Бурж. идеалистич. философия истолковывает М. как выражение извечной абсурдности человеч. су ществования (см. Камю, Кафка, Экзистенциализм), как «дегуманизацию искусства» {Ортега-и-Гасет), как: «чистое» проявление «стиля», преодолевающего дейст вительность (Малъро) и т. п. Сов. эстетика рассмат ривает М. как выражение кризиса бурж. культуры (см. Капитализм, раздел Капитализм и буржуазная культура), отмечая в то же время сложный и проти воречивый характер отд. его проявлений. Ред.
В религии — церк.-богословское направление, утверждающее необходимость приспособления религ. догматов и всего вероучения к уровню совр. науч>
484МОДЖЕВСКИЙ — МОИСТЫ
знания. В католич. богословии М. открыто выступил в конце 19 — нач. 20 вв. в работах проф. Парижского католич. ин-та Л. Дюшсна и аббата А. Луази, в к-рых признавалось право науч. исследования истории церкви и догматов и проводилось различие между вечным духом догмы и кон-кретно-историч. формой его выражения. Одновременно с этим появились модернистские соч. Дж. Тир-релла, Ф.фон Хюгеля, Г.Шелля и др. Филос. позиции М. характеризовались отрицат. отношением к схола-стич. «интеллектуализму» и ориентировкой на интуитивизм Бергсона, прагматизм Джемса и «философию действия» Блонделя. Основываясь на антиинтеллектуализме этих филос. школ, М. освобождал себя от безнадежных попыток «гармонизировать» догматы христианства с данными науки и здравого смысла. Он провозгласил приемлемыми для себя выводы исто-рич. библейской критики и в нек-рых вопросах занял даже более радикальные позиции, чем те, на к-рых стояли левые протестантские библеисты. Ватикан в лице папы Пия X категорически осудил М. в качестве «синтеза всех ересей». В дальнейшем основоположники М. были отлучены от церкви. Официально католич. церковь осуждает М., однако фактически постепенно сама эволюционирует в сторону М. Протестантски йМ. возник в эпоху Просвещения под влиянием бурж. либерализма, филос. рационализма и деизма. В теологии протестантизма проявляется критич. отношение к догматике, подмена супранатуральной религии с ее откровением, чудесами, таинствами и пророчествами «естественной религией»; возникает специфически протестантская форма историч. библейской критики. Нем. протестантский М. ведет свое начало от рационализма X. Вольфа. В дальнейшем филос. основой нем. М. стал идеализм Канта и Гегеля: первый провозгласил «религию в границах только разума», второй усматривал в религии несовершенное осознание тождества бога и абс. идеи. Вершиной протестантского М. в Германии явилась деятельность тюбингенской историко-критич. школы в теологии. Во 2-й пол. 19 в. и в начале 20 в. все крупные нем.-протестантские теологи в той или иной мере примыкали к М. (Ричль, Трёльч, Гарнак). Осн. моментами развития протестантского М. в Англии явилось основание «Модернистского союза священников», начало выхода журналов «Liberal Churchman» («Либеральный священник», 1904—08, [т.] 1—3) и «Modern Churchman» («Модернистский священник», выходит с 1911). В США начало протестантского М. положили амер. Просвещение и деизм. В 1-й пол. 20 в. протестантский М. вызвал сильную ответную реакцию со стороны фундаментализма и т. п. неоортодоксии.
В рус. православной церкви М. безусловно осуждается. Нек-рые робкие попытки приближения к М. имели место в т. н. обновленческом движении, но и там они ограничивались требованием изменения социально-политич. ориентации церкви, переходом на григорианский календарь, а также нек-рьши реформами в организации церкви — ликвидацией монашества и безбрачия духовенства и т. д. В настоящее время, несмотря на в общем консервативную позицию рус. православной церкви в вопросах догматики и культа, все же намечается и ее эволюция в направлении М.
Лит.: Спекторский Е., Происхождение протестантского рационализма, Варшава, 1914; Совр. течения религ.-филос. мысли во Франции, П., 1915; Л е р у а Э., Догмат и критика, М., 1915; Ершов М. Н., Проблемы религ.-филос. мысли в соврем. Франции, Каз., 1916; The programme of modernism, N. Y., 1908; L i 1 1 e у A. L., Modernism: a record and a review, [L.], 1908; P etr e M. D., Alfred Loisy. His religious significance, Camb., 1944.
А. Чанишев, И. Крывелев. Москва.
