Значение моделирования в познании.В наст, время роль М. значительно возросла в связи с развитием кибернетики и совр. вычислит, техники. Кибернетика сильно расширила область явлений, к-рые оказалось возможным моделировать (явления, происходящие в живой природе, в сфере экономики и языкового общения, в процессах обучения и т. д.). Одной из интереснейших задач кибернетич. М., т. е. М., осуществляемого в рамках идей и теорий кибернетики или (и) с помощью ее технич. средств, является, напр., задача М. различных форм умственной деятельности; последнему не следует ставить заранее к.-л. пределы, ибо прогресс в области М. интеллектуального труда имеет громадное социальное значение, представляя в распоряжение человечества могущественные средства умножения его материальных и духовных сил (см.
480 МОДЕЛИРОВАНИЕ
Логические машины). Это не исключает, конечно, того факта, что при любом М. интеллектуальной деятельности сохраняется различие между моделью и оригиналом.
М. тесно связано с экспериментом. Изучение к.-л. явления на его модели при предметном и (предметно-) математич. М., при М. на ЭЦМ представляет собой особый вид эксперимента — т.н. модельный эксперимент, специфика к-рого по сравнению с обычным экспериментом состоит в том, что в процесс познания включается промежуточное звено—модель, выступающая, с одной стороны,как средство,а с др. стороны—как предмет экспериментального исследования, заменяющий «подлинный» объект изучения. Благодаря этому возможности экспериментального исследования значительно расширяются, т. к. на моделях можно воспроизводить и изучать многие объекты, прямой эксперимент над к-рыми затруднителен, экономически невыгоден или вообще невозможен из-за их большой сложности, значительных или исключительно малых размеров, чрезвычайно большой длительности или же, наоборот, чрезвычайной кратковременности их существования (сложные промышленные комплексы, биоло-гич. явления, социальные процессы, явления микромира, процессы, происходящие на звездах и в галактиках, и т. п.); важнейшее значение приобретает модельный эксперимент тогда, когда объектом изучения являются те стороны явления, к-рые физически не могут быть отделены от него самого.
Своеобразной формой оперирования со знаковыми моделями становится т. н. мысленное экспериментирование, основанное на введении в рассмотрение идеализированных абстрактных объектов (см. Идеализация). Мысленное экспериментирование над знаковыми моделями имеет большое познават. значение, особенно в тех случаях, когда нельзя провести реальный эксперимент или применить предметное или предметно-математич. М. (напр., мысленные эксперименты с инер-циальной системой в механике и т. п.). Для мысленного эксперимента, совершаемого над «воображаемой» (заданной в к.-л. знаковой форме) моделью, характерно тесное взаимодействие теоретич. мышления и воображения.
М. неразрывно связано с процессами абстрагирования и идеализации, посредством к-рых происходит выделение тех сторон моделируемых объектов, к-рые отображаются на модели. При этом специфика М. состоит в том, что анализ, абстрагирование и идеализация происходят или с помощью операций над чувственно-воспринимаемыми реальными объектами, в частности над знаками, или же с помощью наглядных образов, полученных из непосредственного созерцания этих объектов и практич. действий с ними. Т. о., М. удовлетворяет,— в форме, приемлемой для науки,— потребность в наглядности, связанную с чувственным, опытно-практич. происхождением знания. М. используется также как средство воспроизведения сложного объекта или структуры в виде единого целого, что особенно важно, если в опыте (на практике) мы имеем дело лишь с нек-рой его частью. Эта функция «глобализации» может реализоваться, напр., в форме создания зрит, картины, объекта, его схемы и т. п. или путем построения знаковой системы, позволяющей наглядно представить и сделать обозримыми связи и отношения, характеризующие объект как целое.
