Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общий обзор литературы по М. 6 страница



Бурж. идеалистич. философия истолковывает М.
как выражение извечной абсурдности человеч. су­
ществования (см. Камю, Кафка, Экзистенциализм), как
«дегуманизацию искусства» {Ортега-и-Гасет), как:
«чистое» проявление «стиля», преодолевающего дейст­
вительность (Малъро) и т. п. Сов. эстетика рассмат­
ривает М. как выражение кризиса бурж. культуры
(см. Капитализм, раздел Капитализм и буржуазная
культура), отмечая в то же время сложный и проти­
воречивый характер отд. его проявлений. Ред.

В религии — церк.-богословское направление, утверждающее необходимость приспособления религ. догматов и всего вероучения к уровню совр. науч>


484МОДЖЕВСКИЙ — МОИСТЫ


знания. В католич. богословии М. открыто выступил в конце 19 — нач. 20 вв. в работах проф. Парижского католич. ин-та Л. Дюшсна и аббата А. Луази, в к-рых признавалось право науч. ис­следования истории церкви и догматов и проводи­лось различие между вечным духом догмы и кон-кретно-историч. формой его выражения. Одновре­менно с этим появились модернистские соч. Дж. Тир-релла, Ф.фон Хюгеля, Г.Шелля и др. Филос. позиции М. характеризовались отрицат. отношением к схола-стич. «интеллектуализму» и ориентировкой на интуи­тивизм Бергсона, прагматизм Джемса и «философию действия» Блонделя. Основываясь на антиинтел­лектуализме этих филос. школ, М. освобождал себя от безнадежных попыток «гармонизировать» догматы христианства с данными науки и здравого смысла. Он провозгласил приемлемыми для себя выводы исто-рич. библейской критики и в нек-рых вопросах занял даже более радикальные позиции, чем те, на к-рых стояли левые протестантские библеисты. Ватикан в лице папы Пия X категорически осудил М. в каче­стве «синтеза всех ересей». В дальнейшем осново­положники М. были отлучены от церкви. Официально католич. церковь осуждает М., однако фактически постепенно сама эволюционирует в сторону М. Протестантски йМ. возник в эпоху Про­свещения под влиянием бурж. либерализма, филос. рационализма и деизма. В теологии протестантизма проявляется критич. отношение к догматике, подмена супранатуральной религии с ее откровением, чуде­сами, таинствами и пророчествами «естественной рели­гией»; возникает специфически протестантская форма историч. библейской критики. Нем. протестантский М. ведет свое начало от рационализма X. Вольфа. В даль­нейшем филос. основой нем. М. стал идеализм Канта и Гегеля: первый провозгласил «религию в границах только разума», второй усматривал в религии несо­вершенное осознание тождества бога и абс. идеи. Вершиной протестантского М. в Германии явилась деятельность тюбингенской историко-критич. школы в теологии. Во 2-й пол. 19 в. и в начале 20 в. все крупные нем.-протестантские теологи в той или иной мере примыкали к М. (Ричль, Трёльч, Гарнак). Осн. моментами развития протестантского М. в Англии явилось основание «Модернистского союза священ­ников», начало выхода журналов «Liberal Churchman» («Либеральный священник», 1904—08, [т.] 1—3) и «Modern Churchman» («Модернистский священник», выходит с 1911). В США начало протестантского М. положили амер. Просвещение и деизм. В 1-й пол. 20 в. протестантский М. вызвал сильную ответную реакцию со стороны фундаментализма и т. п. неоортодоксии.

В рус. православной церкви М. безусловно осуждается. Нек-рые робкие попытки приближения к М. имели место в т. н. обновленческом движении, но и там они ограничивались требованием измене­ния социально-политич. ориентации церкви, пере­ходом на григорианский календарь, а также нек-рьши реформами в организации церкви — ликвидацией мо­нашества и безбрачия духовенства и т. д. В на­стоящее время, несмотря на в общем консервативную позицию рус. православной церкви в вопросах дог­матики и культа, все же намечается и ее эволюция в направлении М.

