Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общий обзор литературы по М. 2 страница



Творчество М. пронизано идеей долга рус. интел­лигенции перед народом. В центре публицистич. выступлений М. — вопрос о женском равноправии («Парижские письма», «Современник», 1858, № 9, 10, 12, 1959, № 2; «Женщины, их воспитание и значе­ние в семье и обществе», там же, 1860, 4, 5, 8; «Женщины в Университете», там же, 1861, № 4; и др.). Полагая, что семья составляет основание общества, М. думал, что начинать социальное пере­устройство необходимо с изменения семейных отно­шений. В ст. «Иностр. лит-ра» (там же, 1861, № 4, 5) М., разбирая вопрос о труде и капитале, защищал «новое экономическое», т. е. социалистич. учение; в нем он видел «справедливое стремление к упроче­нию общего благосостояния, а не одних привилеги­рованных сословий». Идеалом М. было такое обще­ство, где «результат производства составляет собст­венность трудившегося». Для зап.-европ. народов М. видел выход в децентрализации произ-ва и созда­нии с помощью правительств, субсидий рабочих ■производств, ассоциаций; путь России к социализму М., как и др. представители народничества, свя­зывал с использованием сельской общины.

М. отстаивал в своих лит.-критич. статьях прин­ципы реализма. Иск-во, поэзия являются, по М., важнейшим фактором морально-политич. воспита­ния —«руководящей и зиждущей силой». Это было свя­зано с мнением М.о том, что решающую роль в пере­устройстве общества играет распространение науч. мировоззрения; отсюда огромное значение, к-рое М. придавал «аристократии мысли» — литераторам, поэтам, ученым, художникам.

Соч.: Поли. собр. соч., т. 1 — 4, СПБ, 1913—14; Соч., т. 1 — 3, М., 1958, вступит, статья М. Дикман и Ю. Левина.

Лит.: Козьмин Б.,Н.Г. Чернышевский и М. И. М., «Вопр. истории», 1946, № 7; Очерки по истории филос. и об­ществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 288— 299; Малютина А., Встреча М. с Петрашевским в Крас­ноярске, в альм. «Енисей», Красноярск, 1962, № 2 (34).

Библ. в кн.: История рус. лит-ры. Библиографич. ука­затель, М.—Л., 1962, с. 460—62.

МИХАЙЛОВСКИЙ,Николай Константинович [15(27) ноября 1842 — 28 янв. (10 февр.) 1904] — рус. социолог, публицист и лит. критик; теоретик либерального народничества. Род. в Мещовске Калуж­ской губ. в семье чиновника из дворян. Учился в Ко­стромской гимназии, в Петерб. ин-те горных инжене­ров. В 1863 за участие в студенч. волнениях исклю­чен из ин-та. Лит. деятельность начал в 1860. С 1868— в «Отечеств, записках»; сначала — сотрудник, затем— один из редакторов журнала. Здесь были опублико­ваны важнейшие работы М.: «Что такое прогресс?», «Теория Дарвина и обществ, наука», «Вольтер—чело­век, Вольтер—мыслитель», «Орган, неделимое, обще­ство», «Жестокий талант», «Записки профана», «Пись­ма о правде и неправде» и др. В конце 70-х гг. М. сблизился с народовольцами, публиковал статьи


 

в их органе «Народная воля», редактировал «Письмо исполнит, комитета Народной воли» Александру III.После закрытия «Отечеств, записок» (1884) сотрудни­чал в журн. «Сев. вестник» и «Рус. мысль», в газете «Рус. ведомости». С 1892 вплоть до самой смерти — один из ведущих редакторов журн. «Рус. богатство».

Талантливый публицист, М. пользовался большой по­пулярностью в революц. на-роднич. движении 70—80-х гг., хотя по политич. взгля­дам М. в общем принадле­жал к либеральному крылу народничества. Даже в пе­риод сотрудничества в «На­родной воле» он заявлял о том, что не верит в нар. восстание и отделял себя от «людей революции» (см. «Лит-ра партии „Народ­ная воля"», М., 1930, с. 29). Не случайно именно из среды соратников М., группировавшихся вокруг «Рус. богатства», вышли первые ликвидаторы в демо­кратич. движении России, к-рые «... отреклись от „подполья" и от его лозунгов» и образовали «открытую партию» (см. В. И. Ленин, Соч., т. 20, с. 102). Ленин, Плеханов и др. рус. марксисты вели в 80— 90-х гг. острую идейную борьбу с М. и его едино­мышленниками .