Будучи связанным с процессами анализа, абстрагирования и идеализации М. позволяет вместе с тем решать противоположные задачи синтеза и конкретизации знания, что обычно осуществляется посредством уточнения и дополнения исходной модели новыми элементами, свойствами и характеристиками, в результате чего конкретизированная модель становится более
полным и точным отображением моделируемого фрагмента действительности. Следует, однако, иметь в виду, что на пути конкретизации моделей могут возникать принципиальные трудности, связанные с ограниченностью средств М.; примером может служить ограниченность возможностей М. процессов микромира «классическими» (т. е. относящимися к классич. механике, макроскопическими) средствами. В качестве выхода из такого положения иногда используются модели, дополняющие друг друга,—как это имеет место в квантовой механике, где модели изучаемых в ней явлений иногда даже в нек-ром смысле противоречат друг другу (напр., для моделирования свойств атомных объектов используются корпускулярная и т. н. «волновая» модели, исключающие и вместе с тем дополняющие друг друга).
М. является важным элементом в процессах выдвижения и проверки гипотез, т. к. на моделях, в частности при М. на электронных цифровых машинах, оказывается возможным представлять процессы и связи, лежащие, согласно предположению, в основе той или иной группы наблюдаемых явлений. Здесь проявляется важная эвристич. роль М., к-рое способно подсказывать новые идеи, вести к открытию неизвестных явлений и закономерностей. Даже если модель оказывается неудачной, т. е. не позволяет непосредственно выявить интересующие исследователя закономерности и предсказать новые факты, проведенный теоретич. анализ и эксперименты во мн. случаях помогают найти новые пути развития теории и построить более совершенные модели. М. часто служит средством построения теории нек-рой области явлений на основе аналогии с др. областью, для к-рой теория была разработана ранее. Оно также позволяет объединять теории, обобщать их, распространяя на новые области явлений, и т. д. Кроме того, связанная обычно с М. возможность дать объяснение явлениям в наглядной форме, — часто по аналогии с хорошо известными процессами — обусловливает педагогич. значение моделей и М. (модели как средство демонстрации при обучении).
Всякая науч. теория имеет неск. аспектов: статический (совокупность выраженных в ней знаний), индуктивно-динамический (обогащение теории новыми положениями, полученными в результате непос-редств. изучения действительности, в частности основывающегося и на данной теории) и дедуктивно-динамический (обогащение теории положениями, получающимися в результате ее дедуктивного развития). Несколько расширяя понятие М., можно сказать, что теория в этом последнем аспекте выступает как логич. модель отражаемого в ней фрагмента действительности. Возможность функционирования науч. теории в качестве логич. модели в принципе справедлива для любой теории, но нетривиальным логич. М. становится лишь на сравнительно высокой ступени развития науки, когда в ней используются абстрактно-математич. построения. При этом часто происходит то, что можно назвать «оборачиванием результата»: процесс начинается не с создания теории, к-рая затем может быть использована в качестве модели, а с разработки нек-рой абстрактно-математич. модели, к-рая затем, путем соответствующей интерпретации, приобретает предметное содержание и становится теорией (таков, напр., был путь создания квантовой механики).
Ни одна модель не может выразить всех свойств и отношений моделируемого фрагмента действительности. Всякая модель характеризует действительность лишь приближенно. Степень этого приближения зависит от вида М., от используемых в нем теоретич. и технич. средств. Переход от одних моделей к другим, более глубоко воспроизводящим особенности модели-
МОДЕЛЬ481
руемых явлений, а также сочетание различных видов М., позволяет все более полно и глубоко характеризовать действительность. В этом—важное гносеология, значение М. Однако М. следует рассматривать не только как одно из средств отображения объективного мира, но еще и как объективный практич. критерий истинности нашего знания о мире, по-новому освещающий связь науч. теории с науч. практикой и в то же время наглядно демонстрирующий справедливость диалектико-материалистич. тезиса о том, что «...живая человеческая практика врывается в самое теорию познания...» (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 177). Лит.: Харкевич А. А., Эквивалентные электрич. схемы преобразователей, «Журн. технич. физики», 1945, т.15, вып. 7;Гутенмахер Л. И., Электрич. модели, М.