МОДЖЕВСКИЙ(Modrzewski), Анджей Фрыч (Frycz) (1503—72) — польский обществ, деятель
и религ. реформатор, продолжатель традиции Яна Остророга. После окончания Краковской академии учился в Германии у Меланхтона. В своем обширном труде «Об усовершенствовании Речи посполитой» («О poprawie Rzeczypospolitej...», 1577) выдвинул требование усиления власти короля, реформы законов, судов и всей системы воспитания.
Вместе с тем М. выступил и как религ. реформатор. Первоначально он исходил из учения Лютера, а затем стремился демократизировать религию, опираясь на принципы кальвинизма. При рассмотрении религ. вопросов М. зачастую становился на т.зр. рационализма. Он требовал отдавать «на суд разума» все религ. вопросы, выступал с обоснованием принципа терпимости в вопросах религ. веры.
С о ч.: Wybur pism, oprac. L. Kurdybacha, Warsz., 1953; Dziela wszystkie, t. 1—6, Warsz., 1953—60; Opera omnia, v. 1 — 5, Warsz., 1953—60.
Лит.: К о t S t., A. F. Modrzewski, 2 wyd., Kr., 1923; Lepszy K., A. F. Modrzewski, Warsz., 1953; Kurdybacha L., Ideologia F. Modrzewskiego, Warsz., 1953; V о is ё W., F. Modrzewskiego nauka о panstwie i prawie, Warsz., 1956; Budkiewicz J., Psychologiczna problema-tyka w dziele A. F. Modrzewskiego «O poprawie Rzeczypospolitej», «Przegla.d psychologiczny», 1960, JY» 4; A. F. Modrzewski. Bibliografia zest. Instytutem badan literackich, Wr.-Warsz.-Kr., 1962.
МбДРАЧЕК(Modracek), Франтишек (р. 8 сент. 1871) — политик и теоретик чешской социал-демокра-тич. партии, отвергал историч. материализм, к-рый, по М., недооценивает роль психологич. и моральных факторов в обществ, жизни. Диктатуре пролетариата М. противопоставлял «экономическую» демократию, основанную на «самоуправлении» труда и не исключающую «здоровую конкуренцию».
С о ч.: Marxuv nizor na dejiny a socialism, [s. 1.], 1900; Otazka nSrodnostni v socialni demokracii Rakouske, Praha, 1908; Samosprfiva prace, Praha, 1918; Nauka a politicke zasady pokrokoveho socialismu, Praha, 1919; Uvod do histo- ricke sociologie, «Akademie», [sv.] 30, [19271; Hospodafske" a socialni rady v pfirodnich spoleCnostech, ts. l.J, 1927; Spo- lecimsky vyvoj, [Praha], 1929; Sociologie jako teorie dejin, Praha, 1930. И. Дубски. ЧНР.
МОДУС(от лат. modus — мера, способ, образ, вид). В традиц. логике термин «М.» применяется для обозначения разновидностей форм силлогистич. (в т. ч. модальных, см. Модальная логика), условно-категорических, разделительных и условно-разделит. умозаключений. Так, в теории категорич. силлогизма М. наз. разновидности силлогизмов, определяемые количеством и качеством посылок и заключения в пределах каждой фигуры силлогизма. При рассмотрении умозаключений с условными и разделит, посылками различают modus ponens и modus tolleris условно-кате-горич. умозаключения (наз. также условно-категорич. силлогизмом), modus ponendo tollens и modus tol-lendo ponens разделит, умозаключения (разделит, силлогизма), простые и сложные модусы поненсы и модусы толленсы диллемы и т. п. В математич. логике термин «modus ponens» обозначает имеющееся во мн. ее исчислениях правило вывода, иначе называемое правилом зачеркивания или схемой заключения; см. Консеквент и антецедент.
МОЙСТЫ— представители одного из шести осн. направлений китайской философии, основателем к-рого был Мо Ди (Мо-цзы). Выражая интересы мел-кособственнич. слоев (ремесленников, свободных крестьян, торговцев), М. выступали против офиц. идеологии — конфуцианства, стоявшего на страже интересов правящих классов. В 5—3 вв. до н. э. моизм имел большое влияние в Китае. До наших дней сохранился только один памятник, дающий представление о филос. идеях М.: трактат «Мо-цзы».