Лит.: Спекторский Е., Происхождение протес­тантского рационализма, Варшава, 1914; Совр. течения религ.-филос. мысли во Франции, П., 1915; Л е р у а Э., Догмат и критика, М., 1915; Ершов М. Н., Проблемы религ.-филос. мысли в соврем. Франции, Каз., 1916; The programme of modernism, N. Y., 1908; L i 1 1 e у A. L., Mo­dernism: a record and a review, [L.], 1908; P etr e M. D., Alfred Loisy. His religious significance, Camb., 1944.

А. Чанишев, И. Крывелев. Москва.

МОДЖЕВСКИЙ(Modrzewski), Анджей Фрыч (Frycz) (1503—72) — польский обществ, деятель


и религ. реформатор, продолжатель традиции Яна Остророга. После окончания Краковской академии учился в Германии у Меланхтона. В своем обшир­ном труде «Об усовершенствовании Речи посполитой» («О poprawie Rzeczypospolitej...», 1577) выдвинул требование усиления власти короля, реформы зако­нов, судов и всей системы воспитания.

Вместе с тем М. выступил и как религ. реформатор. Первоначально он исходил из учения Лютера, а за­тем стремился демократизировать религию, опираясь на принципы кальвинизма. При рассмотрении религ. вопросов М. зачастую становился на т.зр. рационализ­ма. Он требовал отдавать «на суд разума» все религ. вопросы, выступал с обоснованием принципа терпи­мости в вопросах религ. веры.

С о ч.: Wybur pism, oprac. L. Kurdybacha, Warsz., 1953; Dziela wszystkie, t. 1—6, Warsz., 1953—60; Opera omnia, v. 1 — 5, Warsz., 1953—60.

Лит.: К о t S t., A. F. Modrzewski, 2 wyd., Kr., 1923; Lepszy K., A. F. Modrzewski, Warsz., 1953; Kur­dybacha L., Ideologia F. Modrzewskiego, Warsz., 1953; V о is ё W., F. Modrzewskiego nauka о panstwie i prawie, Warsz., 1956; Budkiewicz J., Psychologiczna problema-tyka w dziele A. F. Modrzewskiego «O poprawie Rzeczypos­politej», «Przegla.d psychologiczny», 1960, JY» 4; A. F. Modr­zewski. Bibliografia zest. Instytutem badan literackich, Wr.-Warsz.-Kr., 1962.

МбДРАЧЕК(Modracek), Франтишек (р. 8 сент. 1871) — политик и теоретик чешской социал-демокра-тич. партии, отвергал историч. материализм, к-рый, по М., недооценивает роль психологич. и мораль­ных факторов в обществ, жизни. Диктатуре проле­тариата М. противопоставлял «экономическую» демо­кратию, основанную на «самоуправлении» труда и не исключающую «здоровую конкуренцию».

С о ч.: Marxuv nizor na dejiny a socialism, [s. 1.], 1900;
Otazka nSrodnostni v socialni demokracii Rakouske, Praha,
1908; Samosprfiva prace, Praha, 1918; Nauka a politicke
zasady pokrokoveho socialismu, Praha, 1919; Uvod do histo-
ricke sociologie, «Akademie», [sv.] 30, [19271; Hospodafske"
a socialni rady v pfirodnich spoleCnostech, ts. l.J, 1927; Spo-
lecimsky vyvoj, [Praha], 1929; Sociologie jako teorie dejin,
Praha, 1930. И. Дубски. ЧНР.

МОДУС(от лат. modus — мера, способ, образ, вид). В традиц. логике термин «М.» применяется для обозначения разновидностей форм силлогистич. (в т. ч. модальных, см. Модальная логика), условно-категорических, разделительных и условно-разделит. умозаключений. Так, в теории категорич. силлогизма М. наз. разновидности силлогизмов, определяемые количеством и качеством посылок и заключения в пре­делах каждой фигуры силлогизма. При рассмотрении умозаключений с условными и разделит, посылками различают modus ponens и modus tolleris условно-кате-горич. умозаключения (наз. также условно-категорич. силлогизмом), modus ponendo tollens и modus tol-lendo ponens разделит, умозаключения (разделит, силлогизма), простые и сложные модусы поненсы и модусы толленсы диллемы и т. п. В математич. логи­ке термин «modus ponens» обозначает имеющееся во мн. ее исчислениях правило вывода, иначе называемое правилом зачеркивания или схемой заключения; см. Консеквент и антецедент.

