцев сводится к пантеистич. почитанию «божественной природы», освобожденному от вероисповедных особенностей, обрядности, т. е. к той «естественной религии», к к-рой стремились гуманисты.
Вызванная к жизни противоречиями эпохи первоначального накопления и зарождения капиталистич. отношений, связанная отчасти с предшеств. лит. традицией (сам М. упоминает Платона и «коммунизм» ранних христиан), отчасти с рассказами современников о быте индейцев (выдвинута также гипотеза о влиянии на «Утопию» сведений об общинном быте слав, народов — см. М. П. Алексеев, Славянские источники «Утопии» Т. Мора, в кн.: М. П. Алексеев, Из истории англ. лит-ры, 1960), «Утопия» М. объективно выражала протест трудящихся масс против капиталистич. эксплуатации. Воплощенная в «Утопии» мечта о бесклассовом обществе положила начало многовековой традиции утопич. социализма и оказала влияние на произведения Морелли, Годвина, Кабе, сен-симонистов и др. утопистов. Несмотря на неизбежную историч. ограниченность (непонимание роли технич. прогресса в развитии социалистич. строя,
сохранение в обществе утопийцев рабства, религии, патриархальных семейных отношений и т. п.), М. сумел гениально предвосхитить нек-рые существ, черты коммунизма.
С о ч.: «У топи я», поли. назв.— «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» («Do optimo rei publicae statu, deque nova insula Utopia, libellus vere aureus»)— первые два изд.— Louvain, 1516 и Paris, 1517; лучшее при жизни автора 3 изд., Base], 1518. Последующие многочисл. изд.— перепечатки с этих изд. Имеются переводы на англ. яз.— L., 1551; лучшее науч. изд. лат. текста и англ. пер.: The Utopia of sir Th. More. In Latin from the ed. of march 1518, and in English from the first ed. of R. Robynson's transl. in 1551, with additional transl., introduction and notes by J. H. Lupton, Oxf., 1895; пер. на нем. яз.— Basel, 1524, нов. изд., Lpz., 1951; на франц. яз.— Р., 1550; лучший франц. пер. — Р., 1789; на итал. яз.— Venecia, 1548; на исп.— Cordova, 1637. Рус. пер.— Картина всевозможно лучшего правления или Утопия, СПБ, 1789; пер. Тарле Е. В., СПБ, 1901; пер. Генкеля А. Г., СПБ, 1903, 4 изд., X., 1923. Новейший пер. Малеина А. И. и Петровского Ф. А., вступ. ст. Волгина В. П., 2 изд., М., 1953.
Opera omnia, Fr./M.—Lpz., 1689; The workes, wrytten in English tongue, L., 1557, переизд. v. 1 — 7, L.—N. Y., 1931; The correspondence of sir Th. More, Princeton, 1947.
Лит.: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, [М.], 1953, с. 34; [без автора], Т. Морус и его Утопия, «Библиотека для чтения», 1837, т. 24, раздел 3; Яковенко В. И., Т. Мор. Его жизнь и обществ, деятельность, СПБ, 1891; Виппер Р., «Утопия» Т. Мора, «Мир божий», 1896, № 3; Тарле Е. В., Обществ, воззрения Т. М. в связи с экономич. состоянием Англии его времени, СПБ, 1901; Каутский К. Т., Т. М. и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Волгин В. П., Предшественники совр. социализма в отрывках из их произведений, ч. 1, М.—Л., 1928; История философии, т. 2, [М.], 1941 (см. по указателю); О с и н о в с к и й И. Н., Со-циально-политич. взгляды Т. М., М., 1954 (автореферат); М о р т о н А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., М., 1956; История философии, т. 1, М., 1957, с. 322—25, 339; О с и-н о в с к и й И. Н., Т. М. в англ. историографии XX в., в сб.: Ср. века, вып. 21, М., 1962, с. 262—75; В г i d g e t t T h. E., Life and writings of sir Th. More, L.—N. Y., 1891, нов. изд.— [Ann Arbor — L., 1962]; Hut ton W. H., Sir Th. More, L., 1895; D ermenghem E., T. Morus et les utopistes de la Renaissance, P., [1927]: R о u t h E. M. G., Sir Th. More and his friends, L., 1934; Chambers R. W., The place of St. More in English literature and history, L., [1934]; его же, Th. More, 6 ed., L., [1938]; Sargent D., Th. More, N. Y., [1948]; Sturm K., T. Morus, В.—Lpz., [1948]; Campbell W. E., Erasmus, Tyndalle and More, L., [1949]; В a t t a g 1 i a F., Saggi sull «Utopia» di T. More, Bologna, 1949; H e x t e r J. H., More's Utopia. The biography of an idea, Princeton, 1952; M б b us G., Macht und Menschlichkeit in der Utopia des T. Morus, В., 1953; Zavala S., Sir Th. More in New Spain. A Utopian adventure of the Renaissance, [L., 1955]; S urtz E., Praise of pleasure, philosophy, education and communism in More's Utopia, Camb. (Mass.), 1957; его же, The praise of wisdom; a commentary in the religious and moral problems and backgrounds of St. Th. More's Utopia, Chi., 1957; Sullivan F., Sullivan M. P., Moreana. 1478 —1945. A preliminary check list of material by and about St. Th. More, Kansas City, 1946; Sullivan F., Sir Th. More, a first bibliographical notebook..., Los Angeles, 1953; Gibson R. W., St. Th. More: a preliminary bibliography of his works and of Moreana to the year 1750. With a bibliography of Utopiana, New Haven — L., 1961; P e t s с h D., T. Morus, Warsz., 1962.