В ранний период развития моизм был представлен учением Мо-цзы. В более поздний период его последователи стали развивать моизм в материалистич. направлении, утверждая, что познание предполагает наличие органов чувств, объекта ощущения (см. «Мо-
МОК — МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 485
цзы», раздел «Цзин», 1) и источников: личный опыт, высказывания др. людей, вывод. Большое место в работах М. позднего периода занимает логика; они разработали 7 методов суждения, нек-рые из к-рых подобны дедуктивному и индуктивному методам, разработанным зап. учеными (см. «Мо-цзы», разд. «Сяо цкш», 1). В логич. трудах М. опровергаются взгляды Хуэй Ши и Гунсунъ Луна, М . занимались также математич., естествешюнауч. и инженерно-техшгч. проблемами. Во 2 в. до н. э. конфуцианство оттеснило моизм на задний план, и последний потерял свое значение.
Лит. см. при ст. Мо-цзы.
МОК(Моей), Жюль (р. 15 марта 1893) —один из ведущих теоретиков Франц. социалистич. партии (СФИО), член ее руководящего комитета, руководитель Группы доктринальных исследований, разработавшей проект новой партийной программы (1962). Инженер по образованию, М. с 1928 был депутатом парламента и занимал посты министра внутр. дел, нац. обороны и др. в ряде кабинетов, представлял Францию в Комитете по разоружению.
Взгляды М., сформировавшиеся гл. обр. под влиянием Блюма, носят эклектич. характер: формально признавая правильность марксистской методологии, он зачастую переходит на позиции вульгарного позитивизма, пытается «примирить» социализм с религией, объявляя их в работе «Живой социализм» («Socialisme vivant», 1960) явлениями прежде всего морального порядка и изображая «моральную революцию» необходимой предпосылкой социальной.
Характерной чертой его взглядов является фетишизация научно-технич. прогресса, к-рый рассматривается как фактор коронной трансформации закономерностей развития бурж. общества в условиях гос.-монополистич. капитализма. М. некритически воспринимает мн. положения бурж. теории технократии. Преувеличивая роль адм.-технич. кадров (управляющих), якобы подменяющих капиталистов, он выдвигает в качестве гл. условий подготовки перехода к социализму децентрализацию управления произ-вом и «планирование» капиталистич. экономики. М. считает, что в ходе осуществления этих мероприятий произойдет якобы ликвидация частной собственности на средства произ-ва и в связи с этим говорит о «приоритете социалистического планирования» над обобществлением произ-ва, хотя на деле одно невозможно без другого. По мнению М., вмешательство гос-ва и профсоюзов в условиях бурж. строя способно сделать заработную плату «социальной», т. е. полностью отвечающей затратам труда, что приведет якобы к замене капиталистич. принципов распределения социалистическими. Хотя в своих теоре-тич. воззрениях М .порывает с принципами марксизма, по ряду вопросов внутр. и внешней политики он выступает как представитель левого крыла партии.
Соч.: Jean Jaures et les problemes du temps present, Brux., 1927; Socialisme et rationalisation, Brux., 1927; Capitalisme et transports, P., [1932]; Arguments socialistes, P., 1945; Le partie socialiste au peuple de France, P., 1945; Yougoslavie, terre d'experience, Monaco, [1953]; La folie des liommes, P., [1954]; U. R. S. S. Les yeux ouverts, P., [1956]; En retard d'une paix..., P., 1958.
Ю. Руби-нский. Москва.
МОКША(санскр.) — термин др.-инд. философии, означающий освобождение, спасение от бедствий бесконечного процесса перевоплощений (самсара). Согласно классич. традиции, М. занимает высшее место среди четырех целей человеч. деятельности, включающих в себя, кроме нее, наслаждение (кама), пользу (артха) и долг (дхарма). М. выступает как высшая цель религ. опыта и филос. познания.
Представления о природе М. в различных филос. школах Древней Индии различны. Согласно адвайта-веданте, М. есть растворение индивидуального сознания (джива) в мировом сознании (брахман), после
осознания им нереальности феноменального мира. Согласно вишишта-адвайте, М. есть не исчезновение «Я», а реализация его божеств, природы и осознание его связи с брахманом. В санкхъе и йоге освобождение есть отделение индивидуального сознания (пурущи) от материи (пракрити). В ньяе, вайшешике, мимансе «освобождение» заключается в отделении вечного «Я» от его временных свойств.