МОЙСТЫ— представители одного из шести осн. направлений китайской философии, основателем к-рого был Мо Ди (Мо-цзы). Выражая интересы мел-кособственнич. слоев (ремесленников, свободных кре­стьян, торговцев), М. выступали против офиц. идео­логии — конфуцианства, стоявшего на страже инте­ресов правящих классов. В 5—3 вв. до н. э. моизм имел большое влияние в Китае. До наших дней со­хранился только один памятник, дающий представ­ление о филос. идеях М.: трактат «Мо-цзы».

В ранний период развития моизм был представлен учением Мо-цзы. В более поздний период его последо­ватели стали развивать моизм в материалистич. на­правлении, утверждая, что познание предполагает наличие органов чувств, объекта ощущения (см. «Мо-


МОК — МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 485


цзы», раздел «Цзин», 1) и источников: личный опыт, высказывания др. людей, вывод. Большое место в ра­ботах М. позднего периода занимает логика; они раз­работали 7 методов суждения, нек-рые из к-рых подоб­ны дедуктивному и индуктивному методам, разрабо­танным зап. учеными (см. «Мо-цзы», разд. «Сяо цкш», 1). В логич. трудах М. опровергаются взгляды Хуэй Ши и Гунсунъ Луна, М . занимались также математич., естествешюнауч. и инженерно-техшгч. проблемами. Во 2 в. до н. э. конфуцианство оттеснило моизм на задний план, и последний потерял свое значение.

Лит. см. при ст. Мо-цзы.

МОК(Моей), Жюль (р. 15 марта 1893) —один из ведущих теоретиков Франц. социалистич. партии (СФИО), член ее руководящего комитета, руководи­тель Группы доктринальных исследований, разрабо­тавшей проект новой партийной программы (1962). Инженер по образованию, М. с 1928 был депутатом парламента и занимал посты министра внутр. дел, нац. обороны и др. в ряде кабинетов, представлял Францию в Комитете по разоружению.

Взгляды М., сформировавшиеся гл. обр. под влия­нием Блюма, носят эклектич. характер: формально признавая правильность марксистской методологии, он зачастую переходит на позиции вульгарного пози­тивизма, пытается «примирить» социализм с религией, объявляя их в работе «Живой социализм» («Socialisme vivant», 1960) явлениями прежде всего морального порядка и изображая «моральную революцию» не­обходимой предпосылкой социальной.

Характерной чертой его взглядов является фети­шизация научно-технич. прогресса, к-рый рассматри­вается как фактор коронной трансформации законо­мерностей развития бурж. общества в условиях гос.-монополистич. капитализма. М. некритически воспринимает мн. положения бурж. теории техно­кратии. Преувеличивая роль адм.-технич. кадров (управляющих), якобы подменяющих капиталистов, он выдвигает в качестве гл. условий подготовки пе­рехода к социализму децентрализацию управления произ-вом и «планирование» капиталистич. экономи­ки. М. считает, что в ходе осуществления этих меро­приятий произойдет якобы ликвидация частной соб­ственности на средства произ-ва и в связи с этим говорит о «приоритете социалистического планирова­ния» над обобществлением произ-ва, хотя на деле одно невозможно без другого. По мнению М., вмеша­тельство гос-ва и профсоюзов в условиях бурж. строя способно сделать заработную плату «социальной», т. е. полностью отвечающей затратам труда, что при­ведет якобы к замене капиталистич. принципов рас­пределения социалистическими. Хотя в своих теоре-тич. воззрениях М .порывает с принципами марксизма, по ряду вопросов внутр. и внешней политики он выступает как представитель левого крыла партии.