—Л., 1949; Теория подобия и моделирование, М., 1951; К и р-п и ч е в М. В., Теория подобия, М., 1953; С е д о в Л. И., Методы подобия и размерности в механике, 4 изд., М., 1957, гл. 1, § 6, гл. 2, § 6; Э ш б и У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959, ч. 1, гл. 6; Зиновьев А. А. и Р е в з и н И. И., Логич. модель как средство науч. исследования, <<Вопросы философии», 1960,№1; Китов А. И. и К р и н и ц к и й Н. А., Электронные цифровые машины и программирование, 2 изд., М., 1961; Беркли Э., Символич. логика и разумные машины, пер. сангл., М., 1961; Фролов И. Т.,Гносеологич. проблемы моделирования бнологич. систем, «Вопр. философии», 1961, № 2; М а с л о в П. П., Моделирование в социологич. исследованиях, «Вопр. философии», 1962, № 3; В а л ьт О., О познавательной функции модельных представлений в совр. физике, «Вестник ЛГУ». Серия экономика, философия, право, 1961, № 5; е г о же, Познавательное значение модельных представлений в физике, Тарту, 1963; Жданов Ю. А., Моделирование в органич. химии, «Вопр. философии», 1963, № 6; Новик И. Б., Гносеологич. характеристика ки-бернетич. моделей, «Вопр. философии», 1963, № 8; Шт о ф ф В. А., Роль моделей в познании, Л., 1963; Моделирование в биологии, пер. с англ., М., 1963; Клаус Г., Кибернетика и философия, пер. с нем., послесловие Л. Б. Баженова, Б. В. Бирюкова и А.Г.Спиркина, М., 1963; Г л у ш к о в В.М., Гносеологич. природа информационного моделирования, «Вопр. философии», 1963, № 10; Rosenblueth A., W i-e n е г N., The role of models in science, «Philos. Sci.», 1945, v. 12, № 4; H u t t e в Е. H., Language of modern physics, N. Y., 1956; H a r r e R., An introduction to the logic of sciences, L., 1960; К u i p e r s A., Model en inzicht, Assen — [Nijmengen], 1959; Proceedings of the Colloqium: The concept and the role of the model in mathematics and natural and social sciences, Utrecht, January 1960, [Dordrecht, 1961];«Synthese», 1960, v. 12, № 2—3; StraassG., Modell und Erkenntnis, Jena, 1963.
Л. Баженов, Б. Бирюков. Москва. В. Штофф. Ленинград.
МОДЕЛЬ(франц. modele, от лат. modus — образец) — условный образ (изображение, схема, описание и т. п.) к.-л. объекта (или системы объектов). Служит для выражения отношения между человеч. знаниями об объектах и этими объектами; понятие М. широко применяется в семантике, логике, математике, физике, химии, кибернетике, лингвистике и др. науках и их (гл. обр. технич.) приложениях в различных, хотя и тесно связанных между собой, смыслах.
Эти различные понимания могут быть извлечены из след. общего определения. Две системы объектов А и В наз. М. друг друга (или моделирующими одна другую), если можно установить такое гомоморфное отображение системы А на нек-рую систему А' и гомоморфное отображение В на нек-рую систему В', что А'и В' между собой изоморфны (см. Изоморфизм; данные в этой статье определения следует обобщить, рассматривая отношения не только между элементами, но и — в случае надобности — между подмножествами систем). Определенное т.о. отношение «быть М.» есть рефлексивное, с и ммет-ричное и транзитивное отношение, т. е. отношение типа эквивалентности (равенства, тождества); ему, в частности (при А=А' и В=В'), удовлетворяют любые изоморфные друг другу системы.
Понятие М. в науке обычно связывают с применением т. н. метода моделирования (см. Моделирование). В силу вытекающей из определения М. симметричности отношения между к.-л. объектом (системой) и его М. любую из попарно изоморфных систем мы в
принципе с равным основанием можем называть М. другой. Напр., в живописи и скульптуре М. наз. изображаемый объект; сравнивая же между собой к.-л. предмет и его фотографию, мы считаем М. именно фотографию. Какая из двух моделирующих друг друга систем (в смысле данного выше определения) при естеств.-пауч. моделировании будет выбрана в качестве объекта исследования, а какая в качестве его М., зависит от встающих перед исследователем конкретных познавательно-практич. задач. Вследствие этого обстоятельства, отраженного и в самой грамматич. структуре термина «моделирование», последний имеет нек-рую субъективную окраску (будучи часто связан с тем, кто «моделирует»). Термин же «М.», лишенный этой окраски, естественнее понимать (а следовательно, и определять) независимо от различных возможных «моделирований». Иначе говоря, если понятие моделирования характеризует выбор средств исследования к.-л. системы, то понятие М.— отношение между существующими (в том или ином смысле) конкретными и (или) абстрактными системами.