В новое время концепция М. получает своеобразное толкование в трудах Раммохан Рая, Вивека-нанды, Ауробиндо Гхоша, Р. Тагора, С. Радхакриш-нана и др. Преобладающее значение получает идеал коллективного, а не индивидуального спасения. При этом идеал М. используется идеологами инд. буржуазии для противопоставления инд. цивилизации цивилизации капиталистич. Запада, преподносится ими в качестве панацеи от пороков бурж. общества.
Лит.: Чаттерджи С.,Датта Д., Введение в инд. философию, М., 1955, Введение; Радхакришнан С, Инд. философия, т. 1, М., 1956, гл. 1; S с h о m e r u s H. W ., Indische Erlosungslehren..., Lpz., 1919; R a n a d e R. D., A constructive survey of upanishadic philosophy, Poona, 1926, ch. 6( 7; Cliatt erjeeS., The fundamentals of hin-duism, Calcutta, 1950, ch. 7; Hiriyanna M., The quest after perfection, Mysore, 1952; The cultural heritage of India, v. 3, Calcutta, 1953, pt 5, [ch. ] 39; S i n h a J., A history of Indian philosophy, v. 1, Calcutta, 1956, ch. 1.
В. Костюченко. Москва.
МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ.Гл. вопросом, на протяжении трех веков волновавшим умы передовых представителей молд. народа, был вопрос борьбы за независимость. Эту проблему поднимали еще летописцы Гр. Уреке (1590—1647),М.Костин (1633—91)и Ион Некул-че (1672—1745), призывавшие к единению для борьбы против иноземных поработителей. Произведения молд. летописцев выражали идеологию той части феодалов, к-рая стремилась к освобождению от ига иноземных поработителей. Выдающимися представителями феод, идеологии конца 17—нач. 18 вв. в Мол' давии были Н. Милеску-Спафарий и Д. Кантемир.
Начиная со 2-й пол. 18 в. возникают ряд идеоло-гич. течений и направлений. Победы России в войнах с Турцией ослабили Османскую империю и способствовали экономич., политич. и культурному развитию Молдавии. Для развития просвещения в Молдавии много сделал просветитель Амфилохий (конец 18 в.). В написанной им «Грамматике физики...» (рукопись хранится в Киевской публичной библиотеке) отстаивалась гелиоцентрич. система мира Коперника. Он выступал поборником распространения знаний среди народа. В Молдавию начинают проникать идеи социального освобождения, распространяется в рукописи «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, появляются произведения передовых мыслителей запада: «Энциклопедия» франц. просветителей, труды Вольтера, Монтескье и др. Освободит, идеи нашли свое яркое выражение в одном из анонимных документов этого времени — «Слово крестьянина к боярам» (см. «Anul 1848 in principate le romane», Вне, 1902, t. 3).
В 1-й пол. 19 в. происходит присоединение вост. части Молдавии — Бессарабии, к России (1812). Подъем нац.-освободит, и антикрепостнич. движения, известного в истории под названием гетерия (1821), вызвал бурное развитие обществ, мысли. Появляется нац. художеств, и политич. лит-ра. Молдавский писатель И. Тэутул (1798—1825) написал первый проект молд. конституции (1822). Кроме этого, он сочинил памфлет «Голос народа Молдавии к боярам и митрополитам», в к-ром осуждал боярскую олигархию, выступал против социальной несправедливости. Издаваемая Гр. Асаке (1788—1869) первая молдавская газета (1829) «Албина ромыняскэ» способствовала распространению просветительских идей.
486 МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ - МОЛЕШОТТ
Материалистич. направление в естествознании развивали молд. ученые Якоб Чихак (1800—88), Константин Вырнав (1806—77), Тоадер Стамати (1812—52), А. Д. Денгинк и А. И. Гросул-Толстой. Получает развитие литературно-критич. направление. Виднейшим его представителем был молд. революционер-демократ Алеку Руссо (1819—59).
В 60-х гг. в Бессарабии распространялись запрещенные произведения Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, а в 70—80-х гг. здесь, как и в др. частях России, широкую известность получают идеи народничества. Рев. народники (В. Красеску-Бассарабеану, Замфир Арборе и др.) сыграли большую роль в распространении произведений Маркса и Энгельса. Пропагандистом марксизма в Молдавии был Н. Зубку-Кодряну.
В 70—80-х гг. в легальной филос. лит-ре Молдавии шла борьба между идеализмом (Леонард) и материализмом (хотя и не вполне последовательными материалистами выступали Стамати-Чуря и В. Л. Лашков).