Соч.: Jean Jaures et les problemes du temps present, Brux., 1927; Socialisme et rationalisation, Brux., 1927; Capitalisme et transports, P., [1932]; Arguments socialistes, P., 1945; Le partie socialiste au peuple de France, P., 1945; Yougoslavie, terre d'experience, Monaco, [1953]; La folie des liommes, P., [1954]; U. R. S. S. Les yeux ouverts, P., [1956]; En retard d'une paix..., P., 1958.

Ю. Руби-нский. Москва.

МОКША(санскр.) — термин др.-инд. философии, означающий освобождение, спасение от бедствий бесконечного процесса перевоплощений (самсара). Согласно классич. традиции, М. занимает высшее место среди четырех целей человеч. деятельности, включающих в себя, кроме нее, наслаждение (кама), пользу (артха) и долг (дхарма). М. выступает как высшая цель религ. опыта и филос. познания.

Представления о природе М. в различных филос. школах Древней Индии различны. Согласно адвайта-веданте, М. есть растворение индивидуального соз­нания (джива) в мировом сознании (брахман), после


осознания им нереальности феноменального мира. Согласно вишишта-адвайте, М. есть не исчезновение «Я», а реализация его божеств, природы и осознание его связи с брахманом. В санкхъе и йоге освобождение есть отделение индивидуального сознания (пурущи) от материи (пракрити). В ньяе, вайшешике, мимансе «освобождение» заключается в отделении вечного «Я» от его временных свойств.

В новое время концепция М. получает своеобраз­ное толкование в трудах Раммохан Рая, Вивека-нанды, Ауробиндо Гхоша, Р. Тагора, С. Радхакриш-нана и др. Преобладающее значение получает идеал коллективного, а не индивидуального спасения. При этом идеал М. используется идеологами инд. буржуа­зии для противопоставления инд. цивилизации циви­лизации капиталистич. Запада, преподносится ими в качестве панацеи от пороков бурж. общества.

Лит.: Чаттерджи С.,Датта Д., Введение в инд. философию, М., 1955, Введение; Радхакришнан С, Инд. философия, т. 1, М., 1956, гл. 1; S с h о m e r u s H. W ., Indische Erlosungslehren..., Lpz., 1919; R a n a d e R. D., A constructive survey of upanishadic philosophy, Poona, 1926, ch. 6( 7; Cliatt erjeeS., The fundamentals of hin-duism, Calcutta, 1950, ch. 7; Hiriyanna M., The quest after perfection, Mysore, 1952; The cultural heritage of India, v. 3, Calcutta, 1953, pt 5, [ch. ] 39; S i n h a J., A history of Indian philosophy, v. 1, Calcutta, 1956, ch. 1.

В. Костюченко. Москва.

МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТ­ВЕННАЯ МЫСЛЬ.Гл. вопросом, на протяжении трех веков волновавшим умы передовых представи­телей молд. народа, был вопрос борьбы за независи­мость. Эту проблему поднимали еще летописцы Гр. Уреке (1590—1647),М.Костин (1633—91)и Ион Некул-че (1672—1745), призывавшие к единению для борь­бы против иноземных поработителей. Произведения молд. летописцев выражали идеологию той части феодалов, к-рая стремилась к освобождению от ига иноземных поработителей. Выдающимися представи­телями феод, идеологии конца 17—нач. 18 вв. в Мол' давии были Н. Милеску-Спафарий и Д. Кантемир.

Начиная со 2-й пол. 18 в. возникают ряд идеоло-гич. течений и направлений. Победы России в вой­нах с Турцией ослабили Османскую империю и спо­собствовали экономич., политич. и культурному развитию Молдавии. Для развития просвещения в Молдавии много сделал просветитель Амфилохий (конец 18 в.). В написанной им «Грамматике физи­ки...» (рукопись хранится в Киевской публичной библиотеке) отстаивалась гелиоцентрич. система мира Коперника. Он выступал поборником распространения знаний среди народа. В Молдавию начинают про­никать идеи социального освобождения, распростра­няется в рукописи «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, появляются произведения пере­довых мыслителей запада: «Энциклопедия» франц. просветителей, труды Вольтера, Монтескье и др. Освободит, идеи нашли свое яркое выражение в одном из анонимных документов этого времени — «Слово крестьянина к боярам» (см. «Anul 1848 in principate le romane», Вне, 1902, t. 3).