Филос.-социологич. концепция М. складывалась в 70-х гг. 19 в., когда обнаружился, более или менее явственно, бурж. характер пореформ. развития страны. Народнич. идеологи были вынуждены признать факт капиталистич. эволюции России. Однако при этом они отрицали объективную необходимость совершаю­щегося процесса, доказывали возможность коренного изменения его путем активного вмешательства в ход событий. В отличие от революц. народников, пони­мавших под гарантиями от буржуазности полный пересмотр реформы 1861 в пользу крестьянства, М. видел средство предотвращения капитализма прежде всего в «...развитии тех отношений труда и собствен­ности, которые уже существуют в наличности, но в крайне грубом первобытном виде» (Соч., т. 1,СПБ, 1896, с. 703—04). М. наравне с Лавровым принадле­жит разработка идеи о свободном выборе «идеала», философски обосновывавшей возможность изменить обществ, развитие в избранном передовой интелли­генцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в т. н. субъективном методе в социо­логии. М. писал о необходимости применения «... различных методов в двух великих областях чело­веческого ведения» (там же, с. 129) — объективного при изучении природы и субъективного при изуче­нии общества. Сущность последнего заключалась в отрицании естеств.-историч. характера обществ, развития. «Что общество повинуется в своем развитии известным законам, — это несомненно, —писал М.,— но не менее несомненно присущее человеку соз­нание свободного выбора деятель­ности» (там же, с. 777). Идея необходимости в при­ложении к истории означает, по М„ «...покорность ходу вещей, неверие в собственные силы» (там же, с. 778). Субъективный метод в социологии объявлял личность («неделимое») отправным пунктом историч. исследования и высшим мерилом ценности всех об­ществ, явлений. Поскольку современное М. буржуаз­ное («органическое») развитие общества уродовало, ду­шило и давило личность, постольку М. отказывался признавать всякую, даже относит, прогрессивность этого развития. Действит. историч. движению он противопоставлял умозрительную формулу про-


МИХАЙЛОВСКИЙМИХЕЛЬС469


гресса: «Прогресс есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возможно полному и все­стороннему разделению труда между органами и воз­можно меньшему разделению труда между людь­ми» (там же, с. 150).

Субъективистский характер социологии М. особенно ярко выразился в его воззрениях на соотношение личности и массы в историч. процессе. В работе «Ге­рои и толпа» М. признавал личность («героя») гл. творцом истории. Условия жизни совр. общества, дока­зывал М., обрекают массу на нищенское существова­ние, узость интересов и односторонность духовной деятельности. Такой образ жизни опустошает сознание людей и обессиливает их волю, в результате чего масса превращается в «толпу». «Герой» своим примером может увлечь «толпу» на подвиг или на преступление. Кон­цепция «героев и толпы» послужила в дальнейшем теоретич. обоснованием тактики индивидуального тер­рора.

М. считал себя хранителем и продолжателем тради­ций Чернышевского, однако в своем мировоззрении, особенно в философии, он «... сделал шаг назад от Чернышевского» (Ленин В. И., Соч., т. 20, с. 100) к позитивизму и агностицизму. Вслед за Контом и Спенсером М. разделял претензию позитивистов встать над борющимися филос. партиями. Принимая «основ­ные положения позитивизма о границах исследова­ния», М. в теории познания делал серьезные уступки агностицизму и идеализму. Так, в ст. «Идеализм, идо^ лопоклонство и реализм» (1873) он призывал бросить всякие рассуждения о том, насколько отражение вещей в сознании соответствует вещам в себе, объек­тивной реальности. «... Цель науки, — писал М.,— состоит в удовлетворении известной потребности человеческой природы, или, что то же, в служении человеку, или, что опять-таки то же самое, в исполне­нии заказов человека» (Соч., т. 3, СПБ, 1897, с. 350). Исходя из этого, М. предлагал слово «истина» заме­нить словами «...удовлетворение познавательной пот­ребности человека» (там же, с. 349), а под заблуждени­ем понимать «...уклонения от известного нам типа» (там же, с. 353).