К концу 19 в. относится возникновение социал-демократич. движения в Молдавии. В 1896 рус. политич. ссыльными в Кишиневе был организован первый социал-демократич. кружок. К осени 1900 рабочие социал-демократич. кружки были созданы в ряде мест Молдавии. Однако в них еще не были полностью изжиты идеи народничества. В это время в Кишиневе образуется социал-демократич. группа, к-рая начинает осуществлять постепенный переход от пропаганды марксизма в узких кружках к агитации среди рабочей массы. Группа установила тесную связь с социал-демократич. организациями Киева, Одессы, Харькова и Екатеринослава.
В начале 900-х гг. усилилось влияние «экономистов». Решающую роль в преодолении этой опасности сыграла ленинская «Искра» и работа Ленина «Что делать?». Защитниками идей «Искры» в Молдавии были А. Боград, О. Басовский, М. Вельтман, В. Бро-аскэ и др. В декабре 1902 в Кишиневе был создан социал-демократич. комитет, возглавивший революц. работу в крае. В Молдавии в годы первой рус. революции распространялись большевистские газеты «Вперед», «Пролетарий», работы Ленина «Задачи русских социал-демократов», «От какого наследства мы отказываемся», «Пересмотр аграрной программы рабочей партии» и др. Для пропаганды идей марксизма местные социал-демократы стремились использовать и легальные возможности.
В результате Великой Окт. социалистич. революции 1917 перед молд. народом открылся путь к новой, социалистич. жизни. Но оккупация Молдавии боярской Румынией (1918) задержала социалистич. развитие. Созданием Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (1924) были заложены основы социалистич. государственности молд. народа и открыты широкие возможности для образования и культурной революции в целом.
В это время в оккупированной Бессарабии борьбу против реакц. идеалистич. течений возглавляла подпольная коммунистич. организация Бессарабии. На страницах газет «Бессарабский коммунист», «Красное знамя» и др. разоблачались бурж. доктрины открытых и скрытых врагов марксистской идеологии. Пропаганду марксистско-ленинских идей проводили представители передовой интеллигенции Н. Д. Кочя, П. Константинеску-Яшь, К. С. Сырбу и др.
В 1940 была образована Молд. ССР (в результате освобождения Бессарабии и воссоединения ее с Молд. АССР). Тем самым был завершен процесс создания социалистич. государственности всего молд. народа.
В республике созданы кафедры науч. коммунизма, диалектич. и историч. материализма при Кишинев-
ском гос. ун-те и с.-х. ин-те, а также кафедры марксизма-ленинизма в др. учебных заведениях, организован сектор философии при Ин-те истории АН Молдавской ССР. Важным событием в духовной жизни республики было издание на молд. яз. полного собрания соч. Ленина и осн. трудов Маркса и Энгельса.
Философы-марксисты опубликовали ряд трудов: Д. Т. Урсул, Филос. и общественно-политич. взгляды Н. Г. Милеску-Снафария (1955); П. Ковчегов и Коро-бан В., Общественно-политич. и философские взгляды А. Руссо (1953); В. Н. Ермуратский, Общественно-политич. взгляды Д. Кантемира (1956) и др.
В наст, время ведутся исследования по конкретной социологии и истории филос. и обществ.-политич. мысли в Молдавии.
Лит.: Кантемир Д., Книга система или состояние Мухаммеданския религии, т. 1,СПБ, 1722; А р сень ев Ю., Николай Спафарий и его время, «Русский архив», 1895, Jsft 7; История Молдавии, т. 1, Кишинев, 1951; Известия Молдав ского филиала АН СССР, 1958, J-S 3 (48); История философии, т. 4, 5, М., 1959—61; М о х о в Н. А., Очерки истории мол давско-русско-украинских связей, Кишинев, 1961; Известия Академии наук Молдавской ССР, Кишинев, 1962, № 1; Амфильский Хотинянул, Елементе арит- метиче арэтате фцреште акум интыю тинэрите, Ясса, 11 дечембрие 1795; Cantemir D., Istoria Imperiului otto- manu crescerea si scaderea lui, Buc, 1876—78; его же, Storia ieroglifica, Buc, 1883; его же, Hronicul vechimei a Romano-Moldo-Vlahilor, Buc, 1901; его же, Metafisica, Buc, 1928; его же, Descrierea Moldovei, Buc, 1909; Adamescu С h., Istoria literaturii готйпе, [2 ed.], Buc, 1920; I о r g a N., Istoria literaturii romanesti, v. 1 — 3, Buc, 1925—33. В. Ермуратский. Кишинев.