Отношение между М. п моделируемой системой зависит от совокупности тех свойств и отношений между объектами рассматриваемых систем, относительно к-рых определяется их изоморфизм и гомоморфизм. Хотя данное выше определение М. настолько широко, что при желании (рассматривая «тривиальный» гомоморфизм каждой системы на множество, состоящее из одного единств, элемента) можно любые две системы счесть М. одна другой, такая широта понятия М. никоим образом не затрудняет применения принципа моделирования в науч. исследовании, поскольку интересующие нас свойства и отношения в принципе всегда могут быть фиксированы. Т. о., понятия М. и моделирования, как и понятия изоморфизма и гомоморфизма, всегда определяются относительно нек-рой совокупности предикатов (свойств, отношений).
Хотя отношение «быть М.» симметрично и моделирующие друг друга системы, согласно определению, совершенно равноправны, при употреблении термина «М.» почти всегда все же предполагается (часто неявно) пек-рое «моделирование» [напр., моделирование, применяемое в теоретических исследованиях для построения моделей средствами математич. и логич. символики (т. и. абстрактно-логич. моделирование), или моделирование, заключающееся в воспроизведении изучаемых явлений на специально сконструированных М. в эмпирич. науках (экспериментальное моделирование) ]. В зависимости от того, какая из двух сравниваемых систем фиксируется как предмет изучения, а какая в качестве ее М., термин «М.» понимается в двух различных смыслах.
В теоретич. науках (особенно в математике, физике) М. к.-л. системы обычно наз. др. систему, служащую описанием исходной системы на языке данной науки; напр., систему дифферепц. ур-ний, описывающих протекание во времени к.-л. физич. процесса, наз. М. этого процесса. Вообще, М.— в этом смысле — к.-л. области явлений наз. науч. теорию, предназначенную для изучения явлений из этой области. Аналогично, в (математической) логике М. к.-л. содержат, теории часто наз. формальную систему (исчисление), интерпретацией к-рой является эта теория. [Содержательность, о к-рой здесь идет речь, конечно, относительна; так, интерпретацией к.-л. формальной системы может быть и др. формальная система — см. Интерпретация; с др. стороны, и М.— в этом понимании — вовсе не обязательно должна быть полностью формализована (составляющие ее объекты могут сами рассматриваться с содержат, т. зр., как имеющие определ. смысл); существенным является лишь то, что понятия (термины) «М.» истолковываются втер-
482 МОДЕЛЬ
минах интерпретации.] Такой же характер имеет употребление термина «М.» в лингвистике («модели языка», играющие важную роль как в тео-ретико-лингвистич. исследованиях, так и в задачах, связанных с построением информационных языков, с разработкой машинного перевода и др.; см. Лингвистика математическая), теоретич. физике (напр., «модели ядра») и вообще во всех тех случаях, когда слово «М.» служит синонимом для понятий «теория» и «научное описание».
Не менее распространенным является такое употребление термина «М.», когда под М. понимается не описание, а то, что описывается. При таком употреблении (опять-таки в математич. логике, в аксиоматич. построениях математики, в семантике и др.) термин «М.» рассматривается как синоним термина «интерпретация», т. е. М. к.-л. системы соотношений наз. совокупность объектов, удовлетворяющих этой системе. Точнее говоря, синонимами при таком употреблении являются выражения «построить М.» и «указать интерпретацию»; иначе говоря, интерпретацией к.-л. системы объектов обычно называют не. саму ее М. (т. е. нек-рую др. систему), а перечень т. н. семантических правил «перевода» с «языка» моделируемой системы (напр., науч. теории) на «язык» М. Так, интерпретациями геометрии Лобачевского фактически послужили не сами по себе М., предложенные Пуанкаре, итал. ученым Э. Бельтрами и нем. ученым Ф. Клейном, а именно истолкования понятий геометрии Лобачевского в терминах этих М. Впрочем, с содержат, т. зр. выделение к.-л. М. теории ^ качестве ее интерпретации равносильно указанию ссмантич. правил, согласно к-рым элементы одной из М. теории рассматриваются в качестве интерпретации ее объектов.