Филос.-социологич. концепция М. отразила неразви­тость экоиомич. и политич. условий России, в частно­сти отсутствие массового революц. движения в стране. Этим объясняется ее субъективно-идеалистич. харак­тер, приписывание интеллигентному меньшинству исключит, роли в развитии общества и др. Однако ложная в теоретич. отношении, она тем не менее отве­чала настроениям передовой разночинной интелли­генции того времени, ставила вопрос об ее ответст­венности за историч. судьбы страны.

Как лит. критик М. пытался продолжить тради­цию школы Чернышевского и Добролюбова. Он рас­сматривал писателя прежде всего как нравств. судью общества, а лит-ру — как голос совести, подвергаю­щий действительность разбору с т. зр. определен­ного идеала. Поэтому на протяжении всей своей дея­тельности М. вел страстную борьбу, с одной стороны, против представителей «чистого искусства», с другой— против натурализма, видя в них «...замаскированное служение данному общественному строю» (Соч., т. 2, СПБ, 1896, с.609). Однако в оценке ряда рус. писателей М. стоял далеко позади Чернышевского и Добролюбова.

Беспощадно критикуя политич. ошибки М., пока­зывая теоретич. несостоятельность его мировоззре­ния, Ленин тем не менее выделял его из общей массы либерально-народнич. публицистов. «Великой истори­ческой заслугой Михайловского в буржуазно-демокра­тическом движении в пользу освобождения России,— писал Ленин, — было то, что он горячо сочувствовал угнетенному положению крестьян, энергично боролся против всех и всяких проявлений крепостнического


гнета, отстаивал в легальной, открытой печати — хотя бы намеками сочувствие и уважение к „под­полью", где действовали самые последовательные и ре­шительные демократы разночинцы, и даже сам помо­гал прямо этому подполью» (Соч., т. 20, с. 99 — 100).

Соч.: Поли. собр. соч., т. 1 — 8, 10, 4 изд., СПБ, 1906— 1914; Лит.-критич. статьи, М., 1957, пред. Бялого Г. А.

Лит.: Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Экономич. содержание народничества..., там же; его ж е , От какого наследства мы отказываемся?, там же, т. 2; е г о же, Народники о Н. К. Михайловском, там же, т. 20; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1958; Красносельский А. И., Мировоззрение гуманиста нашего времени. Основы учения Н. К. М., СПБ, 1900; Бер­дяев Н., Субъективизм и индивидуализм в обществ, фило­софии. Критич. этюд о Н. К. М., СПБ, 1901; Р а н с к и й С, Социология Н. К. М., СПБ, 1901; К а р е е в Н., Памяти Н. К. М. как социолога, «Рус. богатство», 1904, № 3; К о -л о с о в Е. Е., Очерки мировоззрения Н. К. М., СПБ, 1912; Ковалевский М., Н. К. М., как социолог, «Вестн. Европы», 1913, [кн. 4]; Р у с а н о в Н. С, Н. К. М. и об­ществ, жизнь России, «Голос минувшего», 1914, № 2; Г о -р е в Б. И., Н. К.М., М., 1931; Л е в и н Ш. М., Обществ, движение в России в 60—70 гг. XIX в., М., 1958; Поле­вой Ю., Зарождение марксизма в России, М., 1959; История философии, т. 4—5, М., 1960—61; Billington J.H., Mikhailovsky and Russian populism, Oxf., 1958 (рец. Л е-в и н а Ш. М. и В о л к а С. С, «История СССР», 1959, 4).

Библ.: Указатель лит-ры, в кн.: Михайловский Н. К., Поли. собр. соч., т. 10, с. 1113—44.