В 1-й пол. 19 в. происходит присоединение вост. части Молдавии — Бессарабии, к России (1812). Подъем нац.-освободит, и антикрепостнич. движения, известного в истории под названием гетерия (1821), вызвал бурное развитие обществ, мысли. Появляется нац. художеств, и политич. лит-ра. Молдавский писа­тель И. Тэутул (1798—1825) написал первый проект молд. конституции (1822). Кроме этого, он сочинил памфлет «Голос народа Молдавии к боярам и митро­политам», в к-ром осуждал боярскую олигархию, выступал против социальной несправедливости. Изда­ваемая Гр. Асаке (1788—1869) первая молдавская газета (1829) «Албина ромыняскэ» способствовала распространению просветительских идей.


486 МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ - МОЛЕШОТТ


Материалистич. направление в естествознании раз­вивали молд. ученые Якоб Чихак (1800—88), Константин Вырнав (1806—77), Тоадер Стамати (1812—52), А. Д. Денгинк и А. И. Гросул-Толстой. Получает развитие литературно-критич. направле­ние. Виднейшим его представителем был молд. рево­люционер-демократ Алеку Руссо (1819—59).

В 60-х гг. в Бессарабии распространялись за­прещенные произведения Белинского, Чернышев­ского, Добролюбова, Некрасова, а в 70—80-х гг. здесь, как и в др. частях России, широкую извест­ность получают идеи народничества. Рев. народники (В. Красеску-Бассарабеану, Замфир Арборе и др.) сыграли большую роль в распространении произве­дений Маркса и Энгельса. Пропагандистом марк­сизма в Молдавии был Н. Зубку-Кодряну.

В 70—80-х гг. в легальной филос. лит-ре Мол­давии шла борьба между идеализмом (Леонард) и материализмом (хотя и не вполне последователь­ными материалистами выступали Стамати-Чуря и В. Л. Лашков).

К концу 19 в. относится возникновение социал-демократич. движения в Молдавии. В 1896 рус. политич. ссыльными в Кишиневе был организован первый социал-демократич. кружок. К осени 1900 рабочие социал-демократич. кружки были созданы в ряде мест Молдавии. Однако в них еще не были пол­ностью изжиты идеи народничества. В это время в Ки­шиневе образуется социал-демократич. группа, к-рая начинает осуществлять постепенный переход от про­паганды марксизма в узких кружках к агитации среди рабочей массы. Группа установила тесную связь с социал-демократич. организациями Киева, Одессы, Харькова и Екатеринослава.

В начале 900-х гг. усилилось влияние «экономи­стов». Решающую роль в преодолении этой опасности сыграла ленинская «Искра» и работа Ленина «Что делать?». Защитниками идей «Искры» в Молдавии были А. Боград, О. Басовский, М. Вельтман, В. Бро-аскэ и др. В декабре 1902 в Кишиневе был создан социал-демократич. комитет, возглавивший революц. работу в крае. В Молдавии в годы первой рус. ре­волюции распространялись большевистские газеты «Вперед», «Пролетарий», работы Ленина «Задачи рус­ских социал-демократов», «От какого наследства мы отказываемся», «Пересмотр аграрной программы ра­бочей партии» и др. Для пропаганды идей марксизма местные социал-демократы стремились использовать и легальные возможности.

В результате Великой Окт. социалистич. революции 1917 перед молд. народом открылся путь к новой, социалистич. жизни. Но оккупация Молдавии бояр­ской Румынией (1918) задержала социалистич. раз­витие. Созданием Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (1924) были заложены основы социалистич. государственности молд. на­рода и открыты широкие возможности для образова­ния и культурной революции в целом.