МОЛЕШОТТ(Moleschott), Якоб (9 авг. 1822 — 20 мая 1893) — нем. физиолог и философ, один из родоначальников вульгарного материализма. Род. в Голландии, изучал медицину и физиологию в Гей-дельбергском ун-те, в к-ром с 1847 читал лекции и вел исследования в основанной им лаборатории. После издания в нач. 50-х гг. ряда книг подвергся преследованиям за пропаганду материализма и атеизма и переехал в Цюрих, где преподавал в Политех-нич. школе. В 1861 занял кафедру философии в Турине, позднее принял итал. гражданство.
Концепция М. эклектична. М. фактически отождествлял философию с естествознанием, видя в ней лишь «... умственное выражение суммы наблюдений, сделанных людьми до известного времени» («Вращение жизни в природе», СПБ—М., 1867, с. 2). М. сводил мышление к чувств, восприятию, рассматривая человека как биологич. существо. Он видел в мышлении лишь физиологич. механизм. М. всерьез искал внутр. связь между составом пищи и «духовной жизнью народов» (см. «Физиологич. эскизы», М., 1865, с. 74 — 80). М. отвергал воззрения о существовании «вещей в себе» и полагал, что вещи существуют только «друг для друга». Он стоял на позициях познаваемости мира и беспредельного развития науки. Однако, сводя рациональное познание к чувственному, М. не избег нек-рых агностич. высказываний (см. «Вращение жизни в природе», с. 5,9). Взгляды М. оказали нек-рое влияние на итал. ученых, в частности на Лом-брово. К ним сочувственно относился Писарев.
Соч.: tlber die allgeraeinen Lebenseigenschaften der Nerven, Giessen, 1882; Pur meine Freunde. Lebens-Erinnerun-gen, Giessen, 1894; в рус. пер.—Естествознание и медицина, СПВ, 1865; Единство жизни, СПБ, 1866; Границы человека, СПБ, 1866; Круговорот жизни Я. Молешотта. Физиологич. ответы на «Письма о химии» Юстуса Либиха, X., 1866; Причины и действия в учении о жизни, М., 1868; Учение о пище, 2 изд., СПБ, 1868.
Лит.: Жане П., Совр. материализм, пер. с франц., М., 1867; Таганский Г., Вульгарный материализм третьей четверти XIX в. и совр. механисты, в сб. ст.: Из истории философии XIX в., [М.], 1933; Ю ш м а н о в Н., Обществ.-политич. взгляды вульгарных материалистов, там же; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960; ЮшмановН. 3., Критич. оценка вульгарного материализма XIX столетия, К., 1960 (Автореферат); Gentile G., Le origini della filosofia contemporanea in Italia, v. 2, Messina, 1921.
Д. Огурцов. Москва.
МОЛИНОС - МОНАДА 487
МОЛЙНОС(Molinos), Мигель (29 июня 1628 — 28 дек. 1С96) — иен. теолог-мистик. Получив сан священника в Валенсии, отправился в 1655 в составе духовной миссии в Рим. Здесь начал проповедовать свои религ. взгляды, изложенные им в книге «Руководство для души...» («Guia espiritual...», 1675; новое изд., 1935), за короткое время выдержавшей около 20 изданий на различных языках. Воззрения М. — разновидность квиетизма, возникшего как следствие кризиса мистицизма 17 в. Отрицая многие офиц. догматы и обряды католпч. церкви, М. утверждал, что общение с божеством возможно лишь через размышление и созерцание, причем созерцание — высшая форма слияния с божеством — должно сопровождаться «актом самоотречения», подавления собств. воли. Признанное еретическим, учение М. было осуждено правоверным католицизмом, а сам М. в 1685 был арестован инквизицией. В 1687, после того как М. отрекся от своих взглядов, он был осужден на пожизненное заключение в монастыре.
Лит.: Entrambasaguas J. de, M. de Molinos, M., 1935; D u d о n P., Le quietiste espagnol M. Molinos (1628 — 1696), P., 1921. 3. Плавскин. Ленинград.