В тех же случаях, когда основным являются не содержательный, а строго формальный аспект понятий М. и интерпретации (в частности, в логич. семантике), эти понятия могут быть уточнены, напр., след. образом:
Пусть А есть формула нек-рого исчисления (формальной системы) L. Результат замены всех входящих в А нелогич. констант (если таковые имеются) переменными соответств. типов (см. Типов теория, Предикатов исчисление) обозначим через А'. Класс предметов N, выполняющих формулу А' (класспредметов, по определению, выполняет данную формулу, если при такой подстановке имен этих предметов на места всех входящих в нее переменных, что имя одного и того же предмета подставляется на место различных вхождений одной и той же переменной, формула переходит в истинную формулу),— при соблюдении требования, чтобы тип каждого предмета был равен типу переменной, на место к-рой он подставляется,—наз. М. формулы А (или — М.пред-л о ж е н и я, выражаемого этой формулой). Аналогично, если дан класс формул К, то система S классов предметов, элементам каждого из к-рых приписан определ. тип, одновременно выполняющих — при соблюдении вышеуказ. условий — все формулы класса К' (получающегося из К так же, как Л'из А), наз. М. этого класса формул [имея в виду это понятие М., нек-рые авторы для М. отдельной формулы (предложения) — или, аналогично, отдельного терма (понятия) — употребляют термин «полумодель»]. Модель 5 считается М. всего исчисления L, если: 1) все аксиомы исчисления L входят в К (и, следовательно, выполняются системой S); 2) каждая формула из L, выводимая по правилам вывода исчисления L из выполнимых в S формул исчисления L, также выполняется системой S. На основе этого определения легко определяются важнейшие семантич. понятия: «аналитическое» и «синтетическое» (предложения), «экстенсиональное» и
«интенсиональное» (выражения) и вообще «семантич. отношение». В такой терминологии легко может быть охарактеризовано отношение логического следования: предложение А следует из предложения В, если и только если А выполняется всеми М., к-рыми выполняется В.
У формальной системы может быть, вообще говоря, много различных М., как изоморфных между собой, так и не изоморфных. Если все М. к.-л. формальной системы изоморфны, то говорят, что лежащая в ее основе система аксиом категорична (см. Категоричность система аксиом), или п о л н а (в одном из значений этого термина; см. Полнота); в противном случае система наз. неполной. (Для произвольной системы аксиом a priori возможен, конечно, и третий случай — отсутствие какой бы то ни было М. Тогда система наз. противоречивой, или— в соответствии с введенной выше терминологией — невыполнимой. Обратно, указание М. к.-л. аксиоматич. системы служит доказательством ее непротиворечивости относительно системы, средствами к-рой построена М.— см. также Интерпретация, Метод аксиоматический). В любом из этих случаев одна из М. системы — т. н. вы деле иная (подразумеваемая при построении системы или рассматриваемая для к.-л. целей)—паз. интерпретацией системы (если же интерпретацию отождествляют с М.—в последнем из употребленных здесь смыслов—то подразумеваемую интерпретацию наз. естественно й). Образно говоря, М. мы называем любой возможный «перевод» с языка моделируемой системы на любой др. язык, а интерпретацией — лишь тот из этих переводов (и на тот именно язык), к-рый мы имеем в виду при истолковании понятий системы, считая его (по к.-л. соображениям) единственно верным. Напр., конец англ. фразы «In this way we can obtain only a 50 per cent solution» может быть переведен и как «только 50-процентный раствор» и как «лишь половинное решение», причем легко представить себе конкретный текст, при переводе к-рого потребуются дополнительные (не содержащиеся в нем самом) указания на то, какую из этих «М.» выбрать в качестве «интерпретации».