В это время в оккупированной Бессарабии борьбу против реакц. идеалистич. течений возглавляла подпольная коммунистич. организация Бессарабии. На страницах газет «Бессарабский коммунист», «Красное знамя» и др. разоблачались бурж. доктри­ны открытых и скрытых врагов марксистской идео­логии. Пропаганду марксистско-ленинских идей про­водили представители передовой интеллигенции Н. Д. Кочя, П. Константинеску-Яшь, К. С. Сырбу и др.

В 1940 была образована Молд. ССР (в результате освобождения Бессарабии и воссоединения ее с Молд. АССР). Тем самым был завершен процесс создания социалистич. государственности всего молд. народа.

В республике созданы кафедры науч. коммунизма, диалектич. и историч. материализма при Кишинев-


ском гос. ун-те и с.-х. ин-те, а также кафедры марк­сизма-ленинизма в др. учебных заведениях, органи­зован сектор философии при Ин-те истории АН Мол­давской ССР. Важным событием в духовной жизни республики было издание на молд. яз. полного со­брания соч. Ленина и осн. трудов Маркса и Энгельса.

Философы-марксисты опубликовали ряд трудов: Д. Т. Урсул, Филос. и общественно-политич. взгляды Н. Г. Милеску-Снафария (1955); П. Ковчегов и Коро-бан В., Общественно-политич. и философские взгляды А. Руссо (1953); В. Н. Ермуратский, Общественно-политич. взгляды Д. Кантемира (1956) и др.

В наст, время ведутся исследования по конкрет­ной социологии и истории филос. и обществ.-по­литич. мысли в Молдавии.

Лит.: Кантемир Д., Книга система или состояние
Мухаммеданския религии, т. 1,СПБ, 1722; А р сень ев Ю.,
Николай Спафарий и его время, «Русский архив», 1895, Jsft 7;
История Молдавии, т. 1, Кишинев, 1951; Известия Молдав­
ского филиала АН СССР, 1958, J-S 3 (48); История философии,
т. 4, 5, М., 1959—61; М о х о в Н. А., Очерки истории мол­
давско-русско-украинских связей, Кишинев, 1961; Известия
Академии наук Молдавской ССР, Кишинев, 1962, № 1;
Амфильский Хотинянул, Елементе арит-
метиче арэтате фцреште акум интыю тинэрите, Ясса, 11
дечембрие 1795; Cantemir D., Istoria Imperiului otto-
manu crescerea si scaderea lui, Buc, 1876—78; его же,
Storia ieroglifica, Buc, 1883; его же, Hronicul vechimei
a Romano-Moldo-Vlahilor, Buc, 1901; его же, Metafisica,
Buc, 1928; его же, Descrierea Moldovei, Buc, 1909;
Adamescu С h., Istoria literaturii готйпе, [2 ed.],
Buc, 1920; I о r g a N., Istoria literaturii romanesti, v. 1 — 3,
Buc, 1925—33. В. Ермуратский. Кишинев.

МОЛЕШОТТ(Moleschott), Якоб (9 авг. 1822 — 20 мая 1893) — нем. физиолог и философ, один из родоначальников вульгарного материализма. Род. в Голландии, изучал медицину и физиологию в Гей-дельбергском ун-те, в к-ром с 1847 читал лекции и вел исследования в основанной им лаборатории. После издания в нач. 50-х гг. ряда книг подвергся преследованиям за пропаганду материализма и атеиз­ма и переехал в Цюрих, где преподавал в Политех-нич. школе. В 1861 занял кафедру философии в Ту­рине, позднее принял итал. гражданство.