И. Пантин. Москва. МИХАЛЧЕВ,Димитр (р. 1880) — болг. философ, член Болг. АН, последователь Ремке. По М., физич. и духовное одинаково первичны, т. к. «даны» вместе. М. выступает против диалектич. материализма, в част­ности против материалистич. теории отражения, одно­временно пытаясь соединить философию Ремке с ис­торич. материализмом.

Соч.: Philosophische Studien, Lpz., 1909; Принос кем учението за познанието, 2 изд., С, 1931; Философията като наука. Методологичен увод, 2 изд., С, 1946.

МЙХЕЛЬС(Michels), Роберт (9 янв. 1876 — 3 мая 1936) — реакц. бурж. историк, экономист и социолог. По происхождению немец, в 1926 принял итал. граж­данство. Преподавал историю, экономику и социоло­гию в Брюссельском, Базельском и Римском ун-тах, в 1928—31 — в Турине и Перудже. На М. оказали влияние идеи В. Парето и Г. Моска. Изучал классы бурж. общества, их структуру, политич. роль интел­лигенции. В осн. работе «Социология политич. партии в условиях совр. демократии» («Zur Soziologie des Parteiwesens in der modernen Demokratie», 1911; переведена на итал., франц. и англ. языки, последнее переиздание — на англ. яз. 1960) он выдвинул т. н. «железный закон олигархических тенденций» в бурж. демократии, согласно к-рому деятельность демократии строго ограничивается необходимостью организации, опирающейся на «активное меньшинство» (элиту), поскольку «прямое господство масс технически не­возможно» и приведет к гибели демократии. Наряду с этим М. указывал на опасность «вождизма» в домо-кратич. организациях (см. указ. соч., гл. 1). После 1-й мировой войны М. порвал с социалистич. движе­нием, выступил с резкой критикой марксизма. В конце жизни восхвалял фашизм. Характеристику М. дал Ленин (см. Соч., т. 21, с. 325). Указывая на «поверх­ность» М., Ленин отмечал, что в его книге «...собран ценный материал о происхождении итальянского импе­риализма и о том переходе, который составляет сущ­ность современной эпохи...» (там же, с. 324).

Реакц. взгляды М. подверглись критике итал. ком­мунистов, особенно А. Грамши (см. Избр. произв., т. 2, 1957, с. 63; т. 3, 1959, с. 137—38).

Соч.: Proletariat und Bourgeoisie in der sozialistischen Bewegung Italiens..., Bd 1—2, Tubingen, 1905—06; Probleme der Sozialphilosophie, Lpz. — В., 1914; Problemi di sociologia appiicata, Torino, 1919; La teoria di C. Marx sulla miseria crescente e le sue origini, Torino, 1922; Sozialismus und Fas­cism us als politischeStromungen in Italien, [Bd 1 — 2], Munch., 1924—25; Corso di sociologia politica, Mil., 1927; Sittlichkeit


470 МИЦКЕВИЧ — МИЦКЯВИЧЮС-КАПСУКАС


in Ziffern? Kritik der Moralstatistik, Munch.—Lpz., 1928;
Der Patriotismus. Prolegomena zu seiner soziologischen Ana­
lyse, Munch.—Lpz., 1929; Studi sulla democrazia e sull'au-
torita, Firenze, 1933; Nuovi studi sulla classe politioa...,
Roma, 1936; в рус. пер. — Что такое патриотизм, К., 1906.
Лит.: Бек к ер Г. и Босков А., Современная
социологическая теория в ее преемственности и изменении,
пер. с англ., М., 1961; Studi in memoria di R. Michels, [Pe­
rugia], 1937. И. Добронравов. Москва.