Как известно, фигурирующее в только что приведенном определении понятий М. и интерпретации понятие выполнимости определяется (хотя и не обязательно явным образом) через понятие логической истинности, к-рое в таком случае принимается за первоначальное. С др. стороны, понятие истины в формализованных языках может быть в свою очередь определено через понятие выполнимости. Т. о., «содержательность» понятий М. и интерпретации носит относит, характер— эти понятия определяются в терминах (логической) «истинности», оказывающейся если не «формальным», то во всяком случае формализуемым понятием. Это обстоятельство оправдывает распространенную в математике и логике т. зр., согласно к-рой всякая интерпретация «формальна» (а всякое изучение любой системы объектов есть изучение нек-рой ее М.) в том смысле, что служащая для целей интерпретации М. к.-л. системы должна быть описана в точных терминах (т. к. в противном случае не имеет смысла даже ставить вопрос об ее изоморфизме с какой бы то ни было др. системой); более того, именно само это описание можно рассматривать в этом случае в качестве М. Конечно, этим не снимается важнейший гносеоло-гич. вопрос об адекватности М.— напр., эмпирич. описания — описываемой ею совокупности объектов реального мира, но критерии этой адекватности носят уже существенно внелогич. характер.
Свойства моделей-интерпретаций в математике являются предметом изучения спец. алгебраич. «теории М.», где используется понятие «реляционной систе-
МОДЕЛЬ — МОДЕРНИЗМ 483
«мы, т. е. множества, на к-ром определена нек-рая совокупность предикатов (свойств, операций, отношений) (ср. определения в ст. Изоморфизм). Следует иметь в виду, что природа математич. М. бывает очень сложной и даже «парадоксальной» (т. е. не соответствующей укоренившимся представлениям, из чего, однако, не следует их логич. противоречивость). Примером могут служить т. н. «нестандартные» М. аксиоматич. систем, характеризующиеся тем, что «исходный» натуральный ряд чисел (используемый в теории, средствами к-рой строится М.) оказывается неизоморфным натуральному ряду, построенному в М. (здесь речь идет об обычной, традиционной математике, исходящей, в отличие от т. п. ультраинтуиционистской, из предположения об однозначной — с точностью до изоморфизма — определенности множества натуральных чисел); отношение «быть М.» трактуется при этом, конечно, как существенно несимметричное.
Для совр. этапа развития науки характерно интенсивное расширение запаса применяемых в науч. исследовании способов построения и использования различных М. Особенно плодотворным в этом отношении оказался «кибернетич.» подход к исследованию систем различной природы. Применяемые в наст, время науч. М. способствуют изучению не только структуры, по и функционирования весьма сложных систем (в т. ч. объектов живой природы). Расширение понятия моделирования (и М.), предполагающее учет не только структурных, но и функциональных свойств и отношений, может быть достигнуто по меньшей мере двумя (родственными) путями. Во-первых, можно потребовать, чтобы описание каждого элемента М. (и, конечно, моделируемой системы) включало в себя временную характеристику (как это, напр., принято в нек-рых разделах теоретич. физики — см. Континуум, Относительности теория); этот путь по существу означает, что введение параметра времени свело бы понятие функционирования к общему понятию «пространственно-временной структуры». Во-вторых, пользуясь точным математич. понятием функции (в логич. генезис к-рого, как известно, понятие «временной переменной» не входит), можно с самого начала считать элементами, из к-рых строится М., именно функции, описывающие изменение во времени элементов «статической» (т. е. «структурной») М. (используя для обобщенных т. о. определений изоморфизма, гомоморфизма и М. аппарат исчисления предикатов второй ступени — см. Предикатов исчисление). Именно в таком расширенном смысле говорят не просто о моделировании систем, но и о моделировании процессов (химич., физич., производственных, экономич., социальных, биологич. и др.). Примером описания к.-л. процесса, служащего для цели его моделирования, может служить схема его алгоритма; возможность четкого определения понятия алгоритма открыла, в частности, широкие возможности моделирования различных процессов с помощью программирования на электронно-вычислит. (цифровых) машинах. Др. пример «машинного» моделирования—использование т. н. аналоговых машин непрерывного действия [см. Техника (раздел Вычислительная техника)].