МОЛОДЦОВ,Василий Сергеевич [р. 20 дек. 1899 {1 янв. 1900)] — сов. философ, проф. (с 1954), кандидат филос. наук (с 1949), декан (с 1953), зав. кафедрой диалектич. материализма (с 1960) филос. фак-та Моск. ун-та. Член КПСС с 1919. Окончил Коммуни-стич. ун-т преподавателей обществ, наук (1933), учился в ИКП философии (1935—37). Преподает философию с 1931. Науч. работу ведет преимущественно в области диалектич. материализма.
Соч.: Диалектика и метафизика, «Большевик», 1939, Л'« 2; Марксистская диалектика как наука, М., 1951; О коренной противоположности марксистской философии бурж. мировоззрению, М., 1951; О противоречиях при социализме и путях их преодоления, «Большевик», 1951, Л« 14; Марксистская диалектика о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, М., 1951; Марксистская диалектика о развитии в природе и обществе, [М.], 1953; Диалектика превращения возможности в действительность, М , 1958; Классовые и гносеологии, основы ревизионизма, «Вопр. философии», 1958, № 12; Закономерности перехода к коммунизму, М., 1959; В. И. Ленин о партийности философии, в кн.: Книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» важнейший этап в развитии марксистской философии, М., 1959; Об одновременном переходе стран социалистич. системы к коммунизму, в кн.: Иек-рые теоретич. вопросы строительства коммунизма, М., 1960; Классовые и гносеологпч. корни совр. религий, в кн.: Осн. вопросы научного атеизма, М., 1962; Научное мировоззрение— каждому строителю коммунизма, М., 1963.
МОЛОКАНЕ— религ. секта, возникшая в России в конце 60-х гг. 18 в. Представляя собой религ. форму антикрепостнич. движения крестьянства н демократич. элементов города, М. отличались ра-ционалистич. критикой господств, церкви и ее догматов. Внешне-обрядовому православию с его церк. иерархией, институтом монашества, почитанием икон, мощей, культом святых и т. д. М. противопоставили евангельское христианство. Однако догмат троицы, как и церк. учение о таинствах, не были полностью отвергнуты М., хотя и получили своеобразное истолкование.
Демократич. элементы придали социально-утопич. идеям М. действенный характер, причем упор был сделан на этику добрых дел как на средство устроения на земле «царства божия». Все это противостояло авторитарному учению церкви о всесильном «промысле божием». Причисленные царским пр-вом и церковью к «вреднейшим сектам», М. подвергались преследованиям. В конце 18 — 1-й пол. 19 вв. значит, часть М. центрально-черноземных и поволжских губерний переселилась в Крымские и Ставропольские степи (частично и в Сибирь). В 40-х гг. 19 в. большие партии М. были поселены в Закавказье. В 19 в. М. разделились на донской толк, постоянных, духовных христиан-прыгунов, общих.
Хотя обществ, недовольство, как правило, принимало в молоканской среде форму религ. брожений, низы секты иногда участвовали в общем антикрепостнич. движении крестьян, как это было, напр., в крест, волнениях начала 40-х гг. в Тамбовской губ. По мере развития капитализма утопичность социаль-но-религ. доктрины М. с ее этикой «добрых дел» становилась все более очевидной, что вело к разочарованию в молоканстве. Идеологи М. предпринимали попытки спасти свое движение созданием культур-нич. организаций («Общество образованных молокан» А. С. Проханова), толстовской «мнрно-анархи-ческой» проповедью (Д. В. Зайцев), приспособлением молоканства к баптизму.
Великую Окт. революцию руководители М. встретили враждебно. В нек-рых случаях М. даже участвовали в восстаниях против Сов. власти, отказывались от службы в Красной Армии. Успехи социалистич. строительства, победы культурной революции в СССР уже в начале 30-х гг. привели к окончат, краху молоканства. Осн. же часть М. активно включилась в строительство новой жизни. Вслед за развалом общин на местах в 1929 распался Центр, совет молокан.
Лит.: Дружинин В., Молокане, [Л.], 1930; Морозов!. П., Молокане, М.—Л., 1931; Никольский Н.М., История рус. церкви, М.—Л., 1931; Бон ч-Б р у е в и ч В.Д., Сектантство и старообрядчество в первой половине XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Совр. сектантство и его преодоление. По материалам экспедиции в Тамбовскую область в 1959 г., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 9, М., 1961; Сахаров Ф., Лит. истории и обличения рус. раскола. Систематич. указатель книг, брошюр и статей о расколе, находящихся в духовных и светских периодич. изданиях, вып. 1 — 3, Тамбов — СПБ, 1887—1900.