МИЦКЕВИЧ(Mickiewicz), Адам (24 дек. 1798 — 26 ноября 1855) — польский поэт, деятель польского освободит, движения. Учился в Виленском ун-те (1815—19). Высланный за пределы Литвы (1824—29) за участие в патриотич. ор­ганизациях «филоматов» и «филоретов» и живя в Петер­бурге, Одессе, Москве, М. сблизился с декабристами и Пушкиным. После польского восстания 1830—31 поэт на­всегда остался в эмиграции. М. является основополож­ником польского революц. романтизма. Его художеств, произведения «Ода к моло­дости» («Oda do mlodosci», 1820, опубл. 1827), «Балла­ды и романсы» («Ballady i romanse», 1822), «Гражина» («Grazvna», 1822, опубл. 1823), «Дзяды» («Dziady», 1820—32, опубл. 1823—60), «Пан Тадеуш» («Pan Tadeusz», 1834) проникнуты идеями революц. эн­тузиазма, осуждения неравенства. Живя за грани­цей, М. занимался публицистич. и критич. деятель­ностью, в 1840—44 читал курс слав, лит-ры в Па­риже. В «Книгах польского народа и польского пилиг-римства» («Ksiegi narodu polskiego i pielgrzymstwa polskiego», 1832), в публицистич. статьях и выступле­ниях в газ. «Pielgrzym polski» («Польский пилигрим», 1832—33) М. высказал ряд историософских идей, но­сящих в осн. романтич. характер. Согласно М., исто­рия человечества — это процесс осуществления мо­рального идеала. Последствием этого процесса являет­ся постепенное расширение свободы. Процесс история, развития человечества проходит 3 ступени: греха (отход от этич. принципов, составляющих предназна­чение человечества), кары (победа неволи и антагонизм в человеч. отношениях, аморальность) и, наконец, искупление (процесс обновления из абс. неволи). Универсальный моральный идеал ведет, по М., к един­ству человеч. рода и приводит к солидарности всех народов, борющихся за политич. и социальную сво­боду. Т. о., история осуществляется при посредстве действий отд. народов. Особую роль в обновлении че­ловечества М. отводил Польше. Эти идеи нашли вы­ражение в прочитанных во Франции «Лекциях о славянских литературах» («Les Slaves. Cours professe au College de France par Adam Mickiewicz et publie d'apres les notesstenographiees», t. 1—5, 1849; поль­ский перевод 1841—45), в к-рых М., в частности, резко критиковал нем. классич. философию и ее польских эпигонов. Элементы мистики и мессианизма особенно усилились в 40-х гг., когда М. подпал под влияние А. Товяньского. Наступление нового революц.подъема в Европе в 1848 вызвало крутой перелом в настрое­ниях и деятельности М.: он организовал в Италии революц.польский легион, программа к-рого, написан­ная М., содержит элементы революц.-демократич. идеологии. В 1849 М. основал в Париже газ. «La Tribune des peuples» («Трибуна народов»), в к-рой он призывал к революц. союзу народов, высказывал идеи утопич. социализма. Резкая критика совр. бурж. общества и революц. интернационализм составляли сильные стороны «Трибуны народов», характеризуя мировоззрение М. в последний период его жизни.


Соч.; Dziela, t. ! —16, Warsz., 1955; в рус.пер. — Собр.
соч., т. 1 — 5, М., 1948 —1954; в кн.: Избр. произв. прогрес­
сивных польских мыслителей, т. 2, М., 1956, с. 251 — 404.
Лит.: История Полыни, т. 1 — 2, М., 1954—55 (см. им.
указ.); Живов М., А. М., М., 1956; А. М. в рус. печати.
Библиографич. материалы, М.—Л., 1957; К г i d I M.,
Mickiewicz i Lamennais, Warsz., 1909; Pigon St., Z epo-
ki Mickiewicza, Lw., 1922; Z о I k i e w s k i S., Spur о Micki-
ewicza, Wr., 1952; D г о b n e г В., Mickiewicz jako socjalista,
Кг., 1959; Adam Mickiewicz. Zarys bibliograt'iczny, Warsz.,
1957; Semkowicz A., Bibliografia utworuw A. Mickie­
wicza do roku 1855, Warsz., 1958. А. Сикора. ПНР.