Концепция М. эклектична. М. фактически отожде­ствлял философию с естествознанием, видя в ней лишь «... умственное выражение суммы наблюдений, сде­ланных людьми до известного времени» («Вращение жизни в природе», СПБ—М., 1867, с. 2). М. сводил мышление к чувств, восприятию, рассматривая чело­века как биологич. существо. Он видел в мышлении лишь физиологич. механизм. М. всерьез искал внутр. связь между составом пищи и «духовной жизнью народов» (см. «Физиологич. эскизы», М., 1865, с. 74 — 80). М. отвергал воззрения о существовании «вещей в себе» и полагал, что вещи существуют только «друг для друга». Он стоял на позициях познаваемости мира и беспредельного развития науки. Однако, сводя рациональное познание к чувственному, М. не избег нек-рых агностич. высказываний (см. «Вращение жизни в природе», с. 5,9). Взгляды М. оказали нек-рое влияние на итал. ученых, в частности на Лом-брово. К ним сочувственно относился Писарев.

Соч.: tlber die allgeraeinen Lebenseigenschaften der Nerven, Giessen, 1882; Pur meine Freunde. Lebens-Erinnerun-gen, Giessen, 1894; в рус. пер.—Естествознание и медицина, СПВ, 1865; Единство жизни, СПБ, 1866; Границы человека, СПБ, 1866; Круговорот жизни Я. Молешотта. Физиологич. ответы на «Письма о химии» Юстуса Либиха, X., 1866; Причины и действия в учении о жизни, М., 1868; Учение о пище, 2 изд., СПБ, 1868.

Лит.: Жане П., Совр. материализм, пер. с франц., М., 1867; Таганский Г., Вульгарный материализм третьей четверти XIX в. и совр. механисты, в сб. ст.: Из истории философии XIX в., [М.], 1933; Ю ш м а н о в Н., Обществ.-политич. взгляды вульгарных материалистов, там же; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960; ЮшмановН. 3., Критич. оценка вульгарного материализма XIX столетия, К., 1960 (Автореферат); Gentile G., Le origini della filosofia contemporanea in Italia, v. 2, Messina, 1921.

Д. Огурцов. Москва.


МОЛИНОС - МОНАДА 487


МОЛЙНОС(Molinos), Мигель (29 июня 1628 — 28 дек. 1С96) — иен. теолог-мистик. Получив сан священника в Валенсии, отправился в 1655 в составе духовной миссии в Рим. Здесь начал проповедовать свои религ. взгляды, изложенные им в книге «Руко­водство для души...» («Guia espiritual...», 1675; новое изд., 1935), за короткое время выдержавшей около 20 изданий на различных языках. Воззрения М. — разновидность квиетизма, возникшего как следствие кризиса мистицизма 17 в. Отрицая многие офиц. догматы и обряды католпч. церкви, М. утвер­ждал, что общение с божеством возможно лишь через размышление и созерцание, причем созерцание — высшая форма слияния с божеством — должно со­провождаться «актом самоотречения», подавления собств. воли. Признанное еретическим, учение М. было осуждено правоверным католицизмом, а сам М. в 1685 был арестован инквизицией. В 1687, после того как М. отрекся от своих взглядов, он был осуж­ден на пожизненное заключение в монастыре.

Лит.: Entrambasaguas J. de, M. de Molinos,
M., 1935; D u d о n P., Le quietiste espagnol M. Molinos
(1628 — 1696), P., 1921. 3. Плавскин. Ленинград.

МОЛОДЦОВ,Василий Сергеевич [р. 20 дек. 1899 {1 янв. 1900)] — сов. философ, проф. (с 1954), кан­дидат филос. наук (с 1949), декан (с 1953), зав. кафед­рой диалектич. материализма (с 1960) филос. фак-та Моск. ун-та. Член КПСС с 1919. Окончил Коммуни-стич. ун-т преподавателей обществ, наук (1933), учился в ИКП философии (1935—37). Преподает философию с 1931. Науч. работу ведет преимущест­венно в области диалектич. материализма.