Как это часто происходит в ходе развития науки, термин «М.» применяется расширительным образом ив тех случаях, когда предварит, учет всех подлежащих воспроизведению при моделировании параметров (необходимый для буквального понимания термина) оказывается, ввиду сложности моделируемой системы, практически невозможным. Это относится, в частности, к изменяющимся во времени т. н. сам о-настраивающимся М., напр. к «моделям обучения». Но даже если остаться в рамках точных определений, то в кибернетике (как и в физике, а также в математике и логике) понятие М. используется
в обоих упомянутых выше смыслах [характерен следующий важный пример: «запись» наследств, информации в хромосомах моделирует родительский организм (или организмы) и в то же время моделируется в организме потомка]. Эта кажущаяся двусмысленность термина «М.» (снимаемая, впрочем, предложенным выше общим определением М., охватывающим оба смысла) на самом дело служит примером т. н. «оборачивания метода», характерного для конкретных применений многих гносеологич. понятий. Лит..-К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, гл. 3, § 15; Э ш б и У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959, гл. 6; Л а х у т и Д. Г., Р е в з и н И. И., Финн В. К., Об одном подходе к семантике, «Филос. науки» (Науч . докл. высш. школы), 1959, № 1; Ч е р ч А., Введение в математическую логику, пер. с англ., [т.]1,М.,1960, §7; РевзинИ. И., Модели языка, М., 1962; Г е н к и н Л., О математич. индукции, пер. с англ., М., 1962; Моделирование в биологии. [Сб. ст.], пер. с англ.,М., 1963; Молекулярная генетика. Сб. ст., пер. с англ. и нем., М., 1963; Вир С, Кибернетика и управление производством, пер. с англ., М., 1963; С а г n a p R., The logical syntax of language, L., 1937; К e m e n у J. G., Models of logical systems, «J. Symbolic Logic», 1948, v. 13, № 1; Rosser J. В., Wang H., Non-standard models of formal logics, «J. Symbolic Logic», 1950, v. 15, M 2; M о s t о w s k i A., On models of axiomatic systems, «Fundamenta Math.», 1953, v. 39; Tarski A., Contributions to the theory of models, [pt] 1 — 3, «Indagatio-nes Math.», 1954, v. 16, 1955, v. 17; Mathematical interpretation of formal systems, Amst., 1955; К em e n у J. G., A new approach to semantics, «J. Symbolic Logic», 1956, v. 21, [№] 1, 2; S с о t t D., S u p p e s P., Foundational aspects of theories of measurement, «J. Symbolic Logic», 1958, v. 23, № 2; Robinson A., Introduction to model theory and to the metamathematics of algebra, Amst., 1963; Cur-r у Н. В., Foundations of mathematical logic, N. Y., 1963.
Ю. Гастев. Москва.
МОДЕРНИЗМ(франц. modernisme) в искусстве — обозначение течений в бурж. иск-ве 20 в.,. характеризующихся разрывом с художеств, формами,, выработанными классич. искусством. Констатируя кризис личности в позднебурж. обществе, М. подвергает сомнению все попытки его положит, разрешения. Если в классич. иск-ве, исходящем из возможности: органич. связи человеч. индивидуальности с окружающим ее миром, изображение кризиса сознания было лишь одним из частных моментов, а преодоление этого кризиса выступало как общеобязательный закон художеств, формы, то в М. разорванность сознания предстает как картина обществ, состояния, а обнаружение этой разорванности—как осн. задача иск-ва. Поскольку само внутр. единство личности (образующее исходную предпосылку классич. иск-ва) становится в М. проблемой, адекватное раскрытие внутр. мира во внеш. образах утрачивает свой смысл в иск-ве М. и сменяется аналитич. фиксацией реакций человека, выявляемых как нечто отчужденное от человеч. личности, не аутентичное ей. Рассматривая все попытки преодоления этой дисгармонии как проблематичные и иллюзорные, М. отказывается от позитивного изображения идеала, к-рый выступает в иск-ве М. лишь в форме отрицания. В М. исчезает завершенное единство классич. художеств, произведения, гармонич. слияние всех частей в единое целое; фрагментарность становится осн. принципом художеств, формы.