МИЦКЯВИЧЮС-КАПСУКАС (Mickevicius Kap-sukas), Винцас (7 апр. 1880 — 17 февр. 1935) — литов. марксист, один из руководителей Коммунистич. пар­тии Литвы. Род. в крест, семье. В 1902—04 изучал философию и политэкономию в Бернском ун-те. Вклю­чившись в революц. движение (1903), стал одним из организаторов трудящихся Литвы в борьбе против царизма. В 1907 был приговорен к восьми годам ка­торги; в 1913 сослан в Сибирь; в 1914 бежал за границу. В 1914 в Галиции встречался с Лениным. Вернувшись из эмиграции, в июне 1917 вступил в РСДРП(б). Редактировал большевистскую газ. «Тие-са» («Правда»). С дек. 1917 — комиссар Сов. пр-ва по литов. делам. Участвовал в создании компартии Литвы; член ЦК КПЛ (с 1918). В конце 1918 возглавил первое сов. пр-во Литвы; в нач. 1919— пр-во Литвы и Белоруссии. После победы контрреволюции в Лит­ве —в подполье. С конца 1921 — в Москве. Кандидат в члены ИККИ (1924), член ИККИ (1928).

Теоротич. выступления М.-К. посвящены широкому кругу вопросов. В статьях, написанных в годы сто­лыпинской реакции в тюрьме, М.-К. защищал теорию марксизма и доказывал неизбежность победы рево­люции. В ст. «Историч. материализм» («Istorinis materializmas», опубл. в «Zarija», 1908, 9) он по­казал отличие диалектич. материализма от домарк­систского материализма и противоположность марк­систской диалектики диалектике Гегеля (см. Соч.— Rastai, т. 3, с. 376—85). В ст. «Зарождение научного коммунизма» [«Mokslingojo komunizmo uzgimimas», опубл. в журн. «Komunaras», 1923, № 2(14)], М.-К. выступал против теории стихийности, указывал на большую роль субъективного фактора в превращении возможности победы социализма в действительность.

В полемике против бурж. теории об особом пути развития Литвы, о неклассовости и единстве литов. нации, о непригодности социализма для Литвы, К. показывал, что литов. нация, как и все др. бурж. нации, состоит из антагонистич. классов (см. Соч.— Rastai, т. 3, с. 298—304; т. 5, с. 264—73; Буржуаз­ная Литва — Burzuazine Lietuva, 1961), что единств, выход из кризисов и связанных с ними эксплуатации, горя и нищеты,— уничтожение господствующего ка-питалистич. строя и установление социализма (см. «Фашистские головы об экономич. кризисе в Литве» — «Fasistines galvos apie Lietuvos ekonomine krisg», опубл. в журн. «Priekalas», 1932, № 11).

М.-К. разоблачал декадентскую теорию о том, что «реализм чужд литовскому духу, который должен ис­кать другие пути для самовыражения», утверждал, что лучшие произведения литов. лит-ры написаны реалистами (см. Соч.— Rustai, т. 5, с. 429).

Работы М.-К., направленные против религии и клерикализма, характеризуют католич. церковь как опору эксплуататорского общества («Ксендзы и цар­ское правительство» — «Kunigai ir caro valdzia», 1918; «Как ксендзы заботятся о рабочих — «Kaip kunigai rupinasi darbininkais?», 1917; «Христианские демократы и рабочие» — «Krikscionys demokratai ir darbininkai», 1919, см. Veidmaimu darbai, 1961). Отвергая лживые утверждения церковников о том, что упадок морали в совр. обществе связан с появле­нием социалистов, М.-К. в кн. «Семья в прошлом, настоящем и в будущем» («Seimyna seniau, dabar ir


МИЧУРИН — МИЧУРИНСКОЕ УЧЕНИЕ 471


ateityjc», 1917) показал, что упадок морали связан с загниванием бурж. строя. Он высмеивал попыт­ки объявить религ. мораль универсальной («Отделе­ние церкви от государства» — «Baimycios atskyri-mas nuo valstybes», 1918, см. Veidmainiu darbai, 1961).

С о ч.: Ekonominio pletojimosi keliai, Voronezas, 1918; Trumpa Lietuvos social-demokratu, partijos istorija, d. 1 — 2, Petropilis-Smolenskas, 1918 — 20; Apsakymai ir atsiminimai, Vilnius, 1954; Pirmoji Lietuvos proletarine revoliucija ir tarybu valdzia, 2 leid., Vilnius, 1958; Raetai, t. 1 — 5, Vilnius, 1960 — 62 (изд. продолжается); Veidmainiu darbai, Vilnius, 1961; Burzuazine Lietuva, Vilnius, 1961; на рус. яз.— Фа­шистский переворот в Литве, М., 1927; Литва, М.—Л., 1931.