Соч.: Диалектика и метафизика, «Большевик», 1939, Л'« 2; Марксистская диалектика как наука, М., 1951; О корен­ной противоположности марксистской философии бурж. ми­ровоззрению, М., 1951; О противоречиях при социализме и путях их преодоления, «Большевик», 1951, Л« 14; Марксист­ская диалектика о взаимосвязи и взаимообусловленности яв­лений в природе и обществе, М., 1951; Марксистская диа­лектика о развитии в природе и обществе, [М.], 1953; Диа­лектика превращения возможности в действительность, М , 1958; Классовые и гносеологии, основы ревизионизма, «Вопр. философии», 1958, № 12; Закономерности перехода к комму­низму, М., 1959; В. И. Ленин о партийности философии, в кн.: Книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» важнейший этап в развитии марксистской философии, М., 1959; Об одновременном переходе стран социалистич. систе­мы к коммунизму, в кн.: Иек-рые теоретич. вопросы строи­тельства коммунизма, М., 1960; Классовые и гносеологпч. корни совр. религий, в кн.: Осн. вопросы научного атеизма, М., 1962; Научное мировоззрение— каждому строителю коммунизма, М., 1963.

МОЛОКАНЕ— религ. секта, возникшая в России в конце 60-х гг. 18 в. Представляя собой религ. форму антикрепостнич. движения крестьянства н демократич. элементов города, М. отличались ра-ционалистич. критикой господств, церкви и ее дог­матов. Внешне-обрядовому православию с его церк. иерархией, институтом монашества, почитанием икон, мощей, культом святых и т. д. М. противо­поставили евангельское христианство. Однако дог­мат троицы, как и церк. учение о таинствах, не были полностью отвергнуты М., хотя и получили своеоб­разное истолкование.

Демократич. элементы придали социально-утопич. идеям М. действенный характер, причем упор был сделан на этику добрых дел как на средство устрое­ния на земле «царства божия». Все это противостояло авторитарному учению церкви о всесильном «про­мысле божием». Причисленные царским пр-вом и цер­ковью к «вреднейшим сектам», М. подвергались преследованиям. В конце 18 — 1-й пол. 19 вв. зна­чит, часть М. центрально-черноземных и поволж­ских губерний переселилась в Крымские и Ставро­польские степи (частично и в Сибирь). В 40-х гг. 19 в. большие партии М. были поселены в Закавказье. В 19 в. М. разделились на донской толк, постоян­ных, духовных христиан-прыгунов, общих.


Хотя обществ, недовольство, как правило, прини­мало в молоканской среде форму религ. брожений, низы секты иногда участвовали в общем антикрепо­стнич. движении крестьян, как это было, напр., в крест, волнениях начала 40-х гг. в Тамбовской губ. По мере развития капитализма утопичность социаль-но-религ. доктрины М. с ее этикой «добрых дел» ста­новилась все более очевидной, что вело к разочаро­ванию в молоканстве. Идеологи М. предпринимали попытки спасти свое движение созданием культур-нич. организаций («Общество образованных моло­кан» А. С. Проханова), толстовской «мнрно-анархи-ческой» проповедью (Д. В. Зайцев), приспособле­нием молоканства к баптизму.

Великую Окт. революцию руководители М. встре­тили враждебно. В нек-рых случаях М. даже уча­ствовали в восстаниях против Сов. власти, отказы­вались от службы в Красной Армии. Успехи социа­листич. строительства, победы культурной револю­ции в СССР уже в начале 30-х гг. привели к окон­чат, краху молоканства. Осн. же часть М. активно включилась в строительство новой жизни. Вслед за развалом общин на местах в 1929 распался Центр, совет молокан.

Лит.: Дружинин В., Молокане, [Л.], 1930; Моро­зов!. П., Молокане, М.—Л., 1931; Никольский Н.М., История рус. церкви, М.—Л., 1931; Бон ч-Б р у е в и ч В.Д., Сектантство и старообрядчество в первой половине XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Совр. сектантство и его преодоле­ние. По материалам экспедиции в Тамбовскую область в 1959 г., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 9, М., 1961; Сахаров Ф., Лит. истории и обличения рус. раскола. Систематич. указатель книг, брошюр и статей о расколе, находящихся в духовных и светских периодич. изданиях, вып. 1 — 3, Тамбов — СПБ, 1887—1900.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.