А. Горфункель. Ленинград.
МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ— название, употребляю щееся для обозначения 1) представителей религ. секты чешских братьев, эмигрировавших в нач. 18 в. из Моравии в результате преследований протестантов в Германию; позднее многие из них переселились в Англию и Америку; 2) моравской ветви нем. анабаптистов (16 в.), к-рые, спасаясь от преследова ний в Германии и Австрии, нашли убежище в Мо равии. М. б. отрицали всякое насилие, войну, во обще участие в осуществлении светской власти. Ра дикальное крыло М. б., вдохновлявшееся Я. Гуте- ром, отстаивало принципы потребительского ком мунизма (общность имущества, общее питание, об щее воспитание детей и др.). М. б. разделили судь бу протестантских общин, подвергшихся разгрому после полной ликвидации политической самостоя тельности Чехии в результате Белогорской бит вы 1620. р- Каливода. ЧССР.
МОРАЛЬ 499
МОРАЛЬ (от лат. moralis — нравственный) — форма обществ, сознания, совокупность принципов, правил, норм, к-рыми люди руководствуются в своем поведении. Эти нормы являются выражением определ. реальных отношений людей друг к другу и к различным формам человеч. общности: к семье, трудовому коллективу, классу, нации, обществу в целом. Важнейшую специфич. черту М. составляет нравств. оценка поступков и побуждений к ним. Основой такой оценки являются сложившиеся в обществе, в среде данного класса представления о добре и зле, о долге, справедливости и несправедливости, о чести и бесчестье, в к-рых находят выражение требования к индивиду со стороны общества или класса, обществ, или классовые интересы. В отличие от права, принципы и нормы М. не зафиксированы в гос. законодательстве; их выполнение основано не на законе, а на совести и обществ, мнении. М. воплощается в нравах и обычаях. Устойчивые, прочно закрепившиеся нормы нравств. поведения, переходящие от поколения к поколению, составляют нравств. традицию. В содержание М. входят также нравств. убеждения, чувства и привычки, образующие в совокупности нравств. сознание личности. М. проявляется в поступках людей. Нравств. поведение характеризуется единством сознания и действия.
Согласно историч. материализму, М. является одним из элементов идеологич. надстройки общества. Социальная функция М. состоит в том, чтобы способствовать сохранению и укреплению существующих обществ, отношений или содействовать их уничтожению — путем нравств. одобрения или осуждения определ. поступков и обществ, порядков. Основой формирования норм М. является социальная практика, те отношения, к-рыми люди связаны друг с другом в обществе. Среди них определяющее значение принадлежит производств, отношениям. Люди вырабатывают те или иные моральные нормы прежде всего в соответствии со своим положением в системе материального произ-ва. Именно поэтому в классовом обществе М. носит классовый характер; каждый класс вырабатывает свои моральные принципы. Кроме производств, отношений, на М. воздействуют также исторически сложившиеся нац. традиции, семья и быт. М. взаимодействует с другими составными частями надстройки: гос-вом, правом, религией, иск-вом.
Моральные воззрения людей изменялись вслед за изменениями их социальной жизни. В каждую эпоху общество в целом или составляющие его антагонистич. классы вырабатывали такой критерий М., к-рый с объективной необходимостью вытекал из их материальных интересов. Ни один из этих критериев не мог претендовать на общезначимость, поскольку в классовом обществе не существовало и не могло существовать единства материальных интересов всех людей. Однако в М. передовых обществ, сил содержались элементы общечеловеч. М. будущего. Их наследует и развивает рабочий класс, призванный навсегда покончить с эксплуатацией человека человеком и создать общество без классов. «Мораль истинно человеческая, — писал Энгельс, — стоящая выше классовых противоречий и всяких воспоминаний о них, станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда не только будет уничтожена противоположность классов, но изгладится и след ее в практической жизни» («Анти-Дюринг», 1957, с. 89).