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 395—96; Шклярскайте-Блехерене Ф. К., Борьба В. Капсукаса против бурш, идеологии в Литве, М., 1963 {автореферат дисс); SnieCkus A., Vincas Mickevicius-Kapsukas — tzymus Lietuvos revoliucinio judejimo veikejas, «Komunistas», Vilnius, 1955, № 4 (460); К о z 1 о v a s I., Katorga, Vilnius, 1959; Pranskus В., Lietuviu., litera-turos gretose, Vilnius, 1959; Ambrasas K., Laiko tiesa, Vilnius, 1960; Snieikas A., Vincas Mickevicius-Kapsu-kas, 2 leid., Vilnius, 1960; S a r m a i t i s R., Vincas Kap-sukas, в кн.: Kapsukas V., Rastai, t. 1, Vilnius, 1960; Z i n k u s J., Ankstyvoji V. Kapsukopublicistika, там же; S k 1 i a r s k a i t ё F., V. Kapsuko kova prieS burzuazine ideologija. Lietuvoje, Vilnius, 1962.

Ф. Шклярскайте. Вильнюс.

МИЧУРИН,Иван Владимирович (27 окт. 1855 — 7 июня 1935) — биолог и селекционер, основополож­ник нового направления в биологии (см. Мичурин­ское учение). Почетный член АН СССР (1935), действит. член ВАСХНИЛ (1935), за-служ. деятель науки и тех­ники (1934). Род. в дер. Дол­гое Рязанской губ. Учился в гимназии, но из-за недо­статка средств был вынуж­ден бросить учебу. С 1889 целиком посвятил себя се-лекц. работе. За свою жизнь М. вывел более 300 новых сортов высококачеств. пло­дово-ягодных растений. В ходе их создания М. выра­ботал оригинальные методы селекции и развил мн. поло­жения учения Дарвина об эволюции органич. мира. М. выдвинул девиз: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача» (Соч., т. 1, 1948, с. 486). М. изучал философию марксизма-ленинизма, положив ее в основу своей научной деятельности. «Естество­знание,— писал он, — по своему существу мате­риалистично, материализм и его корни лежат в природе. Естествознание стихийно влечется к диалек­тике. Для избежания ошибочного понятия в усвоении необходимо знать, единственно правильную филосо­фию, — философию диалектического материализма» (там же, с. 623). М. тесно увязывал свою теорию с с.-х. практикой; он сознательно опирался на марксистско-ленинские принципы единства теории и практики. По М., преимущества социалистич. науки состоят в том, что она марксистски обоснованно ставит перед собой задачу «... ввести научную мысль в пла­новое русло, неразрывно увязать теорию и практику, вынося работу ученых из лабораторий и кабинетов непосредственно на производство... и на твердой не­зыблемой базе марксистско-ленинской методологии поднять разработку философских проблем по биологии на высшую ступень» (там же, т. II, с. 515).

После Октябрьской революции работами М. за­интересовался Ленин, увидев в них дело гос. значе­ния. На базе плодового питомника М. (близ г. Козлова) был создан целый комплекс научно-исследоват., высших и средних уч. заведений по плодоводству. М. был награжден орденом Ленина и орденом Тру­дового Красного Знамени.


С о ч.: Соч., т. 1 — 4, 2 изд., М., 1948; Итоги 60-летних работ, 5 изд., М., 1949; Избр. соч., М., 1955; Принципы и методы работы, М., 1957.

Лит.: Яковлев П. Н., И. В. Мич\-рин, М., 1951; БахаревА. Н., И.В.М..М., 1955; Лысенко Т. Д., Сто лет со дня рождения И. В. М., «Тр. ин-та генетики АН СССР», 1956, № 23; С т о л е т о в В. Н., И. В. Мичу­рин, в кн.: Люди рус. науки, [кн. 3], М., 1963.

Г. Платонов. Москва.

МИЧУРИНСКОЕ УЧЕНИЕ—основанное И. В. Ми­чуриным направление в биологической науке, «...которое исходит из того, что условия жизни явля­ются ведущими в развитии органического мира» (Про­грамма КПСС, 1961, с. 127). Важнейшими особенностя­ми М. у. являются его тесная связь с практикой, сознат. использование диалектико-материалистич. ме­тодологии. М. у. не только расширяет представление о законах органич. эволюции, но и указывает наиболее действ, пути управления ею. Это стало возможным благодаря всестороннему выяснению ведущей роли условий жизни в развитии органич. мира (см. И. В. Ми­чурин, Соч., т. 1, 1948, с. 590).

Как показали работы Мичурина, гибридизация дает возможность не просто объединить в потомстве полез­ные признаки родителей, но и ослабить консерватизм наследственности, сделать последнюю более восприим­чивой к внешнему воздействию. Эти работы позволили ему установить закономерный, направленный характер изменения наследственности. То же следует сказать и о законе наследования приобретаемых свойств и признаков. Мичурин, опираясь на свои собств. экс­перименты и данные др. исследователей, приходит к выводу, что наследств, передача приобретаемых особен­ностей растений «...если и не всегда проявляется с одинаковой силой, но тем не менее неоспорима» (там же, т. 3, 1948, с. 518). В статье «К вопросу о наследова­нии приобретенных признаков» (см. там же, т. 1,1948, с. 655—56) Мичурин охарактеризовал это явление как причину историч. развития организмов.

Указанные теоретич. положения, сформулирован­ные в трудах Мичурина, послужили отправной точ­кой теоретич. исследований и обобщений его учени­ков и последователей. В ходе развития М. у. наря­ду с нек-рыми положит, результатами у ряда его сторонников (Лысенко, Нуждин, Презент, Долгушин и др.) выявились и существенные теоретически ошибочные положения: отрицание внутривидовой борьбы, недооценка значения проблем молекулярной генетики в развитии биологич. теории, трактовка жи­вого организма как только формы, а среды обитания как содержания и др. Нек-рыми сторонниками М.у. высказывалась неправомерная претензия монополизи­ровать в рамках только этого направления примене­ние диалектико-материалистич. методологии к биоло­гич. науке. В период культа личности эта претензия была использована как основание для административ­ных мер против теоретич. противников, для создания в биологич. науке обстановки нетерпимости к научной критике, что мешало нормальному развитию науки.

М. у. развивается в ходе-решения важных практич. задач, с.-х. производства. Работы селекционеров-мичуринцев Ф. Г. Кириченко, П. П. Лукьяненко, В. Н. Ремесло по выведению новых сортов пшеницы и В. С. Пустовойта по выведению высокомасличных сортов подсолнечника были отмечены ленинскими пре­миями. М. у. получило значит, распространение не только в Сов. Союзе, но и за рубежом — в Болгарии, Румынии, Франции, Бельгии, Японии и др. странах.

В последние годы мичуринское направление в био­логии расширяет фронт своих научных исследований: если раньше эколого-синтетич. подход к изучению ор­ганизма недостаточно подкреплялся аналитич.трудами в области цитологии, биофизики, биохимии, то теперь этот недостаток постепенно изживается. Большую роль в этом отношении играет Постановление ЦК


472МИЯКЭ СЭЦУРЭЙ — МНОГОЗНАЧНАЯ ЛОГИКА


КПСС и Совета министров СССР «О мерах по дальней­шему развитию биологической науки и укреплению ее связи с практикой» (см. «Правда», 1963, 25 янв., с. 1). В Постановлении подчеркивается необходимость всемерно развивать весь комплекс биологич. наук. В качестве главных указаны след. задачи: выяснение сущности явлений жизни, вскрытие биологич. законо­мерностей развития органич. мира, изучение физики, химии живого, разработка различных способов управ­ления жизненными процессами. Большое внимание уделяется сейчас изучению живого на молекулярном уровне — т. н. молекулярной